Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Особенности психического развития в младшем школьном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Делая выводы в этом параграфе, скажем, что для положительного обучения в школе ребенку нужна самостоятельность, которую возможно приобрести только в семье. Необходимо, чтобы родители предоставляли ребенку определенные права и обязанности, которые способствуют формированию у ребенка навыков самостоятельности.

2.4 Семья как особая ценность в жизни ребенка младшего школьного возраста

В жизни каждого человека его родители играют одну из важнейших ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс становления его личности. Мироощущение, формирование характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями[13.][19]. Во время обучения в начальной школе меняется характер взаимоотношений «родитель-ребенок». Дети уже не так открыто выражают свое недовольство действиями родителей и, скорее всего, теперь не будут добиваться всего хныканием, криком и катанием по полу, как могли это делать раньше. Со своей стороны, и родители теперь уже меньше озабочены прививанием детям самостоятельности и соблюдения распорядка дня; их больше интересуют учебные навыки и достижения ребенка. В младшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего, хотя и более тонкого контроля; однако родительский контроль сохраняет свою важность. Современные исследования указывают на единственно важную цель действий родителей - способствовать росту самоконтролируемого поведения у своих детей. Дисциплинарные меры, сформированные на авторитете родителей, более эффективны в развитии саморегуляции у детей, чем авторитарные методы присвоения дисциплины.Если родители пользуются словесными аргументами и предложениями, ребенок склонен договариваться с ними, вместо того, чтобы показывать открытое неповиновение. Аргументы родителей обычно касаются просоциального поведения и соблюдения социальных правил. У родителей, предупреждающих своих детей о возможных последствиях их действий для других людей, дети в основном пользуются большей популярностью и обладают интернализированными моральными нормами. И наоборот, когда родители выбирают силовые методы социализации, их дети с трудом развивают интернализированные нормы и механизмы контроля. Родители чаще успешны в развитии у детей саморегулируемого поведения, если постепенно увеличивают степень их участия в принятии семейных решений. Лучше всего дети приспособлены в тех случаях, когда родители поощряют то, что называется самоконтролем. Эти родители привлекают детей к сотрудничеству и разделяют с ними ответственность. Они прогнозируют не столь уже далекое будущее, когда их дети, став подростками, начнут принимать большинство решений самостоятельно. В некоторых случаях вклад родителей в совместное контролирование поведения подавляет волю детей, в других-формирует увеличение их автономии в рамках таких отношений. Взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками[19.][20]. Семья - это одна из важнейших ценностей ребенка младшего школьного возраста. На данном этапе жизни ребенка происходит становление его мировоззрения, характера. Теперь у ребенка, появляются новые типы поведения, установленные обществом. Родители же помогают ребенку в развитии тех социальных правил и норм, которые будут необходимы ему для успеха в школе.


Заключение

Центральным институтом развития и воспитания ребенка является семья. Она является важнейшим фактором в воспитании ребенка. Она помогает ему приобрести свой первый жизненный опыт, умение правильно вести себя в определенных жизненных ситуациях. Важность семьи заключается в том, что ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни и длительность воздействия ее на личность не может сравниться со всеми другими институтами воспитания. Семья играет главнейшую роль в формировании черт личности, формирует социализацию, передает ценности, нормы, веру. В семье ребенок усваивает поведение, навыки, ценности, убеждения, свойственные ее культуре. Результатами исследовательских работ выяснилось, что большинство школьников считают семью особой ценностью в своей жизни. Родители оказывают огромное влияние на становление личности ребенка. Ребенку нужна семья, дом, в котором ему в первую очередь психологически комфортно, надежно, он хочет любви, понимания, уважения. От семьи также зависит и уровень успеваемости ребенка в школе. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место в среде окружающих, в том числе и родителей, его взаимоотношения с ними. Это новая социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности. Именно семья является важной опорой в жизни младшего школьника при вступлении его в такой новый социальный институт как школа. Таким образом, можно отметить, что роль семьи в жизни ребенка младшего школьного возраста очень велика потому, что главным источником поддержки и взаимопонимания является семья, родители.

