Файл: Управление миграционными процессами (Понятие и сущность миграции населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принятые ранее законы и программы по миграционным процессам нуждаются в корректировке. Следует отметить, что правительственные доку- менты по миграционной политике, принимаемые в 1990-х гг. и начале 2000-х гг., в основном были ориентированы на ограничительные меры в отношении мигрантов. Они однозначно не приводили к позитивным результатам, а в некоторых случаях, наоборот, создали условия для коррупции и ограничению прав человека. В статье В.В. Путина «Россия: национальный вопрос», опубликованной в «Независимой газете» 23 января 2012 г., было отмечено, что «простое механическое ужесточение миграционной политики не даст результата.

Во многих странах такое ужесточение приводит лишь к увеличению доли нелегальной миграции. Критерий миграционной политики заключается не в ее жестокости, а в ее эффективности». Из статьи следует, что сегодня приоритеты миграционной политики должны быть направлены на поддержку легальной миграции, привлечение квалифицированных, конкурентоспособных, культурных работников, способных к поведенческой совместимости. В то же время необходимо пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение. Основополагающие положения, содержащиеся в программных документах и нормативно-правовых актах, служат основой для практического регулирования органами власти миграционных процессов.

Непосредственное регулирование в сфере миграции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы, а так же федеральные органы государственной власти субъектов РФ, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и общественные объединения. Важность приема иммигрантов для России весьма очевидна в связи с сокращением численности российского населения в целом, а так же востребованностью на рынке труда трудовых ресурсов различной квалификации и других причин. Правильно отмечается, что в сложившейся ситуации назрела «необходимость, как повышения мобильности российского населения, так и оптимизации между народных миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны». Однако сами миграционные процессы проявляются весьма противоречиво, стихий но и порой происходят вне рамок правового поля.

Прибывающие мигранты наряду с необходимостью включения их в трудовой процесс создают целый ряд проблем, которые требуют своего решения и регулирования. К ним относятся:


1.нелегальная миграция (по разным оценкам в теневом секторе экономики трудятся до 10 млн. мигрантов);

2.сложность процесса адаптации, т.е. трудность вхождения мигрантов в новую социально-экономическую и социально-культурную среду;

3.низкий профессиональный уровень трудовых мигрантов;

4.нарастание напряженности между местным населением и мигрантами и т.д.

На первый взгляд миграция рабочей силы в начале ХХI в. выглядит как массовый исход из развивающихся стран в страны с высоким уровнем экономического развития, но при близком рассмотрении выявляются более сложные процессы.

В последние десятилетия изменилась направленность миграционных потоков трудовых ресурсов, для стран характерной стала одновременная эмиграция и иммиграция рабочей силы, появились новые центры притяжения иностранных рабочих, выросли объемы вынужденной и нелегальной миграции. Через обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения международная миграция рабочей силы создает возможность изменять численность и структуру национальных рынков труда, формировать занятое трудоспособное население.

Однако несбалансированность перемещения рабочей силы может привести к негативным результатам. В целом, с точки зрения глобального рынка труда и мировой экономики, миграцию рабочей силы необходимо рассматривать как положительный феномен, обусловливающий оптимизацию трудовых ресурсов.

3. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РФ

3.1. Проблемы государственной миграционной политики в РФ и пути их преодоления

Одной из значимых современных проблем народонаселения является миграция. Миграцию следует рассматривать не только как простое перемещение людей из одного региона в другой, но и как сложный процесс, затрагивающий социально-экономические основы общества.

Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения российской Федерации . Рост числа мигрантов, повлек за собой необходимость формирования новой миграционной политики государства.


В «Концепции государственной миграционной политики РФ в период до 2025года» поставлены следующие задачи:

а) создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

в) содействие развитию внутренней миграции;

г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

д) противодействие незаконной миграции и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Привлечение, отбор и использование иностранной рабочей силы. При выборе рабочей силы работодатель исходит из того, кто эффективнее будет работать. Российские соискатели, как правило, заинтересованы в достойной заработной плате, фиксированном рабочем дне, социальных гарантиях и т.п. Иностранным гражданам такие условия не выгодны, в их интересах больше работать и получить заработанные деньги. Сравнивая все плюсы и минусы, довольно часто работодатель отдает предпочтение в пользу иностранной рабочей силы. Привлеченная иностранная рабочая сила – это иностранные работники, законно въехавшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности. В Федеральном Законе от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливается, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на их привлечение и использование [1]

