Файл: Управление миграционными процессами (Понятие и сущность миграции населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. способ вовлечения людей в миграцию и наличие фактора добровольности в их отношении к процессам перемещения: добровольная (суверенная), принудительная, вынужденная;

4. способ реализации миграции и степень управляемости миграционных процессов: организованная, неорганизованная (стихийная, индивидуальная, самодеятельная).

5. по законности: легальная и нелегальная

1.3. Последствия миграции населения

Миграционный процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Чрезмерные притоки людей ведут к негативным экономическим последствиям как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном, способствуя возникновению и развитию теневой экономики, социальной напряженности, а главное, угрозу безопасности населения. Временная миграция все чаще носит криминалистический характер. С другой стороны миграционный приток носит и положительный результат в виде развития экономики, использования интеллектуальных и трудовых способностей, сглаживания численности населения и поляризационного регионального развития экономики.[8,c.100]

Внутренняя миграция происходит по ряду причин, главной из которых

является желание повышения денежного дохода, неудовлетворенности в политическом режиме, отсутствии рабочих мест, экологические катаклизмы и, конечно же, военные действия. Для снижения подобных конфликтов необходимо выработать эффективную политику национальной безопасности, которая должна иметь более строгий контроль и учет приезжих в страну.

Миграция рабочей силы происходит чаще всего по экономическим причинам, а именно – более высокий уровень оплаты труда в принимающей стране с учетом курсов валют.

Возможны следующие экономические последствия миграции:

1. снижение уровня оплаты труда по профессиям, где в основном заняты работники-мигранты;

2. увеличение количества трудовых ресурсов;

3. увеличение объема производства за счет большего количества трудовых ресурсов;

4. увеличение доходов владельцев средств производства;

5. вывоз части доходов за рубеж за счет того, что работники-мигранты предпочитают переправлять заработную плату на родину.

К социальным последствиям миграции в принимающей стране можно отнести:

1. проблемы, связанные с взаимоотношениями иностранцев с рабочими, администрацией на производстве;

2. проблемы с взаимоотношениями мигрантов и местных жителей;


3. влияние миграции на криминальную обстановку;

4. неудовлетворительные условия труда и быта работников-мигрантов и тд.[9,c.55]

Международная миграция рабочей силы имеет как положительные, так и отрицательные моменты, которые схематично можно отобразить в таблице 1.

Таблица 1. Плюсы и минусы международной миграции рабочей силы

Плюсы международной миграции

Минусы международной миграции

Привлечение дешевой рабочей силы;

За границу страны уезжает наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, что ухудшает функционирование национальной экономики

Снижение расходов на обучение работников

Рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП за рубежом, а не в своей стране.

Обеспечение занятостью отрасли, которые нуждаются в рабочей силе не высокой квалификации.

Массовый выезд из страны молодых людей ухудшает демографическую ситуацию в стране.

Как можно заметить из данных таблицы 1., международная миграция имеет как положительные, так и отрицательные моменты..

На первый взгляд миграция рабочей силы в начале ХХI в. выглядит как массовый исход из развивающихся стран в страны с высоким уровнем экономического развития, но при близком рассмотрении выявляются более сложные процессы.

Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с изучением понятие и сущности миграции населения, исследованы виды и причины миграции населения, а также исследованы последствия миграции населения.

2. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

2.1. Анализ миграционных процессов в РФ

Международная трудовая миграция предполагает поиск приложения труда работника за пределами родной страны. При этом растет миграционная и трудовая активность женщин. Целью миграции в этом случае становится поиск работы, новой сферы приложения труда, что отражает или отсутствие возможностей трудоустройства на прежнем месте жительства, или недостаточную эффективность труда у себя на родине. Благодаря трудовой миграции появляется возможность изменять численность и структуру национальных рынков труда, формировать занятое и незанятое трудоспособное население.


Согласно докладу Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, опубликованном в конце 2016 года, численность мигрантов в мире составила 282 млн. человек, что существенно превышает аналогичный показатели за прошлые годы.

Рис 2.1. Динамика международной миграции в млн.чел.[2]

В современных условиях все большее количество стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Принципиально новым явлением стало движение иммигрантов-профессионалов вслед за капиталом. Прежде всего это связано с деятельностью транснациональных корпораций, имеющих сеть филиалов и представительств по всему миру. Основным принимающим регионом при этом становится Азия (Индия, Китай, Тайвань, Филиппины).

Научно-технические кадры в поисках лучших условий для применения своих сил и более высокого уровня жизни переселяются в США и Западную Европу. Среди побудительных факторов миграции преобладают материальные мотивы. Миграция за рубеж также является одним из способов профессиональной, социальной, психологической самореализации. Для некоторой части квалифицированных работников, занятых в науке, образовании, внешняя трудовая миграция служит способом сохранения профессии. Многие страны разработали специальные программы по стимулированию притока высококвалифицированных специалистов (США, Франция, Канада, Швеция, Германия и др.)

Самыми крупными в мире миграционными коридорами стали Мексика -  США с 13 млн. мигрировавших, Россия - Украина с 3,5 млн. человек, Украина - Россия с 2,9 млн. человек, а также Казахстан - Россия с 2,5 млн. человек. С учетом же нелегальных мигрантов общая численность международных мигрантов значительно выше.

