Файл: Рынок ценных бумаг (Основные положения рынка ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Манипулирование путем распространения информации может осуществляться путем предоставления ложных сведений относительно эмитента, ценных бумаг или состояния рынка, побуждающих инвесторов действовать тем или иным образом для сохранения собственных активов либо в ожидании получения прибыли. Наибольшую сложность в квалификации представляют схемы действий участников фондового рынка по распространению информации, которые прямо не признаются законодателем манипулятивными, однако, при определенных условиях могут нарушать права и законные интересы инвесторов, повлечь для них убытки.

Основу мышления человека, действующего на фондовом рынке, составляет постоянное соизмерение вероятности ожидаемой выгоды и потерь. Особенности рынка ценных бумаг, в том числе постоянный рисковый характер действий его участников, крупный объем оборотов, в несколько сотен раз превышающий обороты на товарном и иных рынках, определяют тот факт, что появление любой информации, касающейся так или иначе ценных бумаг, эмитента или состоянии рынка, мгновенно воспринимается участниками независимо от степени достоверности, что является поводом для манипулирования недобросовестными участниками такого рода сведениями. Типичные ситуации такого рода были признаны Банком России недобросовестной практикой: сообщение в СМИ о намерении компании направить публичную оферту о приобретении определенных акций, а также выпуск и распространение аналитическими подразделениями профессиональных участников отчетов с преднамеренно завышенной в сторону инвестиционной привлекательности оценкой ценных бумаг. В международной практике оба этих случая признаются манипулятивными действиями.

Регламент ЕС № 596/2014 от 16 апреля 2014 года о рыночных злоупотреблениях в статье 12 среди действий, относящихся к манипулированию рынком, относит не только распространение ложной информации, но и иные виды деятельности, которые подают или могут подавать вводящие в заблуждение сигналы относительно тех или иных параметров торгов финансовыми инструментами.

В связи с вышесказанным считаем необходимым интегрировать данное положение в национальное законодательство о защите конкуренции и закрепить, таким образом, пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ в следующей редакции: «1. К манипулированию рынком относятся следующие действия:

1) умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»), любым иным способом заведомо ложных либо вводящих добросовестных участников соответствующего рынка в заблуждение сведений в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений».


Таким образом, в России всего лишь 8-9 эмитентов, по сути, формируют основу фондового рынка. Кроме того, сохраняется высокая концентрация капитализации (а также оборотов) в акциях предприятий, представляющих топливно-энергетический комплекс. По данным Центра развития фондового рынка, на эту отрасль приходится почти половина общей капитализации российских эмитентов. Более того, доля этих эмитентов на нем не отражает их места в экономике. А отсюда можно заключить, что отечественный фондовый рынок не справляется с задачей эффективного перераспределения ресурсов.

При сохранении существующих тенденций Россия не только будет значительно отставать от большинства развитых финансовых рынков, но от ряда из них (США, Великобритания, Япония) это отставание будет существенно увеличиваться. И что особенно печально, по капитализации рынка мы уже значительно уступаем и Китаю, и Бразилии, и Индии (от 3,66 до 1,77 раза)[9]. Данное обстоятельство будет способствовать оттоку операций из России на зарубежные рынки, снижению конкурентоспособности российского фондового рынка на глобальном рынке капиталов и, в конечном счете, - утрате Россией ликвидности на внутреннем рынке.

Диверсификация производства и переориентация экономики на внутренний спрос - вот самые важные проблемы, решение которых даст толчок к новому направлению развития отечественной экономики. В настоящее время для российского фондового рынка принципиально важен рост объемов и привлечение на рынок новых эмитентов, поскольку при малых объемах появление любого крупного игрока может одномоментно обрушить фондовый рынок. Кроме того, на рынок необходимо привлекать широкие слои частных инвесторов. Участие большого числа мелких частных инвесторов позволит сделать рынок более устойчивым к колебаниям рыночных настроений. Для решения этой задачи предстоит провести программу, направленную на ликвидацию финансовой безграмотности населения, а также комплекс маркетинговых мероприятий, имеющих целью представить фондовый рынок для инвестора как возможность получения доходов при благоприятной рыночной конъюнктуре, и особо отметить недооцененность активов в длительной перспективе

2.2 Региональный рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития


Первым сегментом фондового рынка, о котором стоит говорить как о перспективном на региональном уровне, является рынок корпоративного и субфедерального (муниципального) долга: они являются региональными из субъективной своей природы, поскольку продуцируются на региональном уровне.

