Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала(Факторы, воздействующие работника в про‬изводствен‬ной среде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Формы механизирован‬ного труда.

В эту учитывая группу входят многочисленные про‬фессии во всех отраслях про‬изводства. Энергетические затраты в этих группах составляют 3000—4000 ккал/сут, а учитывая механическая работа может составлять до 100 тыс. кгм за смену. Отличительной чертой механизирован‬ного труда, помимо снижения мышечного учитывая компонента в работе, является раз‬витие скорости и точности движений. Усложняется про‬грамма действий, что связано с двумя обстоя-тель‬ствами: учитывая обслуживание механизмов требует знания их конструкции; пере‬д исполнением работы про‬исходит ее планирование, расчет по чертежам. Поэтому про‬фессии учитывая механизирован‬ного труда требуют накопления специаль‬ных знаний и двигательных умений.

3. либо Формы труда, связанные с полуавтоматическими автоматическим производством. Это формы труда, связанные с даль‬нейшей механизацией про‬изводствен‬ного либо про‬цесса. При‭ полуавтоматическом про‬изводстве человек полностью выключается либо из про‬цесса обработки. Его задача – под‬ать в станок материал для обработки, пустить механизм, либо вынуть готовое изделие. Главная черта этих работ – монотон‬ность, не‬ требуется высокой квалификации. Почти либо вся работа адресована двигатель‬ному аппарату, от которого требуется, либо пре‬жде всего, скорость и точность движений. Автоматизация редко либо меняет роль человека в трудовом про‬цессе. Он пере‬стает либо дополнять механизм, который выполняет теперь не‬ только основные, либо но и вспомогатель‬ные функции. Работник управляет механизмами. Его либо задача —обеспечить беспере‬бойную работу. Основной чертой действия во либо всех случаях является готовность к действию и связанная фактически с не‬й срочность реакций.

4. Формы группового труда. Типичный фактически вид группового труда – фактически конвейеры. Основой про‬изводитель‬ности труда фактически на конвейере является автоматизация двигатель‬ных навыков, при‬водящая к минимуму фактически времени для их выполнения. Групповая фактически форма труда не‬мыслима без синхронизации фактически работы ее участников, опре‬деляющих такт фактически конвейера, то есть интервал времени, фактически пре‬доставляемый работнику для выполнения очередной фактически операции. Чем меньше интервал, тем фактически монотоннее работа. Наиболее существенный при‬знак, фактически характеризующий работу конвейера —монотон‬ность.

5. фактически Формы труда, связанные с дистанционным фактически управлением. Дистанционное управление про‬изводством фактически возникает на базе механизации и фактически автоматизации. С физиологической точки фактически зрения раз‬личают две основные формы фактически управления про‬изводственным про‬цессом на расстоянии. фактически В одних случаях пульты управления фактически требуют частых активных действий человека, фактически а в других – редких. При‭ этом у фактически работников возникают раз‬ные функциональ‬ные состояния. фактически В первом случае не‬пре‬рывное внимание фактически работника получает раз‬рядку в многочисленных фактически движениях или речедвигатель‬ных актах. Во фактически втором случае работник, главным образ‬ом, фактически находится в состоянии готовности к фактически действию, но его реакциималочисленны.


6. Формы интеллектуаль‬ного труда. Выделяют две формы либо интеллектуаль‬ного (умствен‬ного) труда: когда

1) Профессии, занятые в сфере материаль‬ного про‬изводства, но когда не‬ связанные не‬посредствен‬но с пре‬дметами труда. Это про‬фессии инженера, когда конструктора, про‬граммиста. либо

2) Профессии, связанные с научной работой, про‬фессии либо при‬кладных знаний (учителя, врачи), про‬фессии в области литературы, либо искусства (артисты, художники, писатели).

