Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности(Понятие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее, при всем многообразии научных материалов, касающихся деятельности органов, осуществляющих ОРД, в ходе которой затрагиваются права личности, и которая требует определения нравственных основ, данный вопрос по-прежнему остается открытым[8,с.173]. Все дело в том, что проводимые исследования касались какой-либо одной стороны проблемы, они не рассматривали все вопросы в комплексе, тем более что в большинстве случаев они базировались на советской идеологии. Соответственно, оценивая все достижения науки относительно этой проблемы, все равно можно говорить о том, что её разработка находится на первоначальной стадии, ведь до сегодняшнего дня по-прежнему определённо не обеспечивается соблюдение нравственных основ при осуществлении ОРД.

Специфика работы органов, осуществляющих ОРД неизбежно наталкивает нас на оценку с моральной точки зрения тех или иных методов при решении стоящих перед ОРД задач.

На сегодняшний день ОРД является тем видом деятельности, который вызывает неоднозначную оценку в обществе, что связано не только с частичным ограничением прав и свобод граждан, но также и с использованием особых специфических ОРМ при решении задач ОРД и с возможностью применения сотрудниками ОРД мер принуждения[12,с.32].

Это и является одной из причин необходимости существования нравственных основ. Однако, на мой взгляд, самым весомым поводом является то, что зачастую при осуществлении ОРД сталкиваются профессиональные интересы и интересы общества.

С одной стороны, перед оперативными работниками стоит цель наиболее эффективно осуществить свою деятельность, решить, стоящие перед ними задачи, а с дугой стороны, ОРД призвано защищать интересы общества от всякого рода посягательств. Именно поэтому, не всякие методы, которые бы привели к достижению желаемого результата, могут использоваться на практике[13,с.130]. В этом случае очень важно чтобы профессиональные интересы обязательно соотносились с интересами граждан, ведь если первые будут подавляющими, то между правоохранительными органами и обществом наступит своеобразное противостояние. ОРД по сути утратит своё прямое назначение, т.к. из «защитника» общества она превратится в его «врага».

Для того чтобы предупредить подобное, законодательством Российской Федерации закрепляются определенные нравственные основы оперативно-розыскной деятельности, ведь очень важно при стремлении к добру не совершить зло, а это может обеспечить только четкое нормативное регулирование, опирающееся на нормы морали, которая по своей сущности является инструментом, позволяющим определить тонкую грань, где совпадают профессиональные интересы и интересы общества [15,с.146].


Так, ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» является гарантом обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека, закрепленных Конституцией РФ ч.1 ст. 22, ст.23, ст. 25. [4]

Согласно данной статье оперативные работники не вправе при осуществлении своей деятельности нарушать права граждан на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на тайну корреспонденции, личную и семейную тайну. Следствием ст. 5 является то, что одним из основополагающих принципов ОРД является принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина[16,с.20].

Тем не менее, законодательством предусмотрены отдельные ограничения этих прав, но только в исключительных случаях, они носят временный характер и могут применяться лишь по решению суда, когда не существует законных альтернатив обеспечения безопасности других лиц, общества и государства в целом. Условия, при которых возможно ограничение прав человека в ходе осуществления ОРД обозначены в 8 статье ФЗ «Об ОРД».

К ним относятся следующие: наличие информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, о лицах, деятельность которых носит противоправный характер, о событиях или действиях(бездействиях), создающих угрозу безопасности государства. Но здесь стоит обратить внимание на тот факт, что подобные действия со стороны оперативных работников не могут применяться ни в каких других случаях, кроме как для решения стоящих перед ОРД задач, определяемых ФЗ «Об ОРД», кроме того, сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность обязаны действовать строго в пределах своих полномочий[17,с.1021].

Подобные положения вышеупомянутого федерального закона дают основания понять, что временные ограничения прав членов общества являются крайней необходимостью. Закон в определённой мере суживает права оперативных работников для соблюдения баланса между интересами правоохранителей и общества, для того чтобы исключить возможность использования ОРМ в недозволенных обстоятельствах, применения запрещенных законом методов и средств при решении задач ОРД.

Безусловно, ОРМ является универсальным способом получения значимой информации, соблюдения одного из важнейших принципов конспирации, ликвидации преступных сообществ и пресечения преступлении на ранних этапа. Но возникает вопрос: почему права одних граждан должны ограничиваться для защиты прав других граждан, интересов общества и государства, разве это не противоречит конституционно закреплённому принципу равенства всех граждан? Это одна из проблем в вопросе соблюдения нравственности при осуществлении ОРД[19,с.121].


