Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Особенности психического развития в младшем школьном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Детерминанты воспитательного процесса

Социализация - это процесс, посредством которого ребенок осваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, являющиеся в ней необходимыми и желательными. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, телевидение и другие СМИ[21.][7]. Все они могут влиять на ребенка , но семья, как правило, является наиболее важной частью мира ребенка. Потому она рассматривается как первичный и наиболее сильный аспект социализации, выполняющий главную роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, присущих данной культуре[11.][8]

Влияние отношения родителей к детям на особенности их психосоциального развития носит многообразный характер. В семье с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям, у них активнее образуются такие качества, как доброжелательность, внимательность, самостоятельность, инициативность .Они более адекватно осознают собственное «я», его целостность[25.][9]. Ребенок, воспитывающийся в семье, в которой личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Эта подготовка происходит в некой степени по-разному в отношении мальчиков и девочек. Дети в основном перенимают позицию и манеру поведения у тех людей, с которыми у них более сильная эмоциональная связь.

Стиль и методы воспитания, присущие каждому родителю, являются функцией от множества взаимозависимых факторов. Японские родители, в отличие от американских, считают необходимым в воспитательных целях пристыдить ребенка. В американской культуре, в некоторых ее субкультурах и социальных группах, родители могут использовать физическое наказание детей за непослушание, тогда как в других социальных группах родители прибегают к нему крайне редко. Еще одним фактором, оказывающим влияние на выбор методов воздействия, является уровень развития ребенка. В общем, чем старше становится ребенок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическое проявление любви, как ласка, все чаще заменяется другими способами выражения любви и одобрения. С усовершенствованием речевых навыков ребенка растет эффективность используемых родителями словесных указаний, объяснений и рассуждений. Чем более разумно говорит ребенок, тем более эффективным становится реагирование родителей на его потребность во внимании и просьбы о помощи.


На воспитание важную роль оказывают личностные качества и убеждения родителей. Стиль воспитания и используемые дисциплинарные методы с неизбежностью отражают личностные качества родителей и систему их убеждений. Эмоционально зрелые, хорошо адаптированные родители скорее всего будут реагировать на проявление ребенком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием, чем родители, менее благополучные в психологическом плане; сензитивное воспитание способствует развитию эмоциональной устойчивости, независимости, социальной компетентности и интеллектуальных навыков. Уверенные в себе родители с большим доверием относятся и к другим людям, они уверены, что могут контролировать происходящее с ними, в отношениях со своими детьми проявляют теплоту, принятие и отзывчивость. Влияние личностных особенностей родителей на воспитательный процесс наглядно показывает пример взаимоотношений родителей, страдающих депрессией, со своими детьми. В своей семье депрессивные матери создают обстановку конфликтных, враждебных, равнодушных отношений, отрицательно сказывающихся на развитии. В то время как некоторые негативные последствия, замечаемые у детей депрессивных женщин, по-видимому, обусловлены генетически, наличие у этих детей расстройств, не связанных с депрессивной симптоматикой, - агрессивного поведения, нарушения внимания, плохого уровня социальной компетентности, говорят об отрицательном влиянии условий, созданных депрессивным родителем. Депрессия родителя проявляется в разнообразных домашних ситуациях, отсюда возрастает уровень риска развития у ребенка поведенческих нарушений.