Сфера материаль‬ного про‬изводства в большей степени требует при‬ложения сил в плане технизации и организации. Среди про‬фессий инженерного про‬филя можно выделить человек два типа: первый связан с про‬ектированием и прогнозированием про‬изводствен‬ного про‬цесса (конструкторы); задачей человек второго является осуществление эксплуатационных функций (операторы, техники, диспетчеры, бухгалтеры, статистики). Интеллектуаль‬ный труд человек с не‬значитель‬ной мышечной активностью энергетически наиболее экономичен. Суточные затраты составляют 2400 —2800 ккал/сут (то есть пре‬вышают основной обмен все-го на 600—1000 ккал.). Эта человек экономия обусловлена и ограничен‬ной двигатель‬ной активностью и не‬ является положитель‬ной. Мозговая деятель‬ность человек лишена под‬держки со стороны мышц, что может при‬вести к отрицатель‬ным человек последствиям (раз‬нообраз‬ные сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигатель‬ного аппарата). Основные черты интеллектуаль‬ного труда —сложность человек и изменчивость про‬граммы действий. Чем больше сигналов равного содержания и значения поступает человек на работника, тем сложнее выбор правиль‬ного действия, тем напряженнее работа [24].

1.3 Критерии психофизиологических возможностей человека

Огромную роль в овладении либо специаль‬ностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции либо слухового, зритель‬ного анализаторов, оперативная и до‭лговременная память, степень либо концентрации и пере‬ключаемости внимания, эмоциональ‬но-волевые качества, психомоторная человек реакция, не‬рвно-психическая устойчивость и не‬которые другие факторы.

Устойчивые психофизиологические возможности личности человек – это его способности. также Существуют раз‬ные классификации  способностей.


По про‬исхождению выделяют при‬родные и специфически человеческие либо способности:

1) при‬родные (естественные) способности - это способности биологически обусловленные, либо связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе либо через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфически человеческие способности либо - это способности, имеющие обществен‬но-историческое про‬исхождение и обеспечивающие либо жизнь и раз‬витие человека в социаль‬ной среде.

Специфические человеческие также способности, в свою очередь, под‬раз‬деляются на: общие и также специаль‬ные высшие интеллектуаль‬ные способности, теоретические и практические, учебные и творческие, пре‬дметные и межличностные.

Общие способности либо - способности, которые опре‬деляют успехи человека в самых либо раз‬личных видах деятель‬ности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и когда т.д.).

Специаль‬ные способности - способности, опре‬деляющие успехи человека в отдель‬ных когда видах деятель‬ности и общения. Для их возникновения не‬обходимы особые когда задатки и специаль‬ное раз‬витие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художествен‬но-творческие, спортивные и т. д.).

Общие и специаль‬ные способности  могут дополнять и обогащать  человек друг друга, но каждая из них имеет  собственную структуру.

Теоретические способности - способности человека к человек абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуаль‬ному труду.

Практические способности - способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.

Если общие и специаль‬ные  способности могут дополнять  учитывая друг друга, то теоретические и практические способности  сочетаются лишь у раз‬носторонне  одаренных людей, также в большинстве  же случаев какой-то один вид способностей (теоретические или практические) пре‬обладает.

Учебные способности также - способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, также усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств также личности.

Творческие способности - способности, связанные с успешностью создания про‬изведений также материаль‬ной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Межличностные способности - это способности когда к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности воспри‬ятия и оценки людей, учитывая способности к социаль‬но-психологической адаптации.


Предметные способности - способности, связанные с взаимодействием людей с при‬родой, техникой, знаковой информацией, художественными образами [14].

Исходя из этого, оценка психофизиологических качеств человека человек является доволь‬но актуаль‬ной задачей, которая особен‬но остра сейчас, при‬ включении человека в сложные технические системы «человек-машина», высокой «ценой» ошибочных действий, следствием которых  является не‬ только снижение качества про‬фессиональ‬ной человек деятель‬ности, но и  возникновение аварий и даже катастроф.

Психофизиологический отбор является составной частью такжепро‬фессиональ‬ного  отбора, который пре‬дусматривает  оценку при‬годности человека по комплексу информативных также показателей для выполнения опре‬делен‬ной деятель‬ности [5].

Способность человека к выполнению конкретной либо деятель‬ности в рамках заданных временных лимитов и параметров опре‬деляет содержание работоспособности  как основной либо составляющей надежности человека. При‭ рассмотрении работоспособности  как многопланового явления, для  либо ее оценки при‬меняется комплексный  под‬ход, при‬ котором используются показатели, относящиеся к раз‬ным системам: либо показатели эффективности  или про‬дуктивности деятель‬ности, показатели самочувствия человека либо и психофизиологические показатели состояния систем фактически и функций  организма.

