Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 356
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
Глава 2 Анализ коммерческой деятельности ООО «Лента»
2.1 Анализ организационной структуры супермаркета «Лента»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Лента»
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности предприятия
Таблица 1
Характеристика ресурсного потенциала супермаркета «Лента»
Показатели |
2017 |
2018 |
2018 в % к 2017 |
1.Торговая площадь, кв. м. |
1500,00 |
1500,00 |
100,00 |
2. Среднесписочная численность работников, чел. |
50,00 |
53,00 |
106,00 |
3. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
6579,00 |
8360,00 |
127,07 |
4. Кол-во дней работы предприятия за год, день |
363,00 |
364,00 |
100,28 |
5. Количество часов работы предприятия в день, час |
14,00 |
15,00 |
107,14 |
Среднесписочная численность работников предприятия торговли в отчетном году увеличилась на 3 человека или 6% по сравнению с прошлым годом. Среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась на 27%, количество дней работы магазина за год увеличилось на 1 день (0,3%) и количество часов работы предприятия также увеличилось на 1 час или 7% по сравнению с прошлым годом.
Далее рассмотрим показатели хозяйственной деятельности магазина «Лента» (табл. 2).
Таблица 2.
Характеристика основных экономических показателей деятельности предприятия супермаркета «Лента»
Показатели |
2017 год |
2018 год |
Отклонение +/- |
2018 год в % к 2017 |
1. Товарооборот, тыс. руб. |
1 396936 |
1 645996 |
+249060 |
117,8 |
2. Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
1 396 936 |
1 496 360 |
+99 424 |
107,1 |
3. Валовой доход: -сумма, тыс. руб. - в % к товарообороту |
562965 40,3 |
658398 40 |
+95433 |
116,9 |
4. Издержки обращения:
|
202555,7 14,5 |
222209,5 13,5 |
+19653,3 2,1 |
109,7 |
5. Прибыль от основной деятельности: сумма, тыс.руб. - в % к товарообороту |
360409,3 25,8 |
436188,5 26,5 |
+75779,2 0,3 |
121,03 |
6. Прочие доходы: - сумма, тыс.руб. |
5800 |
6200 |
400 |
106,9 |
7. Прочие расходы: - сумма, тыс.руб. |
3 120 |
3560 |
440 |
114,1 |
8. Прибыль от финансово- хозяйственной деятельности: -сумма, тыс.руб. - в % к товарообороту |
363089,3 25,9 |
438828,5 26,7 |
75739,2 0,4 |
120,9 |
9. Налог на прибыль (20%): - сумма, тыс.руб. |
72617,9 |
87765,7 |
15147,8 |
120,8 |
10. Чистая прибыль:
|
290471,4 20,8 |
351062,8 21,3 |
60591,4 0,24 |
120,9 |
При анализе основных показателей хозяйственной деятельности предприятия прослеживается как положительная, так и отрицательная динамика экономических показателей. Товарооборот предприятия «Лента» в отчетном году по сравнению с прошлым увеличился на 17,8% и составил 1 645 996 тыс. руб. в отчетном году, издержки обращения увеличились на 9,7% или на 19653,3 тыс. руб.
Валовой доход от реализации увеличился на 16,9%, что привело к увеличению издержек обращения на 19 653,3 тыс. руб., что повлекло за собой увеличение объема продаж.
Прибыль от основной деятельности увеличилась на 75 779,2 тыс. руб. или на 21,03% к 2017 году. Это говорит о том, что товары предприятия пользуются спросом.
Прочие доходы и расходы магазина увеличились в сравнении с прошлым годом на 400 и 440 тыс. руб. соответственно, что является естественным в связи с инфляцией.
В связи с увеличением товарооборота, увеличился и налог на прибыль в абсолютном выражении на 15 147,8 тыс. руб. (или на 20,8%).
В конечном итоге чистая прибыль увеличилась на 20,9% и составила в отчетном году 351 062,8 тыс. руб., соответственно, изменение произошло на 60 591,4 тыс.руб. Из всего этого можно сделать вывод о том, что рыночное положение рассматриваемого предприятия «Лента» улучшилось не по всем показателям.
Произведем анализ производительности труда и оценки динамики ее изменения за 2018 год в сравнении с динамикой показателей товарооборота и численности работников, представленный в таблице 3.
Таблица 3
Динамика производительности труда работников торгового предприятия
Показатели |
2017 год |
2018 год |
Отклонение |
2018 год в % к 2017 |
1. Розничный товарооборот, тыс.руб. |
1 396 936 |
1 645 996 |
+249060 |
117,8 |
2. Численность работников, чел. |
50,00 |
53,00 |
+3 |
106,0 |
3 .Производительность труда (выработка) - товарооборот в расчете на одного работника, тыс. руб. |
27 938,72 |
31 056,53 |
+3 117,81 |
111,2 |
По результатам таблицы вышеприведённой можно сделать вывод, что на предприятии при росте товарооборота в отчетном году на 17,8% и увеличении численности работников на 6% производительность труда возросла на 3117,8 тыс.руб. или на 11,2% это связано как с увеличением товарооборота, так и с ростом числа работников.
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия во многом зависит от персонала, выполняющего все необходимые функции, его численности, состава и рациональности использования работников, поэтому особое значение имеет экономический анализ всех процессов, связанных с использованием такого важного трудового ресурса, как численность работников.
Таблица 4
Показатели общей численности работников торгового предприятия
Показатели |
Среднесписочная численность |
Отклонение |
Отчет четный год в % к про- |
||||
2017 год |
2018 год |
по численности, чел. |
по структуре, % |
||||
человек |
в % к итогу |
человек |
в % к итогу |
||||
1.Административно- управленческий персонал |
8 |
16,0 |
8 |
15,09 |
- 0,91 |
100,0 |
|
2.Торгово- оперативный персонал |
35 |
70,0 |
36 |
67,92 |
+ 1 |
- 2,08 |
102,9 |
3.Прочие работники |
7 |
14,0 |
9 |
16,98 |
+ 2 |
2,98 |
128,2 |
Всего работников |
50 |
100,0 |
53 |
100 |
+ 3 |
106,0 |
Информация, приведенная в табл. 4, свидетельствует, что на торговом предприятии при росте товарооборота на 17,8 % и увеличении численности работников на 6 % производительность труда возросла с 27938,7 тыс. руб. до 31056,5 тыс. руб., то есть повысилась на 11,2 %, или на 3117,8 тыс. руб.
Изменение величины выработки в стоимостном выражении на 3117,8 тыс. руб. связано как с увеличением товарооборота, так и с ростом числа работников. Способ цепной подстановки позволяет выявить количественную степень воздействия этих факторов на производительность труда (ПТ):
ПТ6аз = 1396936 / 50 = 27938,7 тыс. руб.,
ПТрасч = 1396936 / 53 = 26357,3 тыс. руб.,
ПТотч = 1645996 / 53 = 31056,5 тыс. руб.
Следовательно, повышение численности работников с 50 до 53 человек явилось фактором снижения производительности труда на 1581,4 тыс. руб. (26357,3 - 27938,7), а рост товарооборота обеспечил ее увеличение на 4699,2 тыс. руб. (31056,5 - 26357,3). Суммарное влияние двух факторов составило исходную разницу 3117,8 тыс. руб.
В ходе анализа можно определить не только влияние товарооборота на производительность труда, но и обратную взаимосвязь этих показателей, то есть выявить, какова роль выработки в достигнутом приросте товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 249060 тыс. руб. В предприятии возросла как численность персонала (106%), так и производительность труда (111,2%) — следовательно, увеличение товарооборота связано с воздействием обоих факторов, причем значимость последнего выше, что отражает интенсивный характер развития товарооборота, если рассматривать его динамику в действующих ценах.
Доля прироста товарооборота за счет изменения выработки:
Дт = (1 - (6 / 17,8)) x 100 % = 66 %.
Таким образом, из общего прироста товарооборота в объеме 249060 тыс. руб. 66% или 164379,6 тыс. руб. достигнуто на основе повышения производительности труда, а 34% прироста или 84680,4 тыс. руб. обусловлено ростом численности работников.
В процессе анализа необходимо учитывать, что стоимостной показатель производительности труда изменяется в результате воздействия разных причин, но в наибольшей степени он отражает действие факторов роста (снижения) товарооборота.
Скорректированный показатель, характеризующий изменение числа работников с учетом роста товарооборота за 2018 год в сопоставимых ценах на 7,1%, позволил сделать вывод, что на предприятии наблюдается относительная экономия численности работников:
50 х 1,071 = 53,56 чел.,
53 - 53,56 = - 0,56 чел.
Это означает, что рост числа торговых работников на предприятии оправдан, поскольку связан с производственной необходимостью (увеличением объема торговой деятельности, повышением уровня обслуживания и т. п.).
Оценка структуры персонала предприятия свидетельствует, что наибольший удельный вес в нем занимают торгово-оперативные работники (70% и 67,92%). За два года резких изменений в соотношении отдельных категорий работников не произошло. Вместе с тем обращает на себя внимание рост числа прочих работников и высокий удельный вес этой группы в общей численности персонала — 16,9 %. Такая тенденция требует выявления конкретных причин, объясняющих необходимость этого роста, а также принятия мер по оптимизации численности вспомогательного персонала в случае его необоснованного завышения.Для точного анализа работы предприятия немаловажным фактором является оценка структуры продаж по товарным группам. Исходными данными для расчета будут являться показатели товарооборота по всем товарным группам в анализируемом периоде, представленные в таблице .5.
