Файл: Задачи нотариата (Появление и развитие института нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства, выходу в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата. 11 февраля 1993 года были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»[15], которые коренным образом изменили организационную основу построения нотариата в России.

«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» законодательно закрепили создание института «свободного нотариата», под которым понимается такая система, при которой нотариус осуществляет публичную функцию, получив от государства часть его власти, но организует свою работу как лицо свободной профессии.

В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства возникла необходимость реформирования нотариата. 11 февраля 1993 года были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», официально утвердив в нашей стране частный нотариат.

Демократизация российского общества привела к возникновению института негосударственного, или латинского, нотариата. За последнее десятилетие частный нотариат занял прочные позиции в российской правовой системе, число частных нотариусов возрастает, а например, в Москве больше нет государственных нотариальных контор[16].

В 1995 г. Россия вступила в Международный союз латинского нотариата, объединяющий более 60 государств и занимающийся вопросами сближения национального законодательства, распространением положительного опыта в нотариальной сфере[17].

Резкий переход от господства государственной собственности на средства производства к рыночным отношениям привел к ситуации, когда в правовой сфере возродились механизмы, смысл и значение которых не были в достаточной мере исследованы юридической наукой, в том числе и нотариат.

Принципиальная перестройка системы нотариата после принятия Основ законодательства о нотариате происходила без соответствующего научного обоснования ее необходимости, без изменения в общественном сознании отношения к нотариату.


1.2 Нормативно-правовые основы нотариальной деятельности в современных условиях

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой следует руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия[18].

Поскольку само нотариальное законодательство, как и нотариальное право, носит комплексный характер, то следует выделять источники, как организации нотариальной деятельности, так и самого нотариального производства.

Основным источником любого законодательства является Конституция РФ. При анализе Конституции как источника нотариального права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата, и специальные, определяющие принципы развития нотариата[19].

К общим относится норма, сформулированная в ст.1 Конституции РФ: «Российская Федерация – Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления»[20].

Характеристика Российской Федерации, как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии решений о нотариате должны преобладать принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Особенно актуально это является в условиях борьбы за создание нового законодательства о нотариате, когда многие выступают с политическими заявлениями о том, что России не нужен латинский нотариат, настаивают на его огосударствлении, что было присуще советской правовой системе[21].

К общим относится норма ст. 7 Конституции РФ, характеризующая Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к нотариату, прежде всего, в части соблюдения и обеспечения прав каждого.

К специальным относятся нормы, содержащиеся в ст.48 и с.т.72 Конституции РФ. Так, статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложена и на нотариусов. Между тем из сути Конституции РФ вытекает более значительная роль нотариата в развитии гражданско-правовых отношений, который способствует их стабильности и защите прав граждан и юридических лиц[22].


Согласно ст.72 Конституции РФ, нотариат отнесен к сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ. Это положение накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего в себе законы федерального уровня и уровня субъектов. В целом ряде статей «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» есть отсылки к законодательству субъектов Федерации, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование (ст.4, 14, 15, 25, 34 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»)[23].

Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность нотариата, являются «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате».

«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» состоят из двух разделов и 109 статей.

В первом разделе регламентируются организационные основы деятельности нотариата: требования, предъявляемые к нотариусам; права, обязанности и ответственность нотариусов; создание и полномочия нотариальных палат и Федеральной нотариальной палаты; контроль над деятельностью нотариата и другие. Раздел второй посвящен компетенции органов нотариата. Здесь перечисляются виды нотариальных действий, основные правила и порядок их совершения[24].

«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса.

Вместе с тем нужно отметить, что после принятия в 1993 года «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» кардинально поменялось практически все законодательство: принята Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ[25] и ряд других кодексов. Появились вопросы, которые раньше, в условиях планового хозяйства даже не могли возникнуть. И если в 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» были прогрессивны, то по истечении времени они, по меньшей мере, требуют внесения изменений[26].

К наиболее серьезным недостаткам действующих «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» можно отнести следующие:

1. Отсутствие норм, раскрывающих суть нотариата, как особого публично-правового института, действующего в рамках бесспорной юрисдикции, а также правовых механизмов, обеспечивающих его функционирование в этом значении;


2. Отсутствие правовых механизмов, обеспечивающих в полном объеме функционирование принципа самофинансирования всей системы нотариата. Это фактически мешает реализации принципа независимости нотариуса и принципа полной имущественной ответственности за результаты своей деятельности;

3. Отсутствие положений обеспечивающих открытость, гласность и доступность в отправлении нотариусом своих публично-правовых функций и ряд других[27].

