Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Особенности психического развития в младшем школьном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Тема развития личности является всегда интересной,изучаемой и актуальной. Формирование личности зависит от множества составляющих окружающего мира. Нельзя не отметить, что одним из главных факторов, оказывающих влияние на формирование человека, является семья. Семья - это так называемый коллектив, имеющий в развитии основную, долгосрочную и наиважнейшую роль. Семья оказывает огромное влияние на становление личности ребенка и его роли в обществе. В младшем школьной возрасте ребенок переживает самое благоприятное время для формирования личности. Именно в этом возрасте у ребенка формируются представления об окружающем мире, отношениях между собой и окружающими людьми, возникает необходимость применения к себе новых социальных ролей. То, какая обстановка преобладает в семье, каким опытом делятся родители,-всё это является факторами когнитивного и социального развития ребенка младшего школьного возраста. Роль семьи в создании личности ребенка младшего школьного возраста- важная проблема, т.к. на настоящем этапе развития общества очень важно осознание ценности данного возраста, необходимо учитывать все факторы, оказывающие влияние на развитие личности, особенно такой важный для ребенка институт как семья. Именно в младшем школьном возрасте помимо родителей еще одним важным взрослым человеком становится учитель, который являются для ребенка большим авторитетом. Часто дети называют именно учителя, когда их просят назвать самого доброго или умного человека. Учитель вызывает у детей сильное уважение, и это неудивительно: он ежедневно несколько часов находится в центре детского внимания, притом в качестве лидера и положительного авторитета. Понятно, что от педагога, его личности, умения вести педагогическую деятельность и искусного владения педагогическими навыками зависит очень многое: поведение детей, их умения и познания, мысли. Ведь в этом возрасте дети как никогда подвержены влиянию учителя. Исходя из вышесказанного, отметим, что авторитет родителей для ребенка младшего школьного возраста значительно снижается, а на главный фон выходит учитель. Всвязи с этим меняется поведение и отношение ребенка к людям вокруг него.

Целью данной курсовой работы является определение значения семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста.

Объект - детско - родительские отношения.


Предмет - влияние семьи на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.

В зависимости от цели можно выделить и основные задачи исследования : проанализировать понятие семья, функции семьи;

выделить основные стили и методы воспитания;

проанализировать влияние на формирование личности ребенка других членов семьи;

выявить ценность семьи для ребенка младшего школьного возраста; обозначить основные возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста.

1.Влияние семьи на развитие ребенка

1.1 Семья. Функции семьи.

В психологии главный фокус обращен на межличностные отношения в семье. Давая понятия семьи и функций, которые она выполняет, выводы психологов во многом схожи со взглядами социологов и культурологов[13.][1]. Семья-это социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По сути, семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, построенную на браке или кровном родстве и имеющую общую исторически определенную организацию. Под функциями семьи понимается способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями личности в принадлежности к семейной группе[20.][2]. Ниже предоставлен список главных функций, которые чаще всего психологи приписывают семье:

-порождение и воспитание детей[13.]. Данная функция связана в удовлетворении потребности в детях. Семья дает первичную социализацию ребенку, учит его жить среди людей, вырабатывает первичные навыки и нормы поведения[24][3].

-сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала;

-удовлетворение нужды людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве защищенности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви. Создание условий для развития личности всех членов семьи;


-удовлетворение сексуально-эротических потребностей;

-удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;

-организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;

-удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.

В семье общаются люди социально и психологически близкие, они более деликатные, уважительно относятся к личности.

Рекреативная функция - охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний. Повседневным рекреативным институтом является семья. Здесь люди получают физическую, моральную, материальную и психологическую помощь друг от друга[13.][4]. Опираясь на вышеуказанные функции, можно сказать, что семья-это наиболее важный институт для развития и воспитания личности ребенка. Именно в семье закладываются основы личности, формируется система ценностей и отношений между людьми.

1.2 Влияние семьи на формирование личностных черт ребенка

Семья имеет очень важную функцию в жизни любого человека. От отношения родителей к ребенку зависит дальнейшее формирование его личностных качеств. Этот процесс по большей части зависит от того, как в семье отвечают на необходимые потребности ребенка, насколько корректно проявляются родительские позиции[29.][5].

У детей очень много потребностей, но ограничимся характеристикой только главных.

Первая из них - это потребность в эмоциональном контакте. Чтобы у ребенка было хорошее самочувствие, правильно проходило физическое, психическое и социальное развитие, у него должна быть уверенность, что люди, занимающиеся его воспитанием, рады его существованию, проявляют к нему доброжелательность, сердечность. Отношение взрослых людей дает детям возможность чувствовать себя уверенно и безопасно. К важным потребностям ребенка необходимо отнести регулярный контакт с родителями, их присутствие и постоянное общение. Ребенку важно чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. В свою очередь дети интересуются жизнью родителей. Так возникает взаимосвязь между родителями и ребенком, необходимая для умственного, эмоционального и социального развития ребенка. Воспитание у детей чувства самоутверждения положительно сказывается на развитии у них самостоятельности, активности, открывает возможности к творческим поискам. Одной из главных потребностей человека является потребность в уважении, которую иногда называют стремлением к общественному признанию.


