Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе(Понятие и общие признаки рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данное решение представляется законным и обоснованным в силу следующего. Законодатель определил минимальную площадь для публикации необходимой информации (при рекламе медицинских услуг не менее 5 процентов в печатных СМИ и на наружных конструкциях) с целью соблюдения прав потребителей и исключения возможности недобросовестного исполнения рекламодателем своих обязанностей (печать текста мелким, нечитаемым шрифтом с целью экономии рекламной площади).[13]

В случаях, когда объем площади не соответствует требованиям закона, но при этом информация доступным способом доведена до потребителя (текст читаем), правонарушение должно быть квалифицировано как малозначительное, поскольку фактически цель закона – информирование потребителя о противопоказаниях доступным способом – исполнена.

Квалификация правонарушений рекламного законодательства как малозначительного осложняется формальным составом правонарушения, т.е. лицо привлекается к ответственности за сам факт нарушения закона и не требуется наступление реального ущерба охраняемым общественным интересам. Именно в силу этого суды чаще снижают размер штрафа, руководствуясь ст.4.1.КоАП (назначение штрафа не может менее половины минимального размера), чем освобождают от ответственности в виду малозначительности совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Таким образом, следует отметить, что объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы. Объективной стороной данного правонарушения является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем действующего законодательства о рекламе (Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 N 04АП-768/2015 по делу N А19-17913/2014[14], Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу N А64-6843/2014[15]).

Соответственно, при квалификации правонарушения как нарушения законодательства о рекламе определяющими факторами будут являться:

- направленность на неопределенный круг лиц;

- направленность на привлечение внимания;

- ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования;

- формирование положительного отношения к объекту рекламирования.

В заключение данного параграфа следует отметить, что решение о привлечении к административной ответственности выносит должностное лицо антимонопольного органа.


При этом никогда не пренебрегайте своим правом обжаловать данное решение, поскольку суд может вынести решение о малозначительности правонарушения.

К обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности, можно отнести небольшой масштаб рекламной кампании, отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов, факт совершения правонарушения впервые и иные.

2.2 Гражданско-правовая ответственность за нарушение рекламного законодательства

Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

Возмещение вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических и юридических лиц, регулируется главой 59 ГК РФ Обязательства вследствие причинения вреда. На основании статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

- вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

- вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

- вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме[16].

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, (который оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего), а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.


В предмет доказывания по делам о компенсации морального вреда входят следующие юридические факты:

1) имели ли место действия (бездействие) ответчика, причинившие истцу нравственные или физические страдания, в чем они выражались и когда были совершены;

2) какие личные неимущественные права истца нарушены этими действиями (бездействием) и на какие нематериальные блага они посягают;

3) в чем выразились нравственные или физические страдания истца;

4) степень вины причинителя вреда (в том случае, если она должна учитываться).

Приведем пример из судебной практики.

Истец обратился с иском к ООО «Почта Сервис» о взыскании денежного приза в размере * руб., компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в * г., находясь проездом в г.Москве, он приобрел газету «Комсомольская правда» с билетом акции «Мечта хозяйки», где нужно было стереть защитный слой. Стерев защитный слой, истец обнаружил, что выиграл телевизор «Сони». Приехав домой в Старый Оскол, истец произвел все действия, предусмотренные акцией, зарегистрировался у оператора по указанному телефонному номеру, сообщил свои данные, код акции и код подарка и стал ожидать приз. Вместо приза истец получил бандероль с документами, в которых истцу сообщили, что по правилам акции его признали победителем, имеет право на получение денежного приза * руб. Истцу сообщили, что для получения приза, ему надо что-то купить по каталогу, тогда к нему приедут в г. Старый Оскол, где он проживает и вручат приз на банкете в ресторане, за счет ответчика. Вручение было назначено на * г. Истец купил у ответчика по каталогу электрическую ножеточку за *  руб. После получения товара истцу сообщили о переносе вручения приза на * г., обещали ему, что с * г. у него начнется новая безбедная жизнь. Истец просил рассмотреть его исковое заявление по изложенным им обстоятельствам и приложенным документам, разрешить вопрос о правомерности действий ответчика, который заваливает его почтовый ящик ненужной корреспонденцией, открытым текстом на конверте сообщает: «Принято окончательное решение * мы выезжаем к вам, чтобы вручить огромную сумму * руб.» Своими действиями ответчик нарушает ст. 150 ГК РФ, причиняет ему нравственные и физические страдания. На основании законов, подлежащих применению, ссылаясь на закон «О защите прав потребителей», истец просил взыскать с ответчика в его пользу денежный приз как публично обещанную награду, телевизор «Сони», компенсацию морального вреда в размере * руб., так как несмотря на заказ товара, приз ему не выдали, требуют делать новые заказы, что истец воспринимает как насмешку над ним.


