Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Охрана наследства как комплексный институт российского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Охрана наследства как комплексный институт российского права

1.1. Общие положения о наследовании: сущность наследования и наследственного правопреемства, понятие, состав наследства и основания наследования

1.2. Конституционные основы охраны наследственных прав

2. Институт нотариата, как универсальная форма защиты и охраны прав граждан

2.1. Сущность, юридическая природа и место нотариата в системе правоохранительных органов

2.2. Особенности участия нотариуса в осуществлении охраны наследственных прав

3. Реформирование института нотариата в контексте усиления охранительного воздействия права

3.1. Анализ судебной практики и коллизий в части нотариальной охраны наследственного имущества и гражданского законодательства

3.2. Анализ эффективности проекта мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3. Наличие уважительных причин пропуска срока.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ по делам о наследовании запретило считать уважительными причинами то, что ранее часто фигурировало в судебной практике. Например, незнание норм права, незнание о наличии имущества и других объектов наследования. Такую позицию трудно признать правильной [6].

Уважительные причины могут касаться отсутствия информации о факте открытия наследства, о своих правах на призвание к наследованию. Причины могут быть связаны с состоянием здоровья наследника или его близких; нахождения в местах, откуда невозможно подавать заявление нотариусу. Часто одни наследники пропускают срок в силу недружественных действий других, своеобразных наследников-конкурентов.

Анализ судебной практики позволяет привести следующие примеры конкретных жизненных ситуаций, которые признаны судами уважительными причинами. Это смерть другого близкого человека; уход за больными, малолетними и престарелыми; намеренное сокрытие другими наследниками факта смерти; незнание о факте смерти в связи с проживанием в разных городах; незнание о то, что наследники более ранних очередей не принимали наследства; необоснованные отказы нотариусов в принятии заявлений; неправильная юридическая консультация, в том числе полученная в нотариальной конторе.

В судебной практике встречаются случаи, когда дети не хотели знать о смерти родителей-инвалидов, но получили наследство после восстановления срока. Есть другие примеры - мать сына-наркомана сбежала от него в другую страну и узнала о его смерти с большим опозданием. В одних случаях норма закона способствует аморальным поступкам, в других - защищает достойного наследника. Данная проблема может быть рассмотрена во взаимосвязи с институтом недостойных наследников. Недостойные наследники являются лицами, лишенными пассивной завещательной правосубъектности [35].

Судебная практика указывает на возможность установления факта непринятия наследства. Это актуально при угрозе предъявления претензий кредиторами наследодателя. Иногда такая проблема возникает на фоне неправильного применения норм о наследственной трансмиссии. К сожалению, простую подачу заявления нотариусу об отказе от наследства оформить невозможно, если уже истек срок для принятия наследства.

Существует противоречие между доктриной, в которой принятие наследства понимается как односторонняя сделка и нотариальной практикой, в рамках которой традиционно свидетельствуется подлинность подписи на заявлении, но не удостоверяется сделка. Норма ГК в ст. 1153 говорит о заявлении, высшие судебные инстанции допускают возможность оспаривания подачи заявления по правилам об оспаривании сделок. Возможно оспаривание отказа от наследства.


Фактическое принятие наследства может признать нотариус (например, при наличии справки о регистрации по месту жительства умершего), а восстановление срока требует обращения только в суд. Доказывание факта принятия наследства не ограничено сроками, при восстановлении необходимо уложиться в срок 6 месяцев с момента, когда причины пропуска срока отпали. При восстановлении срока формулировка судебного решения содержит на одно положение больше: восстановить пропущенный срок, признать наследника принявшим наследство, признать за ним право собственности. Возможны ситуации, когда наследник выбирает, каким образом ему защищать свои права.

Можно встретить исковые заявления с ошибочными формулировками, например: «Я фактически принял наследство, но не подал заявление нотариусу, поэтому пропустил срок для принятия наследства». В одном из судебных решений можно обнаружить такую сомнительную логику: «Я подал заявление нотариусу и получил свидетельство о праве на наследство в отношении квартиры. Потом возникла необходимость оформлять право на дачный дом. Прошу установить факт принятия наследства...».

Изложенное показывает, что гражданское законодательство об охране и управлении наследственным имуществом нуждается в совершенствовании.

3.2. Анализ эффективности проекта мероприятий

Изложенные в предыдущих разделах материалы, позволяют говорить о том, что на сегодняшний день российскому нотариату необходимо наращивать свой потенциал, который смог бы обеспечить должным образом предупреждение совершения правонарушений в сфере прав и обязанностей. По нашему мнению, к выполнению намеченных целей можно прийти путем:

- своевременного и системного реформирования нотариального законодательства;

- усовершенствования имеющихся и выработка новых моделей механизмов регулирования нотариальных отношений;

- принятия эффективных мер по оптимизации отечественного законодательства в сфере нотариата;

- смещений акцента правоохранительной политики в сфере нотариата в сторону борьбы с причинами, порождающими нарушение прав и свобод граждан;

- выработка и применение новых критериев эффективности нотариальной деятельности;

- на фоне дискуссий по поводу необходимости создания в России специализированных судов, в том числе по наследственным делам, а также с учётом новизны в российской правоприменительной деятельности использования альтернативных способов разрешения конфликтов, создание при судах общей юрисдикции подобных центров могло бы позитивно повлиять на эффективность разрешения гражданско-правовых споров.


