Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 357
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
Глава 2 Анализ коммерческой деятельности ООО «Лента»
2.1 Анализ организационной структуры супермаркета «Лента»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Лента»
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности предприятия
Главным участником, помимо предпринимательской структуры, в коммерческой деятельности выступает потребитель, важный субъект деловых отношений между розничным звеном и поставщиком товара. Более наглядно структура представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура задач коммерческой деятельности
Для решения поставленных задач следует руководствоваться следующими принципами:
- Расстановка приоритетов;
- При меняющихся условиях и требованиях рынка гибкость коммерции;
- Следования принципам маркетинга;
- Личная инициатива;
- Ответственность за соблюдением обязательств по сделкам;
- Стремление к достижению конечного результата - прибыли.
- Умение прогнозировать коммерческие риски [11, с. 364]. Способность предвидеть риски - важный принцип для каждого предпринимателя, занятого в сфере торговли. Риск является степенью неопределенности конечного результата.
Коммерческий риск - в первую очередь связан с хозяйственной деятельностью самого предприятия и ее финансовым успехом. Иными словами, для предпринимателя коммерческий риск - угроз понести убытки в виде незапланированных расходов или доходов ниже планируемых.
Воздействие некоторых факторов на деятельность фирмы приводит к возникновению коммерческого риска в виду неопределенности условий и невозможности всестороннего анализа компании. При таких условиях сложно предугадать конечный результат, так как нет достаточной информации для точного прогноза событий. Риск может возникать вследствие: ухудшения финансового состояния фирмы, инфляции, нестабильности политической ситуации в стране, заключения рискованных сделок, действий конкурентов, возникновения незапланированных расходов, стихийных бедствий и др.
Потребность в совершенствовании коммерческой деятельности, возникающая в ходе развития рыночных отношений, удовлетворяется следующим образом: адаптировать коммерческие операции и функции к условиям рынка, совершенствовать методы продажи и сервиса, формировать конкурентные свойства товара, рассчитывать и принимать меры по снижению коммерческих рисков, подходить к решению задач творчески, использую инновационные методы, снижать затраты, удовлетворять настоящие и предугадывать будущие потребности.
Использование принципов, методов и инструментов маркетинга в организации коммерческой деятельности способствует ее эффективному развитию. Маркетинговые методы помогают ориентировать коммерческую деятельность на конечного потребителя, его желания и потребности к товарам. Такое взаимодействие позволяет достигать поставленных целей при одновременном снижении затрат и рисков.
Какие же особенности у коммерции, основанной на концепции маркетинга?
Главная цель у торговых предприятий, работающих в современных рыночных условиях, коммерческая. Она достигается путем выявления, формирования и удовлетворения потребностей покупателя. Таким образом, для достижения коммерческой цели и обоснования коммерческих решений важно акцентировать внимание на результатах маркетинговых исследований и анализов.
Главным двигателем к совершенствованию коммерческой деятельности торговой организации становится конкуренция, и чем она сложнее, тем более грамотными, активными и инновационными становятся торговые предприятия, стремящиеся занять стабильную позицию на рынке. Наиболее эффективному достижению этой цели способствует применение организацией инструментов и методов маркетинга.
В условиях высокого уровня насыщения рынка коммерческая деятельность должна быть направлена на эффективное управление коммерческим процессом, комплексное изучение рынка, требований потребителей к производимой продукции и удовлетворения их с минимальными затратами. Для этого важно экономически обосновывать решения и воспользоваться рыночными механизмами управления коммерческой деятельностью.
В условиях рыночной конкуренции важно уделять внимание маркетинговой и коммерческой поддержке товара, а не только самому продукту и его качеству. [14, с. 64]
В новых условиях организации и ведения бизнеса на потребительском рынке необходимо использование маркетинговой концепции для того, чтобы повысить эффективность коммерческой деятельности, гарантировать конкурентное превосходство и решить стратегические задачи. Это и есть практическая значимость маркетинга в коммерческой деятельности.
Развитие коммерческой деятельности зависит от факторов, под влиянием которых меняются методы и инструменты, используемые при решении возникающих проблем и задач. Это обуславливает необходимость определения факторов, оказывающих наибольшее влияние. Их можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы зависят от самой организации, ее деятельности: степени эффективности методов и форм работы с потребителями и субъектами хозяйственных отношений, инновационности коммерческих стратегий и решений, использования современных методов организации и ведения коммерческой деятельности, ее масштаба, структуры и квалификации коммерческого аппарата.
Внешние факторы не зависят от организации, к ним относят: тенденцию развития экономики, развитие товарно-денежных отношений, уровень и темп роста или снижения доходов, систему финансирования и налогообложения в стране, степень стабильности и лояльности законодательной базы по отношению к бизнесу, тенденции внешнеэкономических отношений, разнообразие правовых форм хозяйствующих субъектов, которые действуют на рынке.
Подводя итоги параграфа, можно сделать вывод, что коммерческая деятельность выступает как средство осуществления коммерческих отношений между субъектами рынка. В условиях рыночно ориентированной экономики эти субъекты становятся доминирующими, а отношения между ними призваны развивать потребности, стимулировать производство, активизировать товарно-денежный обмен. Именно поэтому коммерческая деятельность является необходимой категорией рыночной экономики, занимая ведущее место, имеет приоритетное значение.
Суть коммерческой деятельности заключается в совокупном подходе к организации комплекса коммерческих операций и процессов, которые направлены на выполнение функций коммерции на всех этапах осуществления товарно-денежного обмена.
1.2 Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Такое определение предполагает организацию широкого доступа к продукции, её продажу потребителям с различными требованиями небольшими партиями - что и является главным отличием розничной торговли от оптовой. Розница является конечной точкой цепочки поставок всех продуктов. В ней же завершается процесс товарного обращения, доведения товаров от производства до конечного потребителя. Из сферы обращения, в процессе розничной продажи, товар переходит в сферу личного потребления, компенсируя затраты на производство, продажу и товародвижение товара. Товар переходит из товарной формы в денежную. А деньги в свою очередь идут на развитие производства. Для эффективной работы розничного предприятия коммерческая деятельность должна выполнять ряд функций:
- Поддерживать баланс между спросом и предложением;
- Удовлетворять потребности населения в товарах;
- Влиять на производство с целью увеличения объемов продаж и расширения ассортимента;
- Совершенствовать технологии торговли и улучшать качество обслуживания клиентов. [2, с. 30]
Для развития торгового бизнеса коммерческий цикл должен быть непрерывным. При его прерывании, например не будет продан товар в розничной торговле, могут возникнуть серьезные проблемы: все участники процесса не получат компенсации затрат, прибыли. Это определяет важное место коммерческой работы, так как в случае возникновения таких проблем деятельность участников процесса будет экономически нецелесообразна. Для работы в этой сфере, имеющей свои особенности по сравнению с оптовой, необходима специализированная подготовка среднего и старшего звена персонала.
Безусловно, розничная торговля имеет экономическое значение. Через товарооборот удовлетворяется спрос конечного потребителя, создается огромное количество рабочих мест. Показатель, оценивающий вклад этой отрасли в экономику, доля в валовом внутреннем продукте страны. Место розничной торговли оценивается также по доле розничного товарооборота в общем, валовом объеме продаж.
Розничная торговля имеет социальное значение. Она рассматривается как фактор повышения уровня жизни, возрождения отдельных регионов, развития средних городов, сел и деревень. Новое поведение покупателя формируется за счет изменений, происходящих в экономике страны, оно становится более требовательным к розничной торговле. Розничная торговля является социальной ценностью для общества, что способствует повышению ее роли и ответственности в общественной жизни.