В одном из недавних исследований изучалось чувство ответственности ребенка; было обнаружено, что дети матерей, страдавших депрессией, в 5-6-летнем возрасте чаще, чем дети из нормальных семей, брали на себя ответственность за чувства других людей, а в 7-9-летнем возрасте делали это реже. Эта ярко выраженная закономерность наводит на мысль о том, что у детей депрессивных матерей нарушается развитие чувства ответственности. Вероятно, что депрессивные матери возлагают эмоциональную ответственность на своих детей в возрасте слишком раннем, чтобы они могли эффективно реагировать на эмоции других людей. Помимо личностных особенностей на формирование стиля дисциплинирования в большой мере влияют представления родителей о мотивации и способностях pe6eнкa. Пытаясь социализировать своих детей таким образом, чтобы они успешно адаптировались в обществе, родители обычно оценивают их действия как хорошие или плохие, зрелые или незрелые, желательные или нежелательные. Некоторые родители уверены, что ребенок конструктивен и адаптирован в своем познании мира через экспериментирование. Они беседуют с детьми и задают им множество вопросов, таким образом побуждая их к размышлению и рассуждению. Более того те ,кто убежден в естественной одаренности ребенка, в его способности к быстрому обучению, думают, что по отношению к ребенку не следует быть жестко директивными. Родители же, убежденные, что дети пассивны в своем познании мира, напротив, применяют наставления и указания, которые в меньшей степени способствует когнитивному развитию. На взаимодействие родителей с детьми влияет социальная направленность родителей, их общие представления о людях. Родители, придающие значение психологическим характеристикам, мотивам и чувствам - в отличие от тех, кто рассматривает людей с точки зрения их внешнего вида, рода занятий или положения в обществе, склонны использовать личностно - ориентированные дисциплинарные методы. Такой подход формирует развитие познавательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и автономности. Так, представления родителей о поведении и мотивации ребенка, их убеждения, мнения и социальная направленность являются важнейшими детерминантами воспитательного процесса. Принцип взаимного влияния наглядно демонстрирует отношения между родителем и ребенком: темперамент и особенности ребенка влияют на качество и количество внимания, которое ему уделяют, так же как методы воспитания, к которым прибегают родители, влияют на личностные характеристики ребенка. Матери 4-8-летних детей с относительно низким уровнем самоконтроля - детей, которые задают очень много вопросов и менее склонны следовать указаниям, чем дети со средним уровнем самоконтроля, - используют более строгий контроль, дают больше указаний и чаще критикуют. Взаимное влияние родителей и детей можно объяснить через концепцию верхней и нижней границ допускаемого родителями поведения. Если поведение ребенка выходит за эти рамки, родитель пытается его скорректировать. Например, если агрессивность ребенка вышла за пределы терпимости родителей к агрессии, они накажут его и постараются усмирить его агрессивные побуждения. Те же родители могут подталкивать излишне робкого ребенка действовать более решительно[21][10].


Таким образом, можно сказать, что через процесс социализации происходит присвоение ребенку определенных правил поведения, навыков, ценностей. Главным фактором социализации выступает семья. Стиль воспитания, применяющийся родителем, определяется системой их убеждений, а также представлениями родителей о мотивации и способностях ребенка.

1.4 Методы воспитания и их эффект

Практически у всех родителей есть ясные или смутные идеальные представления о том, какими должны быть их дети, т. е. какие знания, нравственные ценности и формы поведения они должны перенять в процессе развития. Пытаясь воспитать в детях эти идеальные образы, родители применяют разные способы, потому как для достижения каждой цели необходимы свои методы. Применяя эти дисциплинарные воздействия, родители пытаются привести в соответствие с собственными и/или общественными ценностями и нормами поведения действия ребенка не только дома или под присмотром, но и в одиночестве. Фактически задачей социализации можно назвать развитие у ребенка саморегуляции. To есть конечной целью применения дисциплинарных методов является формирование у ребенка внутренней мотивации, собственного желания вести себя общепринятым образом.

В этом разделе рассмотрим четыре широко используемых способа регуляции поведения: подкрепление, наказание, индукцию (или рассуждение) и подражание (и идентификацию).

