Файл: Интеллектуальная собственность(История становления института интеллектуальной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 693

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В XIX в. авторское право французского образца послужило моделью для остальных стран континентальной Европы, а также, после Второй мировой войны, и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является» [1].

В ХХ в. большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав. Ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные не имущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны.

В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Позже – другие международные договоры (конвенции) регулирующие сферу интеллектуальной собственности.

В России по мере развития рыночного хозяйства происходил процесс формирования института интеллектуальной собственности параллельно с западноевропейскими странами. Первый товарный знак на изделиях ремесленников – клеймо – связано с Новоторговым Уставом 1667 г.: указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками относится к 1774 г. Первый закон о привилегиях на изобретения, художества и ремесла был принят в 1812 г. Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования было принято в 1896 году, действовало до 1917 года. В начале XX века Россия имела сформировавшийся в общих чертах институт интеллектуальной собственности, сыгравший значительную роль в динамичном экономическом и культурном развитии страны.

После 1917 г. сформировавшийся институт интеллектуальной собственности был полностью разрушен. В 1918 г. был принят декрет, которым национализировались объекты авторского права (литературные, научные и др. произведения), в середине 1919 г. декретом национализировались объекты промышленной собственности, в том числе изобретения. Результаты интеллектуальной деятельности объявлялись всенародным достоянием и поступали в распоряжение государства. Продукт интеллектуальной деятельности перестал быть конкурентоспособным товаром, а его создатель становился простым работником у государства, получающим за свой труд сверху нормируемую заработную плату. Была установлена и развивалась система отчуждения интеллектуального продукта от его создателя, закрепленная в правовых нормах, просуществовавшая почти семь десятилетий. Огосударствление всей системы интеллектуального труда, установление государственной монополии на его продукты позволяли, с одной стороны, направлять интеллектуальную деятельность общества на обслуживание той общественной системы, с другой – на минимальном уровне возмещать затраты труда, т. е. по дешевке присваивать результаты интеллектуальной деятельности. Ни в одной стране мира интеллектуальный труд в своей массе не оплачивался на таком низком уровне и не был так экономически зависим от государства как в СССР [44].


В общей массе происходило обезличивание интеллектуального труда и продукта. Если в области литературы и искусства удавалось сохранять авторство произведений (с весьма урезанными материальными правами), то в отношении изобретательской деятельности результаты ее, за редким исключением, обезличивались. Мотивационный механизм интеллектуального труда был значительно деформирован и ослаблен пропитанной социальной демагогией системой стимулирования. Бесправное по существу экономическое и социальное положение основной массы творческих работников умело завуалировалось массированной идеологической обработкой – в плане преимуществ социалистического строя, при котором результаты труда идут на пользу всего общества.

Главным мотиватором эффективного интеллектуального труда в тех условиях являлся сам труд, как творческий процесс и его результат. Данным свойством творческих работников – быть увлеченными своим трудом – свойством, являющимся характерной чертой вообще творческой личности, (независимо от страны, где живет эта личность, национальности и т. д.) беззастенчиво пользовалось государство в течение многих лет, почти безвозмездно присваивая продукт интеллектуального труда. Поскольку значительная часть работников интеллектуального труда была занята в науке, образовании, культуре – отраслях, финансируемых из госбюджета по остаточному принципу, постольку и уровень заработной платы этих работников был значительно ниже, чем в других отраслях народного хозяйства.

Происшедшая в 90-е годы трансформация экономических отношений в России, формирование рыночных основ экономики выдвинули проблему становления новой системы отношений интеллектуальной собственности как отношений, определяющих права производителей интеллектуального продукта, защиту этих прав и стимулирование интеллектуального труда в рыночных условиях хозяйствования.

В России создание нового института интеллектуальной собственности началось еще до распада СССР. В 1991 – 1992 годах был принят ряд законов об охране промышленной собственности (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов), основанных на правовых принципах, действующих в развитых странах. В 1992 г. были приняты: «Патентный закон Российской Федерации» [18]; Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных»; Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем». В 1993 г. был принят Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».


1.2. Понятие права интеллектуальной собственности: качественные характеристики и признаки

Ни для кого не секрет, что право имеет дело только с внешним миром личности, не вторгаясь в мир внутренний. До тех пор, пока идея не нашла свое материальное выражение, она для права просто не существует. Нельзя заставить человека мыслить и творить, можно лишь создать условия для творчества и игры воображения, однако процесс непосредственно творчества всегда будет находиться за пределами действия правовых норм.

Однако стоит идее приобрести материальную, объективную форму, как у творца возникают исключительные права на результат своей интеллектуальной деятельности. На продукт творчества начинают рас­пространять свое действие нормы права, обеспечивающие общественное признание этого результата интеллектуальной деятельности, устанавливающие правовой режим соответствующего объекта и охрану прав и законных интересов автора. То есть результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений лишь в случае их обличения в объективную форму, доступную для восприятия других людей. Так, обязательным основанием для предоставления правовой охраны является внешнее выражение замысла автора в той или иной объективной форме [23].

Именно объективно выраженный продукт интеллектуальной деятельности может становиться товаром и участвовать в экономическом обороте.

В наши дни, когда нет ни одного сегмента рынка без товаров, изготовленных с нарушением прав интеллектуальной собственности, исключительные права особенно нуждаются в эффективной правовой (в том числе и уголовно-правовой) охране. Как показывает практика, лица, незаконно использующие чужую интеллектуальную собственность, не только причиняют весомый материальный ущерб ее владельцам, извлекая при этом прибыль, но и нарушают права и законные интересы граждан, общества и государства. Под ударом оказываются такие базовые принципы экономики, как независимость и свобода субъектов экономической деятельности, добросовестность конкурентной борьбы на товарных рынках и др. Восстановить нарушенные исключительные права и возместить причиненный моральный вред только гражданско-правовыми методами не всегда представляется возможным и эффективным. В этой связи углубленное рассмотрение и эффективное использование уголовно-правовых методов борьбы с посягательствами и нарушениями прав интеллектуальной собственности граждан представляется особенно актуальным.


