Файл: Методы оценки организационных структур управления (Понятие организационной структуры управления предприятием и принципы ее формирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, проектирование и совершенствование организационной структуры получило новое развитие в связи с открытием новых форм собственности предприятий.

Эффективность работы предприятия существенно зависит от организационной формы, выбранной для управления им. Поэтому организационная структура управления должна соответствовать конкретному объекту управления (предприятию), его целям и условиям.

Выбор оптимальной организационной структуры управления, должно соответствовать целям и задачам предприятий, своевременно и адекватно реагирует на действия факторов внутренней и внешней среды, целенаправленно распределять и координировать усилия сотрудников для повышения собственной конкурентоспособность.

Сам процесс совершенствования организационной структуры происходит путем разделения на отдельные составные части управленческих функций, сочетанием различных форм управления, установление ответственности в рамках аппарата управления. Только при выполнении всех координированных действий, организационная структура становится целостной и гибкой.

Для достижения наиболее оптимальной организационной структуры, необходимо провести поиск и анализ рациональных форм с возможностью четкого разделения управленческих функций, установления правовых взаимоотношений и ответственности рамках аппарата управления.

Для определения эффективности действия организационной структуры управления при использовании количественных и качественных характеристик, необходимо учитывать особенности технологического и экономического соединения отдельных элементов производительных сил в целостную систему. Организационная структура должна в наибольшей степени соответствовать специфике и характеру выполняемых функций. Такой подход к построению организационной структуры обеспечит возможность наиболее эффективного управления производственной деятельностью.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность проблемы проектирования оптимальной организационной структуры управления предприятием, т.е. обеспечения его динамичного структурного соответствия внешней и внутренней среде, способствующее максимально эффективному достижению целей.

Проблемы адаптации предприятий к быстро меняющимся условиям внешней среды на основе проектирования их деятельности достаточно подробно исследуются в трудах таких ученых, как Р. Акофф, И. Ансофф, Р. Бодци, П. Дойль, П. Друкер, Дж. Джонсон, Ф. Котлер, Дж. Коттер, Ж.- Ж. Ламбен, М. Мескон, Л. Пайн, Р. Питерс, М. Портер, Д.Уолш, Т. Уотерман, А. Хоскинг и других.


В последнее время проблемам создания систем управления, приспособленных к российским условиям, уделяется все больше внимания. Можно выделить таких отечественных исследователей, как Г.Д. Антонов, Н. И. Астахова, И. А. Корягина, Т. А. Медведева, В.Н. Клюковкин, О. В. Русецкая, О.Г. Тихомирова, Л. А. Трофимова, Е. В. Песоцкая, В. Павлюченко, В. Шеремет, А.Н. Фомичев и другие.

Объектом исследования является организационная структура ООО «СТАРТ» в современных условиях деятельности.

Предметом исследования является система управленческих отношений, складывающихся в связи с совершенствованием организационной структуры предприятием.

Целью данного исследования является изучение теоретического процесса проектирования организационной структуры и разработка мероприятий, направленных на совершенствование организационной структуры управления предприятием ООО «СТАРТ».

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • изучение понятие и сущности организационной структуры;

- изучение принципов и факторов формирования организационных структур управления;

- определение преимуществ и недостатков различных типов организационных структур;

- исследования процесса проектирования организационной структуры предприятием;

- рассмотреть существующие методы проектирования организационных структур управления и критерии оценки их эффективности;

- провести анализ состояния организационной структуры управления предприятием ООО «СТАРТ»;

- разработать возможные направления совершенствования организационной структуры управления предприятием ООО «СТАРТ».

Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных исследователей по проблемам проектирования организационных структур управления.

Глава 1. Теоретико-методологические основы построения оптимальной организационной структуры управления как основы эффективной деятельности предприятия


1.1 Понятие организационной структуры управления предприятием и принципы ее формирования

Любая структура представляет собой взаимодействие элементов, которые постоянно между собой взаимодействуют, для дальнейшего развития как единого целого.

Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.[1] В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.[2] Сама структура очень важна, так как по ней можно увидеть, как протекают процессы между различными элементами, которые помогают устранить различные изъяны в управленческой цепочке.

Для успешной деятельности любого предприятия, является грамотное построение его организационной структуры управления. Термин «организационная структура управления» часто можно встретить как в российской, так и в зарубежной литературе.[3]

Автор базового учебника по теории организации Б.З. Мильнер дает свое определение, «организационная структура представляет собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде».[4]

З.П. Румянцева в своей работе выделяет саму структуру как единой целое, в котором происходит постоянное взаимодействие различных между собой элементов. «Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого... структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей».[5]


В.И. Франчук в своей книге «Основы построения организационных систем» рассматривает «Организационная структура управления как совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей. Она выражает определенную технологию управленческой деятельности, процессы разделения и кооперации труда в сфере управления, последовательность реализации управленческих процедур. Она также связывает структуру и функции управления».[6]

О.В. Русецкая в своей книге «Теория организации» дает свое определение организационной структуры управления как «состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления. Структура должна обеспечивать единство устойчивых связей между его составляющими и надежное функционирование системы в целом».[7]

Рассмотрев несколько определений организационной структуры, можно увидеть закономерность, в которой многие авторы рассматривает её как саму сущность «организационной структуры управления» как внутреннюю структуру организации, где можно увидеть распределение и взаимодействие между подразделениями и органами взаимодействия. В самом определении организационной структуры можно отнести не только взаимодействиями между структурными подразделениями, а также меры ответственности и полномочий, но и саму поведенческую систему, в которую входят люди, и которые также вступают во взаимоотношения для решения определенных задач.

Сама организационная структура управления представляет собой сложный механизм взаимодействия, если на одном из уровней происходят различные изменения, то происходит пересмотр изменения связей и на других уровнях.[8]

Организационная структура управления должна быть понятной для всех сотрудников предприятия, оперативно доводить до исполнителей все принимаемые решения, отвечать за доведения получаемой информации не только от руководителей, но, и от исполнителей структурных подразделений.[9]

При формировании организационной структуры управления, которая соответствовала определенным требованиям, необходимо учитывать принципы построения самой структуры управления:

- принцип подчиненности - каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим;


- принцип целеполагания - должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации;

- принцип соответствия - соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации, и уровня культуры - с другой;

- принцип разделения труда - разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;

- принцип ограничения полномочий - полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;

- принцип адаптации - должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения, должна быть адекватна социально-культурной среде организации.[10]

Осуществление этих принципов необходимо при формировании структуры управления множество факторов. Влияние данных факторов друг на друга имеют первостепенное значение для проектирования организационных форм управления предприятиями.[11]

Рассмотрев материал настоящего параграфа, можно сделать следующие выводы.

Сама организационная структура управления представляет собой совокупность всех звеньев и элементов системы и взаимодействия постоянных связей. Между всеми структурами управления существуют сложные отношения.

Любая структура предприятия должна соответствовать определенным требованиям, как подчиненности, целеполагания, принцип соответствия, оперативности и экономичности.

При формировании структуры управления, надо учитывать факторы, которые могут на неё повлиять: динамизм внешней среды, отношение сотрудников к самой организации, технологии, географическое местоположение.[12]

При выборе организационной структуры следует учитывать цели предприятия, в каких условиях она функционирует, провести анализ факторов, которые оказывает на него. Обязательно провести оценку преимуществ и недостатков различных типов организационных структур.

1.2 Типы организационных структур управления предприятием

Построение организационных структур управления зависти от вида деятельности компании, выпуска готовой продукции, величине размера и географического местоположения.

В книги Б. Герасимова «Моделирование структуры промышленного предприятия»[13] различные виды организационных структур были разделены на формальные и неформальные. Причем формальные были разделены на несколько различных групп (Приложение 1).