Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Охрана наследства как комплексный институт российского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Охрана наследства как комплексный институт российского права

1.1. Общие положения о наследовании: сущность наследования и наследственного правопреемства, понятие, состав наследства и основания наследования

1.2. Конституционные основы охраны наследственных прав

2. Институт нотариата, как универсальная форма защиты и охраны прав граждан

2.1. Сущность, юридическая природа и место нотариата в системе правоохранительных органов

2.2. Особенности участия нотариуса в осуществлении охраны наследственных прав

3. Реформирование института нотариата в контексте усиления охранительного воздействия права

3.1. Анализ судебной практики и коллизий в части нотариальной охраны наследственного имущества и гражданского законодательства

3.2. Анализ эффективности проекта мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В настоящее время многие авторы пытаются определить их юридическую природу и определить его место в системе правоохранительных органов. Условно их можно подразделить на несколько концепций:

Концепция «Двойственной правовой природы нотариата: публично-частной».Данной концепции придерживается большинство ученых. Эта концепция выражается в том, что нотариат сочетает в себе публично-правовое и частно-правовое начало. Публичное – потому, что полномочия нотариусу делегируются государством, а частное - потому что защищает частные интересы участников оборота и находится на самообеспечении [30, с. 26].

Концепция «Особого статуса нотариата» заключается в том, что нотариус имеет особый статус, и прежде всего, это выражается в возможности совершать особые правовые акты -нотариальные действия [31, с. 39]. То есть, по мнению приверженцев данной концепции, именно в том, что нотариальные действия может совершать только нотариус и проявляется его особый статус и выделяется его место в системе институтов охраны и защиты прав [32, с. 12].

Концепция «Нотариата как превентивного правосудия» исходит из понимания нотариата как института правоохранительного, призванного предупреждать нарушение прав и как следствие предупреждать спор и необходимость судебной защиты. Кроме того, авторы этой концепции считают, что если дело и дошло до суда, то нотариальные акты имеют повышенную доказательственную силу и бесспорное значение (то есть их не нужно доказывать в суде), а значит, помогают быстрее рассмотреть дело по существу [14, с. 7].

Большинство ученых поддерживающих данную концепцию, сходятся во мнении о близости нотариата и суда, в частности, они выделяют такие схожие черты как:

- Нотариат, как и суд, осуществляет защиту [28, с. 23].

- Нотариат, как и суд, выполняет свою функцию от имени государства.

- Нотариат, как и суд, в своей деятельности независим, объективен и беспристрастен, и подчиняется только закону [33, с. 12].

4. Нотариат, как и суд, имеет властные полномочия.

5. Нотариат, как и суд, действует на определенной территории [26, с. 21].

Сторонники концепции «Нотариата как института бесспорной юрисдикции» отстаивают идею того, что нотариат это только бесспорная юрисдикция, что нотариат не рассматривает споры и что если появляется спор, то это уже компетенция суда и именно это является его отличительной чертой [21, с. 83].

Представленные концепции во много условны и не могут однозначно охватить все существующие мнения о сущности нотариата. Каждая концепция в чем-то, безусловно, верна, но в полной мере не раскрывает реальную суть и роль этого института, а лишь акцентирует внимание на той или иной стороне проблемы.


Представляется, что более удачной характеристикой нотариата была бы характеристика его как института «превенции судебных разбирательств». Она позволила бы избежать возможных недоразумений и липших научных споров.

Также вызывает сомнение распространенная в литературе концепция «государственно-частной», или «публично-частной» правовой природы нотариата, «публичной», потому что нотариат выполняет часть публичных функций, делегированных государством, а «частной», потому что защищает частные интересы участников оборота, находится на самообеспечении и независим ни от кого, в том числе от государства.

Однако с последним трудно согласится, потому что собственно государство и делегирует ему часть своих функций, кроме того государство осуществляет нормативное регулирование нотариата, устанавливает круг полномочий нотариуса, назначает на должность нотариуса. Тезис о том, что самофинансирование нотариата придает «частности» и самостоятельности в статус нотариата, также является спорным. История знает примеры, когда государство допускало самофинансирование судов, однако это не делало их частными.

Так же представляется спорным довод о том, что нотариусы чаще всего имеют дело с гражданскими правоотношениями, поэтому они являются представителями частно-публичной профессии. С гражданскими правоотношениями имеют дело все правоохранительные органы, в особенности, арбитражные суды, но это не делает их частно-публичными.

Кроме того, в настоящее время государство допускает существование государственных нотариальных контор и это является еще одним доводом для опровержения данной концепции, так как данную концепцию нельзя отнести полностью ко всем нотариату. Исходя из этого, представляется возможным сделать вывод, что нотариус, нотариат является публичным институтом, а не частно-публичным.

Однако особенности нотариата среди других форм защиты права проявляется и по другим основаниям.

Прежде всего, некоторые формы защиты являются внутриотраслевыми, например, в рамках трудового права, защита трудовых прав осуществляется профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, трудовыми арбитражами. Данные органы рассматривают именно трудовые споры и никакие другие. Нотариат же призван охранять и защищать права и интересы, которые возникают из различных правоотношений (гражданских, семейных, наследственных и других). То есть на нотариальную деятельность не отражается условное деление права на отрасли, поэтому нотариальную деятельность можно назвать внеотраслевой.


Также еще одной отличительной чертой нотариата является то, что компетенция нотариусов является равной для всех нотариусов, а также единой без выделения нижестоящих и вышестоящих нотариусов, в отличие от судов и других органов. К примеру, компетенция судов не является одинаковой, поэтому существует подведомственность и подсудность. Кроме того, в рамках самого суда, дела передаются судьям в соответствии с их личной специализацией.

