Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности(Понятие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того при производстве по уголовному делу также действует общепризнанные принципы и нормы международного права и международной договора РФ, являющиеся составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующее уголовное судопроизводство [11,с.21].

Порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года №144- ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 02.12.2005 г. № 150-ФЗ и от 25.12.2002 г. № 280 - ФЗ) [4], и другие Федеральные Законы принятые в соответствии с ними, а также иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, министерств и ведомств осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Некоторые положения норм уголовно-процессуального кодекса России также регламентирует возможность осуществления оперативно-розыскной деятельности органов дознания. Таким образом, возможно прийти в мнению о том, что уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность основывается на одних и тех же законах.

Термин «Оперативно-розыскная деятельность» также имеет несколько значений: во-первых осуществляя оперативно-розыскные и поисковые мероприятия, содействуют органам предварительного следствия и дознания для выявления, предупреждения, раскрытия и расследования уголовных дел; во-вторых оперативно-розыскные мероприятия осуществляемые в ходе оперативно-розыскной деятельности основываются на некоторых положениях норм уголовно-процессуального закона в целях предотвращения и раскрытия преступлений; в -третьих, розыск и задержание подозреваемых, обвиняемых, лиц, скрывшихся со следствия и суда преимущество не процессуальным способам с использованием негласных средств и методов борьбы с преступлениями [16,с.30]. Таким образом, уголовный процесс, уголовное судопроизводство и оперативно-розыскная деятельность тесно взаимосвязаны.

Содержанием оперативно-розыскной деятельности является принятие оперативно-розыскных мер, порядок производства которых определяется Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и нормативными актами издаваемыми соответствующими ведомствами, в системе которых имеются подразделения осуществляющие оперативно-розыскную деятельность [19,с.38].

Уголовно-процессуальный закон в ч.5 ст.208 УПК РФ [2] предусматривает, что приостановление предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возложено в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление. О чем, следователь согласно ч 2 ст.208 УПК РФ следователь выносит постановление о приостановлении предварительного следствия копию которого направляет прокурору. В случае необходимости на основании п. 5 (1) ч.2 ст.37 УПК РФ прокурор вправе истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа о приостановлении уголовного дела и принимать по ним решений в соответствии с уголовно-процессуальным законом России[22,с.12].


Таким образом, по приостановленному уголовному делу не проводится никакие следственные действия, кроме как процессуальных действий. Например, если уголовное дело приостановлено в связи с не установлением подозреваемого, обвиняемого или связанное с его задержанием, который скрылся от следователя либо место его нахождения не установлено по иным причинам, следователь выносит постановление (поручение) о производстве оперативно-розыскных мероприятий или постановление об объявление местного, федерального или международного розыска в котором следователь указывает: о приостановлением уголовного дела; о приметах разыскиваемого лица, о его возможном местонахождении, его связи с близкими и друзьями и т.д., а также в поручении указывает какие конкретные меры требуются принять оперативно-розыскного характера.

В необходимых случаях, должностные лица, осуществляющие оперативно- розыскную деятельность оформляют оперативно-поисковое дело для проведения следующих оперативно-розыскных мероприятий: [23,с.13] «Опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телеграфных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент» [24,с.447].

Изложенное позволяет сделать вывод, что после приостановления предварительного следствия, розыска и задержания подозреваемого, обвиняемого производится оперативно-розыскными мерами. Если розыск и задержание изучен органом дознания, последние непосредственно сами определяют направление розыска и принимает все решения об использовании тех или иных средств и методов непрофессионального характера, имеющихся в их распоряжении, для установления и задержания подозреваемого или обвиняемого, раскрытия совершенного преступления.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство по существу является правовой основой для развития и совершенствования оперативно-розыскной деятельности органов дознания (ч.1 ст. 40, п.4 ч.2 ст.38, ч.2 ст.163 УПК РФ) и впервые в УПК РФ (2001г.) в ходе предварительного следствия разрешается использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности (ст.89 УПК РФ) [11,с.21].


2.Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

2.1.Основания для осуществления оперативно-розыскной деятельности

Совершенствование следственной и оперативно-розыскной деятельности (ОРД) предполагает выделение и тщательное исследование всех особенностей этого процесса, составляющих его элементов. Важнейшими структурными элементами следственной деятельности выступают следственные действия, а оперативно-розыскной деятельности - оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) [4].

Данный термин упоминается также в ч. 2 ст. 95, ч. 4 ст. 157 УПК РФ и др. Однако законодатель не разъясняет содержания ОРМ, как это сделано в отношении других юридических терминов (см.: ст. 5 УПК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе») [2].

В специальной литературе имеются довольно обстоятельные его формулировки. Вместе с тем, анализ литературных источников показывает, что существуют различные позиции относительно сущности ОРМ и разнообразные, довольно расходящиеся определения. Это обстоятельство не может не отразиться на восприятии практиками сущности и содержания ОРМ[22,с.15].