Говоря о муниципальном долге можно констатировать важнейшую роль региональной администрации в формировании как спроса, так и предложения на такие кредитные ресурсы. При этом необходимо отличать долги городов и их мэрий от займов областей и регионов. С помощью муниципальных облигаций каждый регион и даже город может проводить свою финансовую политику, а верное понимание процессов и управление финансовыми потоками на региональном рынке ценных бумаг (в том числе управление андеррайтингом эмиссии и распределением доходов от неё) может сбалансировать бюджет и оказать существенную поддержку в реализации инвестиционной политики.

При этом соответствующая программа развития субфедерального облигационного рынка должна сопровождаться работой с местным отделением ФСФР и НЛУ, а размещение займов может проводиться через региональные банки (филиалы), страховые компании и фонды. Таким образом, говоря о развитии регионального рынка облигаций можно говорить о создании финансовой и информационной инфраструктуры этого сегмента. В конечном итоге, при эффективной системе выпуска и размещения облигаций, что предполагает одновременное развитие сети региональных банков, инвестиционных, страховых и управляющих компаний, регион (город) может значительно повысить коэффициент своей автономности в рамках федерации и уменьшить зависимость от центра. Данная система тем более эффективна для муниципалитета, чем в большей интеграции с потенциальным инвестором он находится, а такие связи между региональными инвестиционными агентами и регионами-хостами традиционно сильнее, чем между регионами и инвесторами федерального уровня. Максимизация эффекта регионально-корпоративного партнерства может достигаться при привлечении в состав инвесторов региональных займов компаний-нерезидентов (глобальных корпораций), которые заинтересованы в развитии своего бизнеса в регионе.

Корпоративные облигации так же вовлечены в региональный рынок. Последний является для компаний эффективным инвестиционным пулом: региональные предприятия могут эффективно реинвестировать свою деятельность за счет размещение бондов и нот среди региональных инвесторов, включая публичное частное размещение. Принадлежность регионального предприятия упрощает процесс оценки рисков займа, учитывая доступность и количество информации о заемщике в регионе. Кроме того, облигации местного предприятия могут быть положительно восприняты местным сообществом как инвестиционный инструмент, что создает предпосылки для привлечения традиционно инертных денег частных лиц. В свою очередь, размещаясь в своем регионе, компания может получить как поддержку властей, непосредственно заинтересованных в благополучии заемщика, таки более справедливые ставки привлечения инвестиций как следствие большей прозрачности, что помогает вернее оценить риски займа и уменьшить дисконт нетранспарентности.


Еще одним интересным направлением развития регионального фондового рынка, в силу его новизны, может стать создание площадки для 1РО компаний малой и средней капитализации. Такие проекты можно реализовать как на местах, так и с привлечением международных партнеров на региональный уровень. В качестве частного примера можно привести партнерство биржи <ЮеизсЬе Воегзе» (Германия) с Санкт- Петербургской валютной биржей, кроме того скандинавская ОМХ создает Международную фондовую биржу вместе с биржей «Санкт-Петербург». Такое направление развития непосредственно сказывается на состоянии финансового сектора, а косвенно на развитии реального сектора региональной экономики.

Традиционно региональными считаются временные или постоянные товарные биржи. Большинством товаров с так называемыми нестандартными лотами, в том числе пищевые и сырьевые товары продаются в регионе. В Курганской области, Кургане существуют зерновые биржи. В Калининграде, Астрахани, Находке и Владивостоке действуют рыбные биржи. В приграничных с Финляндией и Китаем областях, на Байкале существует ряд лесных бирж. Строительные биржи существуют по всей стране. Общим результатом для регионов, сумевших организовать централизованную торговлю экспортным или стратегическим ресурсом, становится уменьшение транзакционных и посреднических издержек, улучшение объемов и культуры товарооборота, решение проблемы ненадежных и недобросовестных контрагентов, рыночное ценообразование и прочие позитивные результаты замены черных и серых схем на программы комплексной отчетности.

Последним, но наверное самым неожиданным и потенциально ёмким сегментом регионального РЦБ, является сегмент закрытых фондов. Возвращаясь к первым положениям данной статьи об ограниченном количестве необходимо отметить, что существование закрытых паевых фондов не биржевого типа, в частности фондов недвижимости, земельных и рентных, является уникальным российским опытом объединения организационно-правовой формы ведения хозяйства и фондового рынка.

Существование региональных рынков ценных бумаг (РЦБ) составляет предмет дискуссии в теории финансов. Точки зрения учёных подчас являются диаметрально противоположными относительно того, следует ли выделять в национальном рынке ценных бумаг его региональную составляющую или нет. Между тем, региональный аспект рынка ценных бумаг важен для стран, имеющих сложное административно-территориальное устройство, демонстрирующих внутреннее территориальное неравенство локаций. Вопросы развития региональных рынков ценных бумаг подняты в работах Бердниковой Т.Б., Вавулина Д.А., Дудина, Звягинцевой Н.А, Миллера А.А., Миллера А.Е., Новикова А.В., Сергиенко Н.С., Федоренко И.Н., Чалдаевой Л.А. и др. Следует согласиться с Ю. Урожаевой и Д. Ивановым, что «для России региональный фактор имеет огромное значение: страна имеет масштабы, сравнимые с континентами». Несмотря на целостность национального рынка ценных бумаг, в Российской Федерации существуют относительно обособленные региональные рынки ценных бумаг (субъектов Российской Федерации) и мезорегиональные рынки ценных бумаг (федеральных округов).


Необходимость развития региональных и мезорегиональных рынков ценных бумаг в России связана вызвана несколькими причинами. Во-первых, российский рынок ценных бумаг относится к развивающимся рынкам, институты РЦБ находятся на разных стадиях жизненного цикла, сформированы с территориальной точки зрения неравномерно, не обеспечивают должный уровень финансовой доступности. Во-вторых, новые экономические условия (снижение цен на нефть на мировых рынках, применение экономических санкций, обострение межгосударственных противоречий) накладывают некоторые ограничения на привлечение финансовых ресурсов как в экономику России в целом, так и в экономику отдельных российских регионов. В-третьих, перспективы развития национальной экономики зависят от степени реализации инновационной политики в регионах Российской Федерации. В настоящее время в нестабильных экономических условиях «региональность» рынка ценных бумаг в России обретает особую актуальность, поскольку перед субъектами Российской Федерации стоит задача нахождения источников финансовых ресурсов для цели инновационного развития экономики регионов. Если учесть, что быстрый экономический рост практически всегда сопровождается усилением неравенства территорий, то на фоне снижения государственных расходов возрастает значимость рынка ценных бумаг, как механизма перераспределения финансовых ресурсов в регионах.

Рынок ценных бумаг характеризуют его субъекты и объект. По данным Федеральной налоговой службы число акционерных обществ в Российской Федерации в 2017 г. составило 102 293, из них 19,5% открытых акционерных обществ. В Сибирском федеральном округе действует 8050 акционерных обществ, что составляет 7,9% от всех российских акционерных обществ, из них 23,9% составляют открытые акционерные общества (публичные акционерные общества (ПАО)). При этом в Новосибирской области зарегистрировано 2402 акционерных общества (29,8% от общего числа зарегистрированных в Сибирском федеральном округе), в Омской области 885 акционерных общества (11% от общего числа).

По данным Московской биржи на 01.06.2017г. количество акционерных обществ - листинговых компаний составляет 85 эмитентов акций и 147 эмитентов облигаций. Допущены к торгам без прохождения листинга акции -151 эмитентов и облигации - 255 эмитентов, из них в Сибир-ском федеральном округе действует 7 эмитентов акций и 7 эмитентов облигаций, в том числе в Новосибирской области 2 эмитента облигаций (нелистинговые компании), в Омской области один эмитент акций и облигаций (котировальный лист второго уровня). Таким образом, на национальном рынке ценных бумаг представлен всего 1% эмитентов акций.