Для начала предлагаем рассмотреть понятие «интеллектуальная собственность» в современном и историческом аспекте, его значение для современного уголовного права.

Предварительно следует сделать одно важное замечание: действующий Уголовный кодекс Российской Федерации не употребляет понятие «интеллектуальная собственность» [9]. Вместе с тем, Кодекс предусматривает ответственность за деяния, посягающие на объекты (предметы), которые являются составными частями понятия «интеллектуальная собственность». Например, авторские и смежные права, товарные знаки и т. д. Чем это вызвано, возможно ли введение в уголовный закон родового понятия «интеллектуальная собственность» и объединение в одной главе всех составов преступлений, предусматривающих ответственность за такие преступления, как нарушение авторских, смежных, изобретательских, патентных прав, а также незаконное использование товарных знаков?

Понятие «интеллектуальная собственность» является сравнительно новым для отечественного законодательства и применяется всего лишь с 90-х годов прошлого века. В международном законодательстве это понятие стало использоваться почти на тридцать лет раньше.

Анализ действующего законодательства показывает, что понятие «интеллектуальная собственность» содержится в различных нормативных правовых актах.

Особое положение среди нормативных актов в силу своего верховенства занимает Конституция Российской Федерации, которая содержит два положения, относящиеся к проблемам правового регулирования интеллектуальной собственности [3].

Во-первых, Конституция РФ закрепляет в статье 44 положение о том, что «каждому гарантируется свобода интеллектуального, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Охрана интеллектуальной собственности осуществляется в гражданском, административном, уголовном порядке.

Во-вторых, Основной закон Российской Федерации указывает в пункте «о» статьи 71, что именно в ведении Российской Федерации находится правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Установление конституционно-правовых основ регулирования интеллектуальной собственности характерно не только для России. Многие действующие Конституции содержат положения, регулирующие основы оборота интеллектуальной собственности. Например, Конституция Испании 1978 года, Конституция Португальской Республики 1976 года. Регулирование отношений интеллектуальной собственности в конституционных актах характерно не только для современности. Аналогичные положения содержались в конституциях таких стран, как Франция (1798, 1815 г.), Португалия (1822 г.) и др.


Наиважнейшее положение среди законов и кодексов Российской Федерации занимает Гражданский кодекс Российской Федерации. Это связано с тем, что статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает отношения, регулируемые гражданским законодательством, к которым относятся основания возникновения и порядок осуществления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности [4].

В полной мере особенности правового регулирования указанных отношений нашли свое отражение в части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации [7].

В доктрине права интеллектуальной собственности под авторским правом традиционно понимался соответствующий раздел права интеллектуальной собственности.

В пункте 1 статьи 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо закрепляется, что интеллектуальные права на произведения науки, культуры и искусства являются авторскими правами [7]. Соответственно, теперь можно сказать, что авторским правом называется подраздел права интеллектуальной собственности.

Таким образом, однозначного определения в Гражданском кодексе Российской Федерации понятия интеллектуальной собственности не имеется, в действующем законодательстве даются определения составным частям интеллектуальной собственности.

Особенность определения понятия «интеллектуальная собственность» состоит в том, что международное законодательство и все авторы без исключения раскрывают это понятие через перечень объектов, относящихся к интеллектуальной собственности. Причем данный перечень в связи с развитием научно-технического прогресса нельзя признать исчерпывающим.

Понятие «интеллектуальная собственность» не употреблялось в российском уголовном законодательстве на протяжении всей истории. Развитие понятийного аппарата по этой проблематике шло следующим путем в уголовных законах России:

  • Свод законов Российской империи в статье 742 использовал понятие «чужое сочинение», «рукопись», «книга»;
  • Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года отказывается от терминологии Свода законов и использует понятие «чужое произведение словесности, наук, искусств, художеств», также в тексте уголовного закона появляются и новые понятия: «литературная или художественная собственность», «привилегия на изобретение» и «заявленные рисунки и модели»;
  • Уголовное уложение 1903 года практически полностью меняет терминологию. Так, понятия «чужое произведение словесности, наук, искусств, художеств» и «литературная или художественная собственность» были синтезированы в «право литературной, музыкальной или художественной собственности». Уголовное уложение 1903 года отказалось от использования понятия «чужое право литературной, музыкальной или художественной собственности», заменив его понятием «чужое авторское право»;
  • Первый Уголовный кодекс РСФСР вводит понятие «литературное музыкальное и вообще художественное произведение». Это понятие ни что иное, как использовавшееся Уложением о наказаниях «чужое право литературной, музыкальной или художественной собственности». В Уголовном кодексе РСФСР 1922 года из Уголовного уложения переходит понятие «товарный знак»;
  • Уголовный кодекс РСФСР 1926 года и другие уголовные кодексы Союзных Республик 20-х годов, несмотря на то, что предусматривали уголовно-правовую охрану интеллектуальной собственности различными способами, но стали использовать единую терминологию;
  • Уголовный кодекс РСФСР 1960 года и другие уголовные кодексы Союзных Республик 60-х также пользовались единой терминологией: «научные, литературные, музыкальные или художественные произведения», «изобретение», «рационализаторское предложение», «открытие», «товарный знак» [26].