Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами(Виды и особенности мировых финансово-кредитных институтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Россия заинтересована в дальнейшем получении поддержки международных финансово-кредитных организаций в виде гибкого набора аналитических и консультационных услуг и отдельных приоритетных инвестиционных проектов в целях осуществления ключевых реформ. Программа сотрудничества должна зависеть, главным образом, от федерального финансирования, а международные финансовые институты должны предоставлять, прежде всего, свой аналитический и технический опыт, а также опыт управления проектами.

Россия заинтересована в выработке такого партнерства с Всемирным

банком, которое отвечало бы как основным проблемам страны, так и ее возможностям. Такое партнерство было бы аналогом деятельности Банка в других странах со средним уровнем доходов.

Также для совершенствования отношений России с международными финансово-кредитными институтами необходимо:

− сотрудничество должно осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой международной финансовой организацией в качестве ее члена или на договорной основе;

− фундаментом сотрудничества должны стать четкое определение роли каждой из сторон и контроль за использование заимствованных средств, нужно разграничить ответственность и функции международных финансовых институтах и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;

− концепция сотрудничества должна быть ориентирована на сокращение заемные ресурсы - сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;

− информация о характере и рамках соглашений о сотрудничестве должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для

широкой общественности;

− государственная политика сотрудничества России с международными финансово-кредитными институтами, на современном этапе должна быть ориентирована на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в международных финансовых организациях.

Сотрудничество с ведущими финансово-кредитными организациями

способствует осуществлению социально-экономических реформ в Российской Федерации. Взаимодействие Российской Федерации с Международным валютным фондом, Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития позволяет повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях, укрепить российские позиции в сообществе развитых стран, использовать международный опыт в совершенствовании российской финансовой системы и государственного управления.


Международные организации прошлого стали прообразами современных международных организаций, которых в настоящее время большое количество, и которые играют большую роль в современных международных отношениях. В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международные финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Целями деятельности всех без исключения международных финансовых институтов являются оказание помощи странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне.

К международным финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.

Россия является полноправным членом практически всех международных и межгосударственных финансовых институтов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Эти финансовые институты играют важную роль в развитии экономики России. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики.

Россия накопила значительный опыт работы с ведущими международными финансово-кредитными организациями, осуществлявшими поддержку социально-экономических реформ в Российской Федерации - Международным валютным фондом (МВФ), Группой Всемирного банка (ВБ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

В последние годы наметилась тенденция к изменению характера взаимодействия с этими организациями. Россия, являющаяся крупным акционером в Международном валютном Фонде, Всемирном банке, Европейском банке реконструкции и развития и имеющая своих директоров в представительствах, стремится всё больше выполнять роль акционера и всё меньше роль заёмщика.

Необходимые рекомендации при дальнейшем сотрудничестве России с мировыми финансово-кредитными институтами:


− повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях в ситуации, когда Россия, с одной стороны, является одним из главных кредиторов стран третьего мира и особенно стран СНГ, а с другой стороны, выступает заемщиком на рынке финансовых кредитов;

− укрепить российские позиции в сообществе развитых государств;

− повысить доверие инвесторов к экономической политике Российской

Федерации;

− использовать опыт МВФ для совершенствования российской финансовой системы, а также технического содействия со стороны международных финансово-кредитных организаций с целью повышения эффективности государственного управления и квалификации государственных служащих;

− сохранить благоприятные условия взаимодействия с международными

финансово-кредитными организациями, которые могут быть важны в случае возникновения потребности в получении финансовой помощи с их стороны.

Таким образом, основными проблемами в сотрудничестве России и мировых финансово-кредитных институтов является: 1)проблемы взаимодействия России и МВФ: увеличение доли квот и голосов в фонде; пересмотр формулы расчета квот; реформа управления МВФ; увеличение количества резервных валют и изменение состава валютной корзины СДР; 2) на сегодняшний день основной проблемой во взаимодействии России и Группы Всемирного банка остается действие антироссийских санкций, в результате которых была ограничена или полностью приостановлена деятельность отдельных структур группы на территории страны. Кроме этого, как и в случае с МВФ, Россия при поддержке других стран группы БРИКС выступает за проведение реформы Всемирного банка, увеличение капитала Всемирного банка является одним из наиболее острых вопросов.

Для совершенствования отношений России с международными финансово-кредитными институтами необходимо: повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях в ситуации, когда Россия, с одной стороны, является одним из главных кредиторов стран третьего мира и особенно стран СНГ, а с другой стороны, выступает заемщиком на рынке финансовых кредитов; укрепить российские позиции в сообществе развитых государств; повысить доверие инвесторов к экономической политике РФ; использовать опыт МВФ для совершенствования российской финансовой системы, а также технического содействия со стороны международных финансово-кредитных организаций с целью повышения эффективности государственного управления и квалификации государственных служащих; сохранить благоприятные условия взаимодействия с международными финансово-кредитными организациями, которые могут быть важны в случае возникновения потребности в получении финансовой помощи с их стороны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мировые финансово-кредитные институты - образования, которые создаются на базе международных договоров с целью регулирования экономических, международных и финансово-кредитных взаимоотношений. В настоящее время мировые финансово-кредитные институты это целая группа финансовых институтов. К ним можно отнести: МВФ - это специализированное учреждение по финансам ООН, вектор деятельности которого направлен, главным образом на оформление кредитов государствам-членам и регулирование обмена валют между странами; МБРР - межгосударственная валютно-финансовая организация, созданная с целью стимулирования экономического развития стран; Международная финансовая корпорация - это инвестиционный институт международного уровня, который предоставляет займы предпринимателям, оказывает услуги страхование, оказывает техническую помощь т.д.; МАР является частью Всемирного банка, которая оказывает помощь беднейшим странам мира; МИГА - ключевая деятельность МИГА состоит в страховании кредиторов и инвесторов от политических рисков в развивающихся странах.

Анализ сотрудничества России и мировых финансов-кредитных институтов показал, что в период присоединение РФ к МВФ в 1992 г.. и до 2000 года страна являлась реципиентом средств фонда. Однако с 2000 года России перестала брать кредитные средства у МВФ и начала реализовывать мероприятия, которые способствовали полностью погашению собственной задолженности к концу 2005 года. Сотрудничество МВФ и России сводится не только к финансовой сфере, фонд оказывал большую техническую поддержку, которая была наиболее важна в критериях перехода к рыночной экономике, а также нехватки российских высококвалифицированных специалистов. На начало 2017 года России в МВФ уже выступает в роли кредитора. Также стоит отметить, что России принимает участие в всевозможных операциях, в том числе: покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др..

Оценка сотрудничества России и группы Всемирного банка, показал, что в июне 1992 г. РФ присоединилась к МБРР и Международной ассоциации развития, в декабре того же года к МИГА, а в 1993 г. к МФК. С этапа присоединения РФ к группе, банк подтвердил для государства 71 заем. Однако в связи с введением экономических санкций против России, МБРР прекратил выделение финансирования в 2014 г. Таким образом, основными проблемами взаимодействия России и МВФ: увеличение доли квот и голосов в фонде; пересмотр формулы расчета квот; реформа управления МВФ; увеличение количества резервных валют и изменение состава валютной корзины СДР. На сегодняшний день основной проблемой во взаимодействии России и Группы Всемирного банка остается действие антироссийских санкций, в результате которых была ограничена или полностью приостановлена деятельность отдельных структур группы на территории страны. Кроме этого, как и в случае с МВФ, Россия при поддержке других стран группы БРИКС выступает за проведение реформы Всемирного банка, увеличение капитала Всемирного банка является одним из наиболее острых вопросов.


На протяжении всего периода своего членства в Международном валютном фонде и Группе Всемирного банка Россия являлась активным участником деятельности крупнейших международных финансовых институтов. Присоединившись к организациям в качестве заемщика, страна в довольно короткий срок сменила свой статус на кредитора в МВФ и партнера в Банке. На сегодняшний день Россия в сотрудничестве с рядом других государств, в частности, со странами БРИКС, активно продвигает реформы мировой финансовой архитектуры, с тем, чтобы она в большей степени отражала сложившуюся на данный момент расстановку сил в мировой экономике. Россия также участвует и является инициатором региональных финансовых инициатив, призванных укрепить основание международной финансовой системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Актуальные проблемы международных финансов. - М.: МГИМО-Университет, 2013. - 262 c.
  2. Катасонов, В.К. За кулисами международных финансов / В.К. Катасонов. Катасонов. - М.: МГИМО-Университет, 2013. - 288 c.
  3. Ли, Рубен Работа мировых рынков. Управление финансовой инфраструктурой / Рубен Ли. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 536 c.
  4. Рамберг, Ян Международные коммерческие транзакции / Ян Рамберг. - М.: Инфотропик Медиа, 2014. - 896 c.
  5. Викулина, Т. МВФ и валютная система / Т. Викулина – М. : Лаборатория книги, 2010. – 40 с.
  6. Виноградов, В. МВФ: функции, цели и принципы / В. Виноградов – М.: Лаборатория книги, 2010 – 54 с.
  7. Ишханов, А.В. Проблемы и пути реформирования международных финансовых институтов / А.В. Ишханов и А.П. Долгов // Финансы и кредит. - 2009. № 13. - с. 14-18.
  8. Официальный сайт Международного валютного фонда. – URL: www.imf.org (дата обращения: 12.08.2017).
  9. Официальный сайт Группы Всемирного банка. – URL: www.worldbank.org (дата обращения: 13.08.2017).
  10. Данные о МБРР – URL: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/who-we-are/ibrd
  11. Зайцев, Ю.К. Содействие международному развитию и сотрудничество «Группы восьми» и «Группы двадцати» с международными институтами / Ю.К. Зайцев // Вестник международных организаций. – 2011. – Т.6 №2. – С.44-64.
  12. Смыслов Д.В. История отношений России с международными финансовыми организациями / URL: http://ru-90.ru/node/1215.
  13. Россия и Международный валютный фонд. Справка МИД России / URL:
  14. http://archive.mid.ru/bdomp/nsdipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/4

7229fa4cb21f91344257bb8003e31f1!OpenDocument.

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации / URL: http://docs.cntd.ru/document/902242042.
  2. Международный валютный фонд. Справка Банка России / URL: http://www.cbr.ru/today/print.aspx?file=ms/smo/mwf.htm.
  3. IMF World Economic Outlook Database, 2016 / URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2016/01/weodata/index.aspx
  4. IMF Reform: the Agenda for G20 Summit / URL: https://www.files.ethz.ch/isn/134414/Tom%20Bernes%20Commentary.pdf.
  5. Reform of IMF Quota Shares and Voting Shares: A Missed Opportunity / URL: https://www.brookings.edu/wpcontent/uploads/2016/06/0409_imf_bryant.pdf.
  6. IMF Crisis Lending / URL: http://www.imf.org/en/About/Factsheets/Sheets/2016/08/01/18/48/Crisis-Lending.
  7. План действий «Группы двадцати» по выходу из глобального финансового кризиса / URL: http://kremlin.ru/supplement/177.
  8. IMF Financial Operations 2015
  9. Совместное коммюнике по итогам встречи министров финансов Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) (7 ноября 2008 года, Сан-Паулу) / URL: http://www.garant.ru/news/15580/.
  10. Коммюнике по итогам встречи министров финансов БРИК (Хоршем, 13 марта 2009 года) / URL: https://www.hse.ru/data/2010/08/25/1222632092/20090313_BRIC_minfin.pdf.
  11. Предложения Российской Федерации к саммиту «Группы двадцати» в Лондоне (апрель 2009 года) / URL: http://www.politika.reshenie.info/articles/2009-03-16-104.shtml.
  12. «Двадцатка» услышала Россию / URL: http://izvestia.ru/news/353499.
  13. Quota and Voting Shares Before and After Implementation of Reforms Agreed