Файл: Политика психологической поддержки персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации(Понятие и задачи психологической поддержки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Основные способы и методы оказания психологической поддержки персоналу.

Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. 

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Основные методы психологической поддержки:
1. психологическое консультирование;
2. психологическая диагностика;
3. психологический тренинг;
4. психологическая коррекция.[10]

Психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации.

Психологическое консультирование представляет собой один из наиболее распространенных видов деятельности психолога, который используется в различных сферах жизнедеятельности людей. 
Психологическая консультация - это довольно распространенная услуга на сегодняшний день. В наш век, век стремительной работы, когда порой нет времени на полноценный отдых и восстановление, психологическое состояние всех нас подвержено угрозе. Каждую минуту любого человека могут подстерегать стресс, беспокойство, плохое настроение, тревога, страх, раздражительность и, в конце концов, депрессия. И многие эти состояния могут быть необоснованными для человека. Психологическая консультация способна выявить причины подобных состояний. Кроме того, психологическая консультация помогает решить те ситуации, которые послужили причиной беспокойства, страха, депрессии и прочих психологических расстройств нервной системы человека. Опытный психолог поможет решить подобные проблемы, а также не допустить их в будущем.[11]


Психологическая диагностика - это деятельность психолога, направленная на количественную и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека с целью объективизации его психического статуса и правильной постановки психологического диагноза. При этом, особое внимание в процессе клинической беседы должно уделяться характеру и локализации жалоб пациента (например, при неврастении - сниженный фон настроения, психической активности, общее плохое самочувствие, повышенная раздражительность, слабость и т.д.). Для повышения достоверности информации о пациенте возникает необходимость применения тестовых методик. 
Психологическая диагностика — это важная составляющая в работе психолога, направленная на описание и выявление индивидуальных (пси-хологических) особенностей людей. Для этого используются разные психо-диагностические методики. По форме методики могут быть очень непохожими друг на друга.[12]
Психологическая диагностика помогает лучше понять причины возникновения различных трудностей, проблем в жизни клиента, его отноше-ниях и личностном развитии и обязательно включает прогнозирование и формулировку рекомендаций, вытекающих из анализа всех данных, полученных в процессе обследования.

Вслед за прогнозом и рекомендациями возникает вопрос выбора дальнейшего взаимодействия клиента с психологом в виде индивидуальных или групповых занятий, краткосрочной или длительной консультационной или психотерапевтической работы.

Психологическая диагностика позволяет заглянуть в глубины своей души, узнать свои сильные и, особенно, слабые стороны. 

Психологическая диагностика помогает человеку осознать модели его поведения в тех или иных ситуациях. Если эти модели его не устраивают – их нужно менять, причем желательно под контролем психолога. Поэтому так важно, чтобы психологическая диагностика проводилась квалифицированным специалистом.[13]

Такая диагностика позволяет на ранних стадиях выявить симптомы хронической усталости, депрессии, определить приближающийся нервный срыв. В итоге психолог имеет пространство для маневра – время, чтобы не дать этим заболеваниям перейти в более глубокую стадию. 

Кроме того, психологическая диагностика – это еще и очень увлекательно. Она даст Вам новые сведения о профессиональных предпочтениях, оптимальном режиме работы, сознательном и подсознательном отношении к различным явлениям. 


Психологический тренинг – это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы. Психологические тренинги представляют собой вариант высококвалифицированных консультативных услуг наряду с юридическими, медицинскими, педагогическими и др.[14]

В последние годы среди населения нашей страны стали очень популярными различные психологические тренинги, причем подавляющее большинство людей, которые идут на них даже не подозревают, что же представляют собой эти тренинги.

Одной из главных целей психологического тренинга является обучение навыкам межличностного общения. Именно поэтому подобные тренинги очень полезны людям, которым в ходе работы приходится постоянно общаться с другими людьми, а также тем, у кого по тем или иным причинам возникли проблемы с общением.

Большинство знаний, которые получают участники тренинга, связаны с психологией тренинга. Также у участников тренинга формируются навыки и умения, необходимые в сфере общения, и установки, способствующие эффективному межличностному общению. Каждый участник тренинга в ходе тренинга может получить разнообразные новые практически полезные навыки.

В области работы с персоналом существует множество приемов и способов по организации и оптимизации его деятельности. Основное в работе с коллективом - это системность и целенаправленность. Довольно трудно сформировать сильную корпоративную культуру в организации, создать сплоченную команду. 

Чаще всего внутри организации профилактические методы будут в приоритете. В сравнении с другими методами они я вляются более эффективными, так как предотвращают возникновение негативных ситуаций и процессов, которые даже в стадии зарождения могут нанести ущерб организации.

Первая группа: методы направленные на профилактику стрессов (антистрессовый комплекс мероприятий). Стресс является недопустимой нагрузкой на нервную систему человека и способствует развитию опасных заболеваний от сердечно-сосудистых до онкологических. Чаще всего работа руководителей и экспертов относится к «стрессоопасным», а следовательно отсутствие специальной программы профилактики стресса может привести к ухудшению кадрового потенциала из-за утери наиболее ценных для организации сотрудников. Кроме негативного влияния на здоровье стресс приводит и к другим не менее важным последствиям- сотрудник находящийся в состоянии психологического дискомфорта, не может полноценно выполнять возложенные на него обязанности.


Программа антистрессовых мероприятий реализуется по несколь­ким направлениям. Во-первых, она включает чисто профилактические методы, направленные на обучение сотрудников, занимающих соответ­ствующие рабочие места, навыкам аутотренинга. При профессиональ­ной организации обучения сотрудник приобретает способность само­стоятельно снимать избыточное нервное напряжение, а также отсекать направленные в его сторону негативные эмоции. Последнее особенно важно уже не только для менеджеров, но и для рядовых исполнителей, работающих с клиентами, поведение которых не всегда является адек­ватным. Во-вторых, для некоторых профессиональных категорий со­трудников обязательной является регулярная психологическая разгруз­ка, осуществляемая с использованием специальных методов, например психотехнические сеансы. Она не позволяет накапливаться отрицатель­ным эмоциям, вызывающим психологический дискомфорт, и успокаи­вает нервную систему, не позволяя развиваться стрессу.

Вторая группа объединяет методы, направленные на профилактику межличностных конфликтов. 
Независимо от причины возникновения, рассматриваемые конфликты представляют для современного работода­теля реальную угрозу. Во-первых, регулярно публикуемые результаты со­циологических опросов показывают, что недовольство отношениями с коллегами по работе, отсутствие командного духа, постоянные кон­фликты в коллективе занимают 4-6 место в перечне причин, толкающих работников на инициативное увольнение. При этом чем выше их профес­сиональный статус, тем большее внимание уделяется характеру отношений с коллегами по работе и, конечно, непосредственным руководите­лем. Во-вторых, именно межличностные конфликты часто являются причиной нелояльного поведения сотрудника. Свое недовольство отно­шениями с коллегами и руководством сотрудник подсознательно пере­носит на работодателя и в определенных ситуациях оправдывает этим свою нелояльность.

В отечественных условиях рассматриваемые здесь конфликты осо­бенно опасны. Специфический трудовой менталитет россиян не по­зволяет им разводить в стороны личные и чисто служебные отноше­ния. Поэтому межличностной конфликт легко перерастает в конфликт производственный (конфликт прав или конфликт компетенций), и на­оборот. Трудовой конфликт, в свою очередь, часто имеет под собой личную неприязнь, определяющую, например, применение к подчи­ненному более жестких санкций, чем он заслуживает. Таким образом, межличностной конфликт нельзя считать личным делом конфликтую­щих сторон, выходящим за рамки интересов администрации.


Для профилактики межличностных конфликтов используются раз­нообразные методы, дифференцированные на следующие три группы - психологические, организационно-административные, социально-эко­номические

К первой группе относятся индивидуальные и групповые собеседования психолога с сотрудниками подразделений, имеющие целью разъяснение типовых причин конфликтов и их негативного влияния на трудовую деятельность и личную жизнь. Во многих организациях уже на стадии отбора кандидатов на трудоустройство проверяется их психологическая совместимость с потенциальным руководителем. В дальнейшем подобная оценка осуществляется в период первичной психологической адаптации сотрудника в отношении других коллег по работе. Наряду с психологом в реализации рассматриваемых здесь методов участвуют руководитель подразделения, наставники молодых специалистов и др

К организационно-административным методам относится специальное обучение будущих и действующих руководителей, направленное на приобретение ими новых профессиональных компетенции в области управления психологическим климатом и межличностными отношениями. Кроме того, большую роль в профилактике межличностных и производственных конфликтов играют правильное распределение полномочий, система внутренних должностных коммуникаций в подразделении, эффективность мотивационных механизмов, качество внутренней нормативной базы персонального менеджмента

Наконец, с учетом специфической трудовой ментальности россиян, особую роль играют социально-экономические методы. Они направлены на формирование у сотрудников подразделения командного духа и на укреплении дружеских отношений, основанных на взаимном уважении и личной приязни

Необходимым условием эффективной психологической поддержки персонала является непрерывный мониторинг состояния психологического климата в трудовых коллективах подразделений, задачами которого являются:

Оценка общего состояния психологического климата и степени удовлетворенности сотрудников своими отношениями с работодателем, руководителем и коллегами

Выявление межличностных конфликтов еще на стадии их зарождения

Выявление факторов, негативно влияющих на состояние психологического климата, в том числе причин возникающих конфликтов

В процессе мониторинга используются две группы методов сбора исходной информации для последующего анализа и оценки. К прямым методам относятся анкетирование, индивидуальные и коллективные собеседования психолога с сотрудниками подразделений, специальные методы тестирования. Их номенклатура, а также порядок применения закреплены в соответствующих внутренних регламентах организации. Косвенные или неформальные методы сбора информации позволяют уточнить и дополнить ранее собранные официальные данные. К ним относятся результаты личного общения психолога с руководителями и иными специалистами в неформальной обстановке, беседы с увольняющимися сотрудниками, а также сведения, полученные службой безопасности из конфиденциальных источников или с использование специальных технических средств