Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности(История становления института лицензирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению А.П. Алехина и Ю.М. Козлова лицензирование предпринимательской деятельности представляет собой один из видов правовых форм управления, поскольку оно оформляется и осуществляется на основе правового акта (лицензии), в результате действия которого возникают административно-правовые отношения между лицензиатом и органом исполнительной власти. Лицензирование в качестве средства регулирования, используемого государством, как общее ограничение предпринимательской деятельности рассматривает В.Ф. Попондопуло.[16]

Как разновидность разрешительной политики государства рассматривает лицензирование Е.В. Титова, указывая на то, что это осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение экономического конституционного порядка, устанавливающего свободу предпринимательства и определяющего, в каких случаях и пределах она может быть в публичных интересах ограничена.[17]

На рассмотрение лицензирования одновременно с нескольких позиций указывает С.А. Тарасов: как вид публичной деятельности уполномоченных государственных органов; как метод государственного регулирования предпринимательства деятельности; как самостоятельный и обособленный элемент разрешительной системы; как институт административного права.[18] Тогда как О.С. Троценко рассматривает лицензирование как составную часть разрешительной системы Российской Федерации; как систему общественных отношений; как комплексный правовой институт; как вид человеческой деятельности.[19]

Лицензирование предпринимательской деятельности представляет собой правовое средство государственного регулирования рыночных отношений, выражающееся в предусмотренном действующим законодательством требовании о необходимости получения лицензии при осуществлении определенных видов предпринимательской деятельности. Это элемент легитимации деятельности субъекта предпринимательства. С точки зрения правовой регламентации лицензирование является одним из динамично развивающихся институтов современного российского законодательства и применяется для регулирования широкого спектра общественных отношений.[20]

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия Российской Федерации, обороне и безопасности государства.


Другими словами, лицензирование имеет целью предупреждение, предотвращение и устранение потенциальных и реальных угроз жизненно важным интересам личности, обществу и государству.[21]

Как часть экономической политики государства лицензирование должно быть ориентировано на развитие добросовестной конкуренции, способствующей интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства.[22]

Основными принципами осуществления лицензирования, которыми органам власти следует руководствоваться при реализации ими полномочий в сфере лицензирования предпринимательской деятельности, ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет следующие руководящие начала:

единство экономического пространства на территории Российской Федерации;

законодательное установление лицензируемых видов деятельности;

законодательное установление единого порядка лицензирования предпринимательской деятельности на всей территории Российской Федерации;

исчерпывающий характер перечня лицензионных требований;

открытость и доступность информации о лицензировании;

недопустимость, за исключением государственной пошлины, взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования;

законность.

Несмотря на наличие легального перечня принципов лицензирования предпринимательской деятельности, некоторые авторы высказывают мнение о необходимости расширения законодательно закрепленного перечня. Так, по мнению И.В. Даниловой, данный перечень необходимо дополнить такими принципами, как:

обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение (переоформление) лицензии;

компетентность лиц, принимающих решение о соответствии (несоответствии) соискателя лицензии (лицензиата) предъявляемым лицензионным требованиям;

конфиденциальность полученных в процессе осуществления лицензирования сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

взаимная ответственность соискателя лицензии (лицензиата) и лицензирующего органа (его должностных лиц), направленного на установление взаимных прав и обязанностей, а также порядка разрешения споров и привлечения к ответственности виновной стороны;

обоснованность применения лицензирования, направленного на обеспечение объективности применения к конкретному виду деятельности такого способа государственного регулирования, как лицензирование.[23]


В свою очередь О.С. Троценко указывает на то, что в основу лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности могут быть положены следующие правовые принципы:

принцип лицензионного федерализма;

принцип сочетания национальных, корпоративных и частных интересов;

принцип публичности;

принцип платности;

принцип целесообразности, т. е. обоснованности перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.[24]

При этом принцип соблюдения законности является тем принципом, который положен в основу определения указанных принципов, поскольку следование ему должным образом позволит обеспечить исполнение всех принципов лицензирования предпринимательской деятельности.[25]

Лицензирование является неоднозначной правовой категорией, поскольку с одной стороны выступает дополнительной правовой гарантией функционирования и развития рыночной экономики и конкуренции, а с другой стороны лицензирование представляет собой средство ограничения правоспособности субъектов хозяйствования, определенным барьером для них в осуществлении предпринимательской деятельности.[26]

Таким образом, лицензирование предпринимательской деятельности, являясь сложным понятием, представляет собой деятельность по предоставлению компетентными органами государственной власти специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Это особый вид государственной деятельности, осуществляемой в целях обеспечения прав и законных интересов граждан, экономической безопасности государств, защиты публичных и частных интересов.