В соответствие с законом процедура получения раз- решения на работу для иностранного гражданина состоит из нескольких этапов, что требует от работодателя определенных материальных и временных затрат (от двух до шести месяцев). Часто подобная волокита с документами отбивает желание у работодателя привлекать на законных основаниях иностранных работников, и, как следствие, возникновение незаконной миграции. Учитывая сложившуюся ситуацию, государство пошло по пути внесения ряда изменений в законодательную базу. С 1 января 2015г. вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014г. №357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании внесенных поправок, система квотирования для иностранных работников заменяется на систему патентов, что позволит мигрантам из стран СНГ работать как у юридических, так и у физических лиц. По новому закону для получения патента на работу трудовые мигранты обязаны сдавать экзамены по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ. Процедура получения патента следующая: в течение 30 суток с момента въезда на территорию Российской Федерации, для приобретения патента иностранному гражданину необходимо будет обратиться в территориальные органы миграционной службы. Также следует предоставить полис медицинского страхования и ряд необходимых медицинских справок. Кроме того мигранты должны будут получить сертификат о сдаче тестирования по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ. [10]


Сертификат по результатам сдачи тестов может быть выдан только уполномоченным на это образовательным учреждением. На сегодняшний день это всего пять вузов страны. Экзамены сдаются платно. Возможна также подготовка к сдаче экзамена на коммерческой основе. Иностранцу, желающему законно работать на территории России, также нужно заплатить за выдачу необходимых медицинских документов (в том числе полис добровольного медицинского страхования), и представить документ, подтверждающий уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, что составляет более 1500 рублей в месяц. Патент предоставляет право осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта РФ, в котором выдан, и в течение не более 12 месяцев со дня выдачи. Вряд ли данные новеллы закона позволят обеспечить приток иностранной рабочей силы на территорию РФ. Скорее, материальные и другие обременения сделают РФ менее предпочтительной для законной трудовой миграции из стран ближнего зарубежья и, уж точно, не снизят коррупционную составляющую в данной сфере, а, возможно, вырастет и теневой рынок труда.

Для того чтобы избежать нарушений законодательства со стороны работодателей и иностранных граждан представляется целесообразным следующее:

1.для осуществления трудовой деятельности увеличить срок действия разрешительных документов (например, сертификата о сдаче экзамена на знание истории, русского языка и законодательства РФ, действующего в течение 5-ти лет);

2.упростить процедуру сбора, получения и рассылки документации;

3.создание трудовой инспекции по выявлению нарушений прав мигрантов и создание базы недобросовестных работодателей;

4.для иностранных граждан осуществляющих предпринимательскую деятельность возможно предоставление льготных условий, а также упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории РФ.

2. Содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.

Проблема состоит в том, что характер взаимодействия мигрантов и местного сообщества в нынешних условиях оказывает большое влияние на интересы и ценности тех социальных групп, которые обслуживают экономические и социальные сферы. В российских условиях они породили насилие, дискриминацию и неравенство полов.

Некоторые поправки, внесенные в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», например, требование для получения патента на работу сдавать экзамены по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ, явно направлены на преодоление сложившейся негативной ситуации и создание интегрирующих условий для включения мигрантов в систему сложившейся социокультурной общности с учетом региональных особенностей РФ. Как известно, под интеграцией понимается процесс, при котором «чужаков» (иностранных граждан) принимают в обществе – в индивидуальном порядке или как группу. В справочной литературе по миграции подчеркивается, что ответственность за интеграцию лежит не только на одной группе, а скорее на нескольких сторонах: самих иммигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны. [1]


Следует учитывать, что интеграция мигрантов неотделима от их адаптации, то есть процесса их постоянного приспособления к меняющейся социальной среде страны пребывания. Адаптация и интеграция противоречивы по своей природе и могут с разной степенью интенсивности развиваться в условиях меняющейся социальной среды. Кроме того, процесс адаптации и интеграции может по-разному влиять на идентичность пребывающих иностранных граждан, на определение своего социального статуса, соотнесения себя с теми или иными этническими, социальными, религиозными группами.

Нужно отметить, что на идентичность личности воздействуют такие факторы, как дискриминация в вопросах трудоустройства, оплаты труда, предоставления жилья, доступ к социальным, медицинским и образовательным услугам.

Все это в комплексе позволяет считать, что для решения проблем взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом необходимы следующие меры:

1.создание целевых программ по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

2.создание учреждений социальной защиты и помощи мигрантам;

3.создание центров для адаптации и интеграции мигрантов, ознакомление с культурой и традициями России и т.п. – содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости.[10]

3. Противодействие незаконной миграции В области противодействия незаконной миграции следует сформировать действенную систему организационно-правовых мер, в основу которых можно положить следующее:

1.совершенствование способов получения, формирования, хранения и использования дактилоскопической информации об иностранных гражданах;

2.в сотрудничестве с ФМС, МИД и МВД по принципу «единого окна» вести учет первичной регистрации мигрантов и дальнейшей их легализации в соответствии с законодательством РФ;

3.усиление мер ответственности за нарушение миграционного законодательства РФ и т.д.

3.2. Прогнозирование уровня миграционных процессов в РФ

Попробуем спрогнозировать уровень миграционных процессов в РФ на ближайшую перспективу используя метод Дельфи – метод экспертных оценок.