Файл: Функции и принципы отрасли права социального обеспечения (Концептуальные основы отрасли права социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Понятие и особенности предмета права социального обеспечения как отрасли права

Здесь необходимо пояснить, что к основному элементу системы права относится отрасль права, являющаяся наиболее широким объединением правовых норм, регулирующих все разнообразие конкретного вида общественных отношений. При этом отрасль права, в отличие от прочих элементов системы права, не разрывая в целом системной связи, обладает и относительной автономией, другими словами, она способна самостоятельно функционировать в системе права.[11]

Можно сказать, что отрасль права является систематизированной совокупностью основных норм, которые, образуя самостоятельную часть существующей системы права, регулируют собственным специфическим методом определенный (и при этом качественно своеобразный) вид отношений.[12] В частности, нормы права, которые регулируют вышеуказанные отношения по поводу социального обеспечения граждан, и образуют непосредственно отрасль права социального обеспечения.

При этом к основным общепризнанным критериям самостоятельности отраслей права, в том числе российского, относятся самостоятельный предмет правового регулирования, то есть особая область, сфера общественных отношений и метод правового регулирования – совокупность приемов, способов, средств воздействия права на эту группу общественных отношений, соответствующие их особому характеру. [13]

То есть указанные правоотношения и составляют предмет отрасли права социального обеспечения. При этом именно материальные социально-обеспечительные отношения граждан составляют основу, «ядро» предмета отрасли права социального обеспечения. Обусловлено это тем, что между гражданами и органами, которыми предоставляется социальное обеспечение, возникают конкретизированные отношения (связь) по поводу определенных видов обеспечения, установленных законодательством.[15] К данным видам социального обеспечения относятся, в частности:

- трудовые пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности;

- пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности, а также пенсии за выслугу лет, социальные пенсии;

- выплаты, которыми заменяются пенсии, либо дополняется их уровень, в частности, дополнительное пожизненное материальное обеспечение Героям России (ежемесячное)[16], пожизненное содержание судей и пр.;

- страховые пособия, которыми возмещается утрата заработка либо дохода, связанного с трудом (пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, по безработице);

- социальные пособия, которыми частично компенсируются повышенные расходы граждан, в частности, единовременные пособия по рождению ребенка, ежемесячные пособия по уходу за детьми до 1,5 лет и на детей до 18 лет, единовременное пособие на погребение и пр.;

- компенсационные выплаты, которые по предназначению схожи с пособиями, к примеру, лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-его возраста и пр.;

- социальное обслуживание, предоставляемые социальные услуги для инвалидов и престарелых,

- социальные преимущества льготы отдельным категориям граждан, которые указаны в законодательстве;

- государственная социальная помощь, которая оказывается малоимущим (одиноким гражданам и семьям), чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в данном регионе, и прочие виды социального обеспечения.[17]

Следует подчеркнуть, что указанные материальные социально-обеспечительные отношения существуют не сами по себе. Для их возникновения необходимо выражение воли гражданина на реализацию возникшего у него права (например, на пенсию). Для реализации этого пенсионного права гражданин обязан вступить в связь с соответствующим органом, изъявить собственную волю, выполнив законодательно предписанный порядок, то есть вступить с данным органом в установленную законом процедуру. И в этом случае по волеизъявлению лица возникают процедурные правоотношения.

То же происходит при нарушении прав гражданина на какой-то вид социального обеспечения. То есть для защиты нарушенного права лицу необходимо изъявить собственную волю, однако подчиняясь при этом уже специальным установленным законом правилам – процессуальным. Только в этом случае материальные отношения между гражданином, то есть конкретным лицом и соответствующим органом становятся действующими в реальной жизни.[18]

При этом процедурные, а также процессуальные отношения выступают в качестве производных от материальных отношений. Данные отношения также не могут существовать самостоятельно, сами по себе (без конкретного правообладателя и его внешне выраженной воли).[19]

1.2. Метод отрасли права социального обеспечения

Далее отметим, что метод отрасли права социального обеспечения является совокупностью юридических приемов, способов, которые используются соответствующими органами власти для наиболее оптимального и эффективного регулирования общественных отношений по социальному обеспечению. [21]

Выделяются такие особенности метода права социального обеспечения, как специфичность самих способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений; специфичность юридических фактов, которыми порождаются, изменяются, а также прекращаются правоотношения в сфере социального обеспечения; способы установления обязанностей и прав субъектов данных отношений; способы защиты нарушенных прав субъектов, а также способы обеспечения исполнения обязанностей субъектами, в том числе мера их ответственности; порядок разрешения споров между различными субъектами социально-обеспечительных отношений. [22]

В частности, специфика способов правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения заключается в сочетании централизованного и децентрализованного способов установления обязанностей и прав субъектов этих отношений. Конституцией РФ предусмотрено, что различные вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Другими словами, регулирование социально-обеспечительных отношений осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.[23]

Это происходит, например, посредством принятия законодательных актов в сфере социального обеспечения на каждом из уровней.