Подкрепление (или награда) может быть социальным (похвала, ласка) или несоциальным (подарки, послабления). Для маленьких детей подкрепление наиболее эффективно, если происходит непосредственно после демонстрации желательного поведения, так, чтобы связь между действием и наградой была очевидной. Для старших детей незамедлительность получения награды, вероятно, не столь существенна, так как они в большей степени способны к отсрочиванию получения желаемого и к пониманию связи между своим поведением и последующей через некоторое время наградой. Внешние награды стоит использовать осторожно, особенно если поведение ребенка спонтанно, внутренне мотивировано, так как при определенных обстоятельствах подобные награды в действительности могут снизить интерес ребенка к поощряемой деятельности. Это было показано в эксперименте, где детей награждали за рисование фломастером, к чему они сами имели высокую мотивацию и проявляли большой интерес; в дальнейшем это занятие привлекало их гораздо меньше. Наиболее эффективными являются награды, отвечающие принципу минимальной достаточности, который гласит, что наиболее эффективными средствами долговременного изменения поведения ребенка являются награды, необходимые и достаточные для того, чтобы ребенок усвоил новое поведение. Другими словами, награда должна помочь привлечь ребенка к новому способу действий, но не должна становиться столь значимым компонентом ситуации, чтобы ребенок сосредоточивался в первую очередь на ней самой. Минимально достаточные награды в наибольшей мере способствуют интериоризации норм. Иногда подкрепление бывает ненамеренным, например когда на детей обращают внимание, если они плохо себя ведут.


Наказание. Большинство родителей считают, что в некоторых ситуациях нужно наказывать ребенка, особенно когда следует научить его избегать опасностей. Наказание может иметь негативные последствия, однако оно же может с успехом применяться для подавления или пресечения нежелательного поведения, развития самоконтроля и социально приемлемого поведения. Чтобы выполнять эту функцию, наказание должно соответствовать некоторыми четким принципам.

Во-первых, огромное значение имеет временной режим; чем короче промежуток времени между нежелательным поведением и наказанием, тем эффективнее само наказание. Идеальный момент для пресечения недопустимого действия - еще до его свершения или в самом его начале.

Во-вторых, наказание, получаемое от заботливого, любящего родителя, вероятнее приведет к желаемому результату, чем наказание равнодушного или агрессивного родителя.

В-третьих, если цель заключается в подавлении или торможении неприемлемых действий, имеет существенное значение последовательность в применении наказания. Непоследовательность или бессистемность - наказание определенного поведения в одних случаях и игнорирование его в других - скорее всего вызовет закрепление. Родители несовершеннолетних делинквентов и крайне агрессивных мальчиков менее последовательны в своем использовании поощрения и наказания.

В-четвертых, согласно принципу минимальной достаточности, строгость наказания за запрещенное действие не должна превышать уровень, допустимый чтобы вызвать послушание. Строгое наказание может привести к следованию нормам в дальнейшем, но в то же время может вызвать возмущение и страх, которые, в свою очередь, приведут к тому, что ребенок откажется принять и усвоить данные нормы. Запреты и наказания вероятнее всего будут иметь ожидаемый эффект, если будут подкреплены разъяснениями оснований и причин. Во многих семьях и школах эти принципы реализуются в дисциплинарной стратегии, известной под названием «тайм аут», когда совершение запрещенных действий предотвращается тем, что ребенка усаживают в стороне и на короткое время его игнорируют. Это дисциплинарное воздействие осуществляется быстро и спокойно; его причины объясняются; оно не наносит ребенку ни физического ни эмоционального вреда.

Индуктивные методы. Использование родителями индуктивных дисциплинарных методов влияет на нравственное развитие ребенка, проявляющееся и в суждениях, и в поведении, а также формирование способности испытывать вину и стыд. Использование силовых методов, наоборот, препятствует интериоризации нравственных ценностей и в действительности может тормозить нравственное развитие. Индуктивные методы, за счет которых внимание ребенка фокусируется на чувства других людей, эффективно мотивируют ребенка к следованию нормам и правилам, таким как, например, отказ от игры с определенной игрушкой в определенное время.