Всё это может выступить в качестве хорошей базы для осуществления вдумчивой, научно обоснованной, теоретически выверенной и прогнозируемой правоохранительной политики. В противном случае пренебрежение органов государственной власти может привести к разбалансированности всей системы правоохранительных органов России. Период принятия Основ законодательства о нотариате ознаменовался для российской экономики как крайне не стабильным в экономическом и политическом плане периодом. Данные обстоятельства требовали от государства принятия соответствующих незамедлительных решений. Эта реакция ознаменовалась реформированием, а где-то и перекраиванием фундаментальных правовых институтов, через которые государство в последующем исполняло взятые на себя обязательства по защите прав и свобод человека, многие из которых, например нотариат, исторически призван укреплять основы правового порядка в государстве и обеспечить юридическую безопасность гражданского оборота.

В настоящее время особый интерес в отечественной юриспруденции представляет возрастание роли и места института нотариального удостоверения сделок, направленного на реализацию, в том числе и охранительной функции права. В этом плане последняя редакция ст. 163 ГК РФ, где закреплено, что нотариальное удостоверение сделки означает, прежде всего, проверку законности такой сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение.

Такая обязанность возлагается на нотариуса или должностное лицо, которые имеют право совершать такое нотариальное действие в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.

Обращает на себя внимание, что ранее действовавший Гражданский кодекс РСФСР не раскрывал всю сущность нотариального удостоверения, а сам нотариус выполнял функцию арбитра в гражданских правоотношениях.

Необходима не только разъяснительная работа по внедрению в российскую повседневность особенности нотариальной процедуры, но и воплощение профилактической особенности, позволяющей утверждать не только о правообеспечительном значении, но и о правоохранительной функции нотариата.

Важно обратить внимание, что приведенная законодательная новелла указывает не только на его цели - защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, но и на способы их достижения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение исследования необходимо отметить, что нотариат выступает институтом, созданным государством для целей охраны прав и законных интересов участников гражданского оборота.


Нотариальный способ охраны прав можно выделить в качестве альтернативного, по отношению к судебному способу защиты, поскольку нотариат является не государственной структурой, что может исключить или устранить обращение в дальнейшем в органы государственной власти.

Проведенный анализ позволяет считать свидетельство о праве на наследство в его многообразной природе, как публичный, правоохранный и правоподтверждающий документ. Говоря о нотариальной деятельности по реализации наследственных прав и интересов, то ее можно представить как действия нотариусов по обеспечению юридической возможности распорядиться на случай смерти имуществом, которое принадлежит гражданину-наследодателю, по обеспечению прав третьих лиц (например, кредиторов наследодателя), а также по защите правомочий наследников в связи с получением в порядке универсального правопреемства существующих на момент смерти наследодателя указанных прав и обязанностей в установленном законом порядке в процессе открытия и принятия наследства.

Содержание конституционного права наследования составляет комплекс объективных и субъективных элементов. Конституционное право наследования в субъективном смысле это возможности наследника и наследодателя в отношении наследственного имущества. Оно включает возможность наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, возможность наследников на принятие наследства.

Под конституционно-правовой охраной права наследования понимаются меры, направленные на обеспечение необходимых условий для реального использования гарантированных Конституцией РФ правомочий наследника и наследодателя. Конституционно-правовая охрана осуществляется государственными органами всех ветвей власти в пределах компетенции этих органов.

Формы охраны наследственных прав – это установленный законом комплекс процедур защиты, осуществляемых правоприменительными органами в рамках правозащитного процесса и направленных на охрану и защиту наследственных прав. В зависимости от органа, осуществляющего защиту наследственных прав, формы охраны наследственных прав подразделяются на судебные и внесудебные.

В судебном порядке охрана наследственных прав может осуществляться посредством гражданского и конституционного судопроизводства.

При этом охрана наследственных прав посредством гражданского судопроизводства направлена непосредственно на защиту конкретного субъективного права. Суд в процессе рассмотрения и разрешения по существу наследственного дела восстанавливает нарушенное право одной из конфликтующих сторон и защищает от возможного необоснованного нарушения или ограничения права другой стороны.


Нотариат также позволяет защитить отдельно взятое субъективное право в сфере наследования. Он играет значительную роль в охране наследственных прав, в связи с чем требуется более детальная регламентация нотариальный действий, в частности, посредством более подробного урегулирования процессуального механизма охраны и защиты наследственных прав нотариатом.

Учитывая развитие альтернативных способов разрешения конфликтов в международной и российской практике, целесообразно определить в российском процессуальном законодательстве возможность обращения спорящих сторон к подобным способам и предусмотреть меры придания результатам внесудебного разрешения спора юридической силы. Необходимо оказывать содействие и создавать центры по использованию примирительных процедур, в том числе при судах общей юрисдикции, что позволит быстро и эффективно защитить конституционное право наследования во внесудебном порядке.

Изложенные в предыдущих разделах материалы, позволяют говорить о том, что на сегодняшний день российскому нотариату необходимо наращивать свой потенциал, который смог бы обеспечить должным образом предупреждение совершения правонарушений в сфере прав и обязанностей. По нашему мнению, к выполнению намеченных целей можно прийти путем:

- своевременного и системного реформирования нотариального законодательства;

- усовершенствования имеющихся и выработка новых моделей механизмов регулирования нотариальных отношений;

- принятия эффективных мер по оптимизации отечественного законодательства в сфере нотариата;

- смещений акцента правоохранительной политики в сфере нотариата в сторону борьбы с причинами, порождающими нарушение прав и свобод граждан;

- выработка и применение новых критериев эффективности нотариальной деятельности.

Всё это может выступить в качестве хорошей базы для осуществления вдумчивой, научно обоснованной, теоретически выверенной и прогнозируемой правоохранительной политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) . – ч. 4. - Ст. 35 // Справочно-правовая система Консультант Плюс

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система Консультант Плюс