Поскольку суд пришел к выводу о нарушении прав потребителя, а также о нарушении ответчиком Закона о рекламе, что повлекло нравственные страдания истца, применительно к положениям ст. 38 п. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ст. ст. 13, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" суд обосновано посчитал подлежащим взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, при этом правильно принял во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства при определении размеров компенсации морального вреда. Судом также правильно отмечено, что также должны учитываться степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Исходя из возраста и состояния здоровья истца, степени вины ответчика, который продолжает навязывать истцу свои услуги, направляя ему письма о признании его победителем и предлагая получить приз, сделав заказ, суд обосновано посчитал возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию в размере * руб[17].

Или еще один пример из судебной практики, предусматривающий гражданско-правовую ответственность.

УМВД России по г. Омску обратилось в суд с иском к ООО «Компаньон-РФ», департаменту имущественных отношений Администрации <...> об устранении нарушений законодательства при размещении рекламной конструкции. В обоснование иска указано, что УМВД России по городу Омску проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении наружной рекламы, в ходе которой установлено, что в соответствии паспортом рекламной конструкции от <...> и на основании распоряжения департамента недвижимости Администрации <...> от <...> по адресу: г. Омск, <...> размещена рекламная конструкция. Рекламная конструкция принадлежит ООО «Компаньон-РФ». Исходя из положений п. 6.1 Раздела 6 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены в том числе сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м – в населенных пунктах. Однако, данная рекламная конструкция установлена в нарушение вышеуказанных требований, поскольку расстоянии от бордюрного камня полона автомобильной дороги до ближайшего края рекламной конструкции составляет 3 м 50 см., расстояние от пересечения проезжих частей <...> и <...> в одном уровне составляет 37 м. 20 см., ближе 60 м. от дорожных знаков и светофоров. Полагает, что несоблюдение ООО «Компаньон РФ» требований законодательства при размещении рекламной конструкции на указанном участке дорожной сети нарушает права неопределенного круга граждан на безопасные условия движения, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Просил признать распоряжение департамента недвижимости Администрации <...> от <...> № <...>-р в части разрешения на установку рекламной конструкции на территории г. Омска в соответствии с паспортом рекламного места № <...>рм от <...> по адресу: г. Омск, <...> недействительным; возложить на ИП Сусликова Е.С. обязанность осуществить демонтаж рекламной конструкции, обеспечив выполнение требований п. 6.1,6.2 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». В данной связи, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, учитывая, что спорная рекламная конструкция создает угрозу безопасности дорожного движения, суд, руководствуясь приведенными выше правовыми положениями, правильно признал недействительным распоряжение департамента недвижимости администрации г. Омска о выдаче разрешения на установку названной рекламной конструкции, и правомерно возложил на ИП Сусликова Е.С., как владельца, обязанность демонтировать рекламную конструкцию, поскольку при достижении целей обеспечения безопасности дорожного движения и охраны жизни, здоровья граждан требования указанного ГОСТа являются обязательными для применения, что влечет достаточно правовых оснований для обязания восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем демонтажа спорной рекламной конструкции, а доводы апелляционной жалобы заявителя таких выводов не опровергают и основаны на ином толковании приведенных выше норм материального права.


Несоответствие размещения рассматриваемой конструкции требованиям указанного ГОСТа объективно создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья, является достаточным правовым основанием для возложения на ИП Сусликова Е.С., как владельца спорной рекламной конструкции, обязанности восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем демонтажа спорной рекламной конструкции, о чем верно указал суд первой инстанции[18].

Таким образом следует отметить, что компенсация морального вреда независимо от вины причинителя вреда производится в случаях, установленных статья 1100 ГК РФ: причинение вреда жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности; причинение вреда гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; причинение вреда распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. В этих случаях установление факта вины причинителя вреда исключается из предмета доказывания, в остальных случаях определение вины причинителя вреда в предмет доказывания входит.

5) размер компенсации.

Следует отметить, что нельзя указать идеальный предмет доказывания, подходящий для всех случаев компенсации морального вреда. По каждому конкретному делу, возможно, его изменение или дополнение.

Вопросы компенсации морального вреда, в том числе и в сфере рекламы, очень обширны и дисскусионы.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, следует отметить, что цель работы достигнута, задачи выполнены.

В результате проведенного исследования отметим следующие выводы.

Во-первых, нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).