Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса(Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Двигательная активность возрастает и при дистрессе и при эустрессе.

При этом исследователи отмечают, что во время дистресса проявляются два типа двигательных реакций, чрезмерно повышается двигательная активность, появляется спешка и суета, изменение жестов и появление двигательной заторможенности. [10]

2. Изменение познавательных процессов.

Наиболее очевидным признаком этого являются изменение внимания, памяти и мышления. При эустрессе внимание улучшается, повышается концентрация. Обратный процесс наблюдается при дистрессе, появляются различные трудности в управлении вниманием, появляются проблемы со сосредоточением и концентрацией внимания. Могут встречаться случаи гиперфиксации внимания, то есть человек сосредотачивает свое внимание на определенном моменте и никак не может выйти из этого состояния. Эустресс дарит человеку улучшенную память, человек гораздо быстрее начинает запоминать и усваивать материал, даже большого объема. Во время дистресса возникает состояние, в котором запоминание и воспроизводство материала сильно ухудшается, что не возможно преодолеть, даже силой воли[11].

Для эустресса характерно инсайдное мышление и некое просветление, для дистресса характерны обратные процессы, мышление усложняется, сужается поле зрения, человек оказывается в ситуации из которой не видит выхода, он перестает понимать шутки и юмор. «порочный круг», находясь в котором, не понимает ни юмора, ни шуток.

3. Изменение деятельности. Дисресс сильно дезорганизует деятельность человека, а зачастую делает ее просто невозможной. Эустресс наоборот, мобилизует силы человека, он становится более творческим, успешным и результативным.

1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье

Технологически процесс и глобализация выдвинули на передний план вопросы об охране труда и психологического состояния человека. В результате психогигиена выделилась в отдельную научно-практическую отрасль. Психогигиена как отрасль образовалась в 1910 году, когда в США после конференции психиатров была создана медицинская ассоциация по психогигиене.

Вместе с медиками-гигиенистами исследования в данной области активно проводят и психологи. Начиная с влияния монотонного труда не человека, они изучают и социально-психологические аспекты стресс факторов и их влияние на производительность труда. В то время широкое распространение получили идеи о влиянии различных факторов на протекание психологических процессов, в связи с потребностью высшего менеджмента в данных вопросах и основываясь на крупнейших нейрофизиологических открытиях 20 века[12].


Особое внимание в психологии труда уделялось вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемы их утомляемости и нервно-психической напряженности.

В прикладной психологии стресс рассматривается в ключе различного рода состояний, состояния повышенного и длительного напряжения, которое обусловлено неспособностью организма адаптироваться к данной среде. Такое состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма.Для данного состояния характерно психическое напряжение, состояние фрустрации и тревоги, беспокойства, в самом крайнем случае возможно развитие равноушия и апатии[13].

В этом ключе функциональное состояние человека рассматривается как комплекс характеристик и функций человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности.

Из множества функциональных состояний выделяют, например, монотонию, фрустрацию, утомление, релаксацию и др.

По степени активации кроме этих, можно выделить следующие состояния:

  • аффективные состояния;
  • дремотные состояния, пароксизмальные состояния;
  • разнообразные болезненные состояния (инфекционные и соматические);
  • состояния алкогольного и наркотического опьянения;
  • психопатологические состояния (маниакально-депрессивный психоз, паранойя) и пр.

Профессиональный или производственный стресс является многомерным психическим феноменом, который выражается в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Профессиональный стресс, сказываясь на психосоматическом состоянии работников, ухудшает уровень организационной среды всей организации в целом.

Проблематика и изучение профессионального стресса являются точкой соприкосновения многих научных дисциплин, от физиологии и медицины, до социологии и экономики. Это обусловлено прежде всего теми социальными последствиями, которые и вызывают стресс факторы, влияя на функциональное и психологическое состояние человека. Актуальным вопросом становится поиск оптимального уровня напряжения в процессе труда, при котором и эффективность будет на высоком уровне и нежелательные последствия от психологического напряжения будут минимальны.

Ю.В. Щербатых, разделяет профессиональный стресс на отдельные виды:

  • учебный стресс;
  • стресс медицинских работников;
  • стресс руководителя;
  • спортивный стресс;

Кроме того, анализируя причины производственного стресса можно отметить, что они обусловлены нехваткой знаний, каких то умений и навыков, в отдельных случаях связаны со здоровьем человека. Причины стрессов личностных, прежде всего связаны с с низкой самооценкой и неуверенностью в себе, страхом неудачи и неуверенности в своем будущем.

Одной из главных особенностей профессионального страха является его многоликость в проявлении, а также многофакторность возникновения данного состояния[14].

Объективные и субъективные факторы стресса по Ю.В. Щербатых приведены ниже схематически (рис.2).

Рисунок. 2. Факторы производственного стресса

В физиологии и психологии можно выделить для изучения большое количество производственных стресс-факторов.

Среди таковых выделяют:

  • физические факторы (вибрация, шум, загрязненная атмосфера);
  • физиологические факторы (сменный график, отсутствие режима питания);
  • социально-психологические факторы (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени);
  • структурно-организационные факторы («организационный стресс»)[15].

Актуальность изучения данных стрессов обусловлена значимостью данных вопросов для управления организацией и ее человеческими ресурсами в кризисные периоды, в периоды реструктуризации и реформирования.

Г. Селье полагает, что работа в стрессовой обстановке всегда приведет к мобилизации внутренних ресурсов человека и может вызывать как острые нарушения сознания, так и отсроченные последствия. На основе обобщения и анализа исследований статистических данных Дж. Бренерр пришел к выводу, что если стрессовый фактор действует на человека на протяжении первых трех лет, то он вызывает острые состояния и реакции, а затем приводит к хроническим заболеваниям. При этом за счет так называемого «принципа ускорений» количество стресс-реакций возрастает, когда уже развившаяся реакция приводит к изменениям в жизни человека и новым стрессам, особенно актуально для производственных коллективов.

Никифоров Г.С. предлагает выделять и систематизировать совокупность наиболее распространенных стрессов в различных сферах деятельности:

  1. Организация и содержание профессиональной деятельности.

  • условия труда (организация рабочего места);
  • неритмичность в организации труда;
  • чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы;
  • однообразие выполняемой работы;
  • рутинная работа, не предусмотренная данной должностью;
  • изменение продолжительности или условий труда;
  • неудобные часы работы, работа по выходным;
  • неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, воздействие перегрузок и т.д.);
  • внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раздражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления);
  • трудность выполняемой деятельности, в том числе неполнота необходимой информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочности и скорости действий и др.;
  • сменная работа;
  • качество оборудования;
  • опасность для жизни и здоровья, риск;
  • новизна, реорганизация на работе;
  • ситуация неопределенности; повышенная ответственность;
  • обеспокоенность последствиями возможных ошибочных действий, страх совершить ошибку;
  • неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выполнения деятельности; нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна);
  • необходимость принимать слишком много решений; отсутствие или малое участие в процессах принятия решений;
  • неудовлетворительное обеспечение процесса коммуникации в организации;
  1. Профессиональная карьера.
  • проблема статуса;
  • неудовлетворительные перспективы продвижения по службе (медленное или слишком быстрое);
  • неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности;
  • изменение служебных обязанностей;
  • перспектива сокращения (угроза увольнения, безработица) или преждевременного выхода на пенсию;
  • фрустрация из-за достижения предела своей карьеры;
  • чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): «ничего лучшего не найти»;
  • недостаток необходимых профессиональных знаний и умений;
  • чрезмерные притязания, амбиции, неадекватные собственным возможностям; несбывшиеся надежды;
  • переход на другую работу;
  • выход на пенсию.
  1. Оплата труда и взаимоотношения на работе.
  • отсутствие ясности в оплате труда;
  • переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой;
  • неравная оплата труда;
  • неприятности (конфликт) с руководством по службе;
  • плохое руководство;
  • взаимоотношения с коллегами по работе, конфликты;
  • ограничения свободы поведения;
  • неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе;
  • интриги;
  • изоляция в рабочей группе.

  1. Внеорганизационные источники стресса.
  • проблемы в семье (конфликты, недостаток заботы, избыточные домашние нагрузки и др.);
  • жизненные кризисы (возрастные, экзистенциальные и пр.);
  • финансовые проблемы;
  • общая социальная необеспеченность (проблемы с жильем, коммунальным и медицинским обслуживанием, транспортом, юридическим статусом и т.д.);
  • конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией;
  • проблемы со здоровьем[16].

Очевидно, что влияние стресс-факторов профессиональной деятельности человека на эмоциональную составляющую здоровью человека очень велико. Стрессы обуславливают многие соматические заболевания. Отсюда следует, что для противостояния стрессам необходимо обладать крепким здоровьем, иметь большой функциональный резерв и обладать способностью психической саморегуляцией. В противном случае риск профессиональных заболеваний повышается.

Очень актуальная когнитивная составляющая профессионального здоровью, под которой понимается знания человека и своем профессиональном здоровье, понимание его роли в своей жизни, знание факторов негативного влияния и позитивного. Устойчивость, концентрация внимания, память, наблюдательность, все это и многое другое определяет успешность человека в профессиональной среде, отражает его способность адекватно мыслить принимать решения, выделять главное искать недостающую информацию. Здесь профессиональное здоровье проявляется в способности мыслить позитивно и оперативно.

Гендерные аспекты переживания стресса

Даже если не углубляться, а взять обычные житейские итуации, то можно увидеть, что реакция на стресс у мужчин и женщин будет отличаться.

После стрессовой ситуации женщины чаще говорят о том, что они расстроены или обеспокоены, у мужчин же после подобных ситуации наблюдается склонность к употреблению алкоголя, если за этим не следить, то это может перерасти в зависимость. Женщины чаще всего винят самих себя, их реакция абстрактное выплескивание эмоций. Женщина обязательно заплачет, даже если рядом нет никого, кто бы мог ее утешить.

Мужчины более склонны искать причину случившегося, и они чаще дают выход раздражению, сорвав зло на ком ни будь, кто подвернется на руку, нежели заплачут. Однако именно мужчины в стрессовой ситуации проявляют большую собранность и хладнокровие. Рассматривая проблематику подобного рода, социальная психология использует понятие «гендер».