Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (на примере АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова»).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико–методические аспекты стратегического менеджмента в управлении персоналом
1.1 Место стратегии управления персонала общей стратегии
1.2 Классификация стратегий в управлении персоналом
2.1 Финансово–экономическая характеристика АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова»
2.2 Оценка управления персоналом в АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова»
Глава 3. Разработка стратегии управления человеческими ресурсами
3.1 Выбор и реализация стратегии управления персоналом
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию стратегии управления персоналом
И.Б. Дуракова подчеркивает, что наличие стратегии управления персоналом важно для предприятия, т.к. это свидетельствует о 1) нестихийном, а целенаправленном и продуманном привлечении персонала в соответствии с целями задачами предприятия; 2) на высшее руководство предприятия возлагается ответственность за разработку, реализацию и оценку целей в сфере управления персоналом в долгосрочном порядке; 3) наличии связи между долгосрочными целями управления персоналом и стратегией развития предприятия в целом [7, с.82].
Теорией управления персоналом накоплен определенный опыт по использованию различных видов стратегий управления персоналом. Анализ литературных источников позволяет выделить следующие основные подходы к классификации стратегий управления персоналом в зависимости от 1) общей стратегии развития предприятия; 2) философии менеджмента и типа кадровой политики; 3) отдельных элементов (уровень разработки, миссия предприятия, тип трудового коллектива и др.).
В рамках первого подхода классификация стратегий управления персоналом строится с учетом общей стратегии предприятия. Например, Дж. Иванцевич различает следующие типы стратегий предприятия: предпринимательская, стратегия динамического роста, стратегия прибыльности, ликвидационная и циклическая. На основании представленной типологии выделяют пять составных частей стратегии управления персоналом (отбор и расстановка кадров, вознаграждение, оценка, развитие личности, планирование перемещений) и приводят требования – рекомендации относительно их формирования в зависимости от типа общей корпоративной стратегии [8, с.33].
Согласно целевым установкам предприятия Н.С. Гусарова классифицирует стратегии управления персоналом на следующие три вида: стратегии развития, стратегии функционирования и стратегии сокращения. Так, в первом случае предполагается направленность организации на развитие в области персонала; во втором – поддерживание показателей деятельности по управлению персоналом на достигнутом уровне, то есть сохранение его компетенций; в третьем – уменьшение численности персонала [6, с.19].
Сторонники второго подхода [Т.Ю. Базаров [1], М.С. Гусарова [6] и др.] в классификации стратегий управления персоналом различают их виды согласно философии менеджмента и типов кадровой политики предприятия.
В целом, согласно второго подхода классификации стратегий управления персоналом предприятия авторами не установлена целесообразность использования стратегии управления персоналом в определенный момент развития предприятия. Кроме этого не учитывается влияние трудового коллектива и его характеристик в процессе принятия решений, а также имеющийся тип стиля руководства.
При третьем подходе [И.Б. Дуракова [7], И.Б. Гурков [5], М.С. Гусарова [6] и др.] в основе классификации стратегий управления персоналом предприятия лежат различные элементы: миссия предприятия, тип трудового коллектива, функции управления и др.
Например, И.Б. Дурковой выделяются стратегии в зависимости от уровня их разработки. К примеру, автор выделяет стратегии, относящиеся к управлению персоналом, На уровне подразделений организации (стратегия развития работников) и на уровне отдельного работника (стратегия карьерного роста, стратегия повышения квалификации) [7, с.85].
В зависимости от миссии предприятия классификация стратегий управления его персоналом приведена в работах таких ученых, как И.Б. Гурков, А.И. Зеленова, А.А. Мутовин [5, с. 43]. Они выделяют 6 типов стратегий управления персоналом, соответствующих ведущей составляющей общей стратегии организации, ее миссии (прибыль, клиенты, дело, работники, развитие, территория). В этом случае различие в видах стратегий управления персоналом заключается преимущественно в восприятии и позиционировании работника как ресурса, активного коммуникатора, специалиста по данному делу, личности (партнера), источники и средства развития.
В целом, согласно третьего подхода классификация стратегий управления персоналом предприятия является узконаправленным. При этом не учитываются основные направления развития предприятия, его потенциал и производственные мощности, уровень квалификации персонала и прочее.
Глава 2. Стратегический менеджмент человеческих ресурсов на примере АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова»
2.1 Финансово–экономическая характеристика АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова»
АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» (до июня 2017 года – ОАО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова») является разработчиком и производителем радиоэлектронной продукции.
Деятельность АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» направлена на создание современной авионики, максимально полно соответствующей требованиям заказчика. Предприятие разрабатывает и производит системы управления оружием, интерфейсные блоки, системы регистрации полетной информации, органы оперативного управления для перспективных и модернизируемых летательных аппаратов (ЛА), бронетанковой техники, электрические и электромагнитные приводы, медицинскую технику.
АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» поставляет свою продукцию в составе российских ЛА зарубежным странам. Интенсивно развиваясь, АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» остается верным традициям, в основе которых – стремление к совершенству.
АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» – предприятие авиационного приборостроения, разработчик и производитель бортового и наземного оборудования для летательных аппаратов (ЛА) – включено в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации №22–р от 9 января 2004 года.
Структура АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» позволяет в рамках одного предприятия объединить усилия конструкторов и производственников, направленные на поддержание высокого уровня интеграции модернизируемого и нового бортового оборудования на базе конструктивно–функциональных модулей, общих компьютерных систем и технологий, развития и оптимизации программного обеспечения. Предприятие обеспечивает выполнение полного цикла работ: от проектирования до серийного производства и эффективного послепродажного обслуживания.
Рассчитаем динамику показателей имущества и источников формирования АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» за 2016–2018 годы.
Таблица 2 – Динамика показателей имущества и источников формирования АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» за 2016–2018 годы, тыс. руб.
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Абсл. |
Темп,% |
Нематериальные активы |
32288 |
123717 |
215146 |
91429 |
383,17 |
Основные средства |
543306 |
568542 |
593778 |
25236 |
104,64 |
Финансовые вложения |
183877 |
164823 |
145769 |
–19054 |
89,64 |
Отложенные налоговые активы |
54945 |
22427 |
19427 |
–3000 |
40,82 |
Запасы Признанным средством разбора мудрости/глупости, ума/ хитрости, поощрения первых и нейтрализации последних качеств практического познания и мышления выступает острумие. Хотя эта способность - понимать и творить смешное - вообще-то вполне самостоятельное, полноценное качество личности, особое явление жизни и культуры. «Смех есть радость, - заметил Спиноза, - а посему сам по се благо». Феномен комического чрезвычайно многогранен. Оглядываясь на историографию проблемы, нужно признать, что смеховые пласты человеческой истории глубже всего вскрыты филологами (потому, быть может, что в их непосредственном ведении находится свод юмористических по жанру текстов, сколько возможно запечатлевших динамичнейшую атмосферу комизма). Последнее время юмор чаще всего рассматривается как эстетическая, искусствоведческая категория. В истории философии нам известна одна едииственная книга, специально посвященная «Остроумию, или искусству изощренного ума» (1648 г.). |
1031801 |
1534468 |
1031861 |
502667 |
148,72 |
Налог на добавленную стоимость |
2485 |
981 |
1140 |
159 |
39,48 |
Дебиторская задолженность |
566021 |
1140465 |
1714909 |
574444 |
201,49 |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
128077 |
86587 |
45097 |
–41490 |
67,61 |
Уставный капитал (складочный |
100 |
100 |
100 |
0 |
100,00 |
Резервный капитал |
25 |
25 |
25 |
0 |
100,00 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
1721648 |
2138644 |
2555640 |
416996 |
124,22 |
Заемные средства краткосрочные |
44 |
403535 |
807026 |
403491 |
917125,00 |
Отложенные налоговые обязательства |
100028 |
115123 |
130118 |
15095 |
115,09 |
Кредиторская задолженность |
970993 |
1289910 |
1608827 |
318917 |
132,84 |
Проведем анализ основных показателей финансово–хозяйственной деятельности ОАО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» за 2016–2018 год. Динамика показателей финансово–хозяйственной деятельности АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» за 2016–2018 год представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика показателей финансово–хозяйственной деятельности ОАО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» за 2016–2018 годы, тыс.руб.
Показатель |
2016 г. |
2017 год |
2018 год |
Отклонение |
Темп, % |
Выручка |
2471422 |
2714949 |
3631198 |
1159776 |
146,93 |
Себестоимость продаж |
2121675 |
2350090 |
3216124 |
1094449 |
151,58 |
Валовая прибыль (убыток) |
349747 |
364859 |
415074 |
65327 |
118,68 |
Коммерческие расходы |
23585 |
51675 |
38827 |
15242 |
164,63 |
Прибыль (убыток) от продаж |
326162 |
313184 |
376247 |
50085 |
115,36 |
Доходы от участия в других организациях |
9839 Признанным средством разбора мудрости/глупости, ума/ хитрости, поощрения первых и нейтрализации последних качеств практического познания и мышления выступает острумие. Хотя эта способность - понимать и творить смешное - вообще-то вполне самостоятельное, полноценное качество личности, особое явление жизни и культуры. «Смех есть радость, - заметил Спиноза, - а посему сам по се благо». Феномен комического чрезвычайно многогранен. Оглядываясь на историографию проблемы, нужно признать, что смеховые пласты человеческой истории глубже всего вскрыты филологами (потому, быть может, что в их непосредственном ведении находится свод юмористических по жанру текстов, сколько возможно запечатлевших динамичнейшую атмосферу комизма). Последнее время юмор чаще всего рассматривается как эстетическая, искусствоведческая категория. В истории философии нам известна одна едииственная книга, специально посвященная «Остроумию, или искусству изощренного ума» (1648 г.). |
10062 |
12063 |
2224 |
122,60 |
Проценты к получению |
3685 |
1926 |
252 |
–3433 |
6,84 |
Проценты к уплате |
118 |
3417 |
13214 |
13096 |
11198,31 |
Прочие доходы |
131160 |
246061 |
201085 |
69925 |
153,31 |
Прочие расходы |
229845 |
182499 |
257159 |
27314 |
111,88 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
240883 |
385317 |
319274 |
78391 |
132,54 |
Текущий налог на прибыль |
59898 |
76681 |
57728 |
–2170 |
96,38 |
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) |
21357 |
15740 |
25366 |
4009 |
118,77 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
27619 |
17276 |
2181 |
–25438 |
7,90 |
Изменение отложенных налоговых активов |
17982 |
1155 |
33674 |
15692 |
187,27 |
Прочее |
741 |
139 |
646 |
–95 |
87,18 |
Чистая прибыль (убыток) |
170607 |
292376 |
229407 |
58800 |
134,47 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в отчетном году по сравнению с базисным возросла на 1159776 руб., это связно с увеличением объемов реализации продукции, освоении новых производств и новых рынков сбыта продукции. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг выросла на 1094449 руб., что связана с наращиваем объемов производства. При этом валовая прибыль возросла на 65327 руб., что характеризует основную деятельность предприятия как активную и эффективную. Коммерческие расходы в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом увеличились на 15242 руб. Прибыль от продаж возросла на 50085 руб., это является положительным фактором.
Таким образом, АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» прибыльное и имеет необходимый финансовый запас для расширения своей деятельности.
2.2 Оценка управления персоналом в АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова»
Оценка персонала проводится в несколько этапов. При этом возникает ряд проблем.
Задача службы персонала состоит в том, чтобы найти сотрудника, компетентного в достижении ожидаемого компанией результата его деятельности. Оценка кандидата при приеме – это фактически предварительный контроль качества кадровых ресурсов компании.
Несмотря на применение разных подходов к оценке, у всех них есть общий существенный недостаток. Этот недостаток – субъективность.
Сформулируем в виде отдельных требований проблему объективности оценки персонала. Оценочная технология должна быть построена таким образом, чтобы:
– персонал был оценен объективно, исключая зависимость от какого– либо частного мнения;
– персонал был оценен надежно, свободно от влияния ситуативных факторов;
– персонал был оценен достоверно, оценивался действительный уровень компетенции;
– персонал был оценен с возможностью прогноза, оценивалось, к каким видам деятельности потенциально способен сотрудник;
– персонал был оценен комплексно, проводилась оценка возможностей организации в целом, а также отношения и связи внутри организации.
Критерии оценки и процесс оценивания должен иметь свойство внутренней очевидности, то есть быть понятным всем участникам проведения оценки. Проведение мероприятий по оценке не должно мешать работе коллектива и входить в систему кадровой работы так, чтобы способствовать развитию компании.