Файл: особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.(Теоретические аспекты функционального состояния).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ароматический климат и относительная влажность воздуха помещения
поддерживаются с помощью воздухоувлажнителя с определенным набором
арома-веществ. Натуральные эфирные масла в сопровождении релаксацион-
ной музыки и освещения обеспечивают лучший отдых и расслабление после
значительных физических нагрузок, стимулируют умственную деятельность,
нормализуют кровяное давление, а также обеспечивают профилактику заболеваний органов дыхания, функциональных расстройств НС.

В КПР (или сенсорной комнате) формируется мультисенсорная стимуляция, позволяющая сфокусироваться на одном из чувств, легко адаптируя имеющиеся приборы и визуальные поверхности для нужд конкретной группы пациентов в данный момент. Эта среда может быть чрезвычайно гибка и универсальна и способна позитивно влиять на любую группу, какими бы ни были их особенности и проблемы.

Сеанс разгрузки длится, как правило, 12-15 мин и проводится в определенной последовательности по трем этапам. За это время происходит интенсивное восстановление большинства психофизиологических функций человека до оптимального рабочего уровня. Количество — длительность его отдельных периодов и форма их проведения зависят от решаемых на базе КПР задач. Для снятия нервно-психического напряжения и восстановления ЦНС время пребывания в КПР условно разделяется на три периода: 1) «отвлекающий», длительностью 1,5-2 мин; 2 — «успокаивающий» — 7-10 мин; 3 — «тонизирующий» — 2-3 мин.

Перед началом работы, с целью ускорения адаптации посетителей к деятельности, проводится «тонизирующий» сеанс с усилением акцента на третьем периоде. Первый и третий периоды длятся по 2-3 мин, второй — 7-8 мин с элементами энергичных гимнастических упражнений на «выходе». В конце рабочего дня для настройки посетителей на послерабочий отдых и снятия перенапряженности нервной системы проводится «успокаивающий» сеанс, который состоит только из двух периодов, длящихся соответственно 2-3 мин и 8-12 мин. В тех случаях, когда сеанс используется как психотерапевтический метод для снятия острого психоэмоционального стресса во время работы, лечебно-профилактических целей и обучения работников психической саморегуляции (аутотренингу, АТ), — продолжительность второго периода удлиняется до 15-20 мин.

Применяется цветовая символика: при вдохе — «светлая активность»,
при выдохе — уходящая с воздухом «темная усталость». При общем красно-
оранжевом свете посетители постепенно изменяют позу (через позу «полу-
лежа» — «сидя» — «полустоя» — «полусидя» возвращаются к позе «стоя»),
с выполнением резких и широкоамплитудных физических движений. Подобным образом можно набирать так называемую «радугу состояний» на определенном цветовом фоне. Перевод цветовой гаммы от ярких красно-оранжевых тонов к сине-фиолетовым, серо-голубым и в конце сеанса к желто-оранжевым и красным цветам регулирует состояние ЦНС от перевозбуждения — к успокоению, а в конце сеанса — к бодрости и активности. Суть заключается в предъявлении человеку аудиовизуальных и музыкальных композиций, обеспечивающих возможность перевода человека в программируемое психоэмоциональное состояние. Для этого отбирают композиции, содержащие не менее одного периода и обладающие относительно неизменными в рамках данной композиции темпом, метро-ритмом и ладо-тональностью. Аналогично может быть использована разнообразная гамма звуковых, ритмичных и мелодичных приемов, воздействующих на психоэмоциональное состояние человека.


Таблица 2

Сочетание нот и цветов

ДО

РЕ

МИ

ФА

СОЛЬ

ЛЯ

СИ I

Фиолетовый

Синей

Голубой

Зеленый

Желтый

Оранжевый

Красный

С помощью «радуги состояний» осуществляют системное управление
психоэмоциональным состоянием посетителей. Широким использованием эффекта синестезии можно добиться такого явления восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (цветной слух и обоняние, шелест запахов).

Для усиления гетеросуггестивного воздействия и более полного впечатления пребывания на лоне природы следует максимально использовать мультпсенсорную стимуляцию в комплексе комбинации сенсорно-рецептивных факторов различной модальности (синестезии), длительности и уровня фокусировки ощущения на одном из чувств:

  • зрительном — динамические свето-цветовые и пространственные;
  • слуховом — шелест листвы, гомон птиц, шум леса и прибоя, стерео-
    фонические музыкальные мелодии (до 5-10 дБА);
  • температурном — солнечное тепло, освежающая прохлада, прогревание;
  • тактильном — ощущение поверхности и текстуры тактильных пане-
    лей; вибрации массажных ковриков, дуновения ветерка, брызг дождя и
    волн;
  • обонятельном — цветочный, сосновый, озонный и другие запахи.

Объективный экспресс-контроль за функциональным состоянием посетителей может осуществляться дистанционно. Для этого кресла оборудуются датчиками для полиграфической регистрации: температуры: электрокожного сопротивления (ЭКС, КГР); ЧСС и дыхания; критической частоты слияния световых или звуковых мельканий (КЧСМ).

Соотношения базовых эмоций человека в периоды трудовой деятельности и пребывания в КПР тесно связаны с их отображением в музыкальных произведениях относительно: одной из 4 основных модальностей (радость,
гнев, печаль и спокойствие)-, различных по силе (тихо — громко); по темпу (быстрому или медленному) и по ладу (в мажоре или миноре). Моделирование эмоциональных переживаний в музыке относительно темпераментальных особенностей и личностных предпочтений человека может быть передано следующим образом (рис. 1).


Рисунок 1. Структура индивидуально-типологических предпочтений музыкальных произведений

Музыка, как ритмический и эмоциональный раздражитель, способна
снижать или повышать уровень функционирования разных психофизиологических процессов организма, делать их более оптимальными и энергетически экономными. Для полного использования эмоциогенного воздействия транслируемой музыки необходимо в полной мере учитывать основы «музыкальной фармакопеи» — 3 основных факторов: 1) ритмический рисунок произведения; 2) круг ассоциаций, пробуждаемый музыкой; 3) характер мелодии — минор или мажор. При этом следует учитывать, что спокойная, мелодичная музыка способствует переключению вегетативной НС в трофотропном направлении, а возбуждающая вызывает преимущественную эрготропную (норадреналовую) реакцию.

Основные перцептивные музыкальные ритмы от maestoso (84 уд./мин)
до adagio (54 уд./мин) отвечают сплошному спектру «т-типов». При выборе музыкального сопровождения отдают предпочтение среднему, наиболее устойчивому и протяженному темпо-ритму — (72-67 уд./мин), как равновесному и благоприятному для функциональных систем.

Ожидаемый экономический эффект слагается по многим, в том числе
социально-экономическим направлениям благодаря:

  • повышению производительности и качества труда за счет высокой и
    стабильной ЦНС, спорости в работе, сокращения внутрисменных простоев:
  • снижению материального ущерба, наносимого текучестью рабочих кадров из-за неудовлетворенности нервно-психической напряженностью тру-
    да, производственных травм и производственной заболеваемости;
  • уменьшению потерь от брака, аварийности и неритмичности работы,
    вызываемых стрессогенными ситуациями производства;
  • росту удовлетворенности профессией и социально-трудовой активности.

Выводы

Усилия и средства, затраченные на организацию и содержание КПР, прямо пропорциональны решаемым задачам. Обоюдный выигрыш очевиден — работники получают возможность поддержания здоровья и профилактики профдеформации, а предприятие — сотрудников с высоким психическим потенциалом. После 6-8 мес. работы КПР отмечается повышение удовлетворенности трудом, снижение аварийности, затрат на медобслужнвание, оплату больничных.

Сегодня эффективность и надежность работника зависят не только от комфортных условий производственной среды, приемлемой тяжести и напряженности труда, но и от удовлетворенности человека своей профессиональной деятельностью, возможности максимально использовать творческий потенциал и своевременно восстанавливать психические силы.


Заключение

Термин «экстремальность» в профессиональной лексике используется с точки зрения санитарно-гигиенических нормативов, так как предполагает такой набор или уровень воздействия факторов в пределах рабочей зоны, которые могут вызвать острые отравления, травмы, профессиональные заболевания, инвалидизацию, гибель человека или возникают для лиц отдельных профессий при ликвидации аварийных (нестандартных) ситуаций.

Психологические различия между людьми могут быть настолько значительными, что некоторые люди, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, не могут достигнуть необходимого минимума профессионального мастерства для работы в экстремальных условиях.

Специфика работы в МВД связана с постоянным интенсивным психоэмоциональным напряжением. Нервно-психическая устойчивость является одним из главных профессионально важных качеств служащих МВД, что обеспечивает надежность и эффективность выполняемой деятельности.

Стрессоустойчивость в данном контексте выступает как проявление адаптации к стресс-факторам, что обеспечивает поддержание высокой работоспособности и эффективного выполнения профессиональных обязанностей в напряженных (стрессовых) ситуациях. Согласно требованиям предъявляемым к служащим МВД при воздействии негативных факторов или при экстремальных ситуациях личность должна уметь сохранять оптимальную работоспособность, быстроту реакции, логичность и последовательность мыслительной деятельности, а также четкость действий.

По результатам проведенного исследования мы приходим к выводу о том, что уровень профессионального стресса может напрямую зависеть от стажа работы работника МВД: быть высоким – у тех, кого стаж меньше, и низким – у работников с высоким стажем. Это можно объяснить тем, что у работников с меньшим стажем не имеется за собой большого опыта, для них многие ситуации не знакомы, информированность о возможных опасностях почти отсутствует и в связи с этим появляется высокий уровень стресса. У работников со стажем уровень стресса ниже, так как опыт у них имеется, многие ситуации им знакомы, и они знают, как нужно действовать в определенных ситуациях.

