Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала(Факторы, воздействующие работника в производственной среде).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Факторы, воздействующие работника в производственной среде
1.2 Напряженность труда и рабочая нагрузка
1.3 Критерии психофизиологических возможностей человека
1.4 Психофизиологические методы определения рабочих нагрузок
ГЛАВА 2. ИЗМЕРЕНИЕ И АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РАБОЧИХ НАГРУЗОК ПЕРСОНАЛА
2.1. База и методы исследования
2. Формы механизированного труда.
В эту учитывая группу входят многочисленные профессии во всех отраслях производства. Энергетические затраты в этих группах составляют 3000—4000 ккал/сут, а учитывая механическая работа может составлять до 100 тыс. кгм за смену. Отличительной чертой механизированного труда, помимо снижения мышечного учитывая компонента в работе, является развитие скорости и точности движений. Усложняется программа действий, что связано с двумя обстоя-тельствами: учитывая обслуживание механизмов требует знания их конструкции; перед исполнением работы происходит ее планирование, расчет по чертежам. Поэтому профессии учитывая механизированного труда требуют накопления специальных знаний и двигательных умений.
3. либо Формы труда, связанные с полуавтоматическими автоматическим производством. Это формы труда, связанные с дальнейшей механизацией производственного либо процесса. При полуавтоматическом производстве человек полностью выключается либо из процесса обработки. Его задача – подать в станок материал для обработки, пустить механизм, либо вынуть готовое изделие. Главная черта этих работ – монотонность, не требуется высокой квалификации. Почти либо вся работа адресована двигательному аппарату, от которого требуется, либо прежде всего, скорость и точность движений. Автоматизация редко либо меняет роль человека в трудовом процессе. Он перестает либо дополнять механизм, который выполняет теперь не только основные, либо но и вспомогательные функции. Работник управляет механизмами. Его либо задача —обеспечить бесперебойную работу. Основной чертой действия во либо всех случаях является готовность к действию и связанная фактически с ней срочность реакций.
4. Формы группового труда. Типичный фактически вид группового труда – фактически конвейеры. Основой производительности труда фактически на конвейере является автоматизация двигательных навыков, приводящая к минимуму фактически времени для их выполнения. Групповая фактически форма труда немыслима без синхронизации фактически работы ее участников, определяющих такт фактически конвейера, то есть интервал времени, фактически предоставляемый работнику для выполнения очередной фактически операции. Чем меньше интервал, тем фактически монотоннее работа. Наиболее существенный признак, фактически характеризующий работу конвейера —монотонность.
5. фактически Формы труда, связанные с дистанционным фактически управлением. Дистанционное управление производством фактически возникает на базе механизации и фактически автоматизации. С физиологической точки фактически зрения различают две основные формы фактически управления производственным процессом на расстоянии. фактически В одних случаях пульты управления фактически требуют частых активных действий человека, фактически а в других – редких. При этом у фактически работников возникают разные функциональные состояния. фактически В первом случае непрерывное внимание фактически работника получает разрядку в многочисленных фактически движениях или речедвигательных актах. Во фактически втором случае работник, главным образом, фактически находится в состоянии готовности к фактически действию, но его реакциималочисленны.
6. Формы интеллектуального труда. Выделяют две формы либо интеллектуального (умственного) труда: когда
1) Профессии, занятые в сфере материального производства, но когда не связанные непосредственно с предметами труда. Это профессии инженера, когда конструктора, программиста. либо
2) Профессии, связанные с научной работой, профессии либо прикладных знаний (учителя, врачи), профессии в области литературы, либо искусства (артисты, художники, писатели).
Сфера материального производства в большей степени требует приложения сил в плане технизации и организации. Среди профессий инженерного профиля можно выделить человек два типа: первый связан с проектированием и прогнозированием производственного процесса (конструкторы); задачей человек второго является осуществление эксплуатационных функций (операторы, техники, диспетчеры, бухгалтеры, статистики). Интеллектуальный труд человек с незначительной мышечной активностью энергетически наиболее экономичен. Суточные затраты составляют 2400 —2800 ккал/сут (то есть превышают основной обмен все-го на 600—1000 ккал.). Эта человек экономия обусловлена и ограниченной двигательной активностью и не является положительной. Мозговая деятельность человек лишена поддержки со стороны мышц, что может привести к отрицательным человек последствиям (разнообразные сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата). Основные черты интеллектуального труда —сложность человек и изменчивость программы действий. Чем больше сигналов равного содержания и значения поступает человек на работника, тем сложнее выбор правильного действия, тем напряженнее работа [24].
1.3 Критерии психофизиологических возможностей человека
Огромную роль в овладении либо специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции либо слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень либо концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, психомоторная человек реакция, нервно-психическая устойчивость и некоторые другие факторы.
Устойчивые психофизиологические возможности личности человек – это его способности. также Существуют разные классификации способностей.
По происхождению выделяют природные и специфически человеческие либо способности:
1) природные (естественные) способности - это способности биологически обусловленные, либо связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе либо через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфически человеческие способности либо - это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие либо жизнь и развитие человека в социальной среде.