Коммерческая работа в сфере розничной торговли состоит из следующих этапов:
- Прогнозирование и изучение потребительского спроса;
- Рекламно-информационные работы розничного предприятия;
- Формирование ассортимента товаров;
- Выбор оптимальных методов розничной торговли;
- Организация торгового обслуживания покупателей.
В отличие от организаций, занимающихся оптовой торговлей, у розничных предприятий имеются свои особенности в коммерческой работе.
Предприятия розничной торговли реализуют свою продукцию непосредственно населению, физическим лицам, используя собственные, специфические методы и способы розничной продажи. Торговое обслуживание подразумевает наличие оборудованных торговых помещений, специально устроенных для обслуживания покупателей, формирования оптимального ассортимента, а также возможности его варьирования в случае изменения спроса, изучения потребностей покупателей, потребительских запросов. Розничная сеть отличается от оптовой территориальной раздробленностью, т.е. большим количеством предприятий с небольшими торговыми площадями и товарооборотом. Преимущественно деятельность розничных предприятий можно отнести к сфере среднего, скорее малого бизнеса. В соответствии с установленными критериями численности работников, занятых в сфере розницы, большинство предприятий торговли классифицируются как малые предприятия. От руководителей требуется большая инициатива в коммерческой работе по организации сбыта товаров, умение качественно обслуживать клиентов, чтобы обеспечивать предприятие прибылью и противостоять конкурентам.
Розничная торговля в России ориентируется на торговлю в странах, где активно внедряются технологии, достижения науки, сосредоточены большие людские ресурсы и привлекаются значительные финансовые ресурсы, т.е. на страны с развитой рыночной экономикой. В таких странах доля розничной и оптовой торговли превышает в общей занятости 20% от общей численности трудоустроенного населения.
Западные страны характеризуются постоянным притоком рабочей силы в торговлю. Такая ситуация объясняется тем, что в сфере торговли возникает необходимость в новых видах коммерческой деятельности, обеспечивающих максимальную эффективность процесса реализации товаров. Создаются спецслужбы для прогнозирования и изучения спроса потребителей, анализа и определения эффективности методов и форм торговли, контроля деятельности магазинов, проектирования и разработки новых типов изделий по результатам прогнозов и анализа вероятного спроса, введения систематизации информации о потребительских свойствах и качестве существующих и новых товаров. А также для улучшения такого вида услуг, как послепродажное обслуживание, на которое приходится около 5% оборота фирмы. На сегодня широко распространены и создаются все новые фирмы, специализирующиеся на послепродажном обслуживании технически сложной продукции. В торговле таких стран отмечается укрупнение магазинов за счет закрытия мелких неэффективных магазинов и строительства новых более крупных объектов. На сегодняшний день наблюдается широкое развитие магазинов, работающих по системе супер- и ги- пермаркетов со средней торговой площадью, от 1500 м2 до 10000 м2. Очевидны преимущества таких магазинов. Большая площадь магазинов способствует высокой скорости товарооборота и низким издержкам обращения. В среднем расходы на заработную плату в супермаркетах ниже на 10-20%, чем в обычных магазинах. На долю супермаркетов в Западной Европе приходится более половины оборота продовольственной торговли, а в США - две трети.
Ни одно торговое предприятие не может успешно осуществлять реализацию товаров без использования рекламы в той или иной форме. Всеми известный лозунг "Реклама-двигатель торговли" максимально верно отражает сущность рекламы - двигать, стимулировать торговлю, бизнес. Любому торговому предприятию для продвижения товаров необходимо использовать различные виды рекламы. Эффективной рекламой может оказаться самая простая: оформление витрин, организация рекламных выставок продукции или более сложная: печатная, радио или телевизионная реклама и ее другие вариации. Выбор рентабельных методов розничной торговли является важнейшим этапом коммерческой работы для каждого торгового предприятия. От эффективности организации продажи товаров зависит рентабельность работы предприятия, рост его товарооборота и удовлетворение спроса населения.