Файл: Задачи нотариата (Появление и развитие института нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современных условиях место нотариата можно определить как органа, наделенного публичной властью и входящего в систему гражданской юрисдикции, под которой понимается деятельность всех органов, наделенных полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота.

Юрисдикционную деятельность можно разделить на государственную и негосударственную. Юрисдикция от имени государства осуществляется судами и органами исполнительной власти. Частноправовой характер имеет юрисдикционная деятельность третейских судов и ряда других органов (при урегулировании коллективных трудовых споров), которые занимаются частным правоприменением.

В рамках данной классификации органов гражданской юрисдикции нотариат и деятельность нотариусов имеет двойственную природу. С одной стороны, полномочия и деятельность нотариусов осуществляются от имени государства и по целому ряду признаков носят публично – правовой характер. С другой стороны, при осуществлении своей деятельности нотариус выступает как независимый юридический консультант сторон, то есть как представитель так называемой свободной профессии[36].

Среди органов гражданской юрисдикции наиболее близок к нотариату суд. Между ними много общего. Прежде всего, – это цель их деятельности. Она одна и для правосудия и для нотариата – это обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц. Согласно гражданскому процессуальному законодательству РФ суды рассматривают и разрешают дела по спорам в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций (ст. 2 ГПК РФ). Удостоверительная деятельность нотариата предупреждает возникновение споров о праве, разрешение которых отнесено к компетенции суда. Таким образом, видно, что и в деятельности суда, и в деятельности нотариата главное – правоохранение[37].

Общими являются и некоторые принципы организации деятельности судей и нотариусов:

  1. осуществление деятельности от имени государства. Однако если судья является носителем государственной власти, то нотариус – лишь представитель государства;

2) независимость и от государства, и от участников процесса;

  1. подчиненность действий нотариуса и судьи закону;

4) объективность и беспристрастность.

Теперь о полномочиях. Суть деятельности правосудия – это осуществление властных полномочий. Определенные властные полномочия есть и в деятельности нотариусов как у представителей государства. Государство передает нотариусу часть своей верховной власти, что необходимо, в частности, для наложения запретов на отчуждение имущества, совершения исполнительных надписей, удостоверения подлинности соглашений и придания им публичного характера и доказательственной силы[38].


Вместе с тем между судебной и нотариальной деятельностью имеются существенные отличия. Так, судебная деятельность представляет собой правосудие. Судебные функции носят исключительный характер и согласно ст. 18 Конституции РФ могут осуществляться только судами. Несмотря на то, что в литературе широко распространен подход к нотариату как институту превентивного правосудия[39], деятельность нотариуса правосудием не является, исключительный характер нотариальные функции не носят, поскольку могут совершаться и другими уполномоченными на то лицами. Говорить о нотариате как институте предупредительного правосудия можно лишь в качестве общей характеристики самой функциональной направленности нотариата в гражданском обороте. В специально – юридическом же смысле деятельность нотариата правосудием не является, а «предупредительное» правосудие современной системе органов гражданской юрисдикции не известно.

Критерий разграничения компетенции между нотариусами и судами как двумя органами гражданской юрисдикции определяются по признаку спорности или бесспорности права. Основная сфера деятельности нотариуса – бесспорная юрисдикция, а суда – осуществление спорной юрисдикции путем разрешения правовых конфликтов.

Поэтому дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, предусмотренных законом, например дела особого производства, указанные в ст.262 ГПК РФ, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК РФ), дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.30 АПК РФ[40]). Нотариус удостоверяет целый ряд юридических фактов бесспорного характера (нахождение гражданина в живых, нахождение гражданина в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенном на фотографии, время предъявления документов нотариусу), при отсутствии спора он вправе выдавать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, удостоверить соглашение о разделе совместно нажитого имущества.

Таким образом, в отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждения их возможного нарушения в будущем. Иначе говоря, если суды могут гарантировать юридическую защиту участникам правоотношений только после того, как возникает спор, то нотариат обеспечивает такую защиту уже на стадии оформления договорных отношений, то есть до того как наступит их практическая реализация, а значит, до того, как может возникнуть какой-нибудь спор.[41]


Нотариальная деятельность направлена также на максимальное облегчение и упрощение судебной процедуры, снижение нагрузки на суды. Так, в исковом гражданском судопроизводстве нагрузка на суды существенно снижается, если для мирного урегулирования правовых отношений или в целях заключения четко сформулированного и отражающего интересы всех сторон договора граждане привлекают нотариуса[42].

Даже если судебного разбирательства избежать не удается, работа судьи значительно облегчается, если в качестве средств доказывания используются нотариальные документы[43]. Они объективно вызывают больше доверия у суда, так как выданы независимым, беспристрастным, компетентным лицом, незаинтересованным в исходе спора. И если можно оспаривать показания одних свидетелей с помощью показаний других, то большинство нотариально оформленных документов можно оспаривать только путем предъявления соответствующего иска, например о признании недействительным завещания, договора и так далее. А до тех пор, пока недействительность договора не будет доказана, действует презумпция его действительности, что придает ему особую юридическую силу.

