Файл: Управление миграционными процессами (процессы регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(Таблица составлена основании данных официального сайта ФМС РФ)

Начиная с 2014 года ситуация начала меняться, а 2017 год стал переломным. Структура и направленность миграционных потоков в России изменилась. После украинского путча и свержения законной власти в Украине произошли изменения в структуре миграции. Так в 2017 году миграционный прирост населения России уменьшился на 31,2 тыс. человек, или на 12,7%, что произошло в результате возросшего числа выбывших из Российской Федерации (на 43,2 тыс. человек, или на 15,3%), в том числе за счет эмигрантов в государства-участники СНГ на 40,5 тыс. человек, или на 17,1% [11].

Это связано в основном с возвращением к постоянному месту жительства мигрантов, ранее зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Наряду с этим отмечено увеличение числа прибывших из-за пределов России на 12,0 тыс. человек, или на 2,3%, в том числе из государств-участников СНГ на 11,3 тыс. человек, или на 2,4%. Изучив отчет ФМС РФ за 2017 год, можно отметить относительную стабильность миграционных потоков в Российской Федерации (рисунок 7) [11].

Рис.7 - Динамика въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ за последние пять лет

(рисунок составлен на основании данных официального сайта ФМС РФ)

Основной целью въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации остаются частные поездки (40,2%). В 2017 году зафиксировано снижение численности трудовой миграции [11]. Это обусловлено тем, что в РФ было ужесточено миграционное законодательство. В завершении необходимо упомянуть о новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2]. Данная Концепция направлена на оптимизацию миграционных потоков в Российской Федерации. Кроме того, она является базой для совершенствования государственной миграционной политики в современных геополитических условиях.


2.2.Управление миграционными процессами в РФ

Миграционные процессы, как особый объект управления, имеют ряд специфических особенностей.

1. Прежде всего, миграция населения - очень чуткий социально-
демографический процесс, мгновенно реагирующий на изменение различных факторов, например, экономических [2]. Поэтому при управлении миграцией, в отличие от управления иными социальными процессами, эффект
управленческих воздействий, равно как и эффект действия факторов, затрудняющих их осуществление, достигается за очень короткий промежуток времени.


2. Государственное управление миграцией не может и не должно охватывать все виды миграционных перемещений населения по территории страны, а только наиболее «проблемные» миграционные процессы. Критерий проблемности должен стать краеугольным камнем миграционной политики в силу объективных ограничений возможностей к ее осуществлению.

3. Управление миграцией не может осуществляться только в рамках социально-экономической, или расселенческой, или демографической политики. Оно синтезирует в себе их элементы, равно как и само является важным компонентом в комплексе проводимых ими мер.

4. Отличие управления миграцией, прежде всего, внутренней, заключается в сущности миграции как межтерриториального явления. Исходя из такой сущности миграции, ею можно управлять в двух местах - районах исхода и районах вселения мигрантов.

В этой связи можно использовать два основных пути воздействия на миграцию:

- изменением факторов, обусловливающих желание жителей одних мест переселиться в другие районы страны;

- изменением возможностей вселения.

Управление миграционными процессами в районах исхода мигрантов по сути своей принципиально иное, чем в районах их вселения. Кроме того, -вследствие распада ранее единого государства - Союза ССР Россия в настоящее время очень ограничена в средствах и мерах воздействия на условия формирования миграционных потоков в новых независимых государствах.

5. Миграционные процессы тесно связаны с потоками информации, прежде всего о местах вселения и средствах их достижения, не случайно одна из моделей миграции увязывает направления миграционных потоков с путями распространения информации. Поэтому важна информационная поддержка принятия управленческих решений, направленная на объект управления.

Необходимо осознавать тот факт, что миграция составляет и будет составлять важнейший ресурс и условие развития Российского государства. Однако признание и осознание этого важнейшего фактора обеспечения экономического развития и стратегической национальной безопасности государства остаются на недостаточном уровне.

В стране доминирует негативный взгляд на миграцию исключительно с точки зрения, как реальных, так и гипотетических рисков. Несмотря на то, что Россия остается страной привлекательной для миграции и принимающей большое число мигрантов из стран СНГ, многие переселенцы, которые живут больше 10 лет в стране, до сих пор не могут обрести гражданство, а основная масса временных мигрантов составляет незаконную миграцию.


Cуществует системная связь между признаками глобализации, миграцией и терроризмом, которая заключается в следующем:

- латентная миграция является одним из основных источников пополнения живой силой как международных, так и внутригосударственных террористических групп, а также организованной преступности;

- современные информационные технологии способствуют мобильному вовлечению миграции в сферу терроризма;

- современные цивилизационные процессы, предопределяющие индивидуализацию личности и увеличение масштабов миграции в условиях глобализации, приводят к некоторому стимулированию проникновения мигрантов в террористическую среду;

- преимущественно неквалифицированная, с низким уровнем образования, не востребованная в госсекторе иммиграция в Российской Федерации является резервом криминальной экономики, преступных сообществ и террористических банд;

- демографические проблемы, как, например, перенаселение в Центральной России, Поволжье и на Северном Кавказе, значительно актуализируют миграционные процессы с преобладанием иммиграции, что делает эти районы привлекательными для террористов как из-за возможности пополнения живой силы, расширения базы влияния, так и в географическом и природном плане (горы, леса).

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что без государственного управления миграционными процессами мы не сможем окончательно снять проблему терроризма. Управляемая миграция значительно ослабит террористов в живой силе и предельно сократит их точечные плацдармы на территории Российской Федерации. Она значительно повысит шансы локализации и окончательной ликвидации угрозы международного терроризма.

Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

В России, как и в ряде других стран, целые секторы экономики и многие сферы строительства, коммунальных услуг стали в исключительной степени зависеть от наличия трудовых мигрантов. В частности, заводские и нефтегазовые комплексы, высотные башни Москва-сити, офисные и жилые здания, дорожные развязки созданы и создаются рабочим персоналом из таких стран, как Турция, Китай, Украина, Молдова, Азербайджан.

Миграция, представляя собой многоплановое явление, постоянно интенсифицируется в результате коммуникативных процессов. Она тем или иным способом неизбежно сказывается на состоянии национальной экономики, социальных отношений, на культуре, национальной политике и международных отношениях, в связи с чем требуют скорейшего разрешения все рассмотренные проблемы и противоречия: между «включением» и «исключением» различных групп населения из социальных и экономических процессов в обществе, между рынком и государством, между обогащением и обобщением населения.


Новое российское миграционное законодательство, которое берет свое начало с 2007 года (с 15 января 2007 г. вступили в силу «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и др.), в целом оценивается и в России, и за рубежом достаточно высоко.

Было принято более 20 законодательных актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации [1].

За непродолжительный период заново была создана нормативно-правовая база в сфере миграции, закреплены полномочия в реализации миграционной политики и оказании государственных услуг в области миграции. Благодаря этому появилась достоверная статистика, наметилась позитивная динамика миграционных процессов, появились новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации, Российская Федерация стала активным и цивилизованным участником международного трудового обмена.

Демократические институты в целом сформированы и стабилизированы, но их качества весьма далеки от идеала.

 В настоящее время вопросы разработки и реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов возложены на Минтруд России и его территориальные органы службы занятости, а также на Федеральную миграционную службу МВД России. 18 мая 2009 года образована Правительственная комиссия по миграционной политике, деятельность которой придаст новый импульс этой сложной и ответственной работе [3].

Сегодня проблемы миграции непосредственно затрагивают безопасность и суверенитет многих государств. Международная и национальная миграции взаимосвязаны.  Поэтому единственно правильный ответ на миграционные вызовы эпохи глобализации — развитие широкого международного сотрудничества. И здесь трудно переоценить огромный потенциал межпарламентского взаимодействия, прежде всего в сфере законодательного регулирования.

В сфере международной миграции тоже есть свои результаты, в частности, расширяется сотрудничество с миграционными органами государств-участников ЕврАзЭС и ОДКБ; в ноябре 2009 года подписано с Францией межправительственное соглашение о временной трудовой деятельности граждан обоих государств, устанавливающее упрощенный порядок осуществления трудовой деятельности и преференции руководителям и сотрудникам организаций, а также молодым специалистам и студентам [11].

В настоящее время российский бизнес отдает предпочтение использованию труда нелегальных мигрантов и уклоняется от эффективной организации миграции. Действующие миграционное законодательство и система государственной миграционной службы, а также принятая программа мер по добровольному переселению соотечественников не смогут решить проблему эффективной миграционной политики.


В этой связи проблемы управления миграционными процессами и в целом отношение российского общества к миграции требуют серьезного изменения. Решить эти проблемы возможно только общими усилиями государства, бизнеса, общественных организаций, включая организации самих мигрантов и национально-культурные автономии, диаспоры.

 Неправительственные организации могут эффективно подключиться к таким вопросам, как аккумулирование инвестиций, организация обучения мигрантов профессии, создание центров правовой поддержки, обучение русскому языку, вести медицинское и другое сервисное сопровождение мигрантов [1]. Важнейшие функции неправительственных организаций и национальных диаспор будут заключаться в посредничестве между властью и мигрантами в информационном направлении, а также в осуществлении социального контроля над действиями власти со стороны гражданского общества. 

Негосударственные структуры станут партнерами государства практически на всех этапах реализации миграционной политики, что повысит степень доверия мигрантов и массовость обращений, соблюдение прав мигрантов и работодателей на всех этапах, усилит антикоррупционную направленность.

Для гармонизации миграционных процессов необходимы новые подходы к формированию миграционной политики как на национальном, так и на международном уровне.  Существенным направлением должно стать обеспечение баланса интересов всех сторон, затронутых миграционными процессами [2]. И рассматриваться вопросы миграции должны в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития страны, проблем демографии, гуманитарной адаптации. Одновременно государство должно заботиться о том, чтобы создать необходимые условия для увеличения численности коренного населения.

Полагаем, что для решения сложившихся проблем в сфере государственное управление миграционными процессами в условиях становления Российской государственности необходимо:

1. Ускорить разработку и принятие новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, отвечающей современным вызовам человечеству.

2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о воссоздании на новой основе Государственной комиссии по миграционной политики, включив в ее состав представителей бизнеса, профсоюзов и общественных организаций (в том числе из представителей диаспор), работающих в сфере миграции.

3. Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в приоритетном порядке усовершенствовать законодательства в области миграции населения, в т. ч.: