Файл: 2 Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова мдк 01. 02. Русский язык с методикой преподавания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Цикл лекций
по теме 2.5. Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова
МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания
Разработала:
С.Н. Ким,
преподаватель
Дзержинск – 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………………………. 3
Лекция 1 Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем. ………….…………. 4
Лекция 2 Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка …….. 6 Лекция 3 Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова ……….……. 10
Лекция 4 Методическая система изучения морфемики. Морфемный анализ слова …….. 16
Лекция 5 Трудности изучения морфемного состава слов ……………….………………… 21
Лекция 6 Связь морфемики и орфографии. Приемы повышения познавательной
мотивации при изучении морфемики ……………………………...……………………....... 23
Список использованных источников ……………………………………….……………….. 27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лекции разработаны на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования, учебников и учебно-методических пособий.
В разработке представлены лекции по теме 2.5. Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова.
Лекция 1 Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем.
Лекция 2 Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка.
Лекция 3 Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова.
Лекция 4 Методическая система изучения морфемики. Морфемный анализ слова.
Лекция 5 Трудности изучения морфемного состава слов.
Лекция 6 Связь морфемики и орфографии. Приемы повышения познавательной мотивации при изучении морфемики.
Данная разработка содержат теоретический материал, вопросы и задания для обеспечения осознанности усвоения материала, вопросы для самоконтроля после каждой лекции и список литературы, которым можно воспользоваться для уточнения и углубления знаний по теме.
Лекция 1
Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем
Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слова.
Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
Морфема - это минимальная значимая часть слова (значимая – имеющая значение).
Звук – тоже минимальная часть слова. НО! Звук не имеет собственного значения.
Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание, интерфикс (соединительный гласный – паровоз).
Корень – общая часть однокоренных, родственных слов, в которой заключено лексическое значение слова.
Слова, имеющие одинаковую часть, значение которых объясняется с помощью одного слова, называются однокоренными или родственными.
Определение из учебника нач. школы
Родственные слова – это слова, которые имеют одинаковую часть и близки по значению.
(лесник, сапожник, печник – имеют общую часть и близки по смыслу – называют людей по их профессиям? Что же получается: исходя из определения, данного в учебнике, – это однокоренные слова?)
Чтобы не было двусмысленности, детям нужно правильно объяснять смысл слов – «близки по значению» – т.е. их значение можно объяснить с помощью одного слова (лесной – тот, который растет или живет в лесу; лесник – человек, который ухаживает за лесом, следит за порядком в лесу; перелесок – небольшой молодой лес, соединяющий два леса).
В слове может быть один корень и 2 корня.
Слова, имеющие 2 корня, называются сложными (водопад).
Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окончание выражает грамматическое значение слова (число, падеж, лицо, род).
Окончание изменяется при изменении формы слова.
Форма числа: лес – леса
Форма рода: синий – синяя, синее
Форма падежа: сосна – у сосны, к сосне, под сосной, сосну.
Форма лица: решаю – решаешь, решает
Что нужно сделать, чтобы выделить окончание? (Изменить слово)
Окончание может быть нулевым (невыраженным звуками). Как его обнаружить? (изменить форму слова)
Какие части речи не имеют окончаний? (Неизменяемые: наречия, неизменяемые существительные (кофе, такси), неизменяемые прилагательные (хаки, беж), служебные части речи (около, батюшки – междометие)
Основа – часть слова без окончания.
Какие морфемы могут входить в состав основы? (приставка, корень, суффикс)
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и, как правило, служит для образования новых слов.
искл.:
суффикс –л- в глаголах является формообразующим – указывает на форму прош. времени (решать - решал)
суффикс –ен- при образовании форм сущ-х, оканчивающихся на –мя (семя, знамя, пламя и т.д.) знамя – знамени и др.
Суффикс может следовать за другим суффиксом (рас-чет-лив-ость) и после окончания (постфикс – сме-ющ-ий-ся)
ТЬ – окончание или суффикс? Принято два варианта выделения данной морфемы.
Способы образования слов.
Приставочный (бабушка – прабабушка)
Суффиксальный (снег – снежок)
Приставочно-суффиксальный (хлеб – нахлебник)
Бессуффиксный (отбрасывается окончание – зеленый – зелень или суффикс и окончание – повторить - повтор)
Сложение (город-герой, стенгазета, вечнозеленый)
и другие.
Вопросы для самоконтроля
-
Дайте определение следующих понятий: морфемика, словообразование, морфема
корень, однокоренные слова, окончание, основа, приставка, суффикс.
-
В чем отличие морфемы от звука? -
Как по-другому называются однокоренные слова? -
Как правильно объяснить учащимся смысл слов «близки по значению»? -
Какие слова называются сложными? -
Какое значение заключено в окончании? -
Что нужно сделать, чтобы выделить окончание? -
Какие части речи не имеют окончаний? -
Какое окончание называется нулевым? Как его обнаружить? -
Какие морфемы могут входить в состав основы? -
Какие суффиксы являются формообразующими? -
Какой морфемой является ТЬ? -
Назовите способы словообразования, проиллюстрируйте каждый примерами.
Литература
-
Антонова, Е.С. Русский язык [Текст]: учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с. -
Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 464 с. -
Долбик, Е.Е. Русский язык [Электронный ресурс]: таблицы, схемы, упражнения. Для поступающих в вузы/ Е.Е. Долбик, В.Л. Леонович, В.А. Саникович — Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012. — 312 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24077.html.— ЭБС «IPRbooks» -
Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.
Лекция 2
Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка
Попробуйте ответить на вопросы:
Вопрос | Степень освоения до изучения темы + знаю хорошо - не знаю !- хотелось бы уточнить | Степень освоения после изучения темы + знаю хорошо - не знаю ! хотелось бы уточнить |
Зачем ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова? | | |
Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики? | | |
Какие знания и умения необходимо сформировать у детей при изучении морфемики и словообразования? | | |
Важен ли определенный порядок в изучении морфем? | | |
Как правильно сформировать понятие о каждой из морфем? | | |
Как правильно разбирать слово по составу? По какому алгоритму действовать? | | |
Как не ошибиться в выделении каждой части слова? | | |
Морфемный анализ и словообразовательный анализ – этот одно и то же? | | |
С какими трудностями могут столкнуться дети при изучении морфемики и словообразования? | | |
Для чего ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?
Какие у вас будут предположения?
Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?
Учеными было установлено, что к школьному возрасту дети начинают на интуитивном уровне овладевать образованием новых слов, но делают это зачастую ошибочно: хочут, выстрельнул, собакина конура, втыкана веточка, спотыкнулся, заместо
и т.д.
Сделайте вывод: почему же именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?
Для того чтобы у детей формировалась грамотная речь, же на начальном этапе обучения начинается изучение морфемики и словобразования.
Задачи изучения морфемики и словообразования в начальной школе
Ваши предположения.
Проверим предположения. С помощью чего мы можем это сделать?
К какому документу нужно обратиться? Примерная ООП НОО
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Сравним с программой Русский язык УМК «Школа России» - отличие?
Задачи изучения морфемики и словообразования
-
Сформировать представление о составе слова, о морфеме как единице языка (без введения понятия). -
Познакомить с основными морфемами – корнем, приставкой, окончанием, суффиксом, основой; дать представление об их значениях. -
Познакомить с понятием «родственные (однокоренные) слова». Научить различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова, однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. -
Сформировать умение выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), основу; находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; различать изменяемые и неизменяемые слова. -
Учить образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок.
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.
Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
Понятия морфемики и словообразования: состав слова, основа слова, корень слова, приставка, суффикс, окончание, однокоренные слова, сложные слова, образование слова, гнездо родственных (однокоренных) слов.