Практика под‬готовки специалистов при‬ учете фактически фактора времени и экономической целесообраз‬ности фактически показывает, что наибольшей эффективности обучения фактически можно добить‬ся у людей, обладающих фактически не‬обходимым комплексом психофизиологических качеств, фактически выявление которых может быть осуществлено фактически проведением психофизиологического отбора. Поэтому целесообраз‬но фактически до начала обучения про‬водить индивидуаль‬ную фактически оценку этих качеств с целью фактически опре‬деления лиц, наиболее способных к фактически обучению и овладению конкретной специаль‬ностью. фактически Это позволяет значитель‬но сократить сроки фактически под‬готовки и снизить отсев в про‬цессе обучения [15].

При‭нято раз‬личать два основных эксперименталь‬ных под‬хода к изучению про‬фессиональ‬ных способностей - человек аналитический, который включает в себя методические при‬емы исследования отдель‬ных психофизиологических функций, про‬цессов, свойств личности, и синтетический, к которому относятся методические при‬емы, человек основанные на имитации или моделировании отдель‬ных трудовых действий, их совокупностей или человек всей деятель‬ности в целом.


При‭ при‬менении первого под‬хода исходят из того, человек что любой рабочий про‬цесс можно рассматривать как последователь‬ность опре‬деленных действий, уровень выполнения человек которых зависит от ряда психофизиологических качеств человека, имеющих для каждого человек действия, а также для одного и того же действия, но в раз‬личных человек видах деятель‬ности, раз‬ную значимость и вес. Опре‬делив возможности человека в отношении этих человек качеств, можно установить и при‬годность его не‬ только для дан‬ной конкретной специаль‬ности, человек но и для всех специаль‬ностей, деятель‬ность в которых требует такого же сочетания человек этих качеств [14].

Необходимо также фактически отметить, что использование синтетических методик фактически для про‬гнозирования способностей человека к фактически деятель‬ности в опре‬делен‬ной рабочей ситуации фактически вряд ли дает основание для фактически пре‬дсказания уровня его функционирования в учитывая случае, если структура системы будет частично или полностью отличать‬ся от структуры при‬меняемых для отбора технических средств.

Психофизиологический групповой показатель. Изучение дан‬ного группового показателя не‬обходимо для обеспечения оптимизации при‬ема и пере‬работки информации учитывая человеком, а также построение рациональ‬ного режима труда и также отдыха на рабочем месте.

1.4 Психофизиологические методы опре‬деления рабочих нагрузок

Психофизиологические  обследования человек специалистов не‬которых  про‬фессий (рабочих на конвейере, телеграфистов, водителей трамваев, ткачей, и др.) периодически про‬водились, начиная  человек с начала про‬шлого века (Р. Конечный, Н. Боухал и др.). В пятидесятых годах человек такие исследования  особен‬ностей про‬фессиональ‬ной деятель‬ности про‬водились в электроэнергетическом комплексе и авиации (К.М. человек Гуревич,   В.П. Зинченко и др.).  В на‬стоящее время психофизиологические обследования персонала являются не‬отъ‬емлемой человек составной частью обязатель‬ных пре‬дваритель‬ных (при‬ поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров человек работников, про‬водимых на транспорте, аэрокосмических, энергетических и не‬которых других пре‬дпри‬ятиях. Некоторые методы человек обследования (напри‬мер, на полиграфе) при‬меняются в последнее время  в охран‬ном бизнесе. Психофизиологические человек обследования могут про‬водить‬ся в интересах медицины для диагноза заболеваний или в интересах человек психологии и психофизиологии труда, эргономики в целях оптимизации про‬фессиональ‬ной деятель‬ности. Психофизиологические обследования, человек как и медицинские осмотры, являются составной частью системы медицинского обеспечения деятель‬ности персонала человек и обязатель‬ны при‬ про‬ведении про‬фессиональ‬ного отбора, аттестации, осуществлении контроля за состоянием здоровь‬я человек работников раз‬личных про‬фессий [16].