Файл: Управление миграционными процессами (Понятие и сущность миграции населения).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность миграции населения
1.2. Виды и причины миграции населения
1.3. Последствия миграции населения
2. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ
2.1. Анализ миграционных процессов в РФ
2.2. Анализ особенностей управления миграционными процессами в РФ
3. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РФ
3.1. Проблемы государственной миграционной политики в РФ и пути их преодоления
3. способ вовлечения людей в миграцию и наличие фактора добровольности в их отношении к процессам перемещения: добровольная (суверенная), принудительная, вынужденная;
4. способ реализации миграции и степень управляемости миграционных процессов: организованная, неорганизованная (стихийная, индивидуальная, самодеятельная).
5. по законности: легальная и нелегальная
1.3. Последствия миграции населения
Миграционный процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Чрезмерные притоки людей ведут к негативным экономическим последствиям как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном, способствуя возникновению и развитию теневой экономики, социальной напряженности, а главное, угрозу безопасности населения. Временная миграция все чаще носит криминалистический характер. С другой стороны миграционный приток носит и положительный результат в виде развития экономики, использования интеллектуальных и трудовых способностей, сглаживания численности населения и поляризационного регионального развития экономики.[8,c.100]
Внутренняя миграция происходит по ряду причин, главной из которых
является желание повышения денежного дохода, неудовлетворенности в политическом режиме, отсутствии рабочих мест, экологические катаклизмы и, конечно же, военные действия. Для снижения подобных конфликтов необходимо выработать эффективную политику национальной безопасности, которая должна иметь более строгий контроль и учет приезжих в страну.
Миграция рабочей силы происходит чаще всего по экономическим причинам, а именно – более высокий уровень оплаты труда в принимающей стране с учетом курсов валют.
Возможны следующие экономические последствия миграции:
1. снижение уровня оплаты труда по профессиям, где в основном заняты работники-мигранты;
2. увеличение количества трудовых ресурсов;
3. увеличение объема производства за счет большего количества трудовых ресурсов;
4. увеличение доходов владельцев средств производства;
5. вывоз части доходов за рубеж за счет того, что работники-мигранты предпочитают переправлять заработную плату на родину.
К социальным последствиям миграции в принимающей стране можно отнести:
1. проблемы, связанные с взаимоотношениями иностранцев с рабочими, администрацией на производстве;
2. проблемы с взаимоотношениями мигрантов и местных жителей;
3. влияние миграции на криминальную обстановку;
4. неудовлетворительные условия труда и быта работников-мигрантов и тд.[9,c.55]
Международная миграция рабочей силы имеет как положительные, так и отрицательные моменты, которые схематично можно отобразить в таблице 1.
Таблица 1. Плюсы и минусы международной миграции рабочей силы
Плюсы международной миграции |
Минусы международной миграции |
Привлечение дешевой рабочей силы; |
За границу страны уезжает наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, что ухудшает функционирование национальной экономики |
Снижение расходов на обучение работников |
Рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП за рубежом, а не в своей стране. |
Обеспечение занятостью отрасли, которые нуждаются в рабочей силе не высокой квалификации. |
Массовый выезд из страны молодых людей ухудшает демографическую ситуацию в стране. |
Как можно заметить из данных таблицы 1., международная миграция имеет как положительные, так и отрицательные моменты..
На первый взгляд миграция рабочей силы в начале ХХI в. выглядит как массовый исход из развивающихся стран в страны с высоким уровнем экономического развития, но при близком рассмотрении выявляются более сложные процессы.
Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с изучением понятие и сущности миграции населения, исследованы виды и причины миграции населения, а также исследованы последствия миграции населения.
2. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ
2.1. Анализ миграционных процессов в РФ
Международная трудовая миграция предполагает поиск приложения труда работника за пределами родной страны. При этом растет миграционная и трудовая активность женщин. Целью миграции в этом случае становится поиск работы, новой сферы приложения труда, что отражает или отсутствие возможностей трудоустройства на прежнем месте жительства, или недостаточную эффективность труда у себя на родине. Благодаря трудовой миграции появляется возможность изменять численность и структуру национальных рынков труда, формировать занятое и незанятое трудоспособное население.
Согласно докладу Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, опубликованном в конце 2016 года, численность мигрантов в мире составила 282 млн. человек, что существенно превышает аналогичный показатели за прошлые годы.
Рис 2.1. Динамика международной миграции в млн.чел.[2]
В современных условиях все большее количество стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Принципиально новым явлением стало движение иммигрантов-профессионалов вслед за капиталом. Прежде всего это связано с деятельностью транснациональных корпораций, имеющих сеть филиалов и представительств по всему миру. Основным принимающим регионом при этом становится Азия (Индия, Китай, Тайвань, Филиппины).
Научно-технические кадры в поисках лучших условий для применения своих сил и более высокого уровня жизни переселяются в США и Западную Европу. Среди побудительных факторов миграции преобладают материальные мотивы. Миграция за рубеж также является одним из способов профессиональной, социальной, психологической самореализации. Для некоторой части квалифицированных работников, занятых в науке, образовании, внешняя трудовая миграция служит способом сохранения профессии. Многие страны разработали специальные программы по стимулированию притока высококвалифицированных специалистов (США, Франция, Канада, Швеция, Германия и др.)
Самыми крупными в мире миграционными коридорами стали Мексика - США с 13 млн. мигрировавших, Россия - Украина с 3,5 млн. человек, Украина - Россия с 2,9 млн. человек, а также Казахстан - Россия с 2,5 млн. человек. С учетом же нелегальных мигрантов общая численность международных мигрантов значительно выше.
