Файл: 4 четверть Урок 53 Тема урока Баллада как жанр Цель урока на этом уроке ты познакомишься с понятием баллада.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


План самостоятельной работы учащегося 7 класса по русской литературе

4 четверть

Урок № 61

Тема урока: Проблематика, жанр, сюжет и композиция рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

1.Цель урока: на этом уроке ты продолжишь работать на д рассказом «Хлеб для собаки» В.Ф. Тендрякова.

2.Тезисный конспект урока.



На уроке мы продолжаем работать над содержанием рассказа «Хлеб для собаки». Теперь анализировать произведение мы будем, основываясь на домашнем задании.

3. Работа над рассказом «Хлеб для собаки».

- Укажите жанровые признаки рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

- С какой целью повествование ведется от лица 10-летнего мальчика Володи Тенкова?

- Почему описание голодных ссыльных дается в начале рассказа?

- Объясните значение слов «кулак», «раскулаченный», «лишенец».

- Что испытывал Володя Тенков, наблюдая за ссыльными из-за заборчика?

- Как относится начальник станции к детям, с интересом наблюдающим за голодными ссыльными?

- Что почувствовал Володя, увидев женщину, разбившую банку с молоком?

- Голодает ли ВолодяТенков, как его одноклассники?

- Чем закончилась его искренняя готовность поделиться своим завтраком с ребятами в школе? Благодарны ли они Володе?

- Почему брат Володи ест спокойно в отличие от него?
4.Домашнее задание. Составь портретную характеристику Володи Тенкова.

5.Обратная связь. Домашнюю работу пришли для проверки.

План самостоятельной работы учащегося 7 класса по русской литературе

4 четверть

Урок № 62

Тема урока: Проблематика, жанр, сюжет и композиция рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

1.Цель урока: на этом уроке ты продолжишь работать на д рассказом «Хлеб для собаки» В.Ф. Тендрякова.

2.Тезисный конспект урока.



На уроке мы продолжаем работать над содержанием рассказа «Хлеб для собаки». Теперь анализировать произведение мы будем, основываясь на домашнем задании.

3. Работа над рассказом «Хлеб для собаки».

- Когда герой рассказа принял решение делиться своим обедом с самым голодным?

- По какому принципу он выбирает самого голодного?


- Кого он накормил?

- Что почувствовал после этого?

- Как отец, герой Гражданский войны, отнесся к поступку сына? Объясните слова отца: «Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок».

- Какую помощь оказывал Володя голодным? Почему он однажды прогнал их от дома?

- Опиши, что испытывает герой рассказа после изгнания «слонов».

- Кто оказывается самым несчастным существом в поселке?

- От чего собака спасла Володю?

- Раскрой смысл заглавия рассказа.

- Есть ли в рассказе люди, которым присуще чувство страдания?

-Какова роль начальника станции в сюжете рассказа?

- Что он сказал детям, наблюдавшим в сквере за голодными?

- Объясните самоубийство начальника станции.

- Почему отец Володи в конце рассказа становится похож на начальника станции?

4.Домашнее задание. Подготовь сообщение о том, что такое «экспозиция», «кульминация» и «развязка» рассказа.

5.Обратная связь. Домашнюю работу пришли для проверки.

План самостоятельной работы учащегося 7 класса по русской литературе

4 четверть

Урок № 63

Тема урока: Проблематика, жанр, сюжет и композиция рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

1.Цель урока: на этом уроке ты продолжишь работать на д рассказом «Хлеб для собаки» В.Ф. Тендрякова.

2.Тезисный конспект урока.



На уроке мы продолжаем работать над содержанием рассказа «Хлеб для собаки». Теперь анализировать произведение мы будем, основываясь на домашнем задании.

3. Работа над рассказом «Хлеб для собаки».

- Выдели экспозицию рассказа. Что в ней содержится?

- О каком времени идет речь в рассказе? Используя документальную реплику, завершающую «Хлеб для собаки», расскажи, что мы узнаем о периоде 30-х годов XX века.

- Назови завязку рассказа.

- Какой эпизод является кульминацией рассказа?

- Определи развязку в рассказе.

- Представь, как сложится в дальнейшем его судьба. Почему В. Тендряков оставляет финал рассказа открытым?

- Есть ли связь в рассказе между понятиями «совесть» и «счастье»? Отрази это в синквейне.
4.Домашнее задание. Напиши сочинение по рассказу В. Тендрякова на тему: «Не пса кормил я.., а свою совесть».

5.Обратная связь. Домашнюю работу пришли для проверки.

План самостоятельной работы учащегося 7 класса по русской литературе

4 четверть

Урок № 64

Тема урока: «Книга «Хоббит, или Туда и Обратно» в творческой биографии Дж. Толкиена. Особенности сюжета книги»



1.Цель урока: на этом уроке ты познакомишься с биографией Джона Толкиена, а также начнешь работать над его произведением.

2.Тезисный конспект урока.

Пройдя по ссылке, ты просмотришь презентацию о жизни и творчестве Дж.Толкиена.

