Файл: Функции и принципы отрасли права социального обеспечения (Концептуальные основы отрасли права социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Понятие и особенности предмета права социального обеспечения как отрасли права

Здесь необходимо пояснить, что к основному элементу системы права относится отрасль права, являющаяся наиболее широким объединением правовых норм, регулирующих все разнообразие конкретного вида общественных отношений. При этом отрасль права, в отличие от прочих элементов системы права, не разрывая в целом системной связи, обладает и относительной автономией, другими словами, она способна самостоятельно функционировать в системе права.[11]

Можно сказать, что отрасль права является систематизированной совокупностью основных норм, которые, образуя самостоятельную часть существующей системы права, регулируют собственным специфическим методом определенный (и при этом качественно своеобразный) вид отношений.[12] В частности, нормы права, которые регулируют вышеуказанные отношения по поводу социального обеспечения граждан, и образуют непосредственно отрасль права социального обеспечения.

При этом к основным общепризнанным критериям самостоятельности отраслей права, в том числе российского, относятся самостоятельный предмет правового регулирования, то есть особая область, сфера общественных отношений и метод правового регулирования – совокупность приемов, способов, средств воздействия права на эту группу общественных отношений, соответствующие их особому характеру. [13]

То есть указанные правоотношения и составляют предмет отрасли права социального обеспечения. При этом именно материальные социально-обеспечительные отношения граждан составляют основу, «ядро» предмета отрасли права социального обеспечения. Обусловлено это тем, что между гражданами и органами, которыми предоставляется социальное обеспечение, возникают конкретизированные отношения (связь) по поводу определенных видов обеспечения, установленных законодательством.[15] К данным видам социального обеспечения относятся, в частности:

- трудовые пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности;

- пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности, а также пенсии за выслугу лет, социальные пенсии;

- выплаты, которыми заменяются пенсии, либо дополняется их уровень, в частности, дополнительное пожизненное материальное обеспечение Героям России (ежемесячное)[16], пожизненное содержание судей и пр.;

- страховые пособия, которыми возмещается утрата заработка либо дохода, связанного с трудом (пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, по безработице);

- социальные пособия, которыми частично компенсируются повышенные расходы граждан, в частности, единовременные пособия по рождению ребенка, ежемесячные пособия по уходу за детьми до 1,5 лет и на детей до 18 лет, единовременное пособие на погребение и пр.;

- компенсационные выплаты, которые по предназначению схожи с пособиями, к примеру, лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-его возраста и пр.;

- социальное обслуживание, предоставляемые социальные услуги для инвалидов и престарелых,

- социальные преимущества льготы отдельным категориям граждан, которые указаны в законодательстве;

- государственная социальная помощь, которая оказывается малоимущим (одиноким гражданам и семьям), чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в данном регионе, и прочие виды социального обеспечения.[17]

Следует подчеркнуть, что указанные материальные социально-обеспечительные отношения существуют не сами по себе. Для их возникновения необходимо выражение воли гражданина на реализацию возникшего у него права (например, на пенсию). Для реализации этого пенсионного права гражданин обязан вступить в связь с соответствующим органом, изъявить собственную волю, выполнив законодательно предписанный порядок, то есть вступить с данным органом в установленную законом процедуру. И в этом случае по волеизъявлению лица возникают процедурные правоотношения.

То же происходит при нарушении прав гражданина на какой-то вид социального обеспечения. То есть для защиты нарушенного права лицу необходимо изъявить собственную волю, однако подчиняясь при этом уже специальным установленным законом правилам – процессуальным. Только в этом случае материальные отношения между гражданином, то есть конкретным лицом и соответствующим органом становятся действующими в реальной жизни.[18]

При этом процедурные, а также процессуальные отношения выступают в качестве производных от материальных отношений. Данные отношения также не могут существовать самостоятельно, сами по себе (без конкретного правообладателя и его внешне выраженной воли).[19]

1.2. Метод отрасли права социального обеспечения

Далее отметим, что метод отрасли права социального обеспечения является совокупностью юридических приемов, способов, которые используются соответствующими органами власти для наиболее оптимального и эффективного регулирования общественных отношений по социальному обеспечению. [21]

Выделяются такие особенности метода права социального обеспечения, как специфичность самих способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений; специфичность юридических фактов, которыми порождаются, изменяются, а также прекращаются правоотношения в сфере социального обеспечения; способы установления обязанностей и прав субъектов данных отношений; способы защиты нарушенных прав субъектов, а также способы обеспечения исполнения обязанностей субъектами, в том числе мера их ответственности; порядок разрешения споров между различными субъектами социально-обеспечительных отношений. [22]

В частности, специфика способов правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения заключается в сочетании централизованного и децентрализованного способов установления обязанностей и прав субъектов этих отношений. Конституцией РФ предусмотрено, что различные вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Другими словами, регулирование социально-обеспечительных отношений осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.[23]

Это происходит, например, посредством принятия законодательных актов в сфере социального обеспечения на каждом из уровней.

При этом в нормах права социального обеспечения содержатся обязанности, предписания, запреты, правомочия субъектов, участников соответствующих отношений.

Следует также отметить, что специфика прекращения отраслевых правоотношений заключается в том, что достаточным основанием для прекращения является наличие единичного юридического факта – события, к примеру, смерти получателя какого-то вида социального обеспечения.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ И ПРИНЦИПОВ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. Специфика функций отрасли права социального обеспечения

2.2. Основные принципы отрасли права социального обеспечения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, тем, что проблематика развития науки, научного знания всегда была и на современном этапе остается одной из ключевых проблем человеческого общества. Актуальность же данной проблемы, в свою очередь, объяснить можно тем, что рост научного знания, его обогащение – основополагающий фактор развития нашей культуры и в целом цивилизации, базисный показатель основных тенденций прогресса науки, в том числе науки юридической. Формирование нового знания имеет довольно широкое научно-теоретическое, мировоззренческое, практическое значение.

Достаточно явное преобладание среди общественных форм сознания проблем науки, обосновать можно ее ведущей ролью в сегодняшней социальной жизни общества. При этом современная наука изменяется в сторону колоссального усложнения, ускоренной динамики, наращивания технического потенциала.

Без науки, а также ее открытий, человечеству не удалось бы достичь тех высот, которые мы наблюдаем в настоящее время. И на сегодняшний день в различных областях науки продолжает идти множество исследований, направленных, в частности, на разработку еще большего количества методов познания окружающего мира и упрощения жизни людей.

При этом, говоря о юридической науке и в ее рамках праве социального обеспечения, отметим, что социально-политическая и правовая мысль сосредоточена всегда на вечном: природе, сущности государства и права, их взаимосвязи, роли права в построении гражданского общества и правового государства, способов, форм организации и управления, роли групп и личности, их правах, взаимоотношениях общества, человека и государства и пр.

На современном этапе внимание специалистов и всего общества направлено на такие актуальные для российских условий проблемы, как проблематика формирования и укрепления правового социального государства, демократизация и модернизация общества, укрепление общественной дисциплины и пр.

При этом в общественных отношениях сегодня нет сферы, в которой бы не возникали те или иные правоотношения. В частности, правоотношения возникают во всех областях социальной и культурной жизни, экономики. Процесс «нормирования» практически всех сфер жизнедеятельности личности, ее отношений – это сегодняшняя реальность человеческого бытия, его неотъемлемая часть, несмотря на декларирование свободы в качестве естественного, основного права каждого человека. И достаточно трудно обнаружить хотя бы один аспект той или иной деятельности человека, который бы не регулировался социальной или правовой нормой.


Значимость глубокого изучения основ отрасли права социального обеспечения обусловлена и тем, что современное правовое государство для того, чтобы стать действительно социальным, стремится обеспечить каждому из его граждан достойные условия существования, социальную защищенность, равенство жизненных шансов.

Вместе с тем правовое государство призвано развивать не только высшие социальные ценности общества: гуманизм, демократию, справедливость, но также стать практическим инструментом, который бы обеспечивал реализацию гражданами собственных прав, и их защиту в случае нарушения. Именно правами человека и гражданина определяются смысл, содержание, а также применение законов в различных сферах. Вкупе с вышеизложенным это подтверждает, на наш взгляд, значимость и актуальность темы данной работы.

Объект исследования: право социального обеспечения как отрасль системы российского права.

Предмет исследования: сущностные особенности функций и принципов отрасли права социального обеспечения.

Цель исследования заключается в анализе основных функций и принципов отрасли права социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели определены были следующие задачи:

- рассмотреть понятие и выделить особенности предмета права социального обеспечения как отрасли права;

- изучить особенности метода отрасли права социального обеспечения;

- выявить специфику функций отрасли права социального обеспечения;

- проанализировать основные принципы отрасли права социального обеспечения.

Методы исследования: в соответствии со спецификой цели, задач и предмета изучения использованы были разные методы исследования, среди которых диалекᴛᴎческᴎй, логический, метод описания и общения, аналитический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический и пр.

Степень научной разработанности темы. Различные аспекты юридической науки в целом и права социального обеспечения в частности на сегодняшний день достаточно широко освещены в отечественной правовой литературе, однако недостаточно внимания в ней уделяется непосредственно принципам права социального обеспечения. Общетеоретической основой исследования послужили Конституция РФ, учебная и научная литература, в частности, труды таких правоведов, юристов, как А.В. Афтахова, А.И. Балашов, Н.Н. Вопленко, В.П. Галаганов, И.В. Григорьев, К.Н. Гусов, З.Л. Ковтун, Т.С. Лесовая, М.В. Лушникова, А.В. Медведев, Т.К. Миронова, Т.Г. Недзелюк, Ю.П. Орловский, Д.В. Осинцев, М.Е. Панкратова, В.М. Сырых, А.С. Тарасов, Е.В. Трегубова и пр.


Структура исследования: данная работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы работы, обозначается предмет и объект исследования и ставятся задачи, требующие решения в рамках данного исследования; двух глав, заключения, в котором подводятся итоги исследования, и списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Понятие и особенности предмета права социального обеспечения как отрасли права

Начать следует с того, что развитие юридической науки, как и некоторых других, насчитывает не одну тысячу лет, однако на ранних своих этапах юридическое знание представляло собой философские воззрения политико-правового характера, поскольку, не являясь в то время самостоятельной областью знаний, сливалось с общей философией, либо сводилось к практическим советам в управлении государством. И только со временем, в системе философского знания обособилась философия права, предметом которой стало исследование государственно-правовой стороны общественной жизни, а затем в период Нового времени (XVII-XIX вв.) произошло становление юридической науки как таковой. Именно в данный период юридическая наука окончательно отделяется от философии и богословия, и помимо истории и общей теории права начинают развиваться отраслевые науки (уголовное право, государственное право и пр.). [1]

Как и другие науки, юридическая наука является сферой деятельности людей по производству (выработке) определенных научных знаний – юридических. Правовая (юридическая) наука является в целом большой совокупностью знаний о государстве и праве, которые были накоплены обществом за всю его историю. Специалистами выделяются три основные сферы правовой науки: знания о современных государстве и праве, способах и закономерностях их функционирования и развития; исторические знания; историю самой правовой науки в многообразии присущих ей правовых и политических теорий, доктрин, концепций, идеологий.[2]


Следует отметить, что сегодня объект юридической науки составляют общественные отношения, которые связаны с двумя важнейшими социальными институтами – правом и государством. Эти общественные отношения в той или иной степени изучаются всеми юридическими дисциплинами. Соответственно, предметом юридической науки в целом выступают общественные отношения, которые связаны с формированием и функционированием государственно-правовой материи, а также общественные отношения, которые являются предметом правового регулирования отраслей права. Этот предмет, в свою очередь, подразделяется на элементы – предметы соответствующих юридических наук.[3]

То есть можно сказать, что представителями юридической науки ведется поиск знаний в области права и государства. Теоретиков подобного поиска называют правоведами. А те специалисты, которые готовятся к применению данных знаний на практике, называются юристами, область же их знаний называется юриспруденцией.

При этом как определенная система знаний юридическая наука состоит из совокупности юридических наук (юридических дисциплин), изучающих отдельные аспекты государства и права. Существует несколько классификаций данных наук, но наиболее распространенной является классификация, выделяющая три основные группы наук, состоящие, в свою очередь, из ряда отраслей. В частности, в зависимости от предмета исследования выделяются:

- юридические науки исторического и теоретического (теоретико-правового) профиля (теория права и государства, история политических, правовых учений и пр.);

- отраслевые юридические науки (трудовое право, административное, гражданское, конституционное, уголовное право и пр.);

- специальные юридические науки или прикладные (криминалистика, правовая статистика, криминология, судебная психиатрия и пр.).[4]

Что касается непосредственно права социального обеспечения, то правовое регулирование отношений по поводу социального обеспечения можно встретить уже в таких древних источниках права, как Законы Ману (II в. до н. э.); Законы XII таблиц (450 г. до н. э.); Пандекты Юстиниана (533-528 гг. до н.э.) и пр.[5]

Необходимо пояснить, что социальное обеспечение является частью социальной защиты населения, которую следует рассматривать, в свою очередь, в качестве гарантированной системы экономических, организационных и правовых мер государства в отношении нетрудоспособных и трудоспособных граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации, самостоятельное преодоление которой невозможно, направленной на социальное обеспечение данных граждан, оказание им социальной поддержки и помощи в соответствии с принятыми социальными стандартами, в разных формах и в законодательно установленном порядке.[6]


А государственное социальное обеспечение является гарантированной системой материального обеспечения граждан (в натуральной или денежной форме) по достижении ими определенного возраста, а также в случае потери кормильца, инвалидности, временной нетрудоспособности, утраты трудового заработка, дохода, воспитания детей и в прочих специально оговоренных законом случаях; охраны здоровья указанных граждан, осуществляемой за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, которые формируются за счет страховых взносов (то есть единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в законодательно установленном порядке.[7]

При этом социальное обеспечение состоит из следующих групп общественных отношений:

- отношения по поводу формирования финансовых средств, которые направляются на социальное обеспечение;

- отношения по поводу организации управления социальным обеспечением;

- отношения по предоставлению гражданам соответствующих форм и видов обеспечения за счет специальных денежных средств, которые выделяются на данные цели.[8]

Следует отметить, что как наука право социального обеспечения выступает в качестве составной части юридической науки, которая специализируется на кодификации, систематизации правовых норм, которыми регулируются различные вопросы социального обеспечения, исследовании эффективности данных норм, обеспечении высокого уровня социальной защиты населения, планировании и разработки новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

А как самостоятельная отрасль права (то есть система правовых норм), право социального обеспечения является отраслью права, регулирующей совокупность общественных отношений в сфере социального обеспечения между соответствующими органами и гражданами, то есть по поводу предоставления отдельным категориям лиц социального обеспечения.[9]

Также можно сказать, что нормами права социального обеспечения регулируются отношения, складывающиеся между гражданами и компетентными органами и прочими субъектами, уполномоченными государством, по предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения, а также процедурные отношения по установлению юридических фактов и соблюдению правил реализации прав граждан на социальное обеспечение и разрешению возникающих в данной сфере споров.[10]