Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе(Понятие и общие признаки рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

A сколько минут должна идти реклама, через какой фильтр — это должно решать не государство, а само телевидение. Размещая больше рекламы в прайм-тайм и меньше в нон-прайм, телеканалы получают больше рейтингов, а, следовательно, и больший доход. Если же вводить жесткие ограничения размещения рекламы, то телевидение потеряет огромную часть своего дохода, что неминуемо отразится на качестве телевизионного продукта.

Еще одна проблема, требующая решения, связана с методом размещения рекламы с использованием product placement.

Уже на сегодняшний день объемы рекламы, размещаемой с использованием product placement, говорят о росте популярности данного метода среди рекламодателей.

Используя метод product placement, реклама товаров, запрещенных законодательно к размещению на телевидении, становится не только возможной к показу без каких-либо ограничений времени и места, но и способна оказывать наиболее эффективное воздействие на возможного потребителя.

К тому же product placement, являясь скрытой рекламой, влияет в основном на подсознание человека. На сегодняшний день product placement законом не регулируется. Последняя редакция Закона «О рекламе» также не решает данной проблемы.

Особого внимания заслуживает реклама на транспорте, прежде всего из-за ее устойчивой тенденции к росту.

В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема, связанная с отсутствием единых стандартов оформления рекламы на транспорте. На практике очень часто возникают случаи установления различных требований к размещению рекламы на транспорте в различных городах. Вследствие чего при приведении рекламных кампаний национального масштаба представители рынка рекламных услуг сталкиваются с необходимостью либо вносить корректировки в рекламные материалы с учетом данных требований либо вообще отказываются от размещения рекламы в данном городе.

В результате проигрывают обе стороны: рекламодатели несут дополнительные расходы по приведению рекламный: материалов в соответствие с требованиями, установленными городским управлением транспорта или муниципалитетом, а транспортники теряют дополнительный источник дохода в виде платежей за размещаемую рекламу. Решением данной проблемы может стать разработка и принятие единого стандарта оформления рекламы на транспорте. Причем введение такого стандарта способно упростить работу как самим уполномоченным органам, осуществляющим проверку рекламы на транспортных средствах требованиям безопасности движения, так и представителям рынка рекламных услуг[11].


Подводя итоги, необходимо отметить следующее. Важнейшей составляющей системы внешнего контроля рекламной деятельности является государственное регулирование.

Механизм государственного регулирования рекламной деятельности — это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая правомочными государственными учреждениями, которая включает следующие важнейшие составляющие

Основным инструментом осуществления государственного контроля над рекламной деятельностью является законодательная база.

Необходимо отметить следующие основные проблемы действующего механизма: несоответствие действующего закона «О рекламе» современной действительности; проблема излишней «зарегулированности» отдельных сторон рекламной деятельности; отсутствие государственного регулирования новых форм и видов рекламы; проблема несогласованности законодательства о рекламе; проблемы во взаимоотношениях представителей рекламного рынка с государственными структурами при осуществлении рекламной деятельности; мероприятия, осуществляемые государством в рамках регулирования рынка рекламных услуг, нередко нарушают внутренние законы рынка и установленные правила рекламного бизнеса, противоречат сложившейся и устоявшейся практике. Важно отметить, что принятие Закона «О рекламе» частично решило некоторые из приведенных нами выше проблем. Но при этом следует обозначить основные направления совершенствования государственного регулировании рекламы в сфере законодательства, которое должно осуществятся по трем направлениям: содержание рекламной информации; носители рекламной информации; распространение рекламной информации.

Важно также отметить, что все изменения, затрагивающие рекламную деятельность, должны приниматься только после прохождения широкого общественного обсуждения, к которому необходимо привлекать всех фигурантов этого рынка. Это позволит избежать недопустимых ошибок, принимать разумные, взвешенные решения, способствующие развитию отрасли и максимальному эффекту, как для государства, так и для участников рынка.

Глава 2. Особенности ответственности за нарушение рекламного законодательства


2.1 Административная ответственность за нарушение рекламного законодательства

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ. Состав этого административного правонарушения является формальным, наличие (либо отсутствие) негативных последствий неправомерных действий не требуется и не влияет на квалификацию совершенного нарушения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О рекламе», целями закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Главой 3 закона «О рекламе» установлены особенности рекламы отдельных видов товаров. К таким товарам (работам услугам) отнесены алкогольная продукция, лекарственные средства, медицинские услуги, биологически активные добавки и пищевые добавки, продукты детского питания, продукция военного назначения и оружия, финансовые услуги и др.