Список литературы

1.Артемова Т.А. Индивидуальные различия в умственном развитии детей младшего школьного возраста /Т.А. Артемова // Психолог. Наука и образование. - 2003. - №2. - С. 101-111.

2.Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис…канд.психол.наук. М., 1980, 196с.

3.Божович Е.Д. сост.Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка: Избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская. Моск. Психолого - социал. институт. Под ред. Е.Д Божович. - М.: Изд-во Моск. психилого-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004 - 512 с.


4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.труды / Акад.пед. и социал. наук. Моск.психол.-социал.ин-т; Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.; Воронеж, 1997. - 352 с.

5. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Акад.пед. и социал.наук., Моск.психолого-социал.ин-т Под ред. А.И. Липешиной, Т.Д. Марцинковский. - М.: Моск.психолого-социал.ин-т., Воронеж: МОДЭК, 1997. - 576 с.

6.Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис…канд.психол.наук. М., 1987. 206с.

7. Виноградова Н.Младший школьник. Как важно быть самостоятельным.//Семья и школа.- 2001.-№11.-С.22-25.

Винокурова Г.А. Когнетивные особенности младших школьников с разным уровнем психич. развития. :Автореф. дис…канд. психол. наук. -Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1999,22с.

8.Возрастная психология : детство, отрочество, юность : Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. спец. /Сост. - науч. ред.В. С. Мухина, А.А Хвостов.- М.:Академия, 2001.-624 с.

9. Гаврилычева Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? /Г. Ф. Гаврилычева //Нач. шк.- 2004.-№ 3. -С. 13-19.

10. Голованова Н. Социологизация младших школьников// Воспитание школьников.-2003.-№ 4. С.2-7. .Гусева Е.П. и др. Психологические и психофизические особенности младших школьников / Е.П.Гусева , И.А. Левочкина, И. В. Тихомирова. // Возрастная и пед. психология. -М. , 1998. - С.111-114.

11. Дружинин В. Н. Психология семьи. М.; КСП, 1996.160 с.

12. Дугарова Э. Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника : Дис. канд. наук. Иркутск,1995. 161 с.

13. Земска м. Семья и личность. М. , 1986. 135 с

14.Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок / Педагогика и психология . М. ,1990. № 7. 790 с.

15.Кравцова Е. Е. Память как центральная психол.функция младшего школьного возраста: Лекция 5 / Е. Е. Кравцова //Нач. шк.: Прил. К. газ. «Первое сент.» - 2004.. -№42.- С. 41-45.

16. Крайг Г. Психология развития . - СПб. Питер , 2002 . 992 с. : ил. - (серия «Мастера психологии»).19

17. Логинова И. А. О специфике детско- родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия. М. , 1998.№ 4. 76 с.

Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. - М. : Наука, 1989. - 116 с.

18.Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер , 2002. 640 с. .Психическое развитие младших школьников: Эксперим. психол. исслед. /Под. ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика:1990.-160 с.

19.Психологический словарь - справочник /Сост. М.И. Дьяченко, Л. А. Колдыбович. -М. : Аст. , 2001. 640 с.

20.Психологическое изучение младших школьников : Метод. Рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т; Авт. - сост. Т. С. Конорева. - Екатеринбург , 1997. -28 с. 21.Психология личности : Хрестоматия / Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ - М. Т. 2. Отечественная психология / Предисл. Г. В. Аколова. - 200.- 544 с.


22.Психология семьи :Хрестоматия : Учеб. пособие для фак. психологии, социологии, экономики и журналистики / Ред. - сост. Д. Я. Райгородский.- Самара 6 БАХРАХ, М. , 2002.- 752 с.

23.Ребенок школьного возраста : Универс. Энцикл. Для родит. - Минск : БАДППР, 1994. -674 с.

24.Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии , 2000 , № 3. .

25.Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Личность младшего школьника // Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Младший школьник и его развитие и воспитание. - Казань, 1999.- Гл. 11. С.17-37.

26.Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М. : Мысль, 1987., 312 с. 27.Федосеева О. И. Развитие гибкости мышления младших школьников : Программа «Сообщество» /О. И. Федосеева// Нач. шк. - 2004.- № 2. -С. 102-106.

28.Фридман Л. М. Школьник как личность // Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования.- М. 1997. С. 73 - 77.

  1. . Земска м. Семья и личность. М. , 1986. 135 с

  2. Психологическое изучение младших школьников : Метод. Рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т; Авт. - сост. Т. С. Конорева. - Екатеринбург , 1997. -28 с.

  3. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии , 2000 , № 3. .Сироткин Л. Ю. , Хузиах-метов А. Н. Личность младшего школьника // Сироткин Л. Ю. , Хузиахме-тов А. Н. Младший школьник и его развитие и воспитание. - Казань, 1999.- Гл. 11. С.17-37.

  4. Земска м. Семья и личность. М. , 1986. 135 с

  5. Фридман Л. М. Школьник как личность // Фридман Л. М. Психопедагоги-ка общего образования.- М. 1997. С. 73 - 77.

  6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис…канд.психол.наук. М., 1987. 206с.

  7. Психология личности : Хрестоматия / Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. - Са-мара : БАХРАХ - М. Т. 2. Отечественная психология / Предисл. Г. В. Ако-лова. - 200.- 544 с.

  8. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. спец. /Сост. - науч. ред.В. С. Мухина, А.А Хво-стов.- М.:Академия, 2001.-624 с.

  9. Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Личность младшего школьника // Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Младший школьник и его развитие и воспитание. - Казань, 1999.- Гл. 11. С.17-37.

  10. Психология личности : Хрестоматия / Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. - Са-мара : БАХРАХ - М. Т. 2. Отечественная психология / Предисл. Г. В. Ако-лова. - 200.- 544 с.

  11. Психология личности : Хрестоматия / Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. - Са-мара : БАХРАХ - М. Т. 2. Отечественная психология / Предисл. Г. В. Ако-лова. - 200.- 544 с.

  12. Психология личности : Хрестоматия / Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. - Са-мара : БАХРАХ - М. Т. 2. Отечественная психология / Предисл. Г. В. Ако-лова. - 200.- 544 с.

  13. Голованова Н. Социологизация младших школьников// Воспитание школьников.-2003.-№ 4. С.2-7. .Гусева Е.П. и др. Психологические и пси-хофизические особенности младших школьников / Е.П.Гусева , И.А. Ле-вочкина, И. В. Тихомирова. // Возрастная и пед. психология. -М. , 1998. - С.111-114.

  14. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М. : Мысль, 1987., 312 с.

  15. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Акад.пед. и соци-ал.наук., Моск.психолого-социал.ин-т Под ред. А.И. Липешиной, Т.Д. Марцинковский. - М.: Моск.психолого-социал.ин-т., Воронеж: МОДЭК, 1997. - 576 с.

  16. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер , 2002. 640 с. .Психическое развитие младших школьников: Эксперим. психол. исслед. /Под. ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика:1990.-160 с.

  17. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.труды / Акад.пед. и социал. наук. Моск.психол.-социал.ин-т; Под ред. Д.И. Фель-дштейна. - М.; Воронеж, 1997. - 352 с.

  18. Виноградова Н.Младший школьник. Как важно быть самостоятель-ным.//Семья и школа.- 2001.-№11.-С.22-25.

  19. Земска м. Семья и личность. М. , 1986. 135 с

  20. Психологический словарь - справочник /Сост. М.И. Дьяченко, Л. А. Кол-дыбович. -М. : Аст. , 2001. 640 с.