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-literature-na-temu-dzh-r-r-tolkie.html

3. Краткое содержание книги «Хоббит, или Туда и Обратно»

- Однажды волшебник Гэндальф посылает к хоббитуБильботринадцать гномов, чтобы тот помог гномам отнять их сокровища у огнедышащего дракона. Много лет назад дракон захватил их пещерный город и залег там на груде драгоценностей. Дорога в дальние горы трудна и опасна, ее стерегут тролли-гиганты, гоблины, эльфы, пауки, люди-оборотни. Гэндальф так и не признается, почему он решил послать доброго Бильбо в столь опасное путешествие. Наверное, потому, что Бильбо не жаден, находчив в безвыходных ситуациях, верен данному слову, умеет вести беседу, настойчив и упорен. Гномы и хоббит едва не гибнут, встретившись с троллями, но Гэндальф спасает их, обратив разбойников в камень. Далее свирепые гоблины атакуют друзей, гномы бегут из подземелья, оставив Бильбо лежащим без сознания во тьме. Бильбо приходит в себя и ползет по туннелю. Рука его натыкается на холодный предмет — металлическое колечко, и он машинально кладет его в карман. Ползет дальше и нащупывает воду. На острове посреди подземного озера, уже долгие годы обитает Голлум - двуногое существо размером с хоббита, с огромными светящимися глазами. Голлуму хотелось бы съесть Бильбо, но тот вооружен мечом, и они начинают играть в загадки: если хоббит выиграет, Голлум проводит его к выходу из подземелья. Оказывается, они оба любят загадки. Бильбо выигрывает, но не совсем честно, спросив: «Что у меня в кармане?». Кольцо, лежащее в его кармане, потерял Голлум. Это волшебное Кольцо власти, творение владыки Темного царства, но ни Голлум, ни Бильбо о том не ведают. Обнаружив пропажу, Голлум в ярости кидается на Бильбо, а тот, убегая, случайно надевает Кольцо. Становится невидим, ускользает от Голлума и догоняет гномов.

Они движутся дальше к горам. Гигантские орлы, друзья волшебника, спасают их от погони гоблинов, вскоре после этого Гэндальф оставляет гномов и Бильбо. На путешественников нападают гигантские пауки, их берут в плен лесные эльфы, и всякий раз всех выручает Бильбо: надевает кольцо и становится невидимкой. Наконец, после многих приключений они поднимаются в горы, к утерянным владениям гномов, и начинают искать потайную дверь, ведущую в подземелье. Ищут долго, безуспешно, пока Бильбо случайно не обнаруживает вход.


Настает время идти внутрь, на разведку, причем осторожные гномы хотят, чтобы это совершил Бильбо, сулят ему богатую долю добычи - и он идет. Не из-за денег, а из-за проснувшейся в нем тяги к приключениям. Бильбо дважды лезет в пещеру, заводит - из безопасного укрытия - разговор с драконом и хитростью выясняет, что алмазный панцирь чудовища имеет прореху на груди. А когда он рассказывает об этом гномам, его слышит старый мудрый дрозд.

Дракон в ярости. Он решает выжечь единственный людской город, оставшийся у подножия гор. Но там его поражает черной стрелой Бард, капитан лучников, потомок королей этой страны: мудрый дрозд успел пересказать капитану слова Бильбо. События на этом не кончаются. Вздорный и жадный предводитель гномов Торин из-за пустяков ссорится с Бильбо, Бардом и даже с Гэндальфом. В это время начинается нашествие гоблинов и волков-оборотней. Люди, эльфы и гномы объединяются против них и выигрывают сражение. Смертельно раненый Торин просит прощение, отдает часть сокровищ. Бильбо наконец-то отправляется домой, отказавшись от обещанной ему четырнадцатой доли сокровища гномов, так как признает, что не сможет их довезти до дома. Он увозит на пони два сундучка с золотом и серебром и отныне может жить-поживать в своем доме-норе. И при нем остается волшебное кольцо.
4.Работа над содержанием произведения.

1) Ответь на вопросы

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему книга имеет такое название?

Кто главный ее герой?

Почему именно хоббит стал главным героем?

Что вы считаете самым опасным приключением в книге?

В чем различие гномов и троллей?

Что стало причиной ненависти Голлума к Бильбо?

Почему Бильбо не открывает никому тайну кольца?

Мог ли Гэндальф знать тайну кольца?

За что Торин назвал Бильбо «крысиным отродьем», а потом «добрым вором»?

Кто назвал Бильбо «кроликом несчастным» и «крысиным отродьем»?

2) Меняется ли ваше отношение к хоббиту в процессе чтения книги?


5. Домашнее задание. Подготовь простой план по всей книге и оформи его на отдельном листе формата А4

Алгоритм «Как составлять простой план»:

1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане

5. Запишите план.

6.Обратная связь. Домашнюю работу пришли для проверки.

План самостоятельной работы учащегося 7 класса по русской литературе

4 четверть

Урок № 65

Тема урока: Жанр и композиция книги «Хоббит, или Туда и Обратно».

1.Цель урока: на этом уроке ты продолжишь работать над содержанием изучаемого произведения.

2.Тезисный конспект урока.

Прочти статью «Жанр фэнтези в литературе» (стр.219 - 221), используя технологию инсерт или «Знаю - Хочу узнать – Узнал».

- Используя диаграмму Венна, сопоставь жанры фэнтези и научной фантастики.

3. Работа по содержанию книги «Хоббит, или Туда и Обратно»

  • Выдели признаки фэнтези в книге Дж.Толкина.

  • Выдели экспозицию и завязку в книге.

  • Выдели основные события в развитии действия после завязки и до кульминации.

  • Выдели события кульминации.

  • Выдели основные события развязки и эпилога.

  • Оформи сюжетную таблицу

Сюжетная таблица

Элемент сюжетной композиции

Характеристика

Экспозиция




Завязка




Кульминация




Развязка




Эпилог




4. Домашнее задание. Ответь на вопросы.

- Как вы думаете, зачем в текст книги вставлены песни?

-О чем поют в своих песнях гномы, эльфы гоблины?

-На каких инструментах они играют?

5.Обратная связь. Домашнюю работу пришли для проверки.

План самостоятельной работы учащегося 7 класса по русской литературе