Усилия и средства, затраченные на организацию и содержание КПР, прямо пропорциональны решаемым задачам. Обоюдный выигрыш очевиден — работники получают возможность поддержания здоровья и профилактики профдеформации, а предприятие — сотрудников с высоким психическим потенциалом. После 6-8 мес. работы КПР отмечается повышение удовлетворенности трудом, снижение аварийности, затрат на медобслужнвание, оплату больничных.


Сегодня эффективность и надежность работника зависят не только от комфортных условий производственной среды, приемлемой тяжести и напряженности труда, но и от удовлетворенности человека своей профессиональной деятельностью, возможности максимально использовать творческий потенциал и своевременно восстанавливать психические силы.

Список литературы

Белоклоков А.В. Профессиональная востребованность жизнеспособности и жизнестойкости в профессиях экстремального профиля // В сборнике: Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 15-17.

Дячкова О.М. Психолого-педагогические принципы профессионального отбора для профессий экстремального профиля деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 94-96.

  1. Капля А. Н., Снисаренко А. Г. Профессиональная деятельность спасателей по радиационной и химической защите как психологическая проблема // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2013. № 1-2 (13-14). С. 14-23.
  2. Лысаков Н.Д., Гандер Д.В., Лысакова Е.Н. Психология труда в экстремальных условиях. Монография. М.: Изд-во СГУ, 2013. – С. 56.

Михайлова Л.А. Гигиенические и физиологические аспекты деятельности специалистов экстремальных профессий // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-8. С. 1626-1631.

Никитина Д.М., Белозерова Т.Б. Анализ эмоциональной и когнитивной сферы представителей профессий экстремального профиля // В сборнике: Достижения современной науки Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 124-128.

  1. Никитина Д.М., Белозерова Т.Б. Анализ эмоциональной и когнитивной сферы представителей профессий экстремального профиля // В сборнике: Достижения современной науки Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 124-128.

  2. Лысаков Н.Д., Гандер Д.В., Лысакова Е.Н. Психология труда в экстремальных условиях. Монография. М.: Изд-во СГУ, 2013. – С. 56.

  3. Белоклоков А.В. Профессиональная востребованность жизнеспособности и жизнестойкости в профессиях экстремального профиля // В сборнике: Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 15-17.

  4. Дячкова О.М. Психолого-педагогические принципы профессионального отбора для профессий экстремального профиля деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 94-96.

  5. Никитина Д.М., Белозерова Т.Б. Анализ эмоциональной и когнитивной сферы представителей профессий экстремального профиля // В сборнике: Достижения современной науки Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 124-128.

  6. Михайлова Л.А. Гигиенические и физиологические аспекты деятельности специалистов экстремальных профессий // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-8. С. 1626-1631.

  7. Лысаков Н.Д., Гандер Д.В., Лысакова Е.Н. Психология труда в экстремальных условиях. Монография. М.: Изд-во СГУ, 2013. – С. 61.

  8. Белоклоков А.В. Профессиональная востребованность жизнеспособности и жизнестойкости в профессиях экстремального профиля // В сборнике: Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 15-17.

  9. Дячкова О.М. Психолого-педагогические принципы профессионального отбора для профессий экстремального профиля деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 94-96.

  10. Никитина Д.М., Белозерова Т.Б. Анализ эмоциональной и когнитивной сферы представителей профессий экстремального профиля // В сборнике: Достижения современной науки Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 124-128.

  11. Михайлова Л.А. Гигиенические и физиологические аспекты деятельности специалистов экстремальных профессий // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-8. С. 1626-1631.

  12. Дячкова О.М. Психолого-педагогические принципы профессионального отбора для профессий экстремального профиля деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 94-96.

  13. Михайлова Л. А. Гигиенические и физиологические аспекты деятельности специалистов экстремальных профессий // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-8. С. 1626-1631.

  14. Капля А. Н., Снисаренко А. Г. Профессиональная деятельность спасателей по радиационной и химической защите как психологическая проблема // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2013. № 1-2 (13-14). С. 14-23.

  15. Белоклоков А.В. Профессиональная востребованность жизнеспособности и жизнестойкости в профессиях экстремального профиля // В сборнике: Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 15-17.

  16. Никитина Д.М., Белозерова Т.Б. Анализ эмоциональной и когнитивной сферы представителей профессий экстремального профиля // В сборнике: Достижения современной науки Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 124-128.

  17. Дячкова О.М. Психолого-педагогические принципы профессионального отбора для профессий экстремального профиля деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 94-96.

  18. Михайлова Л.А. Гигиенические и физиологические аспекты деятельности специалистов экстремальных профессий // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-8. С. 1626-1631.

  19. Белоклоков А.В. Профессиональная востребованность жизнеспособности и жизнестойкости в профессиях экстремального профиля // В сборнике: Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 15-17.