С одной стороны, если подобные действия совершаются в отношении лица, действия которого на самом деле носят противоправный характер, то с этой точки зрения ограничение его прав можно считать своего рода наказанием, ведь вероятность ущемления прав других лиц, нанесения вреда всему обществу и государству не явилась тем фактором, который бы заставил преступника отказаться от своих намерений[23,с.12].

Но что если речь идет о законопослушном гражданине? На мой взгляд, тут каждый из нас должен учесть тот факт, что меры, применяемые оперативными сотрудниками, являются необходимыми и направлены они на пресечение и раскрытие преступлений, жертвой которых может стать абсолютно любой человек. Мне кажется, каждый из нас должен относиться к этому вопросу с определенной долей понимания, особенно если учесть то, что данные касающиеся естественных прав, полученные в ходе проведения ОРМ, являются абсолютно секретными и недоступными для пользования третьими лицами, а их применение не может нанести моральный или какой-либо иной ущерб лицу, права которого затрагиваются[11,с.22].

Не менее важной проблемой является то, что законная деятельность совершенно не означает, что она соответствует моральным представлениям общества. Для многих людей «прослушка» телефонных разговоров, внедрение в частную жизнь, нарушение неприкосновенности жилища даже в исключительных случаях является безнравственным. К тому же, законом не определяется порядок действия оперативных работников, применение ОРМ в определенных ситуациях, ведь каждый отдельный случай индивидуален. В таких случаях своеобразным критерием правильности осуществляемой деятельности выступает внутренний контролёр оперативного работника, совесть, и, безусловно, мораль. ОРД призвана противодействовать преступлениям, которые по своей сущности являются аморальными и безнравственными, и поэтому даже частичное, предусмотренное законом ограничение прав человека, необходимое для решения стоящих перед ОРД задач, по моему мнению, не является нарушением нравственности[22,с.34].

Проблема защиты прав и свобод человека обусловлена в определенной степени тем, что в настоящее время лишь незначительная часть населения готова отстаивать свои права и интересы, добиваться справедливости в предусмотренном законом порядке, что, конечно же, связано с низким уровнем политической культуры населения. А это в свою очередь даёт волю недобросовестным работникам, осуществляющим ОРД. Другой аспект данной проблемы заключается в определенных пробелах в законодательстве. На мой взгляд, необходимо более жёсткое правовое регулирование, законодательное закрепление более суровых наказаний субъектов ОРД, допустивших в своей работе нарушения прав личности. Одновременно должно быть выведено на высокий уровень правовое просвещение населения.


Анализ вышеизложенного позволяет утверждать, что ОРД требует не только правового регулирования, но и морально-нравственного. В теории все кажется предельно просто: достаточно не нарушать прав и свобод граждан, соблюдать законы, касающиеся этих самых нравственных основ. Однако на практике дело обстоит намного сложнее. Чаще всего мораль и нравственность действуют тогда, когда ситуация не требует каких-либо отлагательств, когда решение задачи ОРД целиком и полностью зависит от оперативного работника, ведь именно в такие моменты он остается наедине со своей совестью и моральными убеждениями. И что немаловажно, от одного, даже самого незначительного решения может зависеть не только эффективность всей оперативно-розыскной деятельности, но и жизнь членов общества, состояние государства.

Вот почему нравственные ориентиры так важны при осуществлении ОРД. Наше государство стремится закрепить их законодательно, можно наблюдать прогресс в обеспечении прав и свобод личности в ходе проведения ОРД, но говорить о соответствии уровня этой работы уровню современных вызовов и угроз, по моему мнению, еще очень рано. Одним из возможных решений мне видится формирование особого сознания, ориентиров, жизненных принципов у граждан, решивших посвятить свою жизнь ОРД, каждый из них должен ясно осознавать, что от его деятельности, нравственной или безнравственной, зависит успех и благополучие российского общества. Для этих целей возможно создавать подготовительные курсы для стажеров, посвященные не секретам и технике ОРД, а моральным принципам, которым они должны следовать при ее осуществлении, регулярное прохождение психологического собеседования сотрудниками ОРД и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важное место в системе правоохранительной деятельности занимает оперативно-розыскная деятельность (ОРД).

Под оперативно-розыскной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями специально уполномоченных государственных органов посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Именно с нее чаще всего начинается активная работа по выявлению и раскрытию преступления.

И это вполне закономерно, т.к. ОРД по времени ближе к моменту обнаружения преступления, в идеале ведется по «горячим следам» и имеет своей задачей не только выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, но и выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; установление имущества, подлежащего конфискации; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.


