Файл: Функции и принципы отрасли права социального обеспечения (Концептуальные основы отрасли права социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Понятие и особенности предмета права социального обеспечения как отрасли права

Здесь необходимо пояснить, что к основному элементу системы права относится отрасль права, являющаяся наиболее широким объединением правовых норм, регулирующих все разнообразие конкретного вида общественных отношений. При этом отрасль права, в отличие от прочих элементов системы права, не разрывая в целом системной связи, обладает и относительной автономией, другими словами, она способна самостоятельно функционировать в системе права.[11]

Можно сказать, что отрасль права является систематизированной совокупностью основных норм, которые, образуя самостоятельную часть существующей системы права, регулируют собственным специфическим методом определенный (и при этом качественно своеобразный) вид отношений.[12] В частности, нормы права, которые регулируют вышеуказанные отношения по поводу социального обеспечения граждан, и образуют непосредственно отрасль права социального обеспечения.

При этом к основным общепризнанным критериям самостоятельности отраслей права, в том числе российского, относятся самостоятельный предмет правового регулирования, то есть особая область, сфера общественных отношений и метод правового регулирования – совокупность приемов, способов, средств воздействия права на эту группу общественных отношений, соответствующие их особому характеру. [13]

То есть указанные правоотношения и составляют предмет отрасли права социального обеспечения. При этом именно материальные социально-обеспечительные отношения граждан составляют основу, «ядро» предмета отрасли права социального обеспечения. Обусловлено это тем, что между гражданами и органами, которыми предоставляется социальное обеспечение, возникают конкретизированные отношения (связь) по поводу определенных видов обеспечения, установленных законодательством.[15] К данным видам социального обеспечения относятся, в частности:

- трудовые пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности;

- пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности, а также пенсии за выслугу лет, социальные пенсии;

- выплаты, которыми заменяются пенсии, либо дополняется их уровень, в частности, дополнительное пожизненное материальное обеспечение Героям России (ежемесячное)[16], пожизненное содержание судей и пр.;

- страховые пособия, которыми возмещается утрата заработка либо дохода, связанного с трудом (пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, по безработице);

- социальные пособия, которыми частично компенсируются повышенные расходы граждан, в частности, единовременные пособия по рождению ребенка, ежемесячные пособия по уходу за детьми до 1,5 лет и на детей до 18 лет, единовременное пособие на погребение и пр.;

- компенсационные выплаты, которые по предназначению схожи с пособиями, к примеру, лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-его возраста и пр.;

- социальное обслуживание, предоставляемые социальные услуги для инвалидов и престарелых,

- социальные преимущества льготы отдельным категориям граждан, которые указаны в законодательстве;

- государственная социальная помощь, которая оказывается малоимущим (одиноким гражданам и семьям), чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в данном регионе, и прочие виды социального обеспечения.[17]

Следует подчеркнуть, что указанные материальные социально-обеспечительные отношения существуют не сами по себе. Для их возникновения необходимо выражение воли гражданина на реализацию возникшего у него права (например, на пенсию). Для реализации этого пенсионного права гражданин обязан вступить в связь с соответствующим органом, изъявить собственную волю, выполнив законодательно предписанный порядок, то есть вступить с данным органом в установленную законом процедуру. И в этом случае по волеизъявлению лица возникают процедурные правоотношения.

То же происходит при нарушении прав гражданина на какой-то вид социального обеспечения. То есть для защиты нарушенного права лицу необходимо изъявить собственную волю, однако подчиняясь при этом уже специальным установленным законом правилам – процессуальным. Только в этом случае материальные отношения между гражданином, то есть конкретным лицом и соответствующим органом становятся действующими в реальной жизни.[18]

При этом процедурные, а также процессуальные отношения выступают в качестве производных от материальных отношений. Данные отношения также не могут существовать самостоятельно, сами по себе (без конкретного правообладателя и его внешне выраженной воли).[19]

1.2. Метод отрасли права социального обеспечения

Далее отметим, что метод отрасли права социального обеспечения является совокупностью юридических приемов, способов, которые используются соответствующими органами власти для наиболее оптимального и эффективного регулирования общественных отношений по социальному обеспечению. [21]

Выделяются такие особенности метода права социального обеспечения, как специфичность самих способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений; специфичность юридических фактов, которыми порождаются, изменяются, а также прекращаются правоотношения в сфере социального обеспечения; способы установления обязанностей и прав субъектов данных отношений; способы защиты нарушенных прав субъектов, а также способы обеспечения исполнения обязанностей субъектами, в том числе мера их ответственности; порядок разрешения споров между различными субъектами социально-обеспечительных отношений. [22]

В частности, специфика способов правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения заключается в сочетании централизованного и децентрализованного способов установления обязанностей и прав субъектов этих отношений. Конституцией РФ предусмотрено, что различные вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Другими словами, регулирование социально-обеспечительных отношений осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.[23]

Это происходит, например, посредством принятия законодательных актов в сфере социального обеспечения на каждом из уровней.

При этом в нормах права социального обеспечения содержатся обязанности, предписания, запреты, правомочия субъектов, участников соответствующих отношений.

Следует также отметить, что специфика прекращения отраслевых правоотношений заключается в том, что достаточным основанием для прекращения является наличие единичного юридического факта – события, к примеру, смерти получателя какого-то вида социального обеспечения.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ И ПРИНЦИПОВ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. Специфика функций отрасли права социального обеспечения

2.2. Основные принципы отрасли права социального обеспечения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ И ПРИНЦИПОВ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. Специфика функций отрасли права социального обеспечения

Здесь необходимо, прежде всего, отметить, что сущность и социальное назначение права проявляются, главным образом, в его функциях. При этом функции права являются основными направлениями его воздействия на общественные отношения и поведение людей, которые вытекают из его сущности. Они имеют постоянный характер, а также общесоциальную направленность. При этом авторами отмечается, что вследствие того, что функции права являются направлениями правового воздействия на общественные отношения, вне предмета правового регулирования они проявляться не могут.[26]

Необходимо также отметить, что в функциях права отражение находят основные потребности общественного развития. Эти функции выступают следствием законодательной политики, концентрируя в себе соответствующие потребности и трансформируя их в позитивное право, общественные интересы, публичные обязанности. Вместе с тем следует учитывать, что при изменении, увеличении общественных интересов меняются, расширяются и функции права. Также и при уменьшении этих потребностей это в большинстве своем отражается на функциях права.[27]

Посредством функций осуществляются те задачи, которые ставятся перед правом, прежде всего, как социальным институтом. Функции права в современной правовой доктрине классифицируют по различным основаниям (критериям). В отечественной юриспруденции, согласно одной из классификаций, функции права подразделяются на:

- общесоциальные и правовые (специально-юридические);

- основные и вспомогательные;

- основные и производные;

- общеправовые, межотраслевые и отраслевые, а также функции правовых институтов, функции норм права.

Также подразделяют функции права по видам в зависимости от направления воздействия права либо его отраслей на общественные отношения (сознание, волю, поведение людей). А в зависимости от стоящих перед правом основных задач функции права подразделяются на охранительную и регулятивную. При этом данные функции признаются всеми авторами основными, важнейшими функциями права. [28]


Говоря о регулятивной функции права, отметим, что сущность данной функции заключается в упорядочении, регулировании общественных отношений, а также установлении такого состояния эти отношений, которое продиктовано важнейшими общественными интересами на конкретном этапе его развития. Интересы общества аккумулируются и выражаются, прежде всего, законодательными (представительными) органами государственной власти, которые избираются большинством взрослого населения страны.

Также следует отметить, что реализация данной функции происходит, как правило, посредством закрепления соответствующих прав и обязанностей (то есть правил поведения), и средств их реализации в различных нормативно- правовых актах.

При этом регулятивная функция права рядом авторов разграничивается на: регулятивно-статическую (подразумевается закрепление неизменных общественных институтов, в рамках которых и происходит реализация права) функцию права; и регулятивно-динамическую (подразумевает закрепление норм, которыми регулируются какие-либо процедуры) функцию права.[29]

Что касается охранительной функции права, здесь необходимо пояснить, что сущность данной функции заключается в охране установленных общественных отношений от разного рода посягательств на них правонарушителями. Осуществляется эта функция, как правило, посредством принятия и применения запрещающих норм, предусматривающих юридическую ответственность за нарушение правовых запретов. Формами осуществления данной функции права выступать могут: установление запретов, обязанностей, приостановлений, а также мер пресечения и мер принуждения; фиксация ряда негативных санкций и пр.[30]

Следует подчеркнуть, что охранительная и регулятивная функции права находятся в тесном взаимодействии, дополняя друг друга, обеими этими функциями вносится определенный вклад в упорядочение и укрепление социальных связей.

Далее отметим, что сущность и содержание любой из отраслей права свое выражение находит именно в функциях. При этом функции отрасли права социального обеспечения вытекают из его социального назначения. Соответственно, функции права социального обеспечения являются основными направлениями правового регулирования общественных отношений, которые складываются по поводу распределения социальных благ и услуг лицам, нуждающимся в социальной защите.[31]

По мнению ряда исследователей, праву социального обеспечения присущи такие функции, как экономическая, социальная (или социально-реабилитационная), политическая, демографическая. Также ими выделяются воспитательная и информационная функции данной отрасли.[32] Однако данные функции – общеправовые и проявляются они в различной степени во всех материальных отраслях права.


На наш взгляд, более точной является точка зрения, согласно которой к специфическим функциям отрасли права социального обеспечения следует отнести функции, отражающие индивидуальные (то есть частные) интересы физических лиц (или семей), которые получают социальные блага, а также интересы государства (и общества в целом) – публичные интересы.

В частности, в первом случае подразумевается функция социальной защиты лиц в тех случаях, которые вызваны причинами утраты заработка, дохода, нуждаемости посредством компенсации, минимизации материальных потерь, а также социально-значимых расходов в натуральной и денежной формах, а также в форме социальных льгот. То есть речь здесь идет, по сути, об обеспечении нуждающихся лиц пенсиями, социальными услугами, пособиями, о предоставлении определенных социальных льгот. Данная функция называется специалистами защитно-компенсационной.

А во втором случае подразумевается функция социальной адаптации и реабилитации, которой обеспечивается социальная интеграция в общество указанных лиц. То есть при помощи системы социально-обеспечительных мер приспосабливаются, адаптируются лица к новым для них условиям жизнедеятельности, они интегрируются, включаются в определенные общественные процессы (например, трудовую и другую общественно-полезную деятельность); обеспечивается определение ребенка на воспитание в приемную семью; создаются инвалидам равные с остальными гражданами возможности участия в общественной жизни и пр. Данная функция направлена, прежде всего, на защиту от социального отторжения членов общества, которые нуждаются в социальном обеспечении.[33]

Таким образом, помимо общеправовых функций, право социального обеспечения имеет такие важнейшие специфические функции, присущие исключительно данной отрасли права, как защитно-компенсационная и социально-адаптационная (реабилитационная, интеграционная).

Необходимо подчеркнуть взаимосвязь, а также взаимозависимость указанных функций, то есть государству следует обеспечивать оптимальный баланс данных функций права социального обеспечения.

2.2. Основные принципы отрасли права социального обеспечения

Следует отметить, что в широком смысле принципы права являются руководящими идеями, характеризующими сущность, содержание права и его назначение в обществе. Принципами права, с одной стороны, выражаются важнейшие закономерности права, тогда как с другой стороны они выступают наиболее общими нормами, действующими во всей сфере правового регулирования, и распространяющимися на всех субъектов.[34] Данные нормы или прямо сформулированы в законе, или же выводятся из общего смысла этих законов.


То есть принципы права являются выраженными в праве исходными началами, основными положениями, определяющими единство права, а также существенные черты содержания права и общую направленность развития правовых норм в рамках всей системы права или же отдельных отраслей.

Также можно сказать, что принципами права, выступающими руководящими для законодателя идеями, определяются пути совершенствования тех или иных правовых норм. В сущности, принципы права являются своего рода связующим звеном между правовой системой и закономерностями функционирования, развития общества. Благодаря им происходит адаптация правовой системы к важнейшим потребностям и интересам общества и отдельного человека, правовая система становится совместимой с ними.[35]

Как правило, принципами регулируются общественные отношения в том случае, если они не урегулированы конкретной нормой права. То есть они применяются при наличии пробелов в законодательстве и необходимости в применении аналогии права. При этом принципы права подразделяют на общеправовые принципы (то есть свойственные праву в целом), отраслевые (свойственные отдельным отраслям) и межотраслевые (свойственные группе смежных отраслей).

Проанализировав соответствующую литературу, представим признанные в отечественной правовой науке правовые принципы. В частности, к ним относятся: принцип справедливости; принцип законности; принцип юридического равенства (или всеобщности правосубъектности); принцип ответственности за вину; принцип гуманизма; принцип социальной свободы; принцип объективной истины; принцип взаимной ответственности личности и государства; принцип единства прав и обязанностей и пр.[36]

Можно заключить также, что данными (общеправовыми) принципами предопределяется содержание конституционных прав гражданина и его отраслевых прав; оказывается регулирующее воздействие на любые сферы общественных отношений. При этом они носят универсальный характер.

В частности, принципом справедливости в наибольшей степени выражается общесоциальная сущность права, а также стремление к поиску компромисса между личностью и обществом, гражданами и государством, между участниками правовых связей. Справедливость требует, помимо прочего, соответствия между действиями и социальными последствиями данных действий. Соразмерны должны быть преступление и наказание, труд и его оплата, нанесение вреда и возмещение причиненного вреда. Законами отражается эта соразмерность в том случае, если они отвечают принципу справедливости.


А принципом уважения прав человека отражается тот факт, что прирожденные, естественные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы. Согласно Конституции РФ, человек, его свободы и права являются высшей ценностью[37],они являются непосредственно действующими, ими определяются смысл, содержание, применение законов, а также деятельность исполнительной и законодательной власти и местного самоуправления.[38]

Вследствие отсутствия общего кодифицированного акта, которым бы регулировались социально-обеспечительные отношения, невозможным становится четкое выделение принципов права социального обеспечения, потому данные принципы выводятся из текущего отраслевого законодательства.

Исследователями отмечается, что к основным принципам отрасли права социального обеспечения относятся следующие принципы: всеобщность социального обеспечения; многообразие видов социального обеспечения; охрана уровня жизни и здоровья граждан; солидарность; финансирование расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов (то есть единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета; справедливость при распределении благ; создание максимальных удобств для граждан при реализации ими своего права на социальное обеспечение.[39]

В частности, принцип всеобщности социального обеспечения свое выражение находит в нормах Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на гарантированное социальное обеспечение. То есть данный принцип подразумевает, что никто не должен и не может находиться вне пределов социального обеспечения.[40] При этом следует учитывать, что объем прав конкретного лица зависит от разных обстоятельств, которые установлены в законодательстве.

Что касается принципа многообразия видов социального обеспечения, то данный принцип подразумевает учет всех существующих форм социального обеспечения в натуральном и денежном выражении. В частности, социальные и трудовые пенсии, социальные и страховые пособия, а также компенсационные выплаты выдаваться получателям должны исключительно в денежном эквиваленте. Тогда как натуральные выдачи предоставляться гражданам должны в таких видах социального обеспечения, как социальные услуги; лечение, медицинская помощь; санаторно-курортное лечение; диетическое и лечебное питание; оздоровление детей в летний период и пр.[41]