Общим для всех определений является понимание ОРМ как закрепленных в ФЗ об ОРД действий, проводимых уполномоченными субъектами.

ОРМ - организованная в соответствии с требованиями нормативных правовых актов система взаимосвязанных действий, направленных на получение и использование оперативно-розыскной и иной информации, предметов и документов как источников таких данных, значимых для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия противоправных деяний, розыска преступников и лиц, пропавших без вести, а также для решения других оперативно-тактических задач по борьбе с преступностью».

Как видно из вышеизложенного, основной единицей в данных терминах (следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия) является слово «действие», а термин «мероприятие» означает совокупность действий[19,с.21].

Таким образом, ОРМ - это лишь определенная часть оперативно-розыскных мер.


Оперативно-тактические действия предназначены для реализации ОРМ, в частности, в процессе оперативной разработки подозреваемых в совершении преступлений, привлечения и использования конфиденциальных источников информации и пр.. Общими для ОРМ и оперативно-тактических действий являются субъекты указанных действий, а также применяемые оперативно-розыскные силы, средства и методы.

Специфическими признаками оперативно-тактических действий являются следующие[17,с.1021]:

различия в правовой регламентации; их разнообразие в отличие от ОРМ, исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 6 ФЗ об ОРД;

они организуются на основе данных анализа и оценки оперативно-розыскной ситуации, реально существующей на данный момент, в то время как основания и условия проведения ОРМ определены ФЗ об ОРД, иными нормативными правовыми актами.

ОРМ имеют определенное сходство со следственными действиями: и те, и другие являются способами получения информации о фактах, подлежащих установлению, и средствами достижения цели раскрытия преступлений[16,с.17].

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что для отграничения оперативно-розыскных мероприятий от других сходных действий ряд авторов предлагает в ФЗ об ОРД в гл. 1 «Общие положения» предусмотреть дополнительную статью общего характера, например «Основные понятия, используемые в настоящем законе». В данной статье целесообразно представить дефинитивные нормы, закрепляющие используемые в данном законе базовые оперативно-розыскные понятия. К числу таких основных, требующих нормативного закрепления категорий относятся: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, дело оперативного учета, результаты оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскные силы, оперативно-розыскные средства, оперативно-розыскные методы и др.

3. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность


3.1.Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскной деятельности

Исходя из содержания ОРД, можно понять, что ее осуществление предполагает тесное взаимодействие оперативных работников с населением, именно поэтому очень важно, чтобы в процессе исполнения своей деятельности субъекты ОРД не допускали нарушения прав и свобод членов общества, аморального и неэтичного отношения к ним. Именно этим и обуславливается необходимость существования определённых нравственных основ оперативно-розыскной деятельности. Одним из главных принципов демократического государства, каковым и является Российская Федерация, является законодательное закрепление и соблюдение неотъемлемых прав человека при противодействии преступности и информировании общества о результатах этой работы[11,с.21].

Следует отметить, что разница между теоретической и практической реализацией данного принципа достаточно велика во многих сферах деятельности, и ОРД не является исключением, особенно если учитывать тот факт, что ОРД по своей сущности, как было упомянуто ранее, затрагивает права личности[7,с.42].

На современном этапе существование рассматриваемой проблемы во многом обуславливается тоталитарным прошлым нашего государства, совершенно иной правотворческой системой, позволявшей руководителям страны мотивировать необходимость нарушения прав и свобод граждан экстремальными внешними или внутренними факторами и присваивать себе неограниченные законом права по отношению к обществу, не говоря уже о конкретных индивидах[5,с.216].

К сожалению, и на сегодняшний день отдельные сотрудники оперативных подразделений не достигли необходимого уровня общей и правовой культуры, нередко злоупотребляют своими полномочиями, что приводит к чрезмерному расширению дозволенных границ ограничения, а иногда ущемления и нарушения, закреплённых законодательством нашей страны прав и свобод человека и гражданина.

Безусловно, данный вопрос требует скорейшего разрешения, он является злободневным, ведь вплоть до 1992 года, когда был издан ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности, проблема необходимости создания нравственных основ ОРД и следования им были закрытой темой, как в литературе, так и в законодательстве[6,с.79].

С недавних пор данная проблема является одной из центральных в отечественной юриспруденции. Значительный вклад в исследование ОРД в рассматриваемом аспекте внесли А.И. Алексеев, Ю.А. Баскин, Н.С. Бондарь, Ю.Е. Булыгин, В.Е. Гулиев, П.С. Дмитриев, И.Я. Дюрягин, В.Н. Карташев, А.А. Комлев, Ю.Я. Коршунов, А.И. Маркушин, В.М. Савицкий, Н.Г Салищева, Е.В. Токарев, А.И. Цветков, В.С. Шадрин, Л.С. Явич и многие другие. В работах вышеуказанных авторов были поставлены важные вопросы об обеспечении прав человека и гражданина при проведении ОРД, а также предприняты попытки для их решения.