Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена теме налогообложения физических лиц и его экономического значения. Поскольку налоги с физических лиц занимают весомое место, как в налоговой системе, так и во всей финансовой системе Российской Федерации, можно судить о важности и постоянной актуальности данной темы. Налоги имеют очень длинный путь своего развития и, как социальнo-эконoмическая категория, являются необходимым звеном финансовых отношений в обществе еще с древности. Они образуют ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием денежных ресурсов государства. Налоги в определенной степени являются фундаментом стабильной и цивилизованной жизни человека в обществе конкретной страны, так как доходы, полученные от налогов, идут на погашение многих статей государственного бюджета. Они присуще любому государству.

Целью данной работы является детальное изучение основного понятия о налогах физических лиц, их виды, структуру и экономическое значение. Подробно рассмотрим такие налоги как подоходный налог, налог на имущество, транспортный налог. С точки зрения доходности среди налогов с физических лиц они являются более значимыми для бюджета страны.

Субъектом изучения в данном случае являются непосредственно физические лица, которые платят налог, а объектом налогообложение физических лиц.

Изучая данную тему, я использовала разнообразные источники, такого рода как учебные пособия, справочники, монографии, основывалась на законодательных актах, таких как Налоговый кодекс Российской Федерации и Конституция Российской Федерации.

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ О НАЛОГАХ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 ПОНЯТИЕ О НАЛОГАХ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Налоги известны людям с глубокой древности. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения его функций. Английский экономист С. Паркинсон писал: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников»[1]. К. Маркс подчеркивал – «в налогах воплощено экономическое выражение существования государства»[2].


Первые упоминания о налогах уже можно найти у древних философов и античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление. По утверждению ученого современности А. В. Брызгалина, «обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании»[3]. В отечественной экономической литературе термин "налог" впервые употребляется в 1765 г. в работе "О крепостном состоянии крестьян в России" историка А. Я. Поленова (1738–1816).

Существует разные определения понятия налогов. В широком смысле слова налог определяется как «любое изъятие средств для финансирования общественных расходов»[4]. А в узком смысле налог – это одна из разновидностей фискальных платежей.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее НК РФ) налог - это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[5].

Вся совокупность налогов, их видов и взаимодействие, правовая основа составляют налоговую систему государства. Налоговая система Российской Федерации определяется «совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взымаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны»[6].

Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, в уже существующие внесены изменения. Структура российской системы налогов представляет собой комплексное взаимодействие всех ее элементов: налогов, сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов. Правовая основа налоговой системы Российской Федерации закреплена в Налоговом кодексе.

Определим некоторые понятия элементов налоговой системы. Перечень обязательных элементов, которые должны быть определены, чтобы налог считался установленным, приведен в Налоговом кодексе Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 НК РФ «налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налогов»[7].


Объект налогообложения – это «доход или имущество налогоплательщика, которого исчисляется налог и которое служит основой для обложения»[8]. Примером этому может служить заработная плата, прибыль, ценные бумаги, процент, недвижимое имущество и т.д.

Налоговая база – «стоимостная, физическая или иная характерис-
тика объекта налогообложения»[9]. Например, при налогообложении имущества налоговой базой считается его стоимость, а при начислении транспортного налога мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговый период – «время, определяющее период исчисления ок-
лада налога, и сроки внесения последнего в бюджетный фонд»[10]. Налоговый периодом считается календарный год, который может состоять из нескольких отчетных периодов (квартал, полугодие, девять месяцев, календарный месяц).

Налоговая ставка – это « величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т.д.)[11]».

В налогообложения выделяют три разновидности налоговых ставок, применяемых в современном налоговом законодательстве:

пропорциональные — с постоянной процентной величиной;

прогрессивные — с процентной ставкой, увеличивающейся с возрастанием налоговой базы;

регрессивные — с процентной ставкой, уменьшающейся с увеличением налоговой базы.

В российской налоговой системе преобладает пропорциональное налогообложение. Пропорциональные ставки установлены по налогу на доходы физических лиц, по акцизам, по налогу на прибыль организаций и другим налогам.

Налоговый кодекс определяет общий порядок исчисления налога, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую к уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Общий порядок уплаты налогов определен в ст. 58 НК РФ, в соответствии с которым «уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах… подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки…уплата налога производится в наличной или безналичной форме…»[12].


Субъектом налогообложения являются юридическое и физическое лицо, являющиеся плательщиком налога. Согласно ст. 19 НК РФ, «налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы»[13]. Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»[14].

Таким образом, можно сказать, что налоги как экономическая категория имеют очень глубокие корни. Они прошли большой путь преобразований и изменений. А современная налоговая система имеет множество сложных структурных составляющих.

    1. 1.2. ВИДЫ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИХ ЭКОНОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

С юридической точки зрения под физическими лицами понимаются граждане и лица без гражданства. Гражданин РФ характеризуется его правовой связью с РФ, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют таковой связи ни с одним из государств. Из этого вытекает понятие налогового резидента. Резиденты – это «физические лица, имеющие постоянно местожительство в РФ (включая иностранцев и лиц без гражданства), проживающие на территории не менее 183 дней в году (в течение одного или нескольких периодов)»[15]. Физические лица, которые не имеют постоянного местожительства в РФ (нерезиденты), - лица, проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном году.

Налоги принято классифицировать по нескольким основаниям. По уровню бюджета выделяют три вида налогов: федеральные, региональные и местные. Гл. 2 НК РФ регламентирует виды налогов и сборов Российской Федерации.

«Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации»[16]. К федеральным налогам относится налог на доходы физических лиц (НДФЛ), или как его еще называют подоходный налог. Порядок зачисления в бюджет, размеры ставок устанавливаются на всей территории государства.

К региональным налогам относится транспортный налог. Перечень региональных налогов также содержится в Налоговом Кодексе, но «эти налоги вводятся в действие законами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта»[17].


К местным налогам относятся налог на имущество, земельный налог. Они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

Необходимо также отметить, что «перечень региональных и местных налогов является исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта РФ и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ»[18].

По методу установления налоги подразделяют на прямые (подоходный налог, налог на имущество) и косвенные налоги (таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и другие).

Существует также классификация налогов по субъектам плательщиков. Они делятся на: налоги с организаций - обязательные платежи с юридических лиц (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.); «налоги с физических лиц - обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков - физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.); общие налоги для физических лиц и организаций - обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса»[19].

Экономическая сущность налогов с населения характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных и иных фондов. Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества. «Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы»[20].

Экономическая сущность налогов с населения выражается в их функциях: фискальной, регулирующей и распределительной.

Фискальная функция является основной и первостепенной функцией налога, ведь главная задача налога – «образование государственного денежного фонда путём изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государств и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др.»[21].

Распределительная функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан. Она выражает сущность налогов «как особого централизованного инструмента распределительных отношений»[22]. Она также называется социальной, так как состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан. Изначально она носила чисто фискальный характер – пополнение государственной казны.