Россия уже давно признана не слишком привлекательной для иммиграции с точки зрения уровня жизни по сравнению со странами Европы или Северной Америки. Ввиду этого страна даже не ощутила миграционного кризиса из-за притока беженцев из Сирии. Однако, несмотря на низкие зарплаты, рецессию в экономике и падение курса рубля, в стране по-прежнему находится рекордное число мигрантов – по данным Главного управления по вопросам миграции МВД России на апрель 2016 года, на территории страны было 9,87 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.
Рис 2.2. Динамика международной миграции населения России за 2013-2016 годы
Подавляющая часть из них трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья, а также украинские беженцы, которые продолжают прибывать, хотя и меньшими темпами по сравнению с прошлым годом – в 2015 году в территориальных органах ФМС России получили временное убежище 149,6 тысяч человек (в 2014 году более 250 тысяч человек).
Падение курса национальной валюты также привело к заметному сокращению желающих продолжать работу в России. Мигранты конвертировали заработанные рубли в валюту своего государства через доллары, но девальвация обесценила их труд почти вполовину. Однако уже с середины 2015 года, когда падение валют стран СНГ за пределами России набрало ещё большие обороты, тенденция изменилась. [12,c.70]
При этом альтернативного рынка труда для мигрантов Центральной Азии так и не появилось, а страны Ближнего востока, куда многие также уезжали работать, сегодня стали опасны. Поэтому, даже несмотря на кризис, поток прибывающих граждан в Россию к концу 2015 года вновь возобновился. Всего по данным Росстата за 2015 год в страну прибыло 598,8 тысяч человек, при этом их численность увеличилась на 13,5% по сравнению с 2014 годом. В свою очередь общее число граждан, которые из страны выехали в течение года, составило 352,9 тысячи человек (+13,6%).
Таблица 2. Динамика пребывания иностранных граждан в РФ в тыс.человек
Страна |
2015 год |
2016 год |
Азербайджан |
567 123 |
520 341 |
Армения |
484 512 |
469 145 |
Беларусь |
529 812 |
650 341 |
Казахстан |
626 901 |
624 467 |
Украина |
2 552 154 |
2 500 113 |
СНГ всего |
8 932 123 |
8 462 356 |
Отобразим данные таблицы 2 графически на рисунке 2.2 и рассмотрим в динамике численность мигрантов из ближнего зарубежья в РФ
Рис 2.3.Динамика пребывания иностранных граждан в РФ в тыс.человек
Значительно более существенные количественные изменения произошли в численности иностранных граждан из дальнего зарубежья, особенно из развитых стран: иностранцев из ЕС за год стало меньше на 40% (за 2 года – на 60%), а из таких стран, как США, Великобритания и Испания, – примерно на 70% за год и более чем на 80% – за 2 года (табл. 2). Более всего сократилась численность туристов (хотя пребывающих со служебными целями, деловыми, учебными также стало меньше). По данным ФМС РФ, численность пребывающих с туристическими целями граждан ЕС в 2015 г. была в 2,5 раза выше, чем в 2016 г
Таблица 3 Динамика пребывания иностранных граждан в РФ из стран ЕС и США в тыс.чел.
Страна |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Германия |
347 112 |
248 113 |
110 706 |
Италия |
75 173 |
52 541 |
26 214 |
Испания |
76 561 |
45 312 |
14 635 |
Великобритания |
178 123 |
109 145 |
28 311 |
Франция |
64 234 |
50 712 |
33 901 |
ЕС в целом |
1 117 134 |
811 456 |
483 683 |
США |
220 132 |
141 243 |
25 242 |
Отобразим данные таблицы 2 графически на рисунке 2.3 и рассмотрим в динамике численность иностранных граждан в РФ из стран ЕС и США в тыс.чел.
Рис 2.4. Динамика численности иностранных граждан в РФ из стран ЕС и США в тыс.чел.
В структуре иностранцев заметно подросла по сравнению с прошлым годом доля граждан, прибывающих в Россию в трудовых целях – на них приходится 40%, а также граждан, посещающих страну в частных целях (которые нередко также впоследствии устраиваются на работу в России, но на более короткий период) – их доля составила 39%.
Таким образом, ни новые поправки в законодательство, ни кризис пока не привели к массовому оттоку мигрантов из страны, хотя это и прогнозировало большинство экспертов.
2.2. Анализ особенностей управления миграционными процессами в РФ
На федеральном уровне управление миграцией в течение длительного времени фокусировалось на приеме и размещении вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев).
Миграционные процессы приобретают в современных условиях существенное значение для социально-экономического и демографического развития России, что обусловливает необходимость их регулирования на государственном уровне. Приток мигрантов в Россию, резко возросший после распада СССР, требовал разработки оптимальной миграционной политики и конкретных правовых механизмов регулирования миграционных процессов.
Однако концептуальные положения миграционной политики вырабатывались постепенно с учетом конкретной реальности. Обсуждаемый в настоящее время проект Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. базируется на Федеральной миграционной программе, утвержденной Указом Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе», положениях Комплексного плана мероприятий по регулированию миграционных процессов в РФ в 1998–2000 гг. и т.д.
На сегодняшний день в российском законодательстве количество нормативно-правовых актов, затрагивающих те или иные аспекты управления миграционными процессами, насчитывает более десятка федеральных законов, свыше пятидесяти действующих указов Президент Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений