Файл: Классификация и особенности рынка медицинских услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Здравоохранение играет важнейшую роль в социальной жизни государства. Это индикатор уровня жизни граждан. От уровня развития системы здравоохранения зависит экономический рост любой страны. В мире функционируют различные модели охраны здоровья: платная, государственная и страховая. Рынок медицинских услуг занимает ведущее место в системе здравоохранения, объединяя в своих рамках всех действующих участников этой сферы. Рынок медицинских услуг работает по различных схемам, которые хорошо себя зарекомендовали в разных странах мира.

Россия постепенно переходит к созданию социально-ориентированного государства. Активно развивается также сектор негосударственных медицинских услуг, который содействует реализации практики предоставления качественной помощи населению. Актуальность выбранной темы связана с тем, что процесс перехода к принципиально новой модели национальной экономики - социально ориентированному государству - обострил проблему экономических отношений на формирующемся рынке медицинских услуг.

Цель настоящей работы состоит в изучении особенностей развития национального рынка медицинских услуг Российской Федерации. Цель обусловила необходимость постановки следующих задач исследования:

- охарактеризовать особенности рынка медицинских услуг;

- провести классификацию рынка медицинских услуг;

- осуществить оценку развития рынка медицинских услуг Российской Федерации на современном этапе;

- выделить основные противоречия в функционировании рынка медицинских услуг Российской Федерации;

- охарактеризовать перспективы развития рынка медицинских услуг Российской Федерации;

- выделить пути улучшения развития рынка медицинских услуг Российской Федерации.

Объектом исследования являются реальные экономические связи в сфере рынка медицинских услуг. Предмет исследования состоит в изучении тенденций развития экономических отношений, обусловленных формированием эффективно функционирующего рынка медицинских услуг.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономических проблем здравоохранения, современных проблем экономики, экономики отраслей социальной сферы. Среди них можно выделить труды таких авторов как Карамова А.С., Сафина Р.С., Рамазанов И.А., Григорьева Е.С., Демиденко Я.А., Орлова А.А., Ламакина Н.А., Снегирева Ю.Ю., Зудин А.Б., Козлова Е.И., Новак М.А. Исследование состояния рынка медицинских услуг выполнено на основе отчетов, подготовленных специалистами компаний Форбс, Эрнст энд Янг, Медвестник.


1. Теоретические основы рынка медицинских услуг

1.1. Особенности рынка медицинских услуг

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено понятие категории «медицинские услуги» [1]. Так, медицинская услуга понимается как особенное мероприятие, проведение которого способствует профилактике, диагностике и лечению болезней. Данные мероприятия отличаются тем, что они имеют старт и завершение и характеризуются соответствующей стоимостью. Эти услуги представлены в обширном спектре. Медицинские услуги могут быть типологизированы согласно видам, типам и определенным признакам.

Отметим, что медицинские услуги – это процессы и элементы, которые являются глубоко взаимозависимыми. Они свойственны национальной системе охраны здоровья. Процессы выделены в определенную последовательность и вобрали в себя всю совокупность медицинских услуг, которые предоставляются населению как на платной, так и на бесплатной основе [2].

Рынок медицинских услуг страны имеет важное значение для ее устойчивого развития. Прежде всего, он способствует тому, что удовлетворяются все потребности граждан в поддержании нормального состояния здоровья. Рынок медицинских услуг становится тем связующим звеном, которое объединяет получателей и предоставителей помощи, которая предоставляется в достаточном объеме с приемлемым качеством.

Могут быть выделены специфические особенности рынка медицинских услуг, которые состоят в следующем [4, c. 82]:

- рынок предоставляет услуги населению в области медицины, которые являются неосязаемыми. Данные о подобных услугах вероятностны. Потребительские характеристики таких услуг оцениваются пациентами на основе их субъективных ощущений.

- на рынке взаимодействуют предоставители и получатели медицинских услуг, которые имеют в его пределах личные контакты;

- на рынке предоставляются услуги, которые не могут накапливаться и храниться и в дальнейшем реализовываться;

- качество представленных на рынке медицинских услуг отличается вариабельностью. Об этом свидетельствуют нормативно-правовые акты, принятые ВОЗ.


Под качеством медицинских услуг понимают общность их признаков. Природа их эмпирически продемонстрирована [3, c. 2084]. Эти характеристики находятся в соответствии с требованиями, которые приняты вышестоящими организациями, действующими в сфере охраны здоровья. Качество медицинских услуг, которые предоставляются на рынке, может быть описано в таких аспектах:

- проверочном;

- технологическом;

- тактическом [5, c. 33].

Следует отметить, что качество услуг обусловлено многими факторами. К ним относят, прежде всего, такие: уровень доступности помощи, касающейся охраны здоровья граждан страны, квалификация докторов, которые предоставляют данную помощь.

- итог предоставления медицинской услуги не может быть оценен однозначно. В сфере охраны здоровья иногда отрицательный исход лечения не может оцениваться как негативный, в этом состоит ее специфика. Это обусловлено особенностями организма больного и признаками протекающей у него болезни [6, c. 48].

- медицинская услуга - это особенный продукт, который предоставляется на функционирующем и управляемым государством рынке и принадлежит его производителю и потребителю. В пределах рынка медицинских услуг производители и потребители продукта осуществляют слаженное взаимодействие [8, c. 14]. Их действия связаны с противодействием болезни.