1.3. Понятие и виды лицензий

Как отмечалось ранее, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимает специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). При этом такое разрешение должно быть подтверждено документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или при необходимости в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;


Однако, несмотря на легальное определение лицензии, в юридической литературе бытуют различные точки зрения.

Так, О.С. Соболь предлагает определять лицензию на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности в качестве документа разрешительного характера, который выдается уполномоченными органами на ведение определенного в нем вида деятельности в течение указанного срока либо бессрочно при условии соблюдения лицензионных требований и условий.[27]

В свою очередь Т.А. Червякова рассматривает лицензию как индивидуальный правоприменительный акт, посредством которого уполномоченный орган государственного управления по заявлению соискателя предоставляет ему право на осуществление определенного вида деятельности либо совершение отдельных действий. При этом среди правовых актов управления лицензия по юридическому содержанию является индивидуальным правоприменительным актом, по наступающим последствиям – правонаделительным актом, по форме выражения – актом-документом, в зависимости от срока действия – срочным актом.[28]

По мнению О.С. Троценко, лицензия есть содержащий разрешение административно-правовой акт индивидуального регулирования, выраженный в документе, на основании которого юридическое лицо получает право заниматься заявленным видом предпринимательской деятельности (либо осуществлять определенную хозяйственную операцию), в ряде случаев содержащий условия осуществления этой деятельности.[29]

Множество трактовок свидетельствует о том, что в российском праве термин «лицензия» не имеет однозначного содержания; единых подходов к определению рассматриваемого понятия в литературе не выработано. Вместе с тем в научных исследованиях и законодательной практике лицензия рассматривается исключительно с административно-правовых позиций, а ее гражданско-правовое значение не анализируется.

Что же касается видов лицензии, единый подход к их классификации в научной литературе отсутствует.

В качестве критериев классификации различные авторы рассматривают различные основания, например, действие в пространстве или действие во времени; по лицензирующему органу или по соискателям лицензии; наличие резиденства у заявителя или наличие других лицензий; по порядку предоставления полномочий или по количеству лицензий и другие.

Наиболее распространенной является классификация лицензий по следующим основаниям:


по времени (сроку) действия выделяют срочные и бессрочные лицензии;

по территории действия или действию в пространстве различают федеральные лицензии и лицензии, действующие на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации;

по возможности занятия различными видами предпринимательства деление проводится на исключительные и неисключительные лицензии;

в зависимости от конкретного вида предпринимательской деятельности, разрешение на осуществление которого такой лицензией предоставляется.[30]

Лицензии, выдаваемые на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, именуются также сертификационными (отборочными) лицензиями и в силу закона подразделяются на два вида:

лицензии, выдаваемые для осуществления вида деятельности, определенного ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

лицензии, выдаваемые на осуществление видов деятельности, на которые в соответствии с п. 2 ст. 1 названного закона его действие не распространяется (использование атомной энергии, деятельность кредитных организаций, клиринговая деятельность, страховая деятельность и др.).[31]

Перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, определен ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и включает в себя более пятидесяти видов. Перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, т.к. введение лицензирования других видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный Федеральным законом перечень. В качестве примеров видов деятельности, требующих лицензии, можно привести:

разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации (п. 4 ст. 3 ФЗ);

производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции (п. 6 ст. 3 ФЗ);

деятельность по хранению и уничтожению химического оружия (п. 11 ст. 3 ФЗ);

оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений (п. 18 ст. 3 ФЗ);

деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов (п. 21 ст. 3 ФЗ);

деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (п. 22 ст. 3 ФЗ);

производство маркшейдерских работ (п. 43 ст. 3 ФЗ);

деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (п. 31 ст. 3 ФЗ);