Специфические человеческие также способности, в свою очередь, подразделяются на: общие и также специальные высшие интеллектуальные способности, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности либо - способности, которые определяют успехи человека в самых либо различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и когда т.д.).
Специальные способности - способности, определяющие успехи человека в отдельных когда видах деятельности и общения. Для их возникновения необходимы особые когда задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).
Общие и специальные способности могут дополнять и обогащать человек друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.
Теоретические способности - способности человека к человек абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду.
Практические способности - способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.
Если общие и специальные способности могут дополнять учитывая друг друга, то теоретические и практические способности сочетаются лишь у разносторонне одаренных людей, также в большинстве же случаев какой-то один вид способностей (теоретические или практические) преобладает.
Учебные способности также - способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, также усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств также личности.
Творческие способности - способности, связанные с успешностью создания произведений также материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Межличностные способности - это способности когда к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, учитывая способности к социально-психологической адаптации.
Предметные способности - способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами [14].
Исходя из этого, оценка психофизиологических качеств человека человек является довольно актуальной задачей, которая особенно остра сейчас, при включении человека в сложные технические системы «человек-машина», высокой «ценой» ошибочных действий, следствием которых является не только снижение качества профессиональной человек деятельности, но и возникновение аварий и даже катастроф.
Психофизиологический отбор является составной частью такжепрофессионального отбора, который предусматривает оценку пригодности человека по комплексу информативных также показателей для выполнения определенной деятельности [5].
Способность человека к выполнению конкретной либо деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров определяет содержание работоспособности как основной либо составляющей надежности человека. При рассмотрении работоспособности как многопланового явления, для либо ее оценки применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: либо показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека либо и психофизиологические показатели состояния систем фактически и функций организма.
Практика подготовки специалистов при учете фактически фактора времени и экономической целесообразности фактически показывает, что наибольшей эффективности обучения фактически можно добиться у людей, обладающих фактически необходимым комплексом психофизиологических качеств, фактически выявление которых может быть осуществлено фактически проведением психофизиологического отбора. Поэтому целесообразно фактически до начала обучения проводить индивидуальную фактически оценку этих качеств с целью фактически определения лиц, наиболее способных к фактически обучению и овладению конкретной специальностью. фактически Это позволяет значительно сократить сроки фактически подготовки и снизить отсев в процессе обучения [15].
Принято различать два основных экспериментальных подхода к изучению профессиональных способностей - человек аналитический, который включает в себя методические приемы исследования отдельных психофизиологических функций, процессов, свойств личности, и синтетический, к которому относятся методические приемы, человек основанные на имитации или моделировании отдельных трудовых действий, их совокупностей или человек всей деятельности в целом.
При применении первого подхода исходят из того, человек что любой рабочий процесс можно рассматривать как последовательность определенных действий, уровень выполнения человек которых зависит от ряда психофизиологических качеств человека, имеющих для каждого человек действия, а также для одного и того же действия, но в различных человек видах деятельности, разную значимость и вес. Определив возможности человека в отношении этих человек качеств, можно установить и пригодность его не только для данной конкретной специальности, человек но и для всех специальностей, деятельность в которых требует такого же сочетания человек этих качеств [14].
Необходимо также фактически отметить, что использование синтетических методик фактически для прогнозирования способностей человека к фактически деятельности в определенной рабочей ситуации фактически вряд ли дает основание для фактически предсказания уровня его функционирования в учитывая случае, если структура системы будет частично или полностью отличаться от структуры применяемых для отбора технических средств.
Психофизиологический групповой показатель. Изучение данного группового показателя необходимо для обеспечения оптимизации приема и переработки информации учитывая человеком, а также построение рационального режима труда и также отдыха на рабочем месте.
1.4 Психофизиологические методы определения рабочих нагрузок
Психофизиологические обследования человек специалистов некоторых профессий (рабочих на конвейере, телеграфистов, водителей трамваев, ткачей, и др.) периодически проводились, начиная человек с начала прошлого века (Р. Конечный, Н. Боухал и др.). В пятидесятых годах человек такие исследования особенностей профессиональной деятельности проводились в электроэнергетическом комплексе и авиации (К.М. человек Гуревич, В.П. Зинченко и др.). В настоящее время психофизиологические обследования персонала являются неотъемлемой человек составной частью обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров человек работников, проводимых на транспорте, аэрокосмических, энергетических и некоторых других предприятиях. Некоторые методы человек обследования (например, на полиграфе) применяются в последнее время в охранном бизнесе. Психофизиологические человек обследования могут проводиться в интересах медицины для диагноза заболеваний или в интересах человек психологии и психофизиологии труда, эргономики в целях оптимизации профессиональной деятельности. Психофизиологические обследования, человек как и медицинские осмотры, являются составной частью системы медицинского обеспечения деятельности персонала человек и обязательны при проведении профессионального отбора, аттестации, осуществлении контроля за состоянием здоровья человек работников различных профессий [16].