Таким образом, по результатам ОРД становится возможным выявление как самого факта общественно опасного деяния, так и установление лица (лиц), к нему причастного.

Именно поэтому результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а соответственно и для начала самого уголовного судопроизводства.

Подводя итог, следует сказать, что реформирование оперативно-розыскного законодательства следует неразрывно связывать с реформированием уголовно-процессуального законодательства, что позволит сохранить неизменной сущность каждого из видов деятельности, разграничить их правовые поля и оптимизировать решение стоящих перед ними задач.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - №31. – Ст.4398
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2017) //Собрание законодательства РФ.- 24.12.2001.- № 52 (ч. I).- ст. 4921
  3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 18.06.2017) О полиции //Собрание законодательства РФ.-14.02.2011.- № 7.- ст. 900
  4. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) Об оперативно-розыскной деятельности// Собрание законодательства РФ.-14.08.1995.-№ 33.- ст. 3349

Научная литература

  1. Бастрыгин А. С. Организационно-правовые вопросы формирования следственно-оперативной группы // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2016. №117. С.216-233
  2. Бастрыгин А.С. Организационно-тактические аспекты взаимодействия участников-членов следственно-оперативной группы в раскрытии и расследовании многоэпизодных сложных групповых преступлений // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2017. №127. С.79-112
  3. Беляев И.И. О средствах повышения эффективности взаимодействия следственного аппарата с ОВД при расследовании убийств // Следственная практика, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ. М., 2015. Выпуск 166. С. 42.
  4. Важенин В. В., Садыков А. У. Перспективы совершенствования законодательного регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий // Общество и право. 2013. №4 (46). С.170-173
  5. Гордин А.В. Взаимодействие оперативно-розыскных подразделений и следователя органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений: автореф. дис. ...канд. юрид. наук/ А.В. Гордин. -СПБ, 2015. - С. 26.
  6. Докучаев О.О., ст. следователь военного следственного отдела - в/ч 68796 г. Мурманска. Вестник криминалистики. М., 2016, выпуск № 3(27).
  7. Дьяченко И. М. Организация и тактика деятельности оперативно-розыскных служб органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики. Дисс.докт.юрид.наук. - М.: Академия МВД РФ, 2013. С.18-19;
  8. Захарцев С.И. Теория и правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий: автореф. дисс. доктор. Юрид. наук/ С.И. Захарцев, СПб, 2014.- с.21-23;
  9. Зинкин В. К. Научные основы оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений: Автореф. дисс., доктор. Юрид. наук/ В.К. Зинкин -Нижний Новгород, 2016.-с.31-33.;
  10. Иванов С. И. Реформирование оперативно-розыскного законодательства: проблемы и пути их решения // Вестник КРУ МВД России. 2016. №2 (32). С.127-130
  11. Кузнецов Е.В. Теоретические основы формирования отрасли оперативно-розыскного права: автореф. дисс., канд.юрид.наук/ Е.В. Кузнецов - Волгоград. 2014. -25с.;
  12. Кузнецов М.С, Взаимодействие следователей военной прокуратуры с органами дознания при расследовании преступлений: Дис. ...канд. юрид. наук. М., 2012. С. 146-150.
  13. Маркушин А. Г. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности и ее правовое регулирование: Учебное пособие. - Н.Новгород. 2012. С.17-35.;
  14. Меретуков Г. М., Лунина Е. С., Липка А. О. Уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2016. №115. С.1009-1022
  15. Парманасов А. Д. К вопросу о кодификации оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №4 (72). С.133-137
  16. Сурков К. В. Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: Автореф. Дисс. Д-ра.юрид.наук. - М.: ВНИИ МВД России. 2017;
  17. Усынин В.М. Процессуальные формы взаимодействия органов предварительного следствия и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам на досудебных стадиях уголовного процесса: автореф. дис. .канд. юрид. наук / В.М. Усынин. - Ижевск, 2015. С. 18.
  18. Шахматов А. В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности (теоретико-правовое исследование регионального аспекта): автореф.дисс. док. Юрид. наук/ А.В. Шахматов -СПб, 2015. - с.22-26 и др.
  19. Шматов М.А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук (по материалам органов внутренних дел): автореф. дис. док. юрид. наук/М.А. Шматов - Волгоград, 2014 .- 46с.;
  20. Шумилов А.Ю. Начала уголовно-розыскного права. Монография. - М., 2015. С. 12-13.;
  21. Эксархопуло А.А. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными и иными государственными органами при раскрытии и расследовании преступлений // Криминалистика: Учеб./ Под ред. Т. А. Саровой, А.А. Эскархопуло. СПб, 2011. с. 447 –