Файл: Функции и принципы отрасли права социального обеспечения (Концептуальные основы отрасли права социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Понятие и особенности предмета права социального обеспечения как отрасли права

Здесь необходимо пояснить, что к основному элементу системы права относится отрасль права, являющаяся наиболее широким объединением правовых норм, регулирующих все разнообразие конкретного вида общественных отношений. При этом отрасль права, в отличие от прочих элементов системы права, не разрывая в целом системной связи, обладает и относительной автономией, другими словами, она способна самостоятельно функционировать в системе права.[11]

Можно сказать, что отрасль права является систематизированной совокупностью основных норм, которые, образуя самостоятельную часть существующей системы права, регулируют собственным специфическим методом определенный (и при этом качественно своеобразный) вид отношений.[12] В частности, нормы права, которые регулируют вышеуказанные отношения по поводу социального обеспечения граждан, и образуют непосредственно отрасль права социального обеспечения.

При этом к основным общепризнанным критериям самостоятельности отраслей права, в том числе российского, относятся самостоятельный предмет правового регулирования, то есть особая область, сфера общественных отношений и метод правового регулирования – совокупность приемов, способов, средств воздействия права на эту группу общественных отношений, соответствующие их особому характеру. [13]

То есть указанные правоотношения и составляют предмет отрасли права социального обеспечения. При этом именно материальные социально-обеспечительные отношения граждан составляют основу, «ядро» предмета отрасли права социального обеспечения. Обусловлено это тем, что между гражданами и органами, которыми предоставляется социальное обеспечение, возникают конкретизированные отношения (связь) по поводу определенных видов обеспечения, установленных законодательством.[15] К данным видам социального обеспечения относятся, в частности:

- трудовые пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности;

- пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности, а также пенсии за выслугу лет, социальные пенсии;

- выплаты, которыми заменяются пенсии, либо дополняется их уровень, в частности, дополнительное пожизненное материальное обеспечение Героям России (ежемесячное)[16], пожизненное содержание судей и пр.;

- страховые пособия, которыми возмещается утрата заработка либо дохода, связанного с трудом (пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, по безработице);

- социальные пособия, которыми частично компенсируются повышенные расходы граждан, в частности, единовременные пособия по рождению ребенка, ежемесячные пособия по уходу за детьми до 1,5 лет и на детей до 18 лет, единовременное пособие на погребение и пр.;

- компенсационные выплаты, которые по предназначению схожи с пособиями, к примеру, лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-его возраста и пр.;

- социальное обслуживание, предоставляемые социальные услуги для инвалидов и престарелых,

- социальные преимущества льготы отдельным категориям граждан, которые указаны в законодательстве;

- государственная социальная помощь, которая оказывается малоимущим (одиноким гражданам и семьям), чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в данном регионе, и прочие виды социального обеспечения.[17]

Следует подчеркнуть, что указанные материальные социально-обеспечительные отношения существуют не сами по себе. Для их возникновения необходимо выражение воли гражданина на реализацию возникшего у него права (например, на пенсию). Для реализации этого пенсионного права гражданин обязан вступить в связь с соответствующим органом, изъявить собственную волю, выполнив законодательно предписанный порядок, то есть вступить с данным органом в установленную законом процедуру. И в этом случае по волеизъявлению лица возникают процедурные правоотношения.

То же происходит при нарушении прав гражданина на какой-то вид социального обеспечения. То есть для защиты нарушенного права лицу необходимо изъявить собственную волю, однако подчиняясь при этом уже специальным установленным законом правилам – процессуальным. Только в этом случае материальные отношения между гражданином, то есть конкретным лицом и соответствующим органом становятся действующими в реальной жизни.[18]

При этом процедурные, а также процессуальные отношения выступают в качестве производных от материальных отношений. Данные отношения также не могут существовать самостоятельно, сами по себе (без конкретного правообладателя и его внешне выраженной воли).[19]

1.2. Метод отрасли права социального обеспечения

Далее отметим, что метод отрасли права социального обеспечения является совокупностью юридических приемов, способов, которые используются соответствующими органами власти для наиболее оптимального и эффективного регулирования общественных отношений по социальному обеспечению. [21]

Выделяются такие особенности метода права социального обеспечения, как специфичность самих способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений; специфичность юридических фактов, которыми порождаются, изменяются, а также прекращаются правоотношения в сфере социального обеспечения; способы установления обязанностей и прав субъектов данных отношений; способы защиты нарушенных прав субъектов, а также способы обеспечения исполнения обязанностей субъектами, в том числе мера их ответственности; порядок разрешения споров между различными субъектами социально-обеспечительных отношений. [22]

В частности, специфика способов правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения заключается в сочетании централизованного и децентрализованного способов установления обязанностей и прав субъектов этих отношений. Конституцией РФ предусмотрено, что различные вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Другими словами, регулирование социально-обеспечительных отношений осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.[23]

Это происходит, например, посредством принятия законодательных актов в сфере социального обеспечения на каждом из уровней.

При этом в нормах права социального обеспечения содержатся обязанности, предписания, запреты, правомочия субъектов, участников соответствующих отношений.

Следует также отметить, что специфика прекращения отраслевых правоотношений заключается в том, что достаточным основанием для прекращения является наличие единичного юридического факта – события, к примеру, смерти получателя какого-то вида социального обеспечения.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ И ПРИНЦИПОВ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. Специфика функций отрасли права социального обеспечения

2.2. Основные принципы отрасли права социального обеспечения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Здесь необходимо пояснить, что к основному элементу системы права относится отрасль права, являющаяся наиболее широким объединением правовых норм, регулирующих все разнообразие конкретного вида общественных отношений. При этом отрасль права, в отличие от прочих элементов системы права, не разрывая в целом системной связи, обладает и относительной автономией, другими словами, она способна самостоятельно функционировать в системе права.[11]

Можно сказать, что отрасль права является систематизированной совокупностью основных норм, которые, образуя самостоятельную часть существующей системы права, регулируют собственным специфическим методом определенный (и при этом качественно своеобразный) вид отношений.[12] В частности, нормы права, которые регулируют вышеуказанные отношения по поводу социального обеспечения граждан, и образуют непосредственно отрасль права социального обеспечения.

При этом к основным общепризнанным критериям самостоятельности отраслей права, в том числе российского, относятся самостоятельный предмет правового регулирования, то есть особая область, сфера общественных отношений и метод правового регулирования – совокупность приемов, способов, средств воздействия права на эту группу общественных отношений, соответствующие их особому характеру. [13]

Соответственно, тогда как предметом определяется сфера правового регулирования, методом определяются средства данного регулирования. При этом в качестве дополнительных критериев рассматривается в юридической литературе наличие самостоятельных, особых функций отрасли права, что связывается с ее положением элемента общей российской системы права, а также общих положений (так называемой Общей части), которые свидетельствуют о юридической однородности составляющих данную отрасль правовых норм и институтов.

И право социального обеспечения в качестве самостоятельной правовой отрасли в полной мере, на наш взгляд, отвечает данным критериям. В частности, результатом воздействия права социального обеспечения на те общественные отношения, которые составляют его предмет, является складывание системы правоотношений, характеризующейся определенным единством.

Следует также отметить, что к характерным признакам социально-обеспечительных отношений, которые присущи исключительно предмету отрасли права социального обеспечения, относят:


- отношения по социальному обеспечению граждан в натуральной и денежной формах (то есть материальные социально-обеспечительные отношения);

- отношения по поводу установления юридических фактов (так называемые процедурные отношения);

- отношения, складывающиеся по поводу защиты права на определенный вид социального обеспечения, возникающие, как правило, в ходе реализации права на социальное обеспечение (то есть процессуальные отношения).[14]

То есть указанные правоотношения и составляют предмет отрасли права социального обеспечения. При этом именно материальные социально-обеспечительные отношения граждан составляют основу, «ядро» предмета отрасли права социального обеспечения. Обусловлено это тем, что между гражданами и органами, которыми предоставляется социальное обеспечение, возникают конкретизированные отношения (связь) по поводу определенных видов обеспечения, установленных законодательством.[15] К данным видам социального обеспечения относятся, в частности:

- трудовые пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности;

- пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности, а также пенсии за выслугу лет, социальные пенсии;

- выплаты, которыми заменяются пенсии, либо дополняется их уровень, в частности, дополнительное пожизненное материальное обеспечение Героям России (ежемесячное)[16], пожизненное содержание судей и пр.;

- страховые пособия, которыми возмещается утрата заработка либо дохода, связанного с трудом (пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, по безработице);

- социальные пособия, которыми частично компенсируются повышенные расходы граждан, в частности, единовременные пособия по рождению ребенка, ежемесячные пособия по уходу за детьми до 1,5 лет и на детей до 18 лет, единовременное пособие на погребение и пр.;

- компенсационные выплаты, которые по предназначению схожи с пособиями, к примеру, лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-его возраста и пр.;

- социальное обслуживание, предоставляемые социальные услуги для инвалидов и престарелых,

- социальные преимущества льготы отдельным категориям граждан, которые указаны в законодательстве;

- государственная социальная помощь, которая оказывается малоимущим (одиноким гражданам и семьям), чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в данном регионе, и прочие виды социального обеспечения.[17]


Следует подчеркнуть, что указанные материальные социально-обеспечительные отношения существуют не сами по себе. Для их возникновения необходимо выражение воли гражданина на реализацию возникшего у него права (например, на пенсию). Для реализации этого пенсионного права гражданин обязан вступить в связь с соответствующим органом, изъявить собственную волю, выполнив законодательно предписанный порядок, то есть вступить с данным органом в установленную законом процедуру. И в этом случае по волеизъявлению лица возникают процедурные правоотношения.

То же происходит при нарушении прав гражданина на какой-то вид социального обеспечения. То есть для защиты нарушенного права лицу необходимо изъявить собственную волю, однако подчиняясь при этом уже специальным установленным законом правилам – процессуальным. Только в этом случае материальные отношения между гражданином, то есть конкретным лицом и соответствующим органом становятся действующими в реальной жизни.[18]

При этом процедурные, а также процессуальные отношения выступают в качестве производных от материальных отношений. Данные отношения также не могут существовать самостоятельно, сами по себе (без конкретного правообладателя и его внешне выраженной воли).[19]

1.2. Метод отрасли права социального обеспечения

Как было отмечено выше, важнейшим критерием разграничения отраслей права выступает, метод правового регулирования, под которым подразумеваются определенные способы, приемы и средства воздействия права на общественные отношения. То есть методом права социального обеспечения определяются средства регулирования общественных отношений, которые возникают в одноименной сфере.

Следует заметить, что любой отраслью российского права используются в качестве средств правового регулирования такие юридические возможности, как предписание, запрет и дозволение, составляющие в совокупности содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

В частности, под предписаниями подразумевается возложение прямых юридических обязанностей на совершение тех или иных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой. Что касается запретов, то фактически они являются также предписаниями, однако другого характера, а именно подразумевающими возложение юридической обязанности не совершать определенные действия в условиях, которые предусмотрены правовой нормой, причем под угрозой применения мер административного или дисциплинарного принуждения.


А под дозволениями подразумевается юридическое разрешение на совершение в условиях, предусмотренных правовой нормой, тех или иных действий или воздержание по своему усмотрению от их совершения.[20]Данные средства используются с учетом специфики предмета отрасли. К примеру, для уголовного права более характерными являются запреты, тогда как для гражданского, административного, трудового права и, собственно, права социального обеспечения – предписания и дозволения. Но это не означает, что этими отраслями не используются другие правовые средства, хоть и в меньшем объеме.

Далее отметим, что метод отрасли права социального обеспечения является совокупностью юридических приемов, способов, которые используются соответствующими органами власти для наиболее оптимального и эффективного регулирования общественных отношений по социальному обеспечению. [21]

Выделяются такие особенности метода права социального обеспечения, как специфичность самих способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений; специфичность юридических фактов, которыми порождаются, изменяются, а также прекращаются правоотношения в сфере социального обеспечения; способы установления обязанностей и прав субъектов данных отношений; способы защиты нарушенных прав субъектов, а также способы обеспечения исполнения обязанностей субъектами, в том числе мера их ответственности; порядок разрешения споров между различными субъектами социально-обеспечительных отношений. [22]

В частности, специфика способов правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения заключается в сочетании централизованного и децентрализованного способов установления обязанностей и прав субъектов этих отношений. Конституцией РФ предусмотрено, что различные вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Другими словами, регулирование социально-обеспечительных отношений осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.[23]

Это происходит, например, посредством принятия законодательных актов в сфере социального обеспечения на каждом из уровней.

При этом в нормах права социального обеспечения содержатся обязанности, предписания, запреты, правомочия субъектов, участников соответствующих отношений.


Также отметим, что юридические факты являются определенными жизненными обстоятельствами (условиями, ситуациями), с которыми нормами права связываются возникновение, прекращение и изменение правоотношений. Можно выделить следующие основные признаки юридических фактов: во-первых, юридические факты – это произошедшие в действительности обстоятельства; и во-вторых, обстоятельства, имеющие правовое значение. При этом юридические факты должны быть понятными, конкретными, определенными, то есть они не должны давать какого-либо повода для двусмысленного их толкования, влекущего существенное ущемление прав или неопределенность правоотношения. А по общему волевому признаку они делятся на юридические события и действия, а последние делятся на правомерные и неправомерные.[24]

То есть правоотношения возникают не сами по себе, а для их появления необходимо наличие участников жизненного процесса, наступление определенных обстоятельств и наличие правовой нормы. Но сама по себе любая норма права «мертва», и для начала ее работы необходим некий «возбудитель», которым и выступает юридический факт.

Для возникновения как процедурного, так и процессуального правоотношения в сфере социального обеспечения зачастую достаточным является наличие единичного юридического факта, а именно волеизъявления гражданина, то есть его определенного действия (явления, которое зависит от его воли и сознания). Тогда как для возникновения правоотношения материального всегда необходим фактический юридический состав.[25]

Поясним, что фактический юридический состав есть совокупность двух и более юридических фактов, наличие которых требуется для наступления юридических последствий. В частности, для возникновения пенсионного правоотношения требуется: достижение определенного (пенсионного) возраста, наличие определенного трудового стажа, а также решение соответствующих органов социального обеспечения непосредственно о назначении пенсии. При этом каждый из них должен отвечать требованиям, которые установлены в отношении него правовой нормой.

Следует также отметить, что специфика прекращения отраслевых правоотношений заключается в том, что достаточным основанием для прекращения является наличие единичного юридического факта – события, к примеру, смерти получателя какого-то вида социального обеспечения.

Таким образом, отрасль права социального обеспечения является системой правовых норм, которыми посредством специфического метода регулируются отношения, возникающие между определенными категориями граждан (нетрудоспособных и других физических лиц) с компетентными органами и прочими управомоченными субъектами по поводу предоставления им соответствующих видов социального обеспечения в натуральной или денежной формах обеспечения (медицинских и социальных услуг, пособий и пенсий, государственной социальной помощи, компенсационных выплат и пр.); по поводу установления юридических фактов, реализации и защиты права на определенные виды социального обеспечения, и функционирующей в рамках организационно-правовых форм осуществления социального обеспечения.