ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа Айгыз»
отдела образования по Аягозскому району
Управления образования Восточно-Казахстанской области
Д о к л а д
На тему:
Бессмертие произведении Ахмета Байтурсынова
Докладчик: Учитель Русского языка и литературы Акылбаева Г.К
2022-2023 учебный год
Содержание
Введение.............................................3
Основная часть……………………4
1.Сын своего народа
2.Основоположник казахского языкознания
3.Великий учитель
Заключение………………………….6
Список литературы………………..7
Если для народа главное богатство – здоровье, то главные богатства для души – знания и искусство
Ахмет Байтурсынов
Введение
История любого народа неразрывно связана с теми личностями, которые в разное время оставили след в его судьбе. Однако значительность любой исторической личности измеряется, прежде всего, её мудростью, умением смотреть далеко вперед и степенью причастности к судьбе собственного народа.
Великая Казахская степь никогда не была скупа к своему народу и всегда дарила миру незаурядных личностей. Для нас особенно дороги воспоминания о жизни людей, указавших в начале 20 века нашему народу верный путь развития.
И именно их принципы, убеждения, те или иные поступки, способность к самопожертвованию определяли в конечном итоге прогресс национального развития.
Есть люди, которым судьбой предначертано стать проводниками своих народов к прогрессу и процветанию и она, как правило, наделяет своих избранников великим мужеством и пророческим предвидением.
И, я хочу рассказать о таком выдающемся поэте – просветителе, крупном ученом, одном из талантливых переводчиков, видном общественном и политическом деятеле, основоположнике казахской национальной школы языкознания и литературоведения, наконец, видном сыне казахского народа – Ахмете Байтурсынове.
Основная мысль
Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, развитии культуры, образования и науки, сохранении в веках самобытного народного творчества, самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов ещё в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народом, назвал его «вождём казахской интеллигенции».
Ахмет Байтурсынов - поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана.
Ахмет Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тосынской волости Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец был независимым, храбрым, умным и гордым человеком с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах, считался потомком народного батыра Умбетея. Ахмет обучался грамоте у аульных мулл. Юный Ахмет с большими трудностями и лишениями закончил курс Тургайского училища. После окончания русско-казахского училища он поехал в Оренбург и поступил в школу казахских учителей. Четырехлетнее пребывание в Оренбурге и ежегодное возвращение на каникулы в Тургайский уезд и обратная езда в Оренбург проходят для него в крайне затруднительных обстоятельствах, сопряжённых с большой материальной нуждой, но благодаря своей настойчивой натуре, А. Байтурсынов переносит встречавшиеся ему на пути лишения и перебиваясь «с хлеба на воду», в 1895 году он кончает курс учительской школы. Этим заканчивается у А. Байтурсынова школьное образование. В дальнейшем он, изучая европейскую литературу, занимается самообразованием. В период с 1895-1909 гг. преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркалинского уездов. В 1896 году Ахмет едет в волость Батпак Актюбинского уезда и работает учителем школы Ахметкерея Катыбкова, через некоторое время переезжает в местечко Аулиеколь ныне Костанайской области - а должность учителя школы.
Жена учёного была русской. Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершён по-мусульмански в Кустанае, и она изменив своё имя и фамилию, стала Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркалинск, где пробыли до 1907 года. Затем он был впервые заключён в тюрьму.
Видя тяжёлое положение своего народа и царившую неграмотность, он окончательно выбирает свой путь борьбы и призывает обнищавшее казахское общество не к традиционности, а к новой жизни в русле общечеловеческой цивилизации. Байтурсынов не ограничился чисто преподавательскими обязанностями. Он ездил по аулам, агитировал людей в пользу просвещения и делился с ними тем, о чём мечтал. Он понимал куда ведёт безжалостная колонизаторская политика царского правительства и в своих выступлениях смело разоблачал её. В начале XX века, проживая в Каркаралах, А. Байтурсынов принимает участие в революционных движениях. Встретив первую русскую революцию в выше упомянутых Каркаралах, он активно включается в политическую деятельность, хотя как и многие представители российской и казахской интеллигенции, Байтурсынов не сразу разобрался в сути и содержании происходящих событий и некоторое время находится под влиянием националистических настроений. Первой акцией стало его участие в составлении петиций, в которой декларировались требования прекратить изъятие земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. Прозвучала же призыв к единению мусульманских народов в противовес насаждения православия. А упомянутая петиция была написана 26 июля 1905 года на знаменитой Кояндинской ярмарке совместно с первым казахским магистром права Жакыпом Акпаевым и крупным политиком, учёным-экономистом Алиханом Букейхановым. Поиск справедливости и критика действий не могли пройти бесследно. В 1909 году А. Байтурсынов, занимавшийся в то время учительством, снова был заключён на 8 месяцев без суда в Семипалатинскую тюрьму. С того времени он открыто переходит к борьбе с произволом, пишет стихи о свободе, призывая к борьбе с народным гнётом.
Редактор первой национальной газеты "Казах", основоположник казахского языкознания, нарком просвещения в 20-е годы, автор первых учебников по казахскому языку для национальных школ, создатель казахской терминологии по лингвистике и литературоведению, А. Байтурсынов был арестован по ложному обвинению и 8 декабря 1937 года расстрелян.
С именем А. Байтурсынова связано развитие инновационных педагогических идей в Казахстане в 20-е годы. Роль педагогической прессы, проблемы начальной школы, системы высшего образования, совершенствование содержания, форм и методов обучения, духовно-эстетическое воспитание подрастающего поколения - это не полный перечень проблем, рассматриваемых А. Байтурсыновым. Как и известный русский педагог, просветитель К.Д. Ушинский, сторонник идеи народности в образовании, А. Байтурсынов призывает к созданию свободной школы, школы обучения на родном языке, достойной воспитать настоящего гражданина своего отечества.
В статье "Обучение по-казахски" он считает, что "улучшение жизни народа надо начинать именно с дела обучения детей, ибо власть, управление, народ исправляется только образованием". Как предостережение для потомков звучат его слова: "Каким бы богатством ни обладал народ, не стремящийся к образованию, через некоторое время его богатство перейдёт в руки более цивилизованных народов".
Дифференцируя перечень предметов, необходимых для изучения в начальной школе - чтение, письмо, родной язык, отечественная история, математика, география, рисование и другие, он считал обязательным обучение на родном языке.
Читая выступления талантливого сына казахского народа на открытии первого вуза страны- Казахского педагогического института им.Абая в 1928 году, мы раскрываем ещё одну грань этой великой личности. По его мнению, "открытие казахского института - показатель стимула назревшей у народа потребности к достижению высшей культуры". Следует отметить его глубокое проникновение в сущность и специфику педагогической профессии. По его мнению, самое важное для школы - профессиональная педагогика, методические приемы, учитель, умеющий обучать детей.
Будучи истинным сыном своего народа, Ахмет Байтурсынов призывал приобщаться к культурным ценностям европейских народов, брать пример с них - вкладывать деньги в образование, науку, издавать книги. "Народ, впитавший в себя основы науки и практических знаний, будет умным, богатым и сильным" - эти слова великого ученого, просветителя приобретают особую актуальность в настоящее время.
Именно он заложил лингвистические основы изучения родного языка, выступил автором первого учебника по казахскому литературоведению, кроме этого, он занимался общественной работой. Возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета.
результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсынова мы имеем казахскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры. Этим кропотливым трудом А. Байтурсынов поднял казахскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и казахской литературы. Ахмет - был великим Устазом - Учителем с большой буквы детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и культуры.
Заключение
Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, развитии культуры, образовании и науки, сохранении в веках самобытного народного творчества самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народам, назвал его «вождем казахской интеллигенции».
В тяжёлые дни перегиба в числе трёх десятков государственных и культурных деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован, сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е.П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году А.Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.
Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических, просветительских традиций казахской литературы в условиях 20 века. На рубеже 19-20 веков одной из главных проблем казахской литературы был национальный вопрос, состояние казахского общества, пути его развития.
.
Список литературы
-
Атабек А. Ахмет Байтурсынов: «Читайте сердец наших знаки» / А. Атабек // Ленинская смена. - 1989. – 7 окт. -
Бейсенбаева С. Ахмет Байтурсынов // Новое поколение.-1996.-№ 163. -
Исмагулов Ж. Доброе имя Ахмета / Ж. Исмагулов // Позиция.-1990.- № 23. -
Кекильбаев А.Учитель, перед именем твоим: Выступление на торжественном заседании, посвященном 125-летию со дня рождения Ахмета Байтурсынова / А. Кекильбаев // Казахстанская правда.-1998.- 15 окт. (№ 193). – С.2 – 3. -
"Казахи", девяти томный популярный справочник, том II, "Исторические личности". -
Асанбай Аскаров "Сыны Великого Турана". -
"Казахстанская политологическая энциклопедия" (Алматы-98).