При этом в нормах права социального обеспечения содержатся обязанности, предписания, запреты, правомочия субъектов, участников соответствующих отношений.

Следует также отметить, что специфика прекращения отраслевых правоотношений заключается в том, что достаточным основанием для прекращения является наличие единичного юридического факта – события, к примеру, смерти получателя какого-то вида социального обеспечения.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ И ПРИНЦИПОВ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. Специфика функций отрасли права социального обеспечения

2.2. Основные принципы отрасли права социального обеспечения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Относительно принципа солидарности отметим, что проявляется он посредством солидарности регионов страны, отраслей хозяйственного комплекса, поколений и пр. То есть солидарность поколений подразумевает содержание работающих граждан посредством отчислений из собственных трудовых доходов (налоги, страховые взносы) неработающих лиц. А под солидарностью российских отраслей хозяйства и регионов подразумевает выделение нуждающимся соответствующих субвенций, дотаций из государственного бюджета.

Принцип охраны уровня жизни и здоровья граждан свое выражение находит в разных видах социального обеспечения, условиях, а также размерах предоставления обеспечения, гарантированности бесплатной медицинской помощи в рамках оздоровительно-профилактических и прочих мероприятий.[42] Вместе с тем о реальном и полном воплощении данного принципа можно говорить только при условии соответствия минимальных размеров различных видов социального обеспечения уровню прожиточного минимума.

Принцип же справедливости при распределении социальных благ, осуществляемом за счет средств, которые направляются на социальное обеспечение граждан, подразумевает наиболее оптимальное сочетание интересов государства, общества в целом и отдельной личности, то есть максимально возможное удовлетворение интересов личности, которое не наносит при этом ущерб интересам государства и общества.

А принцип финансирования расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета и его проведение в жизнь позволяют создавать условия для фактической реализации прав граждан на социальное обеспечение.

Наконец, отметим, что принцип создания максимальных удобств гражданам при реализации ими своего права на социальное обеспечение выступает в качестве реальной гарантии осуществления гражданами данного права.[43] В частности, в зависимости от конкретных видов социального обеспечения, а также статуса получателей обеспечения соответствующее материальное благо предоставляется или по месту проживания, или по месту работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся основных функций и принципов отрасли права социального обеспечения. На основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.

Как самостоятельная отрасль права (то есть система правовых норм), право социального обеспечения является отраслью права, регулирующей совокупность общественных отношений в сфере социального обеспечения между соответствующими органами и гражданами, то есть по поводу предоставления отдельным категориям лиц социального обеспечения.


Также можно сказать, что нормами права социального обеспечения регулируются отношения, складывающиеся между гражданами и компетентными органами и прочими субъектами, уполномоченными государством, по предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения, а также процедурные отношения по установлению юридических фактов и соблюдению правил реализации прав граждан на социальное обеспечение и разрешению возникающих в данной сфере споров.

Предмет отрасли права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в натуральной и денежной формах (материальные); отношения по поводу установления юридических фактов (так называемые процедурные отношения); отношения, складывающиеся по поводу защиты права на определенный вид социального обеспечения, возникающие, как правило, в ходе реализации права на социальное обеспечение (то есть процессуальные отношения).

Именно материальные социально-обеспечительные отношения граждан составляют основу, «ядро» предмета отрасли права социального обеспечения, однако они тесным образом взаимосвязаны с остальными отношениями в данной сфере.

Метод отрасли права социального обеспечения является совокупностью юридических приемов, способов, которые используются соответствующими органами власти для наиболее оптимального и эффективного регулирования общественных отношений по социальному обеспечению.

Сущность и содержание любой из отраслей права свое выражение находит именно в функциях. При этом функции отрасли права социального обеспечения вытекают из его социального назначения. Соответственно, функции права социального обеспечения являются основными направлениями правового регулирования общественных отношений, которые складываются по поводу распределения социальных благ и услуг лицам, нуждающимся в социальной защите.

К специфическим функциям отрасли права социального обеспечения следует отнести функции, отражающие индивидуальные (то есть частные) интересы физических лиц (или семей), которые получают социальные блага, а также интересы государства (и общества в целом) – публичные интересы.

В первом случае подразумевается функция социальной защиты лиц в тех случаях, которые вызваны причинами утраты заработка, дохода, нуждаемости посредством компенсации, минимизации материальных потерь, а также социально-значимых расходов в натуральной и денежной формах, а также в форме социальных льгот. Данная функция называется защитно-компенсационной. Во втором случае подразумевается функция социальной адаптации и реабилитации, которой обеспечивается социальная интеграция в общество указанных лиц. Данная функция направлена, прежде всего, на защиту от социального отторжения членов общества, которые нуждаются в социальном обеспечении.


То есть помимо общеправовых функций, право социального обеспечения имеет такие важнейшие специфические функции, присущие исключительно данной отрасли права, как защитно-компенсационная и социально-адаптационная (реабилитационная, интеграционная), которые тесным образом связаны.

К основным принципам отрасли права социального обеспечения относятся следующие принципы: всеобщность социального обеспечения; многообразие видов социального обеспечения; охрана уровня жизни и здоровья граждан; солидарность; финансирование расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов (то есть единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета; справедливость при распределении благ; создание максимальных удобств для граждан при реализации ими своего права на социальное обеспечение.

В целом же на сегодняшний день происходит активное развитие отрасли права социального обеспечения, а возникающие в сфере социального обеспечения общественные отношения являются достаточно урегулированными нормами российского законодательства, однако требуют в свете динамичного развития общественных отношений продолжения разработки норм, их регулирующих, для соответствия современным реалиям. При этом крайне необходимо, на наш взгляд, законодательное закрепление понятия социального обеспечения, принятия и утверждения кодифицированного акта о социальном обеспечении, например, Кодекса социального обеспечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с внесенными в нее поправками Законами РФ № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ от 30.12.2008, № 2-ФКЗ от 05.02.2014, № 11-ФКЗ от 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
  2. Федеральный закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 11.03.2002, № 10, ст. 964.
  3. Афтахова А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 293 с. 43-50-52
  4. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: учебник для вузов. –5-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  5. Вопленко Н.Н., Рудковский А.В. Понятие и классификация принципов права // Ленинградский юридический журнал. – 2014. – № 4. – С. 35-48.
  6. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебное пособие. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 448 с.
  7. Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 383 с. 19-43
  8. Губайдуллин А.Р. Функции права и правовой системы общества // Ученые записки Казанского университета. – 2013. – № 155. – С. 27-36.
  9. Ковтун З.Л. Об исследовании эффективности регулятивной функции права // Общество и право. – 2014. – № 4. – С. 35-37.
  10. Лесовая Т.С. Конкретизация принципов права как средство повышения степени определенности права // Российское правосудие. – 2017. – № 1. – С. 26-37.
  11. Лушников А.М. История и методология юридической науки: учебное пособие. – Ярославль: ЯрГУ, 2015. – 68 с.
  12. Лушникова М.В. Функции права социального обеспечения // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2009. – № 3. – С. 95-99.
  13. Максименко В. Место юридической науки в системе гуманитарных наук // Социально-экономические аспекты современного развития России: сборник научных статей. – 2014. – С. 136-140.
  14. Медведев А.В. Роль принципов права социального обеспечения в реализации принципов российского права // Бизнес. Образование. Право. – 2016. – № 2. – С. 199-204.
  15. Медведев Е.В. Классификация функций права // История государства и права. – 2013. – № 6. – С. 6-10.
  16. Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2015. – 312 с. 13-26
  17. Недзелюк Т.Г. История и методология юридической науки: курс лекций. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. – 102 с.
  18. Осинцев Д.В. О некоторых проблемах определения предмета отрасли // Российский юридический журнал. – 2013. – № 1. – С. 71-87.
  19. Панкратова М.Е., Рашева Н.Ю. Право как динамическая структура: теоретическое осмысление системы права и правовой системы // Современное право. – 2013. – № 9. – С. 4-8.
  20. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К. Н Гусова. – М.: Проспект, 2013. – 640 с.
  21. Право социального обеспечения: учебник / под ред. Ю.П. Орловского. В 2-х т. Т 1. Общая часть. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 135 с.
  22. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 464 с.
  23. Тарасов А.С. Место принципов права в системе российского права // Академический юридический журнал. – 2015. – № 7. – С. 13-17.
  24. Трегубова Е.В. Дозволения и запреты как методы (средства) правового регулирования в российском праве // Административное и муниципальное право. – 2013. – № 10. – С. 986-997.
  25. Филиппова М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 382 с.
  26. Юрченко О.Ю. Правовое понимание термина «юридический факт» // Paradigmata poznani. – 2015. – № 4. – С. 121-124.

  1. Лушников А.М. История и методология юридической науки: учеб. – Ярославль: ЯрГУ, 2015. С. 10.

  2. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. С. 13.

  3. Недзелюк Т.Г. История и методология юридической науки: курс лекций. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. С. 9.

  4. Максименко В. Место юридической науки в системе гуманитарных наук // Социально-экономические аспекты современного развития России: сборник научных статей. – 2014. – С. 138.

  5. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебное пособие. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. С. 7.

  6. Филиппова М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. С. 12.

  7. Афтахова А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. С. 29.

  8. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К. Н Гусова. – М.: Проспект, 2013. С. 27-28.

  9. Филиппова М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. С. 13.

  10. Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. С. 21.

  11. Панкратова М.Е., Рашева Н.Ю. Право как динамическая структура: теоретическое осмысление системы права и правовой системы // Современное право. – 2013. – № 9. – С. 5.

  12. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: учебник для вузов. –5-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2013. С. 69.

  13. Осинцев Д.В. О некоторых проблемах определения предмета отрасли // Российский юридический журнал. – 2013. – № 1. – С. 72.

  14. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебное пособие. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. С. 59.

  15. Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2015. С. 23.

  16. Ст. 1 Федерального закона от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 11.03.2002, № 10, ст. 964.

  17. Право социального обеспечения: учебник / под ред. Ю.П. Орловского. В 2-х т. Т 1. Общая часть. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. С. 21-22.

  18. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебное пособие. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. С. 61.

  19. Афтахова А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. С. 42.

  20. Трегубова Е.В. Дозволения и запреты как методы (средства) правового регулирования в российском праве // Административное и муниципальное право. – 2013. – № 10. – С. 987-988.

  21. Право социального обеспечения: учебник / под ред. Ю.П. Орловского. В 2-х т. Т 1. Общая часть. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. С. 26.

  22. Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. С. 37.

  23. Ст. 72 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с внесенными в нее поправками Законами РФ № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ от 30.12.2008, № 2-ФКЗ от 05.02.2014, № 11-ФКЗ от 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1691.

  24. Юрченко О.Ю. Правовое понимание термина «юридический факт» // Paradigmata poznani. – 2015. – № 4. – С. 121-122.

  25. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К. Н Гусова. – М.: Проспект, 2013. С. 35.

  26. Ковтун З.Л. Об исследовании эффективности регулятивной функции права // Общество и право. – 2014. – № 4. – С. 35.

  27. Губайдуллин А.Р. Функции права и правовой системы общества // Ученые записки Казанского университета. – 2013. – № 155. – С. 28.

  28. Медведев Е.В. Классификация функций права // История государства и права. – 2013. – № 6. – С. 7.

  29. Ковтун З.Л. Об исследовании эффективности регулятивной функции права // Общество и право. – 2014. – № 4. – С. 36.

  30. Медведев Е.В. Классификация функций права // История государства и права. – 2013. – № 6. – С. 9.

  31. Филиппова М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. С . 33.

  32. Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. С. 26.

  33. Лушникова М.В. Функции права социального обеспечения // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2009. – № 3. – С. 95-99.

  34. Вопленко Н.Н., Рудковский А.В. Понятие и классификация принципов права // Ленинградский юридический журнал. – 2014. – № 4. – С. 36.

  35. Тарасов А.С. Место принципов права в системе российского права // Академический юридический журнал. – 2015. – № 7. – С. 13-14.

  36. Лесовая Т.С. Конкретизация принципов права как средство повышения степени определенности права // Российское правосудие. – 2017. – № 1. – С. 29.

  37. Ст. 2 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с внесенными в нее поправками Законами РФ № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ от 30.12.2008, № 2-ФКЗ от 05.02.2014, № 11-ФКЗ от 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, 31, ст. 4398.

  38. Ст. 18 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с внесенными в нее поправками Законами РФ № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ от 30.12.2008, № 2-ФКЗ от 05.02.2014, № 11-ФКЗ от 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, 31, ст. 4398.

  39. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебное пособие. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. С. 78.

  40. Ст. 39 Конституции Российской Федерации.

  41. Право социального обеспечения: учебник / под ред. Ю.П. Орловского. В 2-х т. Т 1. Общая часть. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. С. 91.

  42. Медведев А.В. Роль принципов права социального обеспечения в реализации принципов российского права // Бизнес. Образование. Право. – 2016. – № 2. – С. 199-204.

  43. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебное пособие. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. С. 81.