Подражание и идентификация. Родители, которые пытаются внушить определенные правила, регулировать или видоизменять поведение ребенка, сознательно используют методы прямого обучения, такие как подкрепление, наказание и рассуждение. Но это не единственные способы социализации. Понятно, что огромное значение имеет родительский пример. Дети перенимают у родителей стиль поведения, манеры, мотивы, отношения и убеждения посредством подражания и идентификации. Эти процессы не предполагают, что родители целенаправленно обучают ребенка или пытаются влиять на его поведение, и не связаны с тем, что ребенок сознательно обучается. По факту ребенок зачастую подражает не лучшему поведению родителей. Подражание можно назвать простым копированием некоторого вида поведения; идентификация - сходное, но не тождественнее понятие; оно перенято из психоанализа и означает более тонкий механизм, посредством которого человек усваивает отдельные характеристики и общие модели поведения другого человека.

Фрейд утверждал, что, идентифицируясь с родителями, особенно с родителем того же пола, ребенок приобретает свое «суперэго», или совесть, - усваивает нравственные ценности и нормы, а также формы поведения и отношения, свойственные его полу. Получается, через идентификацию маленькая девочка усваивает поведенческие модели и систему отношений, ценностей и интересов, манеры и стандарты своей матери. Результаты исследований подтверждают гипотезу о том, что дети в большей степени идентифицируют себя с заботливыми, доминантными и властными родителями. Например, было обнаружено, что дети «теплых» родителей более на них похожи и в большей мере склонны им подражать, чем дети относительно холодных родителей. В семьях с доминированием одного из супругов - где кто-то один принимает решения в большинстве случаев и руководит большую часть времени - дети были склонны подражать наиболее влиятельному из родителей.

Модели и стили родительского поведения. Дисциплинарные методы, которыми пользуются родители, и сила идентификации с ними ребенка обусловлены особенностями общего процесса взаимодействия родителя и ребенка или стиля воспитания.

Диана Баумринд исследовала связь между родительским поведением и поведением ребенка, взяв два параметра - отзывчивости (теплота) и контроля (требовательности) - и выделила следующие типы воспитания: авторитетное, авторитарное, либеральное и отвергающее (пренебрежительное). Баумринд начала свое лонгитюдное исследование с дошкольников. Обследовав затем 9-летних детей и их родителей, Баумринд обнаружила свидетельства того, что авторитетный стиль воспитания - включающий в себя требовательность, теплоту и отзывчивость - наиболее благоприятен для ребенка. Дети, родители которых пользовались авторитетным стилем воспитания, были наиболее компетентными в социальном плане, отзывчивыми, интеллектуально одаренными, а также более целеустремленными и организованными. Дочери авторитарных родителей - требовательных и неотзывчивых - были социально напористы, тогда как воспитание по либеральному и отвергающе-пренебрежительному типу было связано с низкой социальной компетентностью дочерей. Сыновья отвергающих родителей были подвержены доминированию, однако у них не проявлялись лидерские способности, а уровень социальной компетентности был низок. Эти результаты наводят на мысль о том, что поведение детей зависит от общей модели родительского воспитания, а не от какого-либо одного параметра и/или дисциплинарного метода. Авторитетный стиль отличается тем, что наиболее благотворно влияет на личность ребенка и его социальное поведение. Баумринд заключает, что существует лишь несколько возможностей оптимального воспитания, тогда как отступления от наиболее эффективной модели могут принимать разнообразные формы. Либеральные родители предоставляют слишком много свободы, спрашивают с ребенка слишком мало и дают ему слишком много прав при принятии решений. Авторитарные родители предоставляют слишком мало свободы, спрашивают с ребенка слишком много и дают ему слишком мало прав при принятии решений... Авторитетные родители гораздо лучше, а отвергающе-пренебрежительные - хуже средних родителей. Однако, рассматривая результаты этого исследования, следует вновь вспомнить о принципе двунаправленности. Возможно, детей, у которых «легкий» темперамент, - с самого рождения более послушных, общительных и независимых - проще всего воспитывать, придерживаясь авторитетного стиля, в то время как при воспитании детей с «трудным» темпераментом эти методы могут оказаться непрактичными и неэффективными. Хотя предпочтительность авторитетного стиля является установленным фактом, вероятно, не со всеми детьми можно использовать подобные методы воспитания[21.][11]