На рынке медицинских услуг функционируют такие субъекты:

1) производители и реализаторы продукции медицинского назначения;

- приобретатели медицинских товаров, выступающие в лице государственных органов власти, больных и работодателей;

- посредники, действующие на рынке. Ими являются медицинские учреждения, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

На рынке медицинских услуг вступают во взаимодействие его субъекты. При этом их отношения осуществляются с учетом действующих в стране правовых норм. В Основном Законе РФ указано, что все граждане наделены правом на получение качественных медицинских услуг. Медицинская помощь гражданам предоставляют специализированные медицинские учреждения частной и государственной принадлежности [7, c. 28]. Определено, что граждане имеют право на получение на бесплатной основе необходимого объема медицинских услуг. Для этого изыскивают средства из бюджета, который наполняется за счет страховых поступлений.

Частные медицинские учреждения предоставляют свои услуги только на платной основе. Услуги этих организаций могут быть оплачены страховыми организациями либо самим больным [3, c. 2087].


1.2. Классификация рынка медицинских услуг

Рынок медицинских услуг может быть классифицирован по таким признакам:

- потребностям медицинских учреждений;

- потребностям общества [4, c. 82].

Классификация рынка медицинских услуг согласно спросу на медицинские услуги может быть реализована по экономическим группам. В свою очередь они описаны следующим:

- возможностью оплачивать услуги со стороны граждан и специализированных организаций;

- видом и типами медицинских услуг;

- стоимостью процедур медицинского назначения;

- видом диагностики.

На рисунке 1 продемонстрирована классификация рынка медицинских услуг.

Классификация рынка медицинских услуг

по медико-диагностическим группам

по группам нозологии диспансеризации

согласно декретированным группам:

- студенты;

- здоровые граждане;

- больные граждане;

- лица, которые работают во вредных производственных условиях

согласно обеспечению помощью:

- госпитальная;

- амбулаторная;

- поликлиническая

согласно возрасту и полу:

- дети;

- взрослое население;

- лица мужского пола;

-субъекты женского пола;

- лица, находящиеся в подростковом возрасте;

- престарелые люди

по видам медуслуг

по степени платежеспособности

по группам равного медстандарта

Рисунок 1. – Классификация рынка медицинских услуг

*составлено автором на основе [5]

Стоит отметить, что отсутствует общепринятая классификация рынка медицинских услуг. Структура рынка медицинских услуг может быть представлена с помощью характеристики переменного характера. Причем это может быть один или несколько параметров. Такой подход позволяет со всех сторон рассмотреть устройство и организацию рынка медицинских услуг [7, c. 27]. Классификация рынка медицинских услуг имеет важное значение. Прежде всего, оно проявляется в том, что она поможет реструктуризировать сферу охраны здоровья так как будут выделены маркетинговые функции отдельных элементов данного рынка. Такая сегментация покажет особенно нуждающиеся в совершенствовании направления функционирования рынка медицинских услуг страны.

Сегментирование рынка медицинских услуг предоставляет значительные возможности для анализа его текущего состояния, а также перспектив развития. Отдельные выделенные сегменты рынка медицинских услуг позволяет осуществлять их качественный анализ. Может быть установлен удельный вес проса и предложения, свойственный для каждого из сегментов рынка. Будут определены потребители услуг в каждом из сегментов рынка медицинских услуг согласно текущему состоянию их здоровья. Такой подход к классификации рынка медицинских услуг конкретизирует специфику системы охраны здоровья.


В качестве профилактического сегмента рынка медицинских услуг выступает рынок с преобладающим спросом и предложением на определенные медицинские услуги. Потребители, которые присутствуют на рынке медицинских услуг, имеют приемлемо высокий уровень качества жизни [8, c. 7]. Они проявляют свой постоянный интерес к повышению качества предоставляемых медицинских услуг.

Если сравнить величину спроса и предложения на рынке медицинских услуг, то получим картину, демонстрирующую его состояние и основные характеристики.

На профилактическом сегменте рынка медицинских услуг преобладает спрос и предложение на помощь профилактического характера. Потребители данного рыночного сегмента хотят свое состояние здоровья качественно улучшить.

Лечебный сегмент рынка медицинских услуг – это особенный тип рыночной структуры [4, c. 84]. В пределах сегмента большое значение имеют спрос и предложение на диагностику заболеваний. Удельный вес спроса и предложения медицинских услуг в данном сегменте очень значителен. Подобный рынок должен быть определенным образом сегментирован. При этом необходимо осуществить уровень заболеваемости и болезненности граждан. Соотношение профилактического и лечебного сегментов порождает разнообразие рынков медицинских услуг и маркетинговых систем здравоохранения [6, c. 49].

В таблице 1 представлена классификация медицинских услуг

Таблица 1

Классификация медицинских услуг

Признак классификации

Структура

Вид медицинской услуги

-простая медицинская услуга, предоставляемая клиенту со стороны докторов;

- сложная медицинская услуга (комплекс услуг, которые взаимно дополняют друг друга);

- медицинская услуга комплексного характера

Тип медицинской услуги

- медицинская услуга реабилитационного характера;

- неотложная медицинская услуга;

- медицинская услуга, предоставляемая в условиях стационара;

- медицинская услуга профилактического характера.

Функциональное назначение

-медицинские услуги диагностического и лечебного назначения;

- транспортные медицинские услуги;

- медицинские профилактические услуги;

- реабилитационные и восстановительные медицинские услуги

Условия, сопровождающие предоставление медицинских услуг

- медицинские услуги, предоставляемые по месту проживания пациента;

- медицинские услуги, предоставляемые в условиях поликлиник и в амбулаториях;

- медицинские услуги, которая оказываются населению в процессе транспортировки;

-стационарные медицинские услуги;

-медицинские услуги, которые предоставляются гражданам в условиях реанимации

Уровни предоставления медицинских услуг

- стационарный уровень предоставления медицинских услуг;

- предоставление помощи на специализированном уровне;

- медицинские услуги, предоставляемые в стационарных условиях