Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Охрана наследства как комплексный институт российского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Охрана наследства как комплексный институт российского права

1.1. Общие положения о наследовании: сущность наследования и наследственного правопреемства, понятие, состав наследства и основания наследования

1.2. Конституционные основы охраны наследственных прав

2. Институт нотариата, как универсальная форма защиты и охраны прав граждан

2.1. Сущность, юридическая природа и место нотариата в системе правоохранительных органов

2.2. Особенности участия нотариуса в осуществлении охраны наследственных прав

3. Реформирование института нотариата в контексте усиления охранительного воздействия права

3.1. Анализ судебной практики и коллизий в части нотариальной охраны наследственного имущества и гражданского законодательства

3.2. Анализ эффективности проекта мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Таким образом, понятие охраны наследственных прав следует рассматривать в широком смысле. Оно включает в себя и меры охраны, и меры защиты. Охрану при этом следует понимать как недопущение нарушении этих прав, установление общего правового режима, а защиту – как совокупность мер по восстановлению субъективных наследственных прав, нуждающихся в урегулировании.

Важнейшим элементом конституционного механизма охраны наследственных прав являются юрисдикционные органы, которые в установленном законом порядке обеспечивают реализацию наследственных прав. Установленные законом процедуры охраны права наследования можно обозначить в качестве форм защиты, которые в зависимости от органа, осуществляющего защиту, подразделяются на судебные и внесудебные формы [15, с. 6].

Для распределения компетенции между судебными, а также судебными и внесудебными органами по охране наследственных прав используется институт подведомственности, разграничивающий компетенцию между различными юрисдикционными органами: конституционными судами, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, органами нотариата и другими органами, наделенными правом рассмотрения и разрешения различных юридических дел [17, с. 130].

Для определения того, к какому из судов судебной системы РФ подведомственно наследственное дело, необходимо учитывать особенности российской судебной системы. Как отмечает В.М. Жуйков, особенность судебной системы РФ состоит в том, что Конституционный суд и арбитражные суды рассматривают только те категории дел, которые отнесены законами ких ведению, то есть являются специализированными. Суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции и рассматривают все дела, кроме тех, которые отнесены к компетенции указанных специализированных судов [22, с. 190].

Компетенция Конституционного суда РФ регулируется Конституцией РФ, устанавливающей, что Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов [1]. Из этого следует, что юрисдикция Конституционного суда распространяется только на споры, касающиеся сферы охраны и защиты наследственных прав, в которых речь идет о нарушении действующим законодательством или отдельными его нормами гарантированного Конституцией права наследования.

Компетенция арбитражных судов по рассмотрению и разрешению юридических дел определяется в соответствии АПК РФ, согласно которой подведомственность дел Арбитражному суду определяется по двум критериям, которые должны учитываться в совокупности [2]:


1) субъектный состав (индивидуальные предприниматели, юридические лица, а в случаях, предусмотренных в законе, граждане);

2) характер спора (экономический).

Несмотря на то, что субъектами наследственных споров могут быть и граждане, и юридические лица, и индивидуальные предприниматели (то есть имеется в виду первый критерий), наследственные споры не подведомственны арбитражным судам, поскольку в них отсутствует второй указанный критерий (экономический характер спора).

Исходя из того, что наследственные дела не подведомственны арбитражным судам, а Конституционный суд РФ осуществляет их рассмотрение только в плане конституционных гарантий прав человека в области наследования, можно сделать вывод, что непосредственную охрану субъективного наследственного права осуществляют суды общей юрисдикции.

В соответствии Основ законодательства РФ о нотариате охрану наследственных прав граждан осуществляют и нотариальные органы [4].

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате функции нотариуса по охране наследственных прав осуществляются посредством: удостоверения завещаний, выдачи свидетельств о праве на наследство, а также принятия мер к охране наследственного имущества.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает две основные формы охраны наследственных прав: судебную и нотариальную, осуществляемую во внесудебном порядке.

Вместе с тем в международной правоприменительной практике нередко используют и другие внесудебные способы охраны наследственных прав, в частности, альтернативные способы разрешения споров, в том числе в сфере наследственных правоотношений.

По делам о наследовании, как правило, проходят лица, которые имеют различия в интересах по отношению к наследственному имуществу, между которыми сложились особые семейные отношения с характерным для них распределением ролей и т. п. При этом при разногласиях, касающихся наследства, могут проявиться скрытые конфликты между родственниками, которые до этого назревали годами.

Строгая судебная процедура, предусмотренная законом для рассмотрения дел, больше ориентирована на принудительное разрешение конфликта, где судья нередко ограничивается лишь формальным предложением сторонам заключить мировое соглашение. Между тем участие в разрешении возникшего спора специалиста, основной задачей которого является приведение сторон к компромиссу с учётом особенностей семейных отношений между участниками наследственного процесса, будет способствовать сохранению нормальных отношений в семье и, как следствие, сократит количество наследственных споров, нуждающихся в судебном разрешении [20, с. 89].


В мировой практике подобные функции выполняются с помощью альтернативных способов разрешения конфликтов.

Правоприменительная практика располагает большим разнообразием внесудебных способов разрешения споров, но не все из них могут применяться по отношению к делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в частности наследственным.

В числе наиболее практикуемых способов разрешения конфликтов следует выделить медиацию. Медиация представляет собой переговорный процесс между конфликтующими сторонами, проводимый с помощью нейтрального лица, которое должно обеспечить «заочные» переговоры сторон так, чтобы они смогли найти точки соприкосновения и прийти к взаимоприемлемому решению [27, с. 15].

По этическим причинам наследники нередко отказываются от инициирования судебных разбирательств по наследственным спорам. В таких условиях медиация представляет собой менее формальную процедуру, которая даёт участникам наиболее эффективную возможность совместно определить индивидуальную долю каждого из них в наследстве. В отличие отсудебного процесса медиация направлена на оперативное разрешение спора, тем самым снижается опасность разрастания конфликтов, а вместе с теми увеличения расходов. Медиация предоставляет возможность использования конкретных обстоятельств индивидуального характера при поиске решения возникших проблем [24, с. 124]. В медиации могут быть учтены и те действия по уходу, которые были совершены одной из сторон, и те выплаты, которые уже были произведены наследодателем.

Основным недостатком медиации является то, что далеко не все конфликты можно урегулировать путём посредничества и переговоров. Нередко определённая часть спора передаётся на рассмотрение в суд для судебного разрешения спора. В связи с этим при разрешении конфликтов применяются и другие способы, наиболее подходящие к конкретному случаю.Так, для разрешения наследственных споров, помимо медиации, применяются способы примирения, экспертного определения, независимого разрешения и другие [24, с. 125].

Таким образом, анализируя развитие различных форм охраны наследственных прав в России и в зарубежных странах, можно сделать следующие выводы:

- Содержание конституционного права наследования составляет комплекс объективных и субъективных элементов. Конституционное право наследования в субъективном смысле это возможности наследника и наследодателя в отношении наследственного имущества. Оно включает возможность наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, возможность наследников на принятие наследства.


- Под конституционно-правовой охраной права наследования понимаются меры, направленные на обеспечение необходимых условий для реального использования гарантированных Конституцией РФ правомочий наследника и наследодателя. Конституционно-правовая охрана осуществляется государственными органами всех ветвей власти в пределах компетенции этих органов.

- Формы охраны наследственных прав – это установленный законом комплекс процедур защиты, осуществляемых правоприменительными органами в рамках правозащитного процесса и направленных на охрану и защиту наследственных прав. В зависимости от органа, осуществляющего защиту наследственных прав, формы охраны наследственных прав подразделяются на судебные и внесудебные.

- В судебном порядке охрана наследственных прав может осуществляться посредством гражданского и конституционного судопроизводства.

При этом охрана наследственных прав посредством гражданского судопроизводства направлена непосредственно на защиту конкретного субъективного права. Суд в процессе рассмотрения и разрешения по существу наследственного дела восстанавливает нарушенное право одной из конфликтующих сторон и защищает от возможного необоснованного нарушения или ограничения права другой стороны.

- Нотариат также позволяет защитить отдельно взятое субъективное право в сфере наследования. Он играет значительную роль в охране наследственных прав, в связи с чем требуется более детальная регламентация нотариальных действий, в частности, посредством более подробного урегулирования процессуального механизма охраны и защиты наследственных прав нотариатом.

- Учитывая развитие альтернативных способов разрешения конфликтов в международной и российской практике, целесообразно определить в российском процессуальном законодательстве возможность обращения спорящих сторон к подобным способам и предусмотреть меры придания результатам внесудебного разрешения спора юридической силы. Необходимо оказывать содействие и создавать центры по использованию примирительных процедур, в том числе при судах общей юрисдикции, что позволит быстро и эффективно защитить конституционное право наследования во внесудебном порядке.

2. Институт нотариата, как универсальная форма защиты и охраны прав граждан


2.1. Сущность, юридическая природа и место нотариата в системе правоохранительных органов

Нотариат - это институт с многовековой историей, который ведет свое начало со времен древнего Рима и существует во многих странах по сегодняшний день. Реформы, имевшие место в конце XX века, затронувшие многие сферы жизнедеятельности нашего общества в целом, определили произошедшие изменения в функциях и структуре, а значит роли и статуса российского нотариата.

В данный момент разработан и принят Государственной Думой РФ проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», согласно которому, нотариат представляет собой профессиональное сообщество нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность путем совершения нотариальных действий, а также создания необходимых условий для совершения этих действий в соответствии с требованиями закона [8].

В действующих в настоящее время «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее – «Основы») дается определение нотариата как института, призванного обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации [4].

С принятием «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» институт российского нотариата расширил сферу своей деятельности. Впрочем, это было продиктовано увеличением количества гражданско-правовых сделок, некоторые из которых выступили новеллами для отечественного законодательства. Адекватной реакцией на сложившиеся обстоятельства является появление в законодательстве новых видов нотариальных действий, которые увеличились по сравнению с первоначальной редакцией Основ с 20 до 27 в последней редакции. При этом их перечень не является исчерпывающим, так как законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия [18, с. 253].

Таким образом, российский нотариат, удостоверяя гражданско-правовые акты и договоры, свидетельствуя определенные факты и документы, по праву можно считать в качестве инструмента создания социального государства, тем самым определяется его особое место и роль среди субъектов реализации охранительной функции права. Одним из субъектов, способных выполнить указанную процедуру, выступают органы нотариата [15, с. 6].