Таблица 5
Динамика структуры ассортимента по отдельным товарным группам
Товарная группа |
Объем продаж, тыс. руб. |
Удельный вес продаж, % |
|||
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
От- клоне- ние |
|
1. Бакалея |
213731,2 |
255129,4 |
15,3 |
15,5 |
+0,2 |
2. Вино- водочные изделия |
182998,6 |
222209,5 |
13,1 |
13,5 |
+0,4 |
3. Безалкогольные напитки |
136899,7 |
149785,7 |
9,8 |
9,1 |
-0,7 |
4. Мясо, птица, мясные продукты |
111754,9 |
131679,7 |
8,0 |
8,0 |
0 |
5. Рыба и рыбные продукты |
100579,4 |
120157,7 |
7,2 |
7,3 |
+0,1 |
6. Молочные Продукты |
96388,6 |
105343,8 |
6,9 |
6,4 |
-0,5 |
7. Хлебобулочные изделия |
93594,7 |
105343,8 |
6,7 |
6,4 |
-0,3 |
8. Овощи-фрукты |
86610,0 |
100504,8 |
6,2 |
6,1 |
-0,1 |
9. Кондитерские изделия |
57274,4 |
79007,8 |
4,1 |
4,8 |
-0,7 |
10. Замороженные полуфабрикаты |
79625,4 |
100504,8 |
5,7 |
6,1 |
+0,4 |
11. Отдел кулинарии |
100579,4 |
118511,7 |
7,2 |
7,2 |
0 |
12. Непродовольственные Товары |
111754,9 |
126741,7 |
8,0 |
7,7 |
-0,3 |
13. Прочие |
25144,9 |
31273,9 |
1,8 |
1,9 |
-0,1 |
Всего: |
1396936,0 |
1 645996,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
Можно сделать вывод, что динамика структуры продаж по товарным группам неоднородна. Такие товарные группы, как бакалея, вино-водочные изделия и замороженные продукты в отчетном году по сравнению с прошлым повысили свой удельный вес продаж. Остальные же группы сократили значения своих удельных весов в отчетном году. В целом, можно сказать, что сдвиг удельных весов отдельных товарных групп в динамике отличается в среднем на 0,5% и является незначительным, что свидетельствует об устойчивости ассортимента. Но для того, чтобы определить какие группы товаров приносят большую часть прибыли необходимо провести АВС-анализ. Первым шагом упорядочим товарные группы в порядке возрастания их удельного веса в товарообороте.
Таблица 6
АБС-анализ товарооборота предприятия торговли по отдельным товарным группам за 2018 период
Наименование то |
РТО, тыс. |
Доля |
Доля в РТО |
АВС- |
варной группы |
руб. |
в РТО, % |
накопительным эффектом, % |
группы |
1. Бакалея |
255129,4 |
15,5 |
15,5 |
А |
2. Вино-водочные изделия |
222209,5 |
13,5 |
29,0 |
А |
3. Безалкогольные напитки |
149785,7 |
9,1 |
38,1 |
А |
4. Мясо, птица, мясные продукты |
131679,7 |
8,0 |
46,1 |
А |
12. Непродовольственные товары |
126741,7 |
7,7 |
53,8 |
А |
5. Рыба и рыбные продукты |
120157,7 |
7,3 |
61,1 |
А |
11. Отдел кулинарии |
118511,7 |
7,2 |
68,3 |
А |
6. Молочные продукты |
105343,8 |
6,4 |
74,7 |
А |
7. Хлебобулочные изделия |
105343,8 |
6,4 |
81,1 |
В |
8. Овощи-фрукты |
100504,8 |
6,1 |
87,2 |
В |
10. Замороженные полуфабрикаты |
100504,8 |
6,1 |
93,3 |
С |
9. Кондитерские изделия |
79007,8 |
4,8 |
98,1 |
С |
13. Прочие |
79007,8 |
1,9 |
100,0 |
С |
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что больший процент прибыли приносят следующие товарные группы: 1,2,3,4,12,5,11 и 6. Эти товарные группы можно считать лидерами продаж, именно они дают до 80% оборота, следовательно, на эти товарные группы следует обратить особое внимание. В следующую группу В относятся товарные группы 7 и 8, они являются товарами средней степени важности. К последней категории С относятся 10,9 и 13 товарные группы, наименее важные товары