Файл: Цели создания запасов и их классификация (на примере АО «ОДК-ПМ»).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая сущность товарных запасов и управления ими
Сущность и понятие товарно-материальных запасов
2. Анализ товарных запасов торгового предприятия
2.1. Экономическая характеристика исследуемого торгового предприятия
2.2. Анализ состояния и динамики товарных запасов
2.3. Анализ источников формирования товарных запасов
2.4. Анализ эффективности использования товарных запасов
3. Совершенствование управления товарными запасами на торговом предприятии
3.1. Планирование потребности в товарных запасах
3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами
Для примера выберем такой параметр, как «текущий товарный запас в штуках». Данные для дальнейшего анализа мы будем брать из таблицы 1.1. Для проведения ABC-анализа очень полезной программой будет являться MS Exel, так как в нем реализуются основные методы управления и расчета таблиц. Но если на вашем предприятии используются такие программы, как «1С: Предприятие» или другие CRM-системы, возможно осуществлять анализ прямо внутри них [2].
Порядок проведения ABC-анализа следующий:
1) Производим сортировку объектов в порядке убывания значения выбранного параметра;
2) Рассчитываем долю параметра от общей суммы параметров объектов (производим оценку «вклада» каждого объекта в общий результат);
3) Рассчитываем полученные доли с накопительным итогом (данная операция служит для удобства определения дальнейших границ ABC-анализа)
4) Присваиваем значения групп выбранным объектам.
Одним из важных аспектов является определение границ ABC-анализа. Изначально используется деление на три группы по показателю «с накопительным итогом»: группа «А» – до 50%, группа «В» – 50-80%, группа С – 80-100%. Данное распределение принято исходя из задач складского учета производственных организаций, у которых цель «продать» не является основной [3].
Товарно-материальные ценности – объекты взаимозаменяемы, и логично предположить, что в группу «С» попадет весь ассортиментный ряд. Если на складе отсутствует связь между ТМЦ, то возможно деление группы С на более мелкие подгруппы. Таким образом, получим следующие группы запасов:
- группа «А» - объекты с суммой долей в накопительном итоге до 50% от всей суммы параметров;
- группа «В» - объекты с суммой долей в диапазоне от 50% до 80%;
- группа «С» - диапазон от 80% до 95%;
- группа «D» - все оставшиеся объекты, с суммой долей в накопительном итоге от 95% до 100% от общей суммы параметров.
В результате более детального деления, проведем распределение товаров по группам на основании ABC-анализа (таблица 2).
Таблица 2.
Распределение ТМЦ по группам на основе ABC-анализа
Код товара |
Наименование |
Товарный запас, шт |
Доля запаса, % |
Доля с накопительным итогом, % |
Группа |
1 |
ТМЦ 4 |
300 |
50,1 |
50,1 |
A |
2 |
ТМЦ 3 |
125 |
23,8 |
80,9 |
В |
3 |
ТМЦ 1 |
50 |
9,5 |
90,4 |
С |
4 |
ТМЦ 2 |
35 |
6,6 |
97 |
D |
5 |
ТМЦ 5 |
15 |
3 |
100 |
D |
На основании полученных данных можно решить ряд задач по оптимизации объема запасов. Например, организации необходимо снизить средний объем ТМЦ. Для этого необходимо выяснить, почему товары группы «А» находятся в таком большом количестве. Даже минимальное снижение запаса из данной группы заметно снизит общий объем запасов [3].
Но, стоит не забывать, что в любой организации должен иметься «страховой запас», который позволит компенсировать возможный незапланированный рост производственных мощностей, либо какие-то проблемы с доставкой. Поэтому снижать запасы товарно-материальных ценностей необходимо с взглядом в будущее [1].
Результаты ABC-анализа могут быть использованы всесторонне. Много информации можно получить при сопоставлении результатов анализа по одному параметру с другим для одного и тоже же объекта исследования. Например, сопоставить результаты анализа по количеству запасов с их стоимостью (таблица 3).
Таблица 3.
Сопоставление объемов ТМЦ на складе с их стоимостью
Код товара |
Наименование |
Товарный запас, шт |
Доля запаса, % |
Стоимость запасов, тыс. руб |
Доля стоимости, % |
1 |
ТМЦ 4 |
300 |
57,1 |
10,5 |
15,7 |
2 |
ТМЦ 3 |
125 |
23,8 |
6,3 |
9,4 |
3 |
ТМЦ 1 |
50 |
9,5 |
18,6 |
27,7 |
4 |
ТМЦ 2 |
35 |
6,6 |
11,3 |
16,8 |
5 |
ТМЦ 5 |
15 |
3 |
20,4 |
30,4 |
Итого: |
525 |
100 |
67,1 |
100 |
Исходя из данного сравнения можно получить ряд достаточно интересных результатов:
1) Товары группы «D», на которые приходится не более 5% от всего объема запасов, по стоимости являются самыми дорогими и составляются 47,2% от общей стоимости всех ТМЦ на складе;
2) Самая многочисленная группа «А» составляет всего 15,7% от общей стоимости ТМЦ, что в 3 раза меньше, чем запасы группы «D».
ABC-анализ должен производится творчески и нуждается в экспериментах. Сопоставление объема запасов с их стоимостью поможет в первую очередь понять, на что тратятся деньги, что уйдет быстрее, а что медленнее. В производственных организациях важно избавляться от неликвидных запасов, освобождая новые площади под более значимые наименования номенклатуры [3].
Даже на рассмотренном примере из 5 наименований видно, что ABC-анализ позволяет не только грамотно распределить все данные на группы, но и облегчить изначальную работу с большими объемами. Это дает возможность более эффективного распределения рабочего времени, которое используется для управления той или иной группой ТМЦ.
Вообще, ABC-анализ это один из методов математической обработки данных. Если провести анализ по стоимости запасов, а потом сократить «неликвидные группы» приносящие до 20% дохода, но занимающие порядка 50-70% площади склада, то через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, но общий результат деятельности компании может снизиться до 50%. Ценность в глазах клиентов имеют не только товары основного ассортимента, но и «ассортиментный хвост», который отличает компанию от конкурентов [2].
Таким образом, учет товарно-материальных ценностей с использованием ABC-анализа позволит сделать первый шаг на пути к эффективной оптимизации запасов на складе.
3. Совершенствование управления товарными запасами на торговом предприятии
3.1. Планирование потребности в товарных запасах
Завершается анализ материально-технической базы торговли разработкой мероприятий по реализации выявленных резервов ее развития и повышения эффективности использования, улучшения обслуживания покупателей.
На АО «ОДК-ПМ» разработкой таких мероприятий занимаются все службы, но ответственным за это является планово-финансовый отдел. Так каждый год разрабатываются бизнес-планы, которые относят к конфиденциальной информации.
Конечно на современном этапе» эти показатели нет смысла рассчитывать, так как сначала необходимо создать базу для привлечения инвестиций, а уж потом оценивать их с точки зрения эффективности. Тем более, что привлечение инвестиций особенно зарубежных предприятий, является наиболее перспективным направлением в нашем государстве.
3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами
Поскольку, основными показателями эффективности использования материально технической базы оптовой торговли являются фондоотдача и оптовый товарооборот на 1 кв. метр складской площади, рассмотрим возможные мероприятия по улучшению использования основных средств.
Для увеличения показателя фондоотдачи АО «ОДК-ПМ» необходимо увеличивать объемы своей деятельности. Одной из возможностей увеличения оптового товарооборота, например, является заключение договора диллерства с АО «Коммунарка» (на условиях вознаграждения 5%) на сумму 24 млн. руб., при применении оптовой надбавки 15%, можно увеличить товарооборот на 26,4 млн. руб. Заключение договоров на таких же условиях еще с тремя поставщиками, расширит ассортимент товаров, что привлечет дополнительных покупателей и позволит увеличить товарооборот еще на 79,2 млн. руб. (26,4 млн. руб.*3).
АО «ОДК-ПМ» не на полную мощность использует свои складские помещения. Так, увеличение удельного веса полезной площади до 50 %, позволит увеличить товарооборот на 1 кв. метр на 16,06 млн. руб. ((14,54 млн. руб.*50%)/25,4%-14,54млн. руб.), в результате чего общий оптовый товарооборот базы возрастет на 26001,14 млн. руб. (16,06*1619).
