Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности(История становления института лицензирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

частная охранная и детективная (сыскная) деятельность (п. 32, п. 33 ст. 3 ФЗ);

заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов (п. 34 ст. 3 ФЗ);

оказание услуг связи (п. 36 ст. 3 ФЗ);

фармацевтическая деятельность (п. 47 ст. 3 ФЗ);

предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (п. 51 ст. 3 ФЗ) и другие.

Из числа нововведенных следует отметить такие виды предпринимательской деятельности, как:

деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов (п. 53 ст. 3 ФЗ введен в действие 03.08.2018);

деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах (п. 54 ст. 3 ФЗ введен в действие 27.12.2018);

космическая деятельность (п. 55 ст. 3 ФЗ введен в действие 15.04.2019).

Таким образом, лицензированию подлежит не любая предпринимательская деятельность, а отдельные ее виды.

1.4. Правовое регулирование лицензирования

Появление института лицензирования предпринимательской деятельности, предметом которого являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами профессиональной деятельности, как отмечалось ранее, обусловлено принятием в сентябре 1998 года Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако, в настоящее время, наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, отношения, складывающиеся по поводу лицензирования предпринимательской деятельности, регламентированы Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года №99-ФЗ.

В целом правовую основу регулирования общественных отношений, складывающихся в области лицензирования предпринимательской деятельности, составляют Конституция Российской Федерации, законодательные акты и подзаконные нормативные акты Российской Федерации.[32]

При этом Богданов А.Б. указывает, что система нормативных правовых актов, содержащих нормы лицензионного права, более обширна и включает в себя федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данное утверждение автор обосновывает, ссылаясь на ст. 6 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающую возможность передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности органам государственной власти субъектов Российской Федерации.[33]


Важнейшие положения, касающиеся экономической свободы, а также основ лицензирования предпринимательской деятельности определены в ряде статей Конституции Российской Федерации:[34]

свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8);

свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 34);

возможность ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55);

разграничения полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления (ст. ст. 71, 72, 73), другие.[35]

К числу законодательных актов, устанавливающих основные положения лицензирования предпринимательской деятельности, прежде всего, относится Гражданский кодекс Российской Федерации, согласно которому отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ч. 3 п. 1, ч. 2 п. 3 ст. 49). Эта норма Гражданского кодекса предопределена положениями Конституции Российской Федерации и является одной из базовых в системе законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности.[36]

Среди законодательных актов, определяющих лицензионный режим предпринимательской деятельности, следует отметить законы, которые регламентируют порядок осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Среди них можно выделить две группы:

во-первых, законы, определяющие порядок осуществления ранее названных видов предпринимательской деятельности, определенных ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

во-вторых, законы, которые определяют порядок осуществления отдельных направлений предпринимательской деятельности, перечень которых определен в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», например: использование атомной энергии; производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; страховая деятельность; деятельности кредитных организаций; энергосбытовая деятельность и другие.[37]

Следовательно, представляется возможным выделить общее законодательство о лицензировании (Конституция, ГК, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») и специальное законодательство, включающее в себя правовые акты, регламентирующие правила лицензирования применительно к конкретным видам предпринимательской деятельности. Например, Федеральные законы:


«О банках и банковской деятельности»;

«О национальной платежной системе»;

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

«О рынке ценных бумаг»;

«О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»;

«Об электроэнергетике» и другие.

Не меньшую роль в системе источников права в области правового регулирования лицензирования играют подзаконные нормативные акты, которые дополняют и развивают законодательные основы лицензирования предпринимательской деятельности. При этом деление их деление также проводят на две группы:

первая группа подзаконных актов принимается на основании и во исполнение Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 (ред. от 10.11.2018) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

вторая группа подзаконных актов обусловлена нормами законодательных актов, устанавливающих специальные правила лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.[38] Например:

Инструкция Банка России от 11.11.2015 N 170-И (ред. от 13.06.2017) «О порядке лицензирования Банком России клиринговой деятельности и порядке ведения реестра лицензий»;

Приказ Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 N 335 (ред. от 31.10.2014) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции» и другие.

