Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Особенности психического развития в младшем школьном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что родители, пытаясь присвоить ребенку наиболее важные по их мнению знания, нравственные ценности и формы поведения используют различные стили и методы воспитания. В зависимости от этого формируется личность ребенка.

1.5 Влияние на формирование личности ребенка других членов семьи

У более 80 % американских детей есть сестры или братья. Сиблинги могут оказывать весьма большое значение в социализации. Годовалые дети контактируют со своими братьями и сестрами столько же времени, сколько и с матерью (и гораздо больше, чем с отцом). Дети 4-6 лет проводят в окружении своих братьев и сестер в два раза больше времени, чем с родителями. Хотя во взаимоотношениях между сиблингами проявляется соперничество или агрессия, маленькие братья и сестры много играют вместе, взаимодействуя в игре; проявляя участие, понимание и привязанность; подражая друг; пытаясь помогать друг другу и утешать. Таким образом, можно предположить, что дети оказывают большое влияние на развитие друг друга. В отношениях сиблингов дошкольного возраста старшие склонны доминировать, чаще инициируют взаимодействие, чаще распоряжаются и выдвигают предложения. Со своими младшими братьями и сестрами первенцы-мальчики нередко используют методы, основанные на физической силе; а первенцы-девочки склонны, общаясь с малышами, давать им разъяснения, ставить перед ними вопросы, предоставлять возможность проявиться. Однако младшие сиблинги не занимают совершенно подчиненную роль. С возрастом они становятся равными партнерами во взаимоотношениях со старшими братьями и сестрами, они становятся более самостоятельными в своих действиях, менее покладистыми, более агрессивными. Очевидно, что взаимодействие со старшими детьми стимулирует интеллектуальное и социальное развитие, поскольку, по сравнению с другими дошкольниками, младшие дети чаще говорят о своих фантазиях, чаще задают и отвечают на вопросы, более склонны к сотрудничеству в игре. Уже в дошкольном возрасте старшие сиблинги могут эффективно выполнять роль учителя, обучая и направляя своих младших братьев и сестер, присматривая за ними, видоизменяя свои собственные указания с той целью, чтобы помочь младшему ребенку; Большинство детей, родившихся вторыми, эмоционально привязаны к своим старшим сиблингам. Взаимоотношения сиблингов друг с другом частично зависят от их отношений с матерью. Матери, не говорящие со своими первенцами об их недавно появившихся на свет братьях и сестрах, снижают вероятность того, что их дети найдут общий язык. Первенцы-девочки, у которых привязанность к матери особенно глубока, более склонны враждебно реагировать на появление младших сестры или брата, у которых, в свою очередь, формируются негативные установки по отношению к старшим сестрам. Результаты лонгитюдных исследований говорят о том, что тип взаимодействия между сиблингами довольно устойчив. Дети, положительно настроенные к своим недавно родившимся на свет братьями и сестрам, были расположены к ним и три - четыре года спустя; те, кто с самого начала не принял появившегося сиблинга, впоследствии были более агрессивно к нему настроены. Устойчивость особенно заметна с 5- летнего возраста, после которого корреляционные связи по периодам в 7 - 8 лет указывают на стабильность типа отношений между сиблингами. Особенность раннего взаимодействия между сиблингами могут сказываться на дальнейшем поведении ребенка. Близкие отношения формируют желательные черты и усвоение желательных форм поведения, включая ролевое поведение, навыки общения, социальную сензитивность, склонность к сотрудничеству и понимание социальных норм и ролей. Одним из способов развития навыков ролевого поведения - споры между сиблингами. Они во многом отличны от споров ребенка с родителями и связаны с развитием способности встать на позицию другого. Помимо этого, взаимодействие между сиблингами помогает ребенку овладеть навыками, связанными с вышеуказанными. Еще одно преимущество сиблингов - то, что они успокаивают друг друга в период неудач. Сиблинги поддерживают друг друга в трудных ситуациях, таких как болезнь матери, проблемы в школе и т. п.


При разводе родителей их отношения не так однозначны. Иногда после развода происходит возникновение конфликта, однако характер дальнейших отношений зависит от такового до развода. Если сиблинги были близки, то и после развода родителей они будут сохранять хорошие отношения друг с другом. Рассматривая то положительное влияние, которое оказывают сиблинги, может показаться, что единственный в семье ребенок сталкивается со множеством трудностей. В действительности единственный ребенок нередко получает негативную характеристику, например: «неадаптированный, эгоцентричный и своевольный; ищущий внимания и зависимый от других, импульсивный и тревожный, обычно неудачливый и отвергаемый и в то же время несколько более автономный, чем ребенок, имеющий брата или сестру». Однако систематический анализ результатов более 100 исследований говорит о том, что у единственных детей обычно нет подобных проблем. Единственные дети превосходят детей из многодетных семей по уровню интеллекта и мотивации достижения. В этом отношении они схожи с первенцами и детьми из двухдетных семей; они сходны с ними также и по уровню общительности, по характеру и адаптивности. В сравнении с родителями из многодетных семей родители, имеющие 1-2 детей, уделяют им больше внимания, что позволяет ребенку усвоить более сложные интеллектуальные навыки, например, расширить словарный запас, а также модели более зрелого поведения. Многие убеждены, что единственные дети в некотором отношении отличаются от детей, имеющих сиблингов, однако, если это так, они различаются по тем параметрам, которые еще не были изучены[21.][12]. Делая вывод, можно сказать, что состав семьи также значительно влияет на развитие ребенка. В зависимости от характера взаимодействия с другими членами семьи может зависеть внутренний климат семьи.

2. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

2.1 Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка.

Общая характеристика детей младшего школьного возраста


Младший школьный возраст - это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружением, примеряет новые социальные роли: школьник, член массового коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», т.е. переходит в сознательную фазу, когда меняется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности[10.][13]

С началом школьного обучения дети, возможно, впервые в жизни, отделяются от своих родителей и должны приступить к налаживанию доверительных отношений с незнакомыми взрослыми. В то же время им дается больше независимости[26.][14].

В младших классах детям даже приходится конкурировать между собой за внимание и помощь взрослого. Независимо от того, в какую школу поступает ребенок, всегда существует огромное различие между тем, что считается приемлемым и ожидаемым от него дома, и новыми требованиями, выдвигаемыми к нему в школе. Чем сильнее это различие, тем сложнее будет ребенку адаптироваться к новым условиям. От детей, которые только начали интернализировать нормы жизни своей семьи, ожидают адаптации к абсолютно новому набору требований. Успешность этого перехода зависит от общей обстановки в семье и в школе, а также от особенностей индивидуального развития ребенка. От того, как хорошо справился ребенок с новыми формами зависимости, расширением автономии, с неизбежностью соблюдать установленную в школе дисциплину, сдерживать свою агрессивность и внимать голосу совести, будет зависеть его адаптация к школьной жизни. Хотя учителя признают, что внутренние ресурсы первоклассника могут быть весьма ненадежны, от него требуют такой адаптированности, какой редко ожидают даже от взрослых. С первого дня в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, устанавливающих отношения в классе. Отношения с одноклассниками строятся на соблюдении верного баланса между сотрудничеством и соперничеством. Подобным же образом, отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием[5.][15]

Начало школьного возраста влечет за собой появление совершенно нового этапа в жизни ребенка. В этот период появляются новые значимые люди, такие как - учитель и новый школьный коллектив. Ребенку необходимо подстраиваться под новые социальные условия.