Еще одним из способов получения дополнительной выгоды является оказание услуг различным системам:
- предложение широкого ассортимента товаров;
- завоз товаров силами и средствами поставщика;
- скидки по ценам в зависимости от объема партии товаров;
- предоставление кредитов на короткий срок и др.
Заключение
Основная задача оптовой торговли заключается в снабжении товарами розничной торговой сети. Особенно велика её роль при реализации сложного ассортимента товаров. Ведь предприятиям-производителям выгодно вести реализацию своих товаров большими партиями, без подсортировки с учётом нужд розничной торговли.
Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.
Под МТБ торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса.
2018 год показывает положительную динамику в работе базы (темп роста оптового оборота - 168%, розничного - 110,4%, увеличение суммы прибыли за 2018 по сравнению с 2017 - на 162 млн.руб., уровня рентабельности - на 0,6%, прирост СОС на 128 млн.руб.) и для дальнейшего наращивания объемов деятельности, укрепления финансового положения базы необходимы активизация работы по внешнеторговой деятельности и нормализация расчетно-платежной дисциплины.
Список использованных источников
- Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов/ Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. — М.: Интерпрессервис, 2010.—576с.
- Балыков, А. Система показателей экономической эффективности / А. Балыков // АПК: экономика, управление. — 2017. — N 7 — С. 19-22.
- Горячко, В.И. Сравнительный анализ производительности труда торговых работников райпо: пособие / В.И. Горячко. — Гомель: ГКИ, 2009.—24с.
- Груздецкий, В. Бизнес-план - основной инструмент управления фирмой: учебник / В. Груздецкий. — Б.м.: Б. л. и Б. г., 2010. — 131 с.
- Емельянова, Т.В. Современные подходы к планированию деятельности предприятий: текст лекций / Т.В. Емельянова. — Гомель: ГКИ, 2009.—24с.
- Емельянова, Т.В. Ценообразование: учеб. пособие / Т.В. Емельянова. — Мн.: Высш. шк., 2016. — 240 с.
- Емельянова, Т.В,. Внутрихозяйственный арендный подряд в кооперативной торговле: лекции для студентов кооперативных вузов, слушателей факультетов повышения квалификации / Т.В. Емельянова, Л.В. Мисникова. — Гомель: ГКИ, 2008. — 35 с.
- Емельянова, Т.В. Разработка стратегии деятельности предприятия потребительской кооперации на рынке товаров и услуг: текст лекции/ Т.В.Емельянова. — Гомель: ГКИ, 2009.
- Кравченко, Л.И. Методика анализа состояния, развития и использования материально-технической базы розничной торговли / Л.И. Кравченко [и др.] // Бухгалтерский учет и анализ. — 1999. — N7.—С. 22-30.
- Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие для вузов/ С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков. — Мн.: 000 «Новое знание», 2016. — 240 с.
- Раицкий, К. А. Экономика потребительской кооперации: учеб./ К.А. Раицкий. — М.: Экономика, 2009. — 309 с.
- Раицкий, К. А. Экономика предприятия: учеб. для вузов / К. А. Раицкий. — М.: Информ.— внедрен, центр «Маркетинг», 2017. — 1012с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп.- Минск: АО «Новое издание», 2010. – 688 с.
- Скриба, Н.Н. Бизнес-планирование в торговле: методические подходы и практические рекомендации / Н.Н. Скриба, И.М. Ми-кулич, Р.П. Василевич.—Мн.: БГЭУ, 2016.—216 с.
- Щитникова, И.В. Обобщающие показатели эффективности использования производственного имущества / И.В. Щитникова// Вестник БДЭУ. — 2016. —К 3. — С. 41-45.
- Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебное пособие / под общ. ред. А.Н. Соломатина. — М.: ННФРА-М, 2016. — 295 с.
- Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко [и др.], под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. — Мн.: Выш. шк.,2017.—542с.
- Экономика предприятия / В.Я. Хрипач [и др.], под ред. В.Я. Хрипача. — Мн: Экономпресс,2009. — 464 с.
- Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Е.Л. Кантора [и др.]; под ред. Е.Л. Кантора. — СПб: Питер, 2009. — 352 с.
- Экономика предприятия: учебник / О.И. Волков [и др.], под ред. О.И. Волкова.— М.: ИНФРА-М.2010. — 520с.