Ребенок плохо себя чувствует, когда к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. Вера в себя, способность к адекватной самооценке основывается у детей в первую очередь на мнении других людей, в первую очередь отца и матери, далее братьев, сестер и товарищей - своих сверстников. Когда родители часто говорят ребенку, что считают его глупым и неспособным, то он может на самом деле ощущать себя таковым, а от постоянной критики начнет ощущать свою неполноценность.

Если родители замечают старание ребенка что-то сделать, относятся к немусерьезно, учитывают его возрастные способности, то у него формируется вера в свои силы, которая в будущем поможет ему раскрыть себя как личность на пользу общества. Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании негативных черт личности. Удовлетворение основных потребностей в детстве имеет огромное значение еще и потому, что это определяет как направление в развитии личности, так и путь к социальной зрелости. Рассматривая основные типы родительских позиций, нужно иметь ввиду влияние каждой из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка .Для понимания этого влияния надо понять особенности поведения ребенка, учитывая определенную родительскую позицию. Особенно пристально следует отнестись к чертам личности, наиболее характерным для ребенка.

Попробуем выявить основные черты личности, формирующиеся у ребенка под влиянием родительских позиций. Стоит отметить, что характеристики этих черт не в состоянии в полной мере отразить состояние личности ребенка, они только имеют цель указать на тенденции и направления, в которых может протекать формирование поведения детей. Позиция отвержения формирует у ребёнка такие черты, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, склонность к воровству и асоциальному поведению. Такая позиция родителей тормозит эмоциональное развитие ребенка. В некоторых случаях она вызывает у них пугливость, беспомощность, затрудняет из-за замедленного развития их общение с детьми и взрослыми. Могут даже появиться физические отклонения, такие, как тучность и невроз. Если отец и мать искренне любят ребенка, создают в доме атмосферу любви, покоя, взаимного внимания, у ребенка формируется прочная эмоциональная связь с родителями, у него появляются чувства привязанности и умение выражать свои эмоции. Дети в таких семьях как правило бывают веселыми, дружелюбными, сочувствующими, а благодаря ощущению безопасности - смелыми и отважными. Когда родители уклоняются от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, который неспособен устанавливать крепкие эмоциональных связей, соответственно, эмоционально неустойчивым. Такие люди охотнее поддаются асоциальному влиянию. Они непостоянны в своих планах, неспособны к объективным оценкам, склонны к хвастовству и бахвальству. Они могут ощущать себя преследуемыми, испытывая жалостью к себе. Зачастую они не имеют настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них часто случаются конфликты с родителями и школой. Позиция взаимодействия, как правило, приводит к тому, что ребенок становится доверчивым по отношению к родителям, обращается к ним за советом и помощью. Он по большей части доволен результатом своих усилий. У него формируются стойкие взаимоотношения и способности к пониманию других людей, он учится брать на себя обязанности, выполнять их, при этом заботиться о членах своей семьи. Родительская позиция чрезмерной требовательности зачастую лишает ребенка веры в собственные силы, формирует в нем неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут образоваться трудности в учебе и в отношениях с окружающими. Влияние такой родительской позиции оказывается более слабым, если ребенок способен бунтовать против родителей, опираясь при этом на хороший контакт с ровесниками, соглашающимися с его поведением. В таких случаях дети теряют порой самообладание и бывают уязвимы для самых неблагоприятных ситуаций.


Когда родительская позиция признает права ребенка, он постепенно формирует дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей чаще рассчитывают на себя и стараются быть по возможности независимыми. Такие дети проявляют больше инициативы, что благоприятно сказывается на возникновении у них творческого начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызвать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, безынициативность, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое самомнение, несдержанность, заносчивость, дерзость, чрезмерную требовательность, авантюризм и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны - беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни, вплоть до психического заболевания. Когда родители дарят ребенку адекватное доверие, воспитывают в нем свободную личность, он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях. Зачастую он стремится преодолевать появляющиеся трудности, не бросает начатой работы, не боится сложных заданий.

Семья представляет собой главный воспитывающий механизм, и поэтому она ответственна за нарушения в поведении ребенка. Многие психиатры считают начальной причиной этих нарушений эмоциональную обстановку в семье. Нарушение эмоциональных отношений и дисгармонии семейной жизни может усилить отклонения в поведении больного ребенка, и, наоборот, добрые, сердечные отношения могут оказывать терапевтическое воздействие и способствовать его полному выздоровлению. Соответственно, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют огромное значение для становления его личности. Потому необходимым инструментом в предупреждении различных неприятностей в жизни семьи должен стать своевременный диагноз, способный выявить дисгармонию в эмоциональных взаимоотношениях отдельных членов семьи. После постановки диагноза важны выявление причин, сложивших непростую ситуацию, и выбор воспитательных методов, которые помогут оздоровить семейную атмосферу. Конечно, как диагнозом, так и «лечением» должны заниматься только специалисты[15.][6].