Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг (Ответственность за нарушение требований к качеству продукции, работ и услуг ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, бывают ситуации, когда товаром причиняется вред даже при соблюдении всех правил хранения и использования, установленных изготовителем. На этот случай Законом предусмотрено правило, которое предполагает, обязанность производителя товара приостановить его производство и реализацию до того, как причины вреда будут устранены.

Также возможны случаи, при которых возникает необходимость изъятия товара из оборота и отзыва товара у приобретших его покупателей производителем. В случае невозможности устранения причин причинения вреда изготовитель несет обязанность снять с производства данный товар. Например, 02.09.2016г. компанией Samsung[13] была отозвана партия смартфонов Galaxy Note7, которые не соответствовали требованиям о безопасности товара, что связано с неоднократными случаями взрыва аккумулятора смартфонов.

В противном случае меры по отзыву товара должны быть приняты органами исполнительной власти. Устанавливающая такие правила норма содержатся в ст. 40 ФЗ о техническом регулировании. При отзыве товара убытки, которые в связи с его приобретением, потребителю полностью должен возместить изготовитель.

Соблюдение производителем требований безопасности подтверждается посредством сертификации. Сертификация представляет собой процедуру, направленную на подтверждение соответствия товара установленным законами и иными нормативными актами требованиям. Подтверждение соответствия требованиям безопасности происходит с помощью удостоверения независимой организацией соблюдения таких требований, в письменной форме. Перечень товаров, которые подлежат обязательной сертификации, установлен Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2009 г. № 982[14].

Закон о техническом регулировании предусматривает обязательность принятия технических регламентов, цель которых состоит в защите жизни и здоровья граждан, а также имущества граждан и иных лиц; охране окружающей среда, а также жизни и здоровья животных и растений. Разными техническими регламентами устанавливаются требования, соблюдение которых позволяет обеспечить промышленную, пожарную, химическую и др. безопасность.

Важным моментом является то, что перечень требований, имеющийся в технических регламентах, является исчерпывающим. Требования, не включенные в технический регламент, действующий в той или иной сфере, обязательными для соблюдения считаться не могут.

Исходя из анализа судебной практики в отношении безопасности товара можно сделать вывод о том, что требования о безопасности должны соответствовать установленным общим нормам и правилам. Так, судом было отказано истцу в удовлетворении исковых требований к продавцу, у которого истцом был приобретен утеплитель. При этом истец в обоснование требований ссылается на то, что при работе с утеплителем у истца появились покраснения кожи, образовались экземы, было затруднено дыхание.


Ответчиком в ходе судебного разбирательства было представлено доказательство соответствия товара требованиям безопасности – сертификат соответствия. При этом суд не посчитал правомерной ссылку истца на то, что при покупке товара продавцом не были переданы документы, подтверждающие качество товара. Чувствительность истца к определенным компонентам товара не учтена судом в виде доказательства некачественного товара[15].

То есть, право на безопасность товара – это право, предоставленное покупателю в отношении предлагаемого для продажи товара, в котором должен отсутствовать уровень риска для жизни, здоровья и имущества покупателя, недопустимый при обычных условиях хранения, транспортировки, использования и утилизации товара, с учетом требований специального законодательства. При этом учитываются требования, общие для всего неограниченного круга покупателей, без учета особенностей отдельных граждан.

Таким образом, в понятие «качество» в российском законодательстве отличается от понимания качества в международных стандартах. Кроме того, в российских нормативных актах и теории отсутствует единое понятие качества. Данному термину даются различные определения в правовой литературе и нормативных актах, при этом законы, иные нормативные акты, включают разные определения рассматриваемого понятия.

Представляется, что под качеством продукции (работ, услуг) следует понимать совокупность свойств, которыми обусловлена пригодность продукции (работ, услуг) для удовлетворения потребностей, соответствующих ее назначению и отвечающая требованиям безопасности.

