Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности(История становления института лицензирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) выявление в ходе проверки несоответствия потенциального лицензиата лицензионным требованиям;

3) представление им заявления о предоставлении лицензии на вид деятельности, в отношении которого лицензия была ранее аннулирована.[45]

Решение об отказе в предоставлении лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном российским законодательством;

в-пятых, по результатам рассмотрения заявления о предоставлении лицензии лицензирующим органом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации формируется и ведется лицензионное дело соискателя лицензии и (или) лицензиата. Следует отметить, что лицензионное дело может быть сформировано в форме электронного документа.[46]

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, определен постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 21 ноября 2011 года №957 (ред. от 10.11.2018 N 1343) применительно к конкретным видам деятельности, например, лицензирование деятельности:

по технической защите конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России;

по хранению и уничтожению химического оружия осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также деятельности по тушению пожаров осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

по перевозкам, а также погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и т.д.[47]

Органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, порядок получения лицензии не сводится к простой совокупности мероприятий, а представляет собой регламентированную законом целенаправленную деятельность лицензирующих органов и соискателя лицензии, в результате которой последний приобретает право на осуществление соответствующего вида деятельности.


2.2. Прекращение действия лицензии

Лицензия, являясь документом правового характера, предоставляет ее владельцу право на осуществление определенного вида деятельности. Соответственно, прекращение действия лицензии влечет за собой утрату лицензиатом разрешительного статуса.[48]

В нормативных правовых актах употребляются понятия «прекращение» и «аннулирование» лицензии, однако их четкое разграничение отсутствует. Исходя из этого, некоторые авторы предлагают ввести определения этих понятий в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом того, что прекращение действия лицензии производится на основании заявления лицензиата, а об аннулировании лицензии речь идет в случаях факта неправомерного поведения лицензиата.[49]

При этом анализ положений Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволяет сделать вывод о том, что понятие «аннулирование лицензии» поглощается понятием «прекращение действия лицензии». Это обусловлено тем, что одним из оснований прекращения действия лицензии законодатель определяет «наличие решения суда об аннулировании лицензии».[50]

Так, лицензия может быть аннулирована только по решению суда, вынесенного на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии в случаях, когда:

во-первых, лицензиат не устранил в установленный срок нарушение, из-за которого была приостановлена его деятельность или лицензия;

во-вторых, лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований в срок, указанный во вновь выданном предписании о его устранении.[51]

Прекращение действия лицензии законодатель связывает с прекращением вида деятельности лицензиата, указывая в качестве оснований такие обстоятельства, как:

заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, поданное лицензиатом в лицензирующий орган;

прекращение физическим лицом, являющемся лицензиатом, своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями действующего законодательства;

прекращение юридическим лицом, являющемся лицензиатом, своей деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства. Исключение из этого правила составляет реорганизация юридического лица в виде слияния или преобразования;


аннулирование лицензии в судебном порядке.[52]

Следует иметь в виду, что для того чтобы действие лицензии было прекращено, лицензиат должен подать заявление в срок не позднее чем за 15 календарных дней до фактического прекращения соответствующего вида деятельности. При этом заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, как и заявление о предоставлении лицензии, может быть направлено в лицензируемый орган несколькими способами:

непосредственное обращение лицензиата в лицензирующий орган лично или через представителя по доверенности;

направление заявления посредством учреждений связи заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

направление заявление в форме электронного документа посредством Интернет-ресурсов.[53]

Лицензионное производство о прекращении действия лицензии должно быть окончено лицензирующим органом в десятидневный срок, в расчет берутся только рабочие дни, со дня получения документа, послужившего основанием для его возбуждения, а именно: соответствующего заявления лицензиата; сведений из соответствующего единого государственного реестра, поступивших от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; выписки из решения об аннулировании лицензии.[54]

По общему правилу действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом по правилам, установленным для решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии, решения о прекращении действия лицензии, которое доводится до сведения соответствующего юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом законодатель допускает прекращение действия лицензии со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.[55]

Рассматривая прекращение действия лицензии, представляется уместным упомянуть об ответственности за нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. Так, действующее российское законодательство предусматривает гражданскую, административную и уголовную ответственность в этой области.

Гражданская ответственность за нарушение лицензионного законодательства предусматривается Гражданским кодексом Российской Федерации в виде ликвидации юридического лица в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).[56]


Административная ответственность за нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривается положениями ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях осуществления предпринимательской деятельности:

без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);

с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);

с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).[57]

В соответствии с примечанием к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В качестве мер воздействия в зависимости от совершенного административного правонарушения устанавливаются административный штраф и административное приостановление деятельности. Дополнительно по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации может быть применена конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Следует отметить, что Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит ряд статей, отдельно устанавливающих административную ответственность за осуществление соответствующих видов деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), а также включает в себя ст. 19.20, предусматривающую ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).[58]

Уголовная ответственность за нарушение лицензионного законодательства устанавливается рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает в целом ответственность за незаконное предпринимательство, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если при этом:

деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ч. 1);

деяние совершено организованной группой (п. а ч. 2);

деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере (п. б ч. 2).[59]


Отдельно установлена уголовная ответственность за осуществление конкретных видов деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Например, за незаконную организацию и проведение азартных игр (ст. 171.2 УК РФ), за незаконное производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 171.3 УК РФ), за незаконную банковскую деятельность (ст. 172 УК РФ), за незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности (ст. 235 УК РФ), за незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий (ст. 235.1 УК РФ), другие.[60]

В качестве наказания в зависимости от совершенного преступления устанавливаются штраф, обязательные работы, арест, принудительные работы, ограничение свободы, лишение свободы. В качестве дополнительных санкций могут быть установлены лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Таким образом, анализ действующего российского законодательства в сфере лицензирования предпринимательской деятельности позволяет сделать вывод о том, что используемые законодателем понятия «прекращение» и «аннулирование» лицензии не являются тождественными, а соотносятся как целое и часть, поскольку аннулирование есть принудительное прекращение лицензии. При этом осуществление предпринимательской деятельности без надлежащим образом оформленной лицензии в предусмотренных законом случаях в зависимости от совершенного правонарушения влечет за собой гражданскую, административную или уголовную ответственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как разновидность государственной политики понятие «лицензирование» относительно недавно введено в обиход отечественной правовой науки, хотя исторические корни уходят еще в дореволюционную Россию. Законодательное закрепление требования лицензирования отдельных видов предпринимательства, детального порядка его реализации свидетельствует о том, что в российской правовой системе сегодня сложился институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Юридический термин «лицензирование» является производным от слова «лицензия» (право, разрешение) и рассматривается как деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования. При этом лицензирующий орган – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, их территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие лицензирование; лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа. Цель лицензирования – предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия Российской Федерации, обороне и безопасности государства.