Нельзя недооценивать также и то значение, которое придается нотариальным документам в праве, регулирующем принудительное исполнение обязательств. Речь идет о привлечении компетентного органа к обращению взыскания на имущество и собственность должника. Как правило, оно возможно лишь на основании составленного судом исполнительного документа. Объясняется это тем, что для применения принудительных мер необходимо, чтобы существование правового требования было безоговорочно установлено. Поэтому гражданско-правовые требования только тогда могут быть исполнены, если их бесспорность подтверждена в судебном решении[44].

Наряду с принудительным исполнением судебных решений допускается также принудительное исполнение на основании нотариального документа (исполнительной надписи), в котором зафиксировано согласие должника на применение к нему мер принудительного исполнения. Взыскание по исполнительной надписи производится в порядке, установленным гражданским процессуальным законодательством для исполнения судебных решений (ст. 93 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»)[45].

Таким образом, нотариат относится к органам гражданской юрисдикции и представляет собой систему, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.


2.2 Функциональное назначение нотариата

В условиях продолжающейся административной реформы важное значение приобретает совершенствование всех элементов правового механизма. Одним из таких элементов, играющих системообразующую роль в правовой сфере России, выступает нотариат. Роль нотариата в условиях правовых реформ во многом зависит от тех функций, которые он выполняет. В свою очередь, данные функции являются производными от правовой природы нотариата. Нотариат действует в точке пересечения частного и публичного права и в силу этого обладает дуалистической природой. Нотариус одновременно выступает как уполномоченный представитель государства, выражающий его волю в правоотношениях, и как независимый юридический консультант субъектов правоотношений. Отсюда закономерно вытекает потребность в существовании независимого нотариата, свободного как в организационном, так и в процессуальном отношении[46].

В условиях конвергенции частого и публичного права такая позиция нотариуса оказывается наиболее гармоничной, и этот институт вполне вписывается в существующую правовую систему.

Важно отметить, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариус не является предпринимателем, он действует от имени государства. Его назначение на должность производится государственным органом — органом юстиции. Выступая как правомочный представитель государства, нотариус осуществляет определенные правовые функции, в основном применительно к имущественным правоотношениям граждан и юридических лиц.

По мнению П.А. Кучеренко, эти функции можно разделить на две группы. Первая группа представляет собой социальные функции нотариата, которые характеризуют место данного института в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России в целом. Вторая группа характеризуется цитируемым автором в качестве содержательных функций, которые отражают характер и специфику нотариальной деятельности. В рамках данной классификации правозащитная функция нотариата может быть отнесена к его социальным функциям[47].

В современных условиях именно эта функция нотариата выступает на первый план. И.Г. Черемных все функции нотариата подразделяет на две большие группы:


1) функции нотариата, вытекающие из публично-правового характера нотариальной деятельности;

2) функции нотариата, вытекающие из частноправового содержания нотариальной деятельности. В каждую из указанных групп включается различное количество функций[48].

Так, в первую группу входят:

– правоохранительная (выражается в обеспечении законности в сфере гражданского оборота);

– правоприменительная (характеризуется разрешением юридических дел в отношении конкретных фактических ситуаций, например, совершение исполнительных надписей);

– предупредительно-профилактическая осуществляется по следующим направлениям:

а) обеспечение процесса доказывания в суде;

б) разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера.

В современных условиях предусмотренная законодательством деятельность нотариусов способствует закреплению и реализации имущественных прав граждан[49].

Нотариус юридически оформляет право собственности на недвижимость, наследственные права и т.д. Именно благодаря деятельности нотариата имущественные, а в некоторых случаях и личные неимущественные права граждан оказываются более защищенными, и у граждан не возникает необходимости отстаивать эти права в суде. Поэтому институт нотариата в контексте его деятельности вполне может рассматриваться в виде особой формы защиты гражданских прав и охраняемых законом субъективных интересов[50].

Правозащитная функция нотариата является производной от его правовой природы. Именно эта функция в определенной мере сближает нотариат с судебными органами. Ее значимость повышается в условиях правового государства, где существует выраженная потребность в эффективных юридических механизмах, позволяющих осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов общественных отношений.

В современной России нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с ч. 1 ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций, а именно по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Для реализации данной функции нотариат наделен некоторыми полномочиями государственно-властного характера. В данном качестве он в своей деятельности реализует публичную власть и государственную волю. В связи с этим современные ученые рассматривают нотариуса как «лицо, не являющееся государственным органом, но выполняющее от имени государства государственную функцию, направленную на защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц»[51].