1.2 Источники регулирования качества продукции, работ, услуг

В настоящее время источниками российского права считаются официально выраженные и закрепленные правовые нормы, которые создаются и утверждаются государством. Государство придает им качество нормы права, которым регулируются те или иные общественные отношения.

Основной целью требований к качеству продукции является безопасность ее потребление и удовлетворенность потребителей ожидаемыми ими свойствами продукции.

В настоящее время большое значение в правовом регулирование качества продукции имеет техническое регулирование, которое обусловлено необходимостью обеспечения баланса интересов предпринимателей, которыми создаются материальные блага, и потребителей, до которых должна доводиться продукция, безопасная для жизни и здоровья, а также для окружающей среды.


Техническое регулирование построено на принципиально ином порядке разработки и применения обязательных требований к продукции, работам, услугам, а также процессам, по сравнению с теми, которые существовали ранее. Следует отметить, что для российского законодательства термин «техническое регулирование» является достаточно новым, он появился в ФЗ «О техническом регулировании» от 2002 года. Техническое регулирование сегодня представляет собой сложное правовое явление, которое связано с государственным регулированием качества продукции.

Осуществление технического регулирования построено на действии механизма, которым является система средств правового регулирования, с помощью которых реализуется эффективное правовое воздействие на определенный круг общественных отношений, связанных с производством и реализацией товаров, работ и услуг. В пределах правового регулирования осуществляется правовое воздействие на отношения в сфере установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, работам и услугам.

Основным нормативным актом в сфере технического регулирования является ФЗ «О техническом регулировании». Данным законом устанавливаются общие правила, в соответствии с которыми закрепляются и применяются правила об обязательном и добровольном соблюдении требований.

В соответствии с законом о техническом регулировании принимаются подзаконные законы и иные нормативные акты, которыми закрепляются технические регламенты относительно качества тех или иных сторон продукции, услуг и работ. К таким регламентам можно отнести ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»[16], ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»[17] и другие.

Кроме того, в настоящее время существуют два вида международных стандартов в области качества: стандарты на продукцию (спецификация продукции, спецификация производств, показатели качества, средства и методы контроля и т.д.) и стандарты обеспечения качества, связанные с поставщиком. Стандарты качества играют фундаментальную роль в отношении конкретных связей между потребителем и производителем, они являются фундаментом для решения возникающих проблем качества. Хорошие перспективы в этом направлении дает концепция всеобщего управления качеством.

Международные стандарты качества семейства ИСО 9000. Последовательная и непрерывная интернационализация производств, рост числа фирм на зарубежных рынках способствовали разработке соответствующих международных нормативных документов и стандартов, регулирующих взаимоотношения продавцов и покупателей, характеристики продукции, обеспечение качества и других аспектов взаимоотношений участников международного обмена товарами и услугами. В настоящее время существуют два вида международных стандартов в области качества: стандарты на продукцию (спецификация продукции, спецификация производств, показатели качества, средства и методы контроля и т.д.) и стандарты обеспечения качества, связанные с поставщиком. Международные стандарты семейства ИСО 9000 устанавливают основные требования к созданию общих программ управления качеством (обеспечения качества) в промышленности и сфере обслуживания. Стандартами ИСО 9000 предусмотрены рекомендации для выбора той системы качества, которая требуется на предприятии с учетом конкретных условий и планируемых действий в области обеспечения качества.


В 1985 году Генеральной ассамблеей ООН был принят документ под названием «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». На основании данного документа руководящие органы государств-участников строят направление в законодательстве своей страны в области защиты прав потребителей.

В рамках рассматриваемой темы следует остановиться и на гражданско-правовом регулировании качества продукции (работ, услуг), поскольку данная отрасль законодательства устанавливает возможность применения положения к предпринимателям ответственности гражданско-правового характера. Значение Закона о защите прав потребителей по отношению к ГК РФ, как специального закона. Такое соотношение установлено самим Гражданским кодексом РФ[18], его положениями, устанавливающими возможность применения иных нормативных правовых актов в случаях, когда те или иные правоотношения не урегулированы ГК РФ (п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК РФ).

Однако в России наиболее часто применяемым нормативно-правовым актом в указанной сфере является Закон «О защите прав потребителей», принятый 7 февраля 1992 года. Целью принятия данного закона являлась реализация способов защиты прав потребителей. Также принятие закона связано с тем, что действовавшее до его принятия законодательство в данной сфере было направлено в большинстве случаев на защиту прав и продавца товара либо изготовителя. Видимо, это обусловлено тем, что советский период организации, осуществляющие производство и продажу товаров, а также оказание услуг, являлись государственными организациями.

Принятие Закона было направлено на установление и укрепление социальных гарантий для граждан, а также на повышение ответственности при осуществлении свое деятельности продавцами и производителями товаров, исполнителей работ и услуг. Безусловно положительным моментом в принятии Закона стало не только наличие в нем положений, направленных на защите прав потребителей, но и установление обязанностей и ответственности производителей, продавцов товаров, а также исполнителей услуг и работ.

Законом обеспечивается реализация установленных им прав потребителей и обязанностей продавцов, изготовителей и исполнителей, через закрепление положений о надлежащем качестве товаров, услуг и работ, гарантийных и иных сроках, информации о реализуемой продукции, ответственности за нарушение установленных Законом прав потребителей.

В самом Законе, его преамбуле, установлено, что объектом регулирования Закона «О защите прав потребителей» являются отношения, которые возникают между потребителями и лицами, реализующими продукцию. Такое регулирование осуществляется путем применения установленных законом положений о правах потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, работ и услуг, получение достоверной информации о них, а также о производителях, продавцах, исполнителях, о государственной защите интересов потребителей.


Закон «О защите прав потребителей» содержит четыре главы. Структура Закона основана как на необходимости установления общих норм для отношений в сфере реализации товаров и в сфере оказания услуг, так и определенными отличиями между указанными правоотношениями, требующими установления специальных норм.

Глава первая включает в себя положения, относящиеся к отношениям купли-продажи товаров и к отношениям по оказанию услуг. Причем некоторые нормы главы первой Закона конкретизируются положениями главы второй, который установлены требования для отдельных правоотношений. Вторая глава Закона регулирует правоотношения в сфере продажи товаров.

Третья глава посвящена правоотношениям, которые складываются в сфере оказания услуг и осуществления работ. Важным изменением в данную главу является внесение в 2011 году ст. 39.1, содержащей положения об установлении Правительством РФ правил оказания потребителям отдельных видов услуг и выполнения отдельных видов работ.

Четвертая глава, как и первая, устанавливает правила для правоотношений в сфере продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Следует отметить, что Закон «О защите прав потребителей» часто применяемый закон. Применение Закона направлено на правовую защиту потребителей от действий недобросовестных лиц, реализующих продукцию.

С 1992 года по настоящее время Закон претерпел значительные изменения, включено и исключено множество норм. Такие изменения обусловлены во-первых, изменениями экономической обстановки в стране, во-вторых, изменениями законодательства, положения которого неразрывно связаны с нормами Закона «О защите прав потребителей». Основным из таких нормативных правовых актов можно назвать Гражданский кодекс РФ, с принятием которого были выявлены и устранены некоторые пробелы.

ГК РФ, наравне с Законом о защите прав потребителей составляет правовую основу регулирования соответствующих правоотношений. В ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»[19] закреплено положение, общее для всех видов договоров гражданско-правового характера. Данное положение предусматривает правило, согласно которому в случае, когда одна из сторон в обязательстве – гражданин, приобретающий или намеревающийся приобрести товар, заказать работы или услуги для личных целей, такой гражданин может пользоваться не только правами стороны в конкретном обязательствами, но и правами, которые предоставляет потребителю Закон о защите прав потребителей, а также иными нормативными актами, изданными в соответствии с данным Законом.