К источникам нотариального законодательства относятся и ряд кодексов: гражданский, гражданско-процессуальный, семейный, уголовный. Так, ГК РФ определяет круг сделок, для которых необходимо соблюдение нотариальной формы. К ним, в частности, относятся:

- доверенности на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения (ст. 185 ГК РФ),

- доверенностей в порядке передоверия (ст.187 ГК РФ),

- ипотека (ст.339 ГК РФ),

- удовлетворение требований залогодержателей за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд (ч.1 ст.349 ГК РФ),

- уступка требования и перевод долга, основанные на сделке, совершенной в нотариальной форме (ст. 389 и 391 ГК РФ),

- рента (ст.584 ГК РФ) и пожизненное содержание с иждивением (ст.601 ГК РФ).

Одновременно ГК РФ исключил участие нотариуса при заключении договоров купли-продажи и дарения, предусматривающих отчуждение даже недвижимого имущества.

Кроме того, ГК РФ, наряду с «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате», устанавливает круг лиц, управомоченных совершать нотариальные действия.

К нотариально удостоверенным ГК РФ приравнивает доверенности удостоверенные командирами воинских частей, соединений; начальниками военных госпиталей, санаториев; начальниками мест лишения свободы; администрацией учреждений социальной защиты, а также администрацией санаторного лечебного учреждения (ч.3 ст.185 ГК РФ)[28].

Третья часть ГК РФ[29], принятая 1 ноября 2001 г., детально регулирует совершение тех нотариальных действий, которые связаны с наследованием: составление завещаний, сроки и порядок принятия наследства, охрана наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство.

К источникам нотариального права относится и Семейный кодекс РФ[30], который устанавливает обязательную нотариальную форму согласия супруга на распоряжение общим имуществом другим супругом (ст.35 СК РФ), брачного договора (ст.41 СК РФ), соглашения об уплате алиментов (ст.100 СК РФ).


Размер государственной пошлины (тарифа), взимаемой за совершение нотариальных действий устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации[31].

Причем положения этого закона о размерах пошлины и льготах для отдельных категорий лиц распространяются как на деятельность государственных, так и на деятельность частнопрактикующих нотариусов.

Порядок обжалования нотариальных действий определяется ст.ст. 310-312 ГПК РФ[32].

Нормы, регулирующие организацию и деятельность нотариата, составляют самостоятельную отрасль законодательства. Вместе с тем, нотариальное законодательство тесно связано с такими отраслями российского права как гражданское, гражданско-процессуальное, семейное и другие.

При совершении различного рода нотариальных действий нотариусу приходится применять не только правила нотариального производства, но и обращаться к нормам других отраслей права[33].

В России свободный нотариат начал свое активное возрождение. И это при том, что традиции российского нотариата не столь уж бедны. В дореволюционной России законодательство о нотариате тяготело к законодательствам Австрии, Франции, Баварии, основанных на принципах свободного нотариата. Однако с отменой частной собственности произошло уничтожение свободного нотариата и замена его нотариатом государственным.

2. Оценка функций нотариата в Российской Федерации

2.1 Место нотариата в правовой системе

Для понимания вопроса о месте нотариата в правовой системе России важно принять во внимание следующее. Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или частнопрактикующий нотариат) является публично – правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы[34].

До становления и реализации концепции судебной власти место нотариата определялось в одном ряду с судами. Однако в настоящее время такой подход является несостоятельным. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе, поэтому включать нотариат в судебную систему вряд ли целесообразно. Задачи судов сводятся к осуществлению правосудия в рамках гражданского, конституционного, арбитражного, уголовного судопроизводства. Поэтому суды не могут осуществлять непосредственное организационное руководство системой нотариата. Они осуществляют свое воздействие на деятельность нотариусов путем оценки правомерности их действий в связи с рассмотрением жалоб на действия нотариусов. Приводимые иногда доводы в пользу организационного руководства нотариатом со стороны судебной власти со ссылкой на дореволюционный опыт несостоятельны, поскольку государственному устройству Российской империи не было известно разделение властей[35].