2.2 Психологическое значение поступления ребенка в школу

В жизни детей семилетнего возраста происходит значимый момент: они поступают в школу. Переход к школьному обучению значит для детей прежде всего переход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов - восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, и главное - формирует у ребенка основы мировоззрения[18.][16]. Поступление ребенка в школу означает для него переход к новому образу жизни, новой основной деятельности; это сильно сказывается на формировании всей личности ребенка. Целенаправленное, активное становление личности ребенка осуществляется лишь при условии педагогически правильной организации всей жизни и деятельности детей, так как именно в реальной жизни и деятельности ребенка формируется его личность. Для правильного всестороннего формирования личности ребенка необходимо обширное политическое воспитание, общее образование, книга, газета, труд, общественная работа и, конечно, также - игра, развлечение, отдых. При переходе к школьному возрасту основной деятельностью становится обучение. На первый взгляд может показаться, что для всех детей школьного возраста, независимо от того, в каких конкретно-исторических условиях они живут и развиваются, обучение выполняет главную роль. Однако это не так. Для того чтобы та или иная деятельность стала ведущей в становлении психики, необходимо, чтобы она составила основное содержание жизни самих детей, являлась для них центром, вокруг которого формируются их главные интересы и переживания. Обучение в школе воспринимается в обществе как подготовка. Поэтому переход к школьному обучению является переходом к новой общественно-значимой деятельности, а вместе с тем и к новой роли в обществе. Школьник имеет свою важную социальную обязанность - обязанность хорошо учиться, свой учебный коллектив, свою жизнь в нем, полную серьезных отношений. При таких условиях школа действительно становится главной в жизни детей, а учение - их основной деятельностью. Оно воспринимается школьниками не только как средство, необходимое для того, чтобы когда-то, в будущем стать активными членами общества, но и как особая форма их участия в большой, настоящей жизни современности . С другой стороны, и сами школьные знания, благодаря их достоверному научному содержанию и связи с практикой, являются интересными для наших школьников. Они расширяют кругозор детей, удовлетворяют их познавательные интересы, являются средством познания действительности. Содержание и методы обучения в школе не позволяют учащимся машинально заучивать учебный материал, они требуют от ребенка истинного сознательного усвоения основ наук, т.е. такого усвоения, при котором школьные знания, становясь убеждениями ребенка, основывают его мировоззрение. Поступление ребенка в школу действительно меняет весь привычный ход его жизни и деятельности. У ребенка, пришедшего в школу, возникают новые отношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Он должен вставать в строго определенное время и идти в школу, заниматься предметами, включенными в школьную программу, безукоризненно следовать школьному режиму, выполнять школьные правила поведения, стремиться к хорошему усвоению положенных по программе знаний и навыков. Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими: с учителями, родителями и товарищами. К ребенку, халатно относящему к учебным обязанностям, манкирующему школой, не желающему учиться, окружающие относятся иначе, чем к школьнику, прилежно исполняющему свой общественный долг. Таким образом, ребенок, став школьником, занимает новое место в обществе. Он имеет теперь обязанности, к которым его призывает общество, и несет за свою учебную деятельность серьезную ответственность перед школой и родителями. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на учебные пособия и пр. Получая хорошую оценку за свой учебный труд, он может ждать по отношению к себе со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новое отношение с окружающими его людьми, иначе говоря, занять новое для него, характерное для школьника положение в нашем обществе. Переход к этому новому положению и составляет основную предпосылку для становления личности. Новые взаимосвязи и постоянное участие в серьезной, общественно-значимой деятельности - учебе наполняет жизнь детей глубоким смыслом, что сказывается в характере общей характеристики их личности, в их переживаниях, в особенностях их представлений. Систематический творческий труд и постоянная жизнь в коллективе воспитывают у детей отношение к труду, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, умение стать на точку зрения другого, считаться с потребностями и желаниями других людей. Высокий идейный и научный уровень приобретаемых знаний в школе позволяет детям достигнуть возможного в том возрасте интеллектуального развития, формирует у них полноценное познавательное отношение к действительности. Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив[4.][17] Учитывая вышесказанное, можно отметить, что при поступлении в школу у ребенка появляются новые права и обязанности, которым он должен следовать. В этот период меняется весь его образ жизни, ему необходимо привыкать к новым социальным ролям, теперь его поведение начинает оцениваться школой, появляются новые значимые люди.


2.3Воспитание самостоятельности у ребенка младшего школьного возраста.

Очень часто родители думают, что помогать ребенку учиться - значит выполнять с ним домашнюю работу, заставлять его читать, писать, штудировать страницы учебника. Однако не просто так домашняя работа называется самостоятельной. То есть ребенок должен выполнять ее сам, без помощи взрослых. Но если ребенок действительно работает сам, задание чаще всего бывает выполнено хуже; именно это как раз и говорит о самостоятельности школьника. В школе ребенок все должен делать сам: раздеваться, одеваться, подготавливать рабочее место, следовать установленному порядку. Самостоятельность - пожалуй, одно из важнейших качеств человека. Чем раньше дети научаться быть самостоятельными, тем легче им будет учиться. Учиться - учить себя. Если поощрять попытки детей быть самостоятельными, можно научить ребенка организовывать свободное время, тем самым обеспечить и его самостоятельность как ученика. Житейская и учебная самостоятельность - разные вещи. Такое качество как учебная самостоятельность включает навык ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры на побуждение и помощь извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению, проявлять инициативу и творчество. Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых. Ниже приведены советы по воспитанию самостоятельности у ребенка младшего школьного возраста.

Необходимо не отказывать ребенку в его правах. Помнить, что он тоже имеет право на одиночество, на выбор по собственному желанию - занятия, времяпрепровождение, друзей и сотоварищей его деятельности. Ребенок имеет право распоряжаться своим временем и собой. Также ребенок имеет право на свое мнение, на свои самостоятельные действия. Чтобы ребенок стал самостоятельным, почувствовал необходимость быть таковым, можно отдать ему часть своей ответственности за его дела и за общие семейные проблемы; перестать бесконечно опекать его. Важно формировать у ребенка умение организовывать свою деятельность, предвидеть необходимые действия, в соответствии с ситуацией перестраивать их. Для формирования учебной самостоятельности очень важны следующие умения: школьник должен, во-первых, отчетливо представлять, как выполнять задание, знать точную последовательность производимых действий; во-вторых, уметь контролировать свои действия и сравнивать их с образцом и, в-третьих, хотеть проявить при выполнении задания творчество, оригинальность. Общение с ребенком по поводу домашних заданий и должно касаться этих умений. Нужно поощрять ребенка за инициативу, которая показывает его позитивное отношение к учебным занятиям. Оценка должна быть положительной, но объективной. Хваля за положительные моменты, можно вместе с ребенком выяснить причины неудач. Так школьник научится себя контролировать и оценивать. Один из главных путей становления самостоятельности младшего школьника - исполнение им поручений и обязанностей[7.][18]