Кроме того нотариус это институт не только по защите прав, но также и по охране прав, в отличие от суда. Более того, большинство полномочий нотариуса направлены именно на охрану прав (удостоверение сделок, регистрация уведомлений о залоге движимого имущества, принятие мер по охране наследственного имущества н т.д.).

Также нотариус помимо функций по защите и охране прав, осуществляет и правореализационные функции, а именно это выражается в том, что человек может осуществить некоторые действия только посредством обращения к нотариусу. А именно такие действия как: составление завещания, выдачи доверенности от физического лица и т.д.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод, что нотариат, прежде всего, является публичным институтом. Нотариусы обладают равной и единой специализацией, осуществляют функции и по реализации, и по охране и по защите права. Причем в отличие от других форм защиты права нотариальная форма является внеотраслевой и к компетенции нотариата относятся только дела, в которых спор о праве отсутствует.

Все эти черты проявляют нотариальную деятельность в качестве особой и универсальной формы охраны и защиты прав. И именно они отражают сущность нотариата и его особое место в системе институтов по защите и охране прав.

Таким образом, на основании изложенного материала можно сказать, что нотариат является институтом, созданным государством для целей охраны прав и законных интересов участников гражданского оборота.

2.2. Особенности участия нотариуса в осуществлении охраны наследственных прав

Государство относит нотариат к сфере охраны имущественных прав и интересов физических и юридических лиц. Средством охраны вещных и обязательственных прав всегда являлись нотариальные акты [12, с. 77].


Если говорить конкретно о нотариальной деятельности по реализации наследственных прав и интересов, то ее можно представить, как действия нотариусов по обеспечению юридической возможности распорядиться на случай смерти имуществом, которое принадлежит гражданину-наследодателю, по обеспечению прав третьих лиц (например, кредиторов наследодателя), а также по защите правомочий наследников в связи с получением в порядке универсального правопреемства существующих на момент смерти наследодателя указанных прав и обязанностей в установленном законом порядке в процессе открытия и принятия наследства.

В соответствии с эти основные задачи и принципы нотариальной деятельности по охране наследственных прав можно обозначить как:

- оказание квалифицированной юридической помощи;

- содействие урегулированию споров и разногласий лиц, которые обратились за совершением нотариальных действий;

- формирование уважительного отношения к закону;

- нотариальное удостоверение сделок, бесспорных прав и фактов с целью придания им достоверности;

- некоммерческий характер нотариальной деятельности и др.

Выделим действия по охране наследственных прав и интересов граждан.

Среди них:

- выдача свидетельства о праве на наследство;

- оповещение наследников об открытии наследства;

- удостоверение завещания;

- принятие и отмена мер по охране наследственного имущества и управлению им и др.

Роль и место российского нотариата в реализации охранительной функции права можно проследить на примере анализа такого нотариального действий как принятие мер к охране наследственного имущества.

Институт охраны имущества наследодателя необходимо рассматривать как некую совокупность правовых норм, посредством реализации которых нотариус обеспечивает реализацию и охрану прав и законных интересов предполагаемых наследников. Это следует рассматривать в качестве института частного права. Однако и в нем существуют публично-правовые элементы. В силу того обстоятельства, что по большей мере российские граждане не используют свою завещательную правоспособность, государственная власть вынуждена призвать беспристрастное лицо - нотариуса, обладающего высоким уровнем доверия граждан и государства, имея специальное юридическое образование и опыт его применения, подтвержденный соответствующей лицензией. В соответствии со статьей 1171 ГК РФ для защиты прав наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц исполнителем завещания или нотариусом по месту открытия наследства принимаются меры, по охране и доверительным управлением наследственного имущества [34].


Нотариус принимает эти меры на основании заявления одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества.

Охранительная функция российского нотариата находит свое проявление в череде необходимых процедур, направленных на создание условий, способствующих корректировке и согласованию охранных мер по отношению к наследственному имуществу, отражается на всем протяжении реализации данного нотариального действия.

Так, нотариус принимает необходимые меры по охране наследства и управлению им. Здесь необходимо иметь в виду не только срок, определяемый нотариусом с учетом характера и ценности наследства, но и также фактор времени, необходимый наследникам для вступления во владение наследством, который не должен быть более чем в течении шести месяцев, что прямо закреплено в ч.2, ч.3 статьи 1154 и ч. 2 статьи 1156 ГК РФ, но не более чем в течение девяти месяцев со дня открытия наследства [34].

В случае, когда наследственное имущество находится в разных местах, нотариус по месту открытия наследства направляет через территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, нотариусу по месту нахождения соответствующей части наследственного имущества обязательное для исполнения поручение об охране этого имущества и управлении им. Если нотариусу по месту открытия наследства известно, кем должны быть приняты меры по охране имущества, такое поручение направляется соответствующему нотариусу или должностному лицу.

Реализация такого нотариального действия как, принятие мер к охране наследственного имущества требует от нотариуса совершения ряда вспомогательных и взаимосвязанных между собой действий нацеленных на установление наследственного имущества, обеспечения его сохранности, что позволяет в целом лицу гарантировать реализацию его конституционного права на наследование [1].

Для реализации такой цели нотариус:

- назначает хранителя наследственного имущества. Иногда нотариусом, кроме того, назначается хранитель наследственного имущества. В таковом возникает необходимость, когда в составе наследства имеется имущество, требующее управления, а также, если кредиторами наследодателя предъявлен иск до принятия наследства наследниками. В местности, где нет государственной нотариальной конторы, соответствующий орган исполнительной власти назначает в указанных случаях над наследственным имуществом опекуна.