Файл: Анализ факторов и резервов улучшения использования трудовых ресурсов коммерческого банка (на примере ПАО Сбербанк).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Кадровая политика должна быть экономически обоснованной, так как развитие кадрового потенциала в организации связано определенными экономическими затратами, то есть кадровая политика должна ориентироваться на реальные финансовые возможности организации.

4. Одним из принципов формирования кадровой политики можно выделить формирование индивидуального подхода к сотрудникам.

Глава 2. Анализ кадровой политики ПАО Сбербанк

2.1 Общая характеристика деятельности ПАО Сбербанк

Сбербанк России - российский коммерческий банк, международная финансовая группа, один из крупнейших банков России и Европы. Контролируется Центральным Банком Российской Федерации. Полное наименование - Публичное акционерное общество «Сбербанк России». Сокращенное наименование - ПАО Сбербанк. Кроме того, в деловой практике, в том числе во внутренних документах и формах, зачастую используется сокращение - СБ РФ.

Центральный офис Сбербанка России располагается в Москве. Сбербанк России - универсальный банк, который предоставляет широкий спектр финансовых услуг как для физических лиц, юридических, а также финансовых организаций.

Сбербанк России предоставляет широкий спектр услуг частным лицам и корпоративным клиентам во всех регионах страны, где присутствует банк.

Частным лицам предоставляются кредиты и депозиты Сбербанка. Банк предоставляет кредитование на различные цели, что помогает удовлетворить спрос со стороны клиентов.

Депозиты Сбербанка рассчитаны на различные социальные и возрастные категории граждан и помогают преумножить их доход. Также частным лица предоставляются следующие банковские услуги:

- совершение операций по обмену валют

- денежные переводы

- внесение плату за коммунальные услуги и другие виды платежей;

- аренда банковских ячеек и сейфов

- возможность приобретения слитков из драгоценных металлов и коллекционных монет

- получение заработной платы или пенсии через систему Сбербанка

Также Сбербанк России оказывает широкий спектр банковских услуг, нацеленных на юридические лица различной формы собственности. Расчетнокассовое обслуживание, помощь в операциях с ценными бумагами, размещение депозитов, услуги инкассации, операции по счетам и кредитование юридических лиц являются приоритетными направлениями банка в данном сегменте.


Рассмотрим основные показатели деятельности банка по МСФО (рис. 2.1). По итогам 2018 года банк получил 144,4 млрд. рублей. По итогам 2019 года было получено 222,9 млрд. рублей чистой прибыли.

Рисунок 2.1 - Показатели рентабельности (собственный капитал в трлн. Руб., рентабельность в %)

(Источник: составлено автором)

У Сбербанка имеется три дочерних банка на территории СНГ - в Казахстане, на Украине и в Белоруссии, а также имеются дочерние организации в Европе. Банк является лидером не только по количеству активов, но и по количеству открытых счетов юридических лиц (более 1 млн.). Более 45% рынка частных вкладов принадлежит Сбербанку, это самый большой показатель среди банков стран СНГ. С помощью Сбербанка заработную плату в рамках зарплатных проектов получают около 11 млн. человек, а пенсии – около 12 млн. Банк выпустил около 30 млн. банковских пластиковых карт, установлено более 85 тыс. банкоматов и устройств самообслуживания. Численность сотрудников группы ПАО Сбербанк по состоянию на 2019 год составила 275723 человека.

2.2 Анализ качественного и количественного состава персонала Южного отделения по МО ПАО Сбербанк

Обеспеченность любой организации кадрами напрямую зависит от их движения в тот или иной рассматриваемый период. Существуют коэффициенты движения кадров, характеризующие его интенсивность. К ним можно отнести следующие коэффициенты [19]:

- Коэффициент оборота по приему это число, которое определяется соотношением принятых на работу к среднесписочной численности сотрудников за определённый период. Выражается в процентах.

- Коэффициент оборота по увольнению это число, которое определяется соотношением уволенных с работы к среднесписочной численности сотрудников за определенный период. Выражается в процентах

- Коэффициент полного оборота это соотношение числа принятый\х и уволенных к среднесписочной численности сотрудников за определенный период.

- Коэффициент текучести кадров определяется как соотношение числа уволенных по собственному желанию, а также за нарушения трудовой дисциплины к среднесписочной численности сотрудников за определённый период.


Рассмотрим основные показатели движения персонала Южного отделения с помощью таблицы 2.1

Таблица 2.1

Основные показатели движения персонала Южного отделения по МО ПАО Сбербанк

Показатели

2017

2018

2019

Численность, ч.

1896

1921

1805

Принято, чел

348

379

396

Уволено, чел., из них

186

197

215

По собственному желанию

57

61

77

По выходу на пенсию

12

8

5

По истечению срока договора

77

69

63

По нарушению трудовой дисциплины

40

59

72

Коэффициент оборота по приему

18,3

19,7

21,4

Коэффициент оборота по выбытию

9,8

10,2

11,9

Коэффициент текучести кадров

5,1

6,2

8,1

(Источник: составлено автором)

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что среднесписочная численность за 2019 год заметно упала по сравнению с 2018 годом. Это может быть связано с оптимизацией персонала и с увеличением числа увольнений.

Так в 2019 году увеличилось число уволенных по причине нарушения трудовой дисциплины, что говорит о том, что в Южном отделении ПАО Сбербанк в 2019 году увеличилось число аудиторских проверок и ревизий. Также выросло количество сотрудников увольняющихся по собственному желанию, что свидетельствует о высоком уровне текучести кадров.

Стоит заметить, что коэффициент текучести кадров заметно увеличился. И это, несомненно, может сигнализировать о необходимости проведения мероприятий по совершенствованию кадровой политики в данной области.

Количественный и качественный состав организации для более удобного анализа делится на следующие категории: на мужчин и женщин, на возрастные категории , молодые специалисты и специалисты более старшего возраста , на категории сотрудников по уровню их деятельности в организации (руководящий состав и исполнительный) и т.п.


Качественный состав в свою очередь организации обычно подразделяется на сотрудников с высшим, средним специальным, средним и пр. образованием, а также включает в себя опыт работы, повышение квалификации сотрудниками и пр. факторы.

Структура персонала, представлена на рисунках 2.2, 2.3, 2.4.

Рисунок 2.2 – Структура персонала по возрасту

Рисунок 2.3 – Структура персонала по уровню образования

Рисунок 2.4 – Структура сотрудников по категориям

Анализируя качественные показатели можно сделать следующие выводы:

1) Более 2/3 специалистов имеют высшее образование, то есть можно сделать вывод, что в области обучения сотрудников есть куда стремиться;

2) женщины представляют наибольшую часть персонала в обоих случаях рассмотренных периодов, т.к. на должность консультант, кассир, менеджер по обслуживанию в основном идут представительницы слабого пола.

3) По сравнению с 2019 годом доля руководства потерпела небольшие изменения, это может быть связано с оптимизацией персонала аппарата управления

4) в отделении основная ставка делается на более опытных сотрудников в возрасте от 30 до 50 лет. Тем не менее, Сбербанк нацелен на постоянное обучение и развитие новых специалистов.

Для того чтобы совершенствовать обучающие программы, среди сотрудников регулярно проводятся опросы о том насколько был полезен курс обучения. По результатам анкет обратной связи средний балл удовлетворенности сотрудников Сбербанка обучением в 2019 году составил 9,44 балла из 10 возможных.

2.3 Кадровая политика и основные направления по работе с персоналом

Персонал Сбербанка является одним из его основных активов. Кадровая политика Банка действует в первую очередь, в целях создания профессиональной и мотивированной команды сотрудников в каждом подразделении Банка.

В кадровой политике ПАО присутствуют как прогрессивные методы отбора и стимулирования персонала, так и формирование корпоративной культуры. Головным органом, осуществляющим разработку и проведение кадровой политики, является Департамент кадровой политики, в основные задачи которого входит:

- Осуществление эффективной кадровой политики, ориентированной на совершенствование системы управления персоналом и формирование корпоративной идеологии Банка.


- Обеспечение количественного и качественного соответствия человеческих ресурсов, занятых в системе Сбербанка, основным направлениям ее функционирования и развития. Департамент кадровой политики в соответствии с возложенными на него задачами выполняет определенный перечень функций.

В сфере подбора, рационального использования и учета персонала:

- Обеспечение комплектования Банка квалифицированными кадрами, соответствующими требованиям Типовой номенклатуры должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним профессиональным образованием.

- Организация совместно с подразделениями центрального аппарата, территориальными банками подбор и оценку специалистов по профессиональным и социально-психологическим качествам, представляет Правлению и Президенту Банка предложения о назначении, переводе или освобождении работников по должностям, входящим в номенклатуру Банка. Обеспечение трудоустройства сотрудников центрального аппарата Банка, высвобождающихся в связи с реорганизацией структурных подразделений, по итогам аттестации и иным причинам.

– Осуществление взаимодействия с различными организациями и учреждениями, кадровыми агентствами по вопросам подбора, найма специалистов.

- Формирование базы данных о возможных кандидатах.

- Работа по формированию резерва кадров

- Подготовка и участие в мероприятиях, которые направлены на повышение эффективности сотрудников, направление их на учебу, курсы повышения квалификации, стажировки и т.д. В сфере подготовки и развития персонала:

- Анализирует работу с кадрами в системе Банка, количественный и качественный состав специалистов, источники комплектования должностей специалистов, выявляет тенденции в развитии персонала и готовит аналитические записки о состоянии и перспективах работы по формированию и развитию персонала Банка.

- Прогнозирует текущую и перспективную потребность в кадрах с учетом естественных процессов движения кадров, изменений стратегии Банка, внедрения новых банковских технологий; разрабатывает рекомендации по источникам обеспечения потребности Банка в квалифицированных специалистах.

- Обеспечивает постоянные деловые связи с профильными высшими и средними профессиональными учебными заведениями в целях подбора кадров, выявления способных студентов, привлечения их к решению отдельных практических задач, для прохождения производственной и преддипломной практики, а также оказания помощи в подготовке (стажировке) преподавателей. Проводит работу по назначению студентам дневных отделений высших учебных заведений стипендии Сбербанка России.