Следовательно, вводимые ограничения направлены на защиту потенциальных покупателей и охранительная функция, заложенная в законе, имеет превентивный характер. Поэтому, на наш взгляд, возможность квалификации административного правонарушения в сфере рекламного законодательства как малозначительного кажется сомнительной.

Тем не менее, учитывая особенности каждого конкретного случая, нельзя однозначно исключать критерий малозначительности при рассмотрении дел, связанных с нарушением рекламного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба России определила следующие обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии существенной угрозы общественным отношениям в рекламе:

— небольшой масштаб рекламной кампании – один или незначительное количество номеров СМИ, в которых распространялась реклама, один или незначительное количество дней, в которые распространялась реклама.

— отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов о введении их в заблуждение или о нарушении их прав рекламой;


— отсутствие ранее вынесенного в отношении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение ФЗ «О рекламе»;

— отсутствие пренебрежительного отношения к положениям законодательства при распространении рекламы[12].

Следует учитывать, что любое административное правонарушение создает угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Вопрос заключается лишь в степени такой угрозы.

Для иллюстрации рассматриваемой проблемы приведем решение Арбитражного суда по делу ООО «Карельская Губерния» к Управлению Федеральной антимонопольной службы  об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.

Общество было привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за нарушение ст. 8 закона «О рекламе», а именно,  в еженедельной газете «была размещена реклама: «Ленторг. Каждую неделю улетные цены на 20 продуктов. Эти и другие товары вы можете заказать в интернет-магазине lentorg24.ru». УФАС реклама признана ненадлежащей, в связи с отсутствием в ней сведений о продавце товаров (его наименовании, месте нахождения и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица) при дистанционном способе их продажи.

Общество просило суд применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить его от административной ответственности по малозначительности совершенного правонарушения, которое, по его мнению, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку общество незамедлительно добровольно прекратило размещение рекламы с нарушением статьи 8 ФЗ «О рекламе».

Суд не согласился с доводом об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, высказав следующую позицию: поскольку ничем не мотивированное неисполнение требований закона о рекламе свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что целью правового регулирования дистанционного способа продажи товаров является защита прав неопределенного числа потребителей, а также возможные негативные последствия из-за отсутствия достоверной информации о продавце товара, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности отсутствуют.


Однако суд снизил размер административного штрафа в 5 раз, принимая во внимание отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то, что заявитель привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ впервые.

Из приведенного решения вытекает вывод, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в самом факте нарушения публично-правовой обязанности и негативные последствия могут иметь предположительный характер, а конкретные обстоятельства совершенного правонарушения могут быть учтены только как смягчающие ответственность.

Реклама имеет свою конечную цель – стимулирование гражданина приобрести рекламируемый товар и критерий малозначительности в рассматриваемых правоотношениях необходимо смотреть и с позиции закона РФ «О защите прав потребителя».

Но все же, не смотря на существенные требования к продавцам (изготовителям) и на формальный состав административных составов по ст.14.3 КоАП РФ, малозначительность может иметь место.

ОАО «Ставропольские городские аптеки» на фасадах аптек «Городская аптека» разместило наружную рекламу «Знакомьтесь с новыми ценами препаратов Оциллококцинум, ТераФлю, Эссливер форте», однако предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости проконсультироваться со специалистом отведено менее 5% рекламного пространства.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было возбуждено административное дело, вынесено постановление, в соответствии с которым общество признано нарушившим ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», ему назначено административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в размере 100 010 рублей.

Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.

Суд, признавая факт совершения обществом административного правонарушения, пришел к выводу о том, что совершенное обществом деяние не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и является малозначительным. При этом суд исходил из того, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

Суд учел, что реклама была размещена на здании аптеки у входа, предназначена для пешеходов, текст предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию различим и доступен к восприятию и различим, рекламируемые Оциллококцинум, Тера Флю и Эссливер форте являются широко распространенными в аптечной сети лекарственными средствами.