Россия уже давно признана не слишком привлекательной для иммиграции с точки зрения уровня жизни по сравнению со странами Европы или Северной Америки. Ввиду этого страна даже не ощутила миграционного кризиса из-за притока беженцев из Сирии. Однако, несмотря на низкие зарплаты, рецессию в экономике и падение курса рубля, в стране по-прежнему находится рекордное число мигрантов – по данным  Главного управления по вопросам миграции МВД России на апрель 2016 года, на территории страны было 9,87 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.

Рис 2.2. Динамика международной миграции населения России за 2013-2016 годы

Подавляющая часть из них трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья, а также украинские беженцы, которые продолжают прибывать, хотя и меньшими темпами по сравнению с прошлым годом – в 2015 году в территориальных органах ФМС России получили временное убежище 149,6  тысяч человек (в 2014 году более 250 тысяч человек).


Падение курса национальной валюты также привело к заметному сокращению желающих продолжать работу в России. Мигранты конвертировали заработанные рубли в валюту своего государства через доллары, но девальвация обесценила их труд почти вполовину. Однако уже с середины 2015 года, когда падение валют стран СНГ за пределами России набрало ещё большие обороты, тенденция изменилась. [12,c.70]

При этом альтернативного рынка труда для мигрантов Центральной Азии так и не появилось, а страны Ближнего востока, куда многие также уезжали работать, сегодня стали опасны. Поэтому, даже несмотря на кризис, поток прибывающих граждан в Россию к концу 2015 года вновь возобновился. Всего по данным Росстата за 2015 год в страну прибыло 598,8 тысяч человек, при этом их численность увеличилась на 13,5% по сравнению с 2014 годом. В свою очередь общее число граждан, которые из страны выехали в течение года, составило 352,9 тысячи человек (+13,6%).

Таблица 2. Динамика пребывания иностранных граждан в РФ в тыс.человек

Страна

2015 год

2016 год

Азербайджан

567 123

520 341

Армения

484 512

469 145

Беларусь

529 812

650 341

Казахстан

626 901

624 467

Украина

2 552 154

2 500 113

СНГ всего

8 932 123

8 462 356

Отобразим данные таблицы 2 графически на рисунке 2.2 и рассмотрим в динамике численность мигрантов из ближнего зарубежья в РФ

Рис 2.3.Динамика пребывания иностранных граждан в РФ в тыс.человек

Значительно более существенные количественные изменения произошли в численности иностранных граждан из дальнего зарубежья, особенно из развитых стран: иностранцев из ЕС за год стало меньше на 40% (за 2 года – на 60%), а из таких стран, как США, Великобритания и Испания, – примерно на 70% за год и более чем на 80% – за 2 года (табл. 2). Более всего сократилась численность туристов (хотя пребывающих со служебными целями, деловыми, учебными также стало меньше). По данным ФМС РФ, численность пребывающих с туристическими целями граждан ЕС в 2015 г. была в 2,5 раза выше, чем в 2016 г

Таблица 3 Динамика пребывания иностранных граждан в РФ из стран ЕС и США в тыс.чел.

Страна

2014 год

2015 год

2016 год

Германия

347 112

248 113

110 706

Италия

75 173

52 541

26 214

Испания

76 561

45 312

14 635

Великобритания

178 123

109 145

28 311

Франция

64 234

50 712

33 901

ЕС в целом

1 117 134

811 456

483 683

США

220 132

141 243

25 242


Отобразим данные таблицы 2 графически на рисунке 2.3 и рассмотрим в динамике численность иностранных граждан в РФ из стран ЕС и США в тыс.чел.

Рис 2.4. Динамика численности иностранных граждан в РФ из стран ЕС и США в тыс.чел.

В структуре иностранцев заметно подросла по сравнению с прошлым годом доля граждан, прибывающих в Россию в трудовых целях – на них приходится 40%, а также граждан, посещающих страну в частных целях (которые нередко также впоследствии устраиваются на работу в России, но на более короткий период) – их доля составила 39%.

Таким образом, ни новые поправки в законодательство, ни кризис пока не привели к массовому оттоку мигрантов из страны, хотя это и прогнозировало большинство экспертов.

2.2. Анализ особенностей управления миграционными процессами в РФ

На федеральном уровне управление миграцией в течение длительного времени фокусировалось на приеме и размещении вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев).

Миграционные процессы приобретают в современных условиях существенное значение для социально-экономического и демографического развития России, что обусловливает необходимость их регулирования на государственном уровне. Приток мигрантов в Россию, резко возросший после распада СССР, требовал разработки оптимальной миграционной политики и конкретных правовых механизмов регулирования миграционных процессов.

Однако концептуальные положения миграционной политики вырабатывались постепенно с учетом конкретной реальности. Обсуждаемый в настоящее время проект Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. базируется на Федеральной миграционной программе, утвержденной Указом Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе», положениях Комплексного плана мероприятий по регулированию миграционных процессов в РФ в 1998–2000 гг. и т.д.

На сегодняшний день в российском законодательстве количество нормативно-правовых актов, затрагивающих те или иные аспекты управления миграционными процессами, насчитывает более десятка федеральных законов, свыше пятидесяти действующих указов Президент Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений