Файл: Управление миграционными процессами (Понятие и сущность миграции населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод Дельфи – многоэтапный метод, предусматривающий первоначальное изолированное вынесение экспертами своих суждений и дальнейшую многократную их корректировку на базе ознакомления каждого эксперта с суждениями других экспертов до тех пор, пока величина разброса оценок не будет находиться в рамках заранее устанавливаемого желаемого интервала варьирования оценок.

Дельфи представляет собой такой метод экспертных оценок, при котором эксперты самостоятельно отвечают на предложенные вопросы, представляя свои ответы на бумаге. Кроме экспертов в Дельфи участвует специальная организационная группа, занимающаяся разработкой опросников, обработкой получаемых ответов, а также обеспечением экспертов необходимой информацией.

Метод Дельфи относится к классу количественных методов групповых экспертных оценок. Опрос экспертов проводится в 3–4 тура, состоящих из серии анкет, вопросы конкретизируются от тура к туру. Для проведения этого метода необходимо также создать аналитическую группу, которая после каждого тура производит статистическую обработку полученной информации

Спрогнозируем по методу «Дельфи» уровень миграционных процессов в РФ. Для этого, приглашаем экспертов – 10 человек и раздаем им анкеты для заполнения. Приглашенные эксперты получили анкету с исследованием динамики уровня миграции в РФ за последние годы и предполагаемым уровнем на ближайшее время.

Экспертам предложено дать себе индивидуальную самооценку в баллах в диапазоне от 0 до 10. Уровень миграционных процессов в РФ предложено оценивать в млн.человек исходя из того, что за последние годы данный показатель находился в пределах 9 – 13 млн.человек

Каждый эксперт работает самостоятельно и анонимно. После 1-го тура от экспертов были получены следующие результаты

Таблица 4. Прогнозирование уровня миграционных процессов в РФ

Номер эксперта

Коэффициент самооценки

Уровень миграции -индивидуальная оценка эксперта

1

10

9

2

8

10

3

10

11

4

7

10

5

8,8

9

6

10

10

7

6,6

12

8

8,5

10

9

7,4

11

10

9,9

9


Аналитическая группа на основе полученных результатов, проводит следующий расчет:

1.Среднегрупповая самооценка в первом этапе равна = (10+8+…+9,9) : 10 = 8,61

2.Среднее значение уровня миграции в первом этапе (простая оценка) равна (9+10+…+9) :10 =101/10 = 10.1

3.Cредневзвешенная оценка уровня миграции в РФ в первом этапе равна ( 10х9 +8х10+…+9,9х9) : (10+8+…+9,9) = 9.8

  Медиана в данном случае при четном числе экспертов рассчитывается как среднеарифметическое значение между серединными оценками и будет равна Ме = (10+10):2=10 (замечание: оценки экспертов по уровню миграции располагаются по возрастанию)

  Область доверительности рассчитается следующим образом:

  1. Определяется минимальный уровень миграции из набора экспертизы – 9
  2. максимальная оценка -12
  3. Квартиль будет равна (12-9):4=0.75

На основании проведенного первого этапа были получены первые результаты прогнозирования уровня миграции населения в РФ. По результатам первого этапа, большинство экспертов не было согласно с итоговым прогнозируемым уровнем миграции населения в РФ на ближайшие годы. Поэтому был проведен второй этап.

По аналогии с первым этапом, всех экспертов повторно опросили. Результаты представлены в таблице 5

Таблица 5. Прогнозирование уровня миграции населения в РФ во втором этапе

Номер эксперта

Коэффициент самооценки

Уровень миграции -индивидуальная оценка эксперта

1

10

9

2

9

10

3

10

8.5

4

9

8

5

8,8

9

6

10

10

7

8

8

8

8,5

8

9

9

8

10

9,9

9

Аналитическая группа проводит следующий расчет:

  1. Среднегрупповая самооценка во втором этапе равна = (10+9+…+9,9) : 10 = 9.22. Как можно заметить, среднегруповая самооценка выше, чем в первом круге.
  2. Среднее значение уровня миграции в РФ во втором этапе (простая оценка) равна (9+10+…+8) :10 =8.7
  3. Cредневзвешенная оценка спроса во втором этапе равна (10х9 +9х10+…+9,9х9) : (10+9+…+9,9) =8.8

  Медиана в данном случае при четном числе экспертов рассчитывается как среднеарифметическое значение между серединными оценками и будет равна Ме = (8+0):2=8 (замечание: оценки экспертов по уровню миграции в РФ располагаются по возрастанию)

  Область доверительности рассчитается следующим образом:

  1. Определяется минимальная оценка из набора экспертизы – 8;
  2. максимальная оценка -10.
  3. Квартиль будет равна (10-8):4=0.5.
  4. Следовательно, нижняя граница доверительной области будет равна 8+5=8.5,  верхняя граница будет равна 10-0.5=9.5.

На основании проведенного второго этапа, экспертная группа одобрила результаты и установила окончательный уровень миграции населения в РФ на ближайший год будет равен порядка 8.5 – 9 млн человек.

На основании проведенного исследования уровня миграции населения в РФ методом Дельфи, составим графическое отображение нынешнего показателя уровня миграции в РФ и на ближайший год.

Рис 3.1 Динамика уровня миграции в РФ (прогноз) в млн.человек

Как можно заметить из данных рисунка 3.1., уровень миграции согласно проведенного прогнозирования методом Дельфи будет ниже, чем за аналогичные периоды.

Поскольку метод Дельфи используется для долгосрочного прогнозирования, необходимо время, чтобы определить, является ли он подходящим для решения той задачи, для которой он использовался, и оказался ли прогноз точным.

В последние десятилетия изменилась направленность миграционных потоков трудовых ресурсов, для стран характерной стала одновременная эмиграция и иммиграция рабочей силы, появились новые центры притяжения иностранных рабочих, выросли объемы вынужденной и нелегальной миграции. Через обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения международная миграция рабочей силы создает возможность изменять численность и структуру национальных рынков труда, формировать занятое трудоспособное население.

Однако несбалансированность перемещения рабочей силы может привести к негативным результатам. В целом, с точки зрения глобального рынка труда и мировой экономики, миграцию рабочей силы необходимо рассматривать как положительный феномен, обусловливающий оптимизацию трудовых ресурсов.

Подведем итог по третьей главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением проблем государственной миграционной политики в РФ и путями их преодоления, а также сделан прогноз уровня миграционных процессов в РФ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:

Одним из важнейших аспектов современного мира по праву считается миграция. Миграция – это процесс перемещения людей с одного места жительства в другое.

Сущность и свойства явления миграции выражают ее функции, среди которых следует отметить следующие основные:

1. перераспределение населения, которое связанно с размещением производительных сил, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны, в связи с чем увеличивается или уменьшается численность населения данных территорий.

2. селективная, сущность которой заключается в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп влечет изменение качественного состава населения разных территорий.

3. повышения подвижности населения (ускорительная): территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологических характеристик людей, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, интеграции национальных культур.

Причин миграции населения множество:

1.религиозные мотивы,

2.политические,

3.семейные,

4.демографические,

5.национальные причины;

6.а также природные бедствия и войны

В наши дни миграция приобретает глобальный характер во всем мире. Миграция в Россию тоже оказывает существенное влияние на социально-экономические процессы в нашей стране.

Регулирование миграции определяется нормативно-правовой базой страны, региона, а также нормами международного права и межгосударственными соглашениями. На основе существующего в стране законодательства можно судить о том, какой модели миграционной политики придерживается та или иная страна.

В России, основой нормативно-правовой базы по регулированию миграции являются федеральные законы «О порядке въезда в Российскую Федерацию и порядке выезда из Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также федеральных законах «О беженцах» и ряде подзаконных и региональных нормативно-правовых актах.

Критериями для выбора той или иной модели миграционной политики могут быть состояние экономики в целом, в первую очередь – рынка труда, устойчивые социально-культурные связи, геополитические интересы, социально-экономическая и политическая нестабильность в странах и регионах, считающихся «миграционными донорами» и др. В нашей стране в последние годы сформировался стереотип о необходимости мигрантов как рабочей силы и их ориентации на те профессиональные страты, которые не востребованы россиянами. Но не все исследователи подтверждают это утверждение.


Проблема связана с подвижными социальными процессами, охватывает многообразие устойчивых и меняющихся практик, свойственных различным институтам, социальным общностям. Эти практики формируются как под воздействие миграционного законодательства, так и, преимущественно, предшествующего исторического опыта, традиций общения с этносами, представителями которых являются мигранты.

Категория временных работников неоднородна, имеет достаточно сложную этносоциальную структуру и в процессе взаимодействия с принимающим социумом по-разному влияет на содержательный контекст тех или иных аспектов его повседневной жизни.

Помимо решения вопросов регулирования механизмов получения мигрантами социально-правового статуса законно находящихся на территории России иностранных граждан, что, безусловно, является одним из аспектов социокультурной адаптации, важную роль играют и вопросы культурно-языковой, социально-бытовой адаптации мигрантов.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сказать о том, что тематика работы раскрыта, а задачи, поставленные перед написанием работы – успешно выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный Закон от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред.от 21.07.2014) // Российская газета-июль 2014.

2. Агузарова Л.А. Механизм регулирования миграционных процессов // Вопросы региональной экономики. -2013. - № 2. - С. 101-107.

3.Алексейчева Е.Ю. Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс]: учебник/ Алексейчева Е.Ю., Еделев Д.А., Магомедов М.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К - 2014.— 376 c.

4.Андреев А. В. Региональная экономика : учебник для бакалавров и специалистов / А. В. Андреев, Л. М. Борисова, Э. В. Плучевская .— Москва [и др.] : Питер - 2012 .— 461 с.

5.Горбанёв В.А. Общественная география зарубежного мира и России [Электронный ресурс]: учебник/ Горбанёв В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2014.— 487 c

6.Горохов С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «География», «Мировая экономика», направлению «Сервис и туризм»/ Горохов С.А., Роготень Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2015.— 271 c

7.Грушина Т.П. Социально-экономическая география стран зарубежного мира [Электронный ресурс]: практикум/ Грушина Т.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2013.— 124 c