Файл: Классификация и особенности рынка медицинских услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существующая система государственного здравоохранения не в состоянии оперативно реагировать на изменение потребности граждан в медицинских услугах, компенсируя свою неповоротливость простым введением платных медицинских услуг [15]. Тем самым в государственном здравоохранении сформировался принцип – «платно сегодня или бесплатно через месяц».

Оказание платных медицинских услуг в государственных лечебных учреждениях не может быть признано предпринимательской деятельностью.

В соответствии с Гражданским кодексом «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ч. 3, п. 1, ст. 2 ГК РФ).

Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. По Закону основными признаками предпринимательства являются:

1. Самостоятельная деятельность.

2. Риск.

3. Систематическое получение прибыли [16].

Руководители государственных лечебных учреждений не обладают никакой самостоятельностью в принятии решений. Для оказания платных медицинских услуг они должны получать разрешения органа управления. Все их действия зарегулированы вышестоящим руководством. Даже смета на доходы и расходы от платных медицинских услуг утверждается органом управления.

Оказывая платные услуги, больница и поликлиника ничем не рискуют, так как все их возможные убытки компенсирует государство.

Отсутствие самостоятельной деятельности, риска и несоответствие получения прибыли достижению целей, ради которых созданы государственные учреждения, прямо свидетельствует о том, что оказание платных медицинских услуг в государственных учреждениях не является предпринимательской деятельностью. Можно констатировать, что эта деятельность не укладывается в рамки Закона.

Раз торговля услугами разрешена повсеместно в России, то необходимо вносить изменения в Конституцию РФ и заменять понятие бесплатной медицинской помощи на платную [18, c.13]. Это будет объективная реальность.

До настоящего времени не сформировано единое информационное поле по реестру мощностей лечебно-профилактических учреждений, больных, застрахованных граждан, обновленных лекарственных препаратов, по телемедицине и др.


Сохраняется низкая информированность населения по профилактике болезней и неразвитость институтов общественного контроля за изменениями, которые происходят в системе здравоохранения.

Кроме того, низка еще и мотивация руководителей лечебно-профилактических учреждений и медицинского персонала по улучшению качества оказываемой медицинской помощи, а страхового сектора – к обеспечению, прежде всего, интересов населения [18, c. 10].

Наряду с этим, общее число амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений в государственном секторе уменьшается, часть из них ликвидируется, а некоторые службы объединяются.

На этом фоне увеличивается количество негосударственных медицинских организаций, а в государственных расширяется спектр платных услуг. Возрастают расходы на лекарственное обеспечение и получаемые населением медицинские услуги.

В России наблюдается крайне неблагоприятное соотношение между государственными (бюджетными) расходами на охрану здоровья и затратами населения – около 40 %, в то время как в большинстве других стран вклад населения составляет не более 25 % [14].

Очевидно, что расходы на охрану здоровья в будущем будут только возрастать и эта тенденция объясняется внедрением в клиническую практику новых высокозатратных технологий, современных лекарств, за счет использования при оказании медицинской помощи дорогостоящего оборудования, повышения заработной платы медицинским работникам.

Одновременно с этим будут увеличиваться потребности в медицинских услугах в соответствующие периоды жизни человека, главным образом, в связи со старением населения.

Оставляет желать лучшего уровень управления и технологического оснащения учреждений здравоохранения, квалификация управленческих кадров [15]. Существующая система медицинского страхования мало эффективна, в ней не действуют важнейшие страховые принципы, и на нее не распространяется закон о страховом деле.

Кроме того, действуют сегодня не всегда оправданные административные барьеры для участия частного сектора здравоохранения в исполнении государственных заказов. Административные барьеры при оказании медицинских услуг можно классифицировать следующим образом:

1) барьеры при входе предпринимателя на рынок - регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам и т.п.

2) барьеры при получении предпринимателем права на осуществление хозяйствующей деятельности – лицензирование деятельности.


3) барьеры при осуществлении предпринимателем хозяйствующей деятельности – государственный контроль и надзор [18, c.13].

Описанными выше обстоятельствами можно отчасти объяснить неудовлетворенность граждан страны качеством медицинских услуг, их доступностью.

Платная медицинская помощь спровоцировала возникновение противоречий и конфликтов во взаимоотношениях между докторами и пациентами [10]. Проблемы обусловлены проявлением этических трансформаций в этих отношениях. Никто из действующих субъектов системы здравоохранения и рынка медицинских услуг оказался не готов к этим переменам. Пациенты сбиваются с ног в поисках более доступных медицинских препаратов, так как стоимость медицинских услуг и назначений остается для них неподъемной. Альтернативные виды медицинской помощи и услуг становятся все более популярными. Сельские жители практически лишены квалифицированной медицинской помощи и не имеют доступа к рынку медицинских услуг.

Частные медицинские организации предоставляют государственные медицинские услуги, однако, численность их невелика и они не могут взять на себя полные обязательства в связи с недостаточностью мощностей [6, c. 49]. В других странах мира на рынке медицинских услуг действуют как частные, так и государственные медицинские учреждения. Такая система предоставления медицинской помощи организована в таких странах как Германия, Италия, Франция.

Выводы по главе 2

По сравнению с 2012 годом объемы рынка медицинских услуг выросли на 1174 млрд. руб. наибольшее снижение темпов роста национального рынка медицинских услуг России произошло в 2017 году, когда темп его развития сократился до 2,9 %. В последующие годы траектория развития рынка медицинских услуг приняла растущий тренд и к 2020 году темп роста рынка составил 6,7 %. Прогнозируется, что к 2021 году рынок медицинских услуг продемонстрирует рост до 7,7 %.

В структуре рынка медицинских услуг наибольший удельный вес занимает сегмент ОМС, на долю которого приходится 47,8 %. Наименьший удельный вес в структуре рынка медицинских услуг отведен сегменту ДМС (6,6 %). Отмечается поступательное наращивание объемов медицинских услуг на рынке. Основные противоречия развития рынка медицинских услуг состоят в следующем: вследствие развития сегмента платной медицины граждане – соплательщики процесса собственного оздоровления, не произошло изменения организационно-правовой формы государственных медицинских учреждений.


3. Совершенствование функционирования рынка медицинских услуг Российской Федерации

3.1. Перспективы развития рынка медицинских услуг Российской Федерации

2020 год станет отправной точкой для российского рынка цифрового здравоохранения. Пандемия и режим самоизоляции оказались тем локомотивом, который заставил по-новому оценить возможность онлайн-консультаций с врачами, в том числе в регионах. 

В ситуации, когда амбулаторный прием зачастую стал недоступен, на помощь пришла телемедицина — сегодня люди все активнее интегрируют этот формат общения с врачом в повседневную жизнь. Сегодня во многих странах телемедицина развивается очень активно: по данным VEB Ventures, мировая посещаемость телемедицинских сервисов может вырасти в 5,5 раз — с 36 млн. визитов на начало 2020 года до 200 млн. визитов к началу 2021 года [17]. ВОЗ подчеркнула важность использования таких технологических решений, как телемедицина, в стратегии борьбы с пандемией COVID-19.

Во многих странах правительствами приняты экстренные меры по ослаблению законодательных норм в области телемедицины и обязательном включении онлайн-консультации в страховые программы.

В России существующий закон о телемедицине в настоящее время во многом сдерживает активное развитие отрасли, что влияет на удовлетворенность пациентов телемедицинскими услугами: в рамках дистанционной консультации врачи не имеют права ставить диагноз, назначать лечение и препараты, а также оформлять пациентам больничный лист. Принятие поправок обсуждается российскими законодателями уже давно — практически с момента принятия базового закона о телемедицине [13]. 

Сегодня либерализация закона (естественно по той части нозологий, где это оправдано и безопасно для пациента) дала бы мощный толчок для развития системы здравоохранения и сформировала возможности для интеграции онлайн-форм взаимодействия врача и пациента. 

Что может дать расширение арсенала применения телемедицины в России?

  1. Повысит доступность первичной медицинской помощи для всех граждан огромной страны — вне зависимости от места их проживания. 
  2. Снимет финансовые барьеры — стоимость телемедицинского приема ниже стоимости очного.  
  3. Частично решит кадровую проблему. В некоторых регионах дефицит врачей составляет до 20% [18. c. 14]. Телемедицина позволит перераспределить нагрузку между врачами из разных регионов и закроет потребности жителей населенных пунктов, где нет узких специалистов, в медицинской помощи. 
  4. Позволит развить в России институт второго медицинского мнения [17].  

Во время пандемии наиболее уязвимой категорией населения оказались пожилые люди — их в России более 23%. По данным Минздрава, около 45% жителей России страдают хроническими заболеваниями. В период самоизоляции они находятся в зоне риска. На помощь всем, кто нуждается в оперативной консультации с врачом, пришли телемедицинские сервисы, которые предложили гражданам бесплатно обратиться к специалисту по телефону или онлайн — в основном это были терапевты и педиатры. 

В период самоизоляции люди нуждаются в медицинской помощи (причем далеко не только по вопросам коронавируса). В апреле 2020 года совместно с ВЭБ.РФ запущена общероссийская программа по предоставлению бесплатных телемедицинских консультаций врачей 12 ключевых специальностей [13].

Сегодня наши врачи проводят более 2,5 тысяч консультаций в день, причем более 70% обращений поступает к врачам узких специальностей, а обращений, связанных с темой коронавирусной инфекции — менее 5% [11, c. 54]. 

Дистанционный формат взаимодействия был распробован, и люди стали консультироваться с врачами онлайн по рутинным вопросам здоровья. Помимо терапевта и педиатра, чаще всего сегодня россияне обращаются дистанционно к гинекологу, неврологу и гастроэнтерологу. 

Все больше обращений поступает из регионов. Если в апреле 50% пациентов представляли Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, то сейчас доля столиц снизилась до 34%. Из регионов в лидеры вышли Татарстан (почти 6%), Ярославская (5%) и Ивановская (9%) области [12]. 

Мир вокруг стремительно меняется, и сейчас происходит процесс слияния офлайн- и онлайн-медицины — появляется гибридный формат оказания помощи. Очные приемы врачей не исчезнут, но эти два формата предоставления медицинских услуг будут активно дополнять друг друга. 

Вскоре у пациентов не будет необходимости посещать врача часто — будущее здравоохранения состоит в беспрерывном дистанционном сопровождении пациента вне зависимости от его географического местонахождения. 

Этому будет способствовать и еще один фактор: рынок медуслуг серьезно изменят носимые устройства — по подсчету IDTechEx, до 2026 года в мире их будет продано около 5 млрд. [13].

Люди будут использовать все больше датчиков, которые смогут измерять различные показатели — например, системы мониторинга глюкозы в крови или сердечных ритмов. Удаленный мониторинг состояния здоровья станет реальностью. Будущее за экосистемами, в центре которых — здоровый, а не больной человек. Если сегодня 95% средств системы здравоохранения тратится на лечение больных, в обозримом будущем не менее 80% трат будет приходиться на здоровых людей, ставящих перед собой целью сохранить и укрепить этот ресурс.  Сейчас управление здоровьем — это просторная ниша для технологических стартапов.