Таким образом, лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов, выраженную в санкционированном, официальном признании за определенными субъектами права на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности. Правовую основу лицензирования составляют Конституция Российской Федерации, законодательные акты и подзаконные нормативные акты Российской Федерации, которые согласованы между собой и образуют определенное единство, т.е. систему нормативно-правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности, что позволяет говорить о лицензировании как о самостоятельном институте российской правовой системы.

2. Процедурные аспекты лицензирования


2.1. Порядок получения лицензии

Лицензирование представляет собой целенаправленную деятельность, в результате которой субъекты предпринимательской деятельности наделяются соответствующими правами, позволяющими осуществлять тот либо иной вид деятельности на основе специально выданного разрешения – лицензии.[39]

При этом в юридической литературе по данному вопросу предлагается деление процесса выдачи лицензии на два вида стадий: обязательные и факультативные стадии.[40]

К числу обязательных стадий относят: подача необходимых документов в лицензирующий орган; проверка и рассмотрение представленных документов; принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче; оформление и выдача документа, подтверждающего наличие лицензии.

Факультативными стадиями являются: назначение и проведение предлицензионной экспертизы; обжалование отказа в выдаче лицензии; проведение независимой экспертизы при обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии.

В хронологическом порядке все стадии процесса получения лицензии можно отразить следующим образом:

первая стадия – подача необходимых документов в лицензирующий орган;

вторая стадия – проверка и рассмотрение представленных документов;

третья стадия – назначение и проведение предлицензионной экспертизы;

четвертая стадия – принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче;

пятая стадия – обжалование отказа в выдаче лицензии;

шестая стадия – проведение независимой экспертизы при обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии;

седьмая стадия – оформление и выдача документа, подтверждающего наличие лицензии.[41]

Порядок лицензирования предпринимательской деятельности определен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и является единым независимо от лицензируемого вида деятельности.

В наиболее обобщенном виде порядок получения лицензии заключается в следующем:

во-первых, соискатель лицензии лично либо через учреждения связи (заказным почтовым отправлением с обратным уведомлением), либо посредством Интернет-ресурсов обращается в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.


В заявлении должны быть указаны:

наименование (Ф.И.О.), организационно-правовую форму, адрес места нахождения, номер телефона, адрес электронной почты юридического лица (индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке на учет в налоговом органе;

лицензируемый вид деятельности;

реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины;

реквизиты документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (наличие материально-технической базы для осуществления лицензируемого вида деятельности);

наличие работников, обладающих соответствующей квалификацией;

наличие необходимой системы производственного контроля;

отсутствие задолженности по обязательствам перед третьими лицами и иные);

приложения.[42]

При этом заявление должно быть подписано руководителем юридического лица или иным имеющим на это право лицом либо индивидуальным предпринимателем, обращающимся за лицензией;

во-вторых, лицензирующий орган принимает заявление с прилагаемыми к нему документами по описи, копия которой направляется соискателю лицензии с отметкой о дате их приема;

в-третьих, лицензирующий орган в трехдневный срок, исчисляемый со дня поступления заявления только рабочими днями, принимает решение о рассмотрении этого заявления;[43]

в-четвертых, в течение сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления лицензирующий орган осуществляет проверку указанных в заявлении и прилагаемых документах сведений и принимает одно из двух решений:

либо решение о предоставлении лицензии ее соискателю;

либо решение об отказе в ее предоставлении, оформляемое приказом (распоряжением) лицензирующего органа.[44]

В первом случае одновременно оформляется и сама лицензия, подлежащая регистрации в реестре лицензий, и в течение трех рабочих дней направляемая лицензиату. Во втором случае решение об отказе в предоставлении лицензии в тот же срок направляется соискателю лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на законодательство.

В качестве оснований отказа в предоставлении лицензии закон рассматривает:

наличие в представленных для лицензирования документах недостоверной или искаженной информации;