Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса(Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№ п/п

Возраст

Пол

Баллы

Уровень НПУ

Мужчины

1

35

м

10

7.в

2

34

м

17

5.с

3

26

м

17

5.с

4

35

м

30

2.н

5

30

м

14

5.с

6

25

м

12

6.в

7

32

м

32

2.н

8

23

м

24

3.н

9

20

м

17

5.с

10

25

м

17

5.с

11

25

м

22

4.н

4,5

Женщины

1

20

ж

27

3.н

2

20

ж

8

8.в

3

23

ж

23

3.н

4

28

ж

17

5.с

5

29

ж

19

4.н

6

21

ж

18

4.н

7

22

ж

8

8.в

8

25

ж

14

5.с

9

20

ж

23

3.н

10

26

ж

17

5.с

11

22

ж

19

4.н

4,8

Рис 3 – Соотношение уровней нервно-психической устойчивости у мужчин и женщин (%)

Таблица 4 – Сводная таблица результатов тестирования по методике С. Бем и методике «Прогноз»

Как видно из рис. 3. около 18% мужчин и 18% женщин имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости. 36% испытуемых (46% мужчин и 27% женщин) имеют средний уровень нервно-психической устойчивости. И 46% испытуемых (36% мужчин и 55% женщин) с низким уровнем нервно-психической устойчивости. В целом можно охарактеризовать обстановку как удовлетворительную, поскольку средние значения уровней нервно-психологической устойчивости составляют: 4,5 у мужчин, и несколько выше, ближе к среднему, у женщин 4,8. При этом следует отметить, что андрогинному психологическому типу, как у мужчин, так и у женщин соответствуют высокие и средние значения уровня нервно-психологической устойчивости (от 5 до 8).


Достоверность различия между уровнями нервно-психической устойчивости у испытуемых по гендерному признаку проверялась статистически, по критерию Манна-Уитни. Расчёт производился на персональном компьютере (таблица 4, Приложение В).

Различия в уровнях нервно-психической неустойчивости, по результатам анализа не являются достоверными, такой вывод может свидетельствовать о значимой роли личностного фактора, личностных качеств сотрудника и его опыта на формирование уровня нервоно-психической устойчивости.

В целях определения достоверности проверяемых различий у мужчин и женщин применялся U-критерий Манна-Уитни. Статистические расчёты свидетельствуют о том, что полученное эмпирическое значение Uэмп(165.5) находится в зоне неопределенности - UКр.=142 при p≤0.01 и UКр.=171 при p≤0.05

Исследуемые выборки достоверно различаются при p≤0.05, что подтверждает, выдвинутую в работе гипотезу.

Выводы

Результаты тестирования позволяют сделать следующие выводы:

1. Распределение типов психологического пола (мускулинность, феминность и андрогинность) в двух группах различается (см. Диаграмму 1.) Имеются гендерные различия и по уровню нервно-психической устойчивости. Так, 46% мужчин и 27% женщин имеют средний уровень нервно-психической устойчивости; 36% мужчин и 55% женщин с низким уровнем нервно-психической устойчивости.

2. Для мужчин и для женщин основными источниками стресса являются субъективные причины и на втором месте внутрифирменные факторы, однако уровень восприятия этих факторов у женщин выше, чем у мужчин. Женщин беспокоит нехватка времени, низкая мотивация, собственные ошибки и просчёты, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями. Мужчины – чрезмерный контроль руководства, отсутствием должного внимания с его стороны к нуждам подразделения;

.

Заключение

Профессиональный стресс – это многофакторное явление ,которое оказывает влияние на эффективность деятельности всей организации, и каждого сотрудника в отдельности.

Основные психологические проблемы, влияющие на уровень стресса:

1. Наиболее распространенными будут проблемы межличностных и социальных отношений и связанные с ними коммуникативные проблемы. Особое место занимают проблемы отношений между полами, далее идут взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.


2. Актуальными являются проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности профессиональной деятельностью, проблемы значительных различного рода перегрузок и т.п.

3. Распространенными являются внутриличностные проблемы различного типа – от индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной проблематики.

Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого могут привести к эмоциональному выгоранию субъекта.

Профессиональные стрессы влияют не только на эффективность труда, они также сказываются на всей жизни человека, изменяют его психическое и соматическое состояние, приводят к утрате здоровья, психологическим проблемам и личностным изменениям.

Среди причин развития профессионального стресса можно выделить непосредственные и главные. Непосредственные причины стресса связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности. Главной причиной возникновения стресса являются индивидуальные, личностные особенности субъекта труда.

В современной психологии понятие стресс используется в следующих основных значениях:

1. Как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение (стрессор, стресс-фактор);

2. Как субъективная реакция, отражающая внутреннее состояние напряжения и возбуждения (эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке – копинг-стратегии);

3. Как физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие; значимой функцией этой реакции является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.

Основным срессогенным фактором в работе сотрудников УМВД являются проверяемые объекты уголовных дел и сигналов.

Наиболее стрессогенными факторами являются:

  • Субъективный фактор, то есть источник стресса чаще всего заключён в отношении сотрудника к проблемам, или связан с трудностями их успешного разрешения;
  • Межличностные отношения в коллективе;
  • Низкая мотивация сотрудников и их незаинтересованность в конечном результате;
  • Собственные ошибки и просчёты в работе;
  • Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу;
  • Отсутствие должного внимания к реальным нуждам подразделения со стороны руководителя.

Женщины больше озабочены нехваткой времени, низкой мотивацией сотрудников, собственными ошибками и просчётами, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями, необоснованными требованиями со стороны чиновников, проблемами, постоянно возникающими в процессе работы. Мужчины – сильным контролем руководства, отсутствием должного внимания со стороны руководства к нуждам структурного подразделения. Основными источниками стресса считают субъективные причины, связанные с личностными качествами их успешного разрешения, высокой загруженностью, проблемами общения с людьми.


Эти данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу о наличии у мужчин и женщин различий по содержанию воздействующих на сотрудников МВД социально-психологических факторов.

Список использованных источников

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КазГУ, 1987-.262c.

. Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию // Журн. высшей нервной деятельности. 1976. № 2. Т. 26. С. 424-428.

. Белов В.М. Психология здоровья. /В.М. Белов. - СПб.: Алетейя, 1997. - 231 с.

. Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2004. - 336 стр.

. Бовин Б.Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.: МВД РФ, 1997. с.249

. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000.с.352

. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 1995. - 128с.

. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР-СЭ, 2006 - 528с.

. Братусь Б.С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., 1988.-86с.

. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. - М., 1997.с.56

. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2001. с.352.

. Исаева Е.Р. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук «Совладающее со стрессом и защитное поведение личности при расстройствах психической адаптации различного генеза» Санкт-Петербург - 2010

. Коврова М.В.Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Науч. ред. Н.П. Фетискин; Отв. за выпуск В.В. Чекмарев.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000 с.38

. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева - М.: Щит - М, 2003. с.98

. Королюк К.К. Психическая саморегуляция сотрудников МВД. - М.: 1997.с.56

. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976.- 190с.

. Кудрявцев А.В., Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел. Комментарий. Схемы. - М., 1996. с.45

. Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань, 2001. Вып. 3. С. 202.


. Лаврова К., Левин А. Синдром выгорания: профилактика и управление. Пособие для сотрудников, работающих в программах снижения вреда. 2006. с.69

. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. Л.,1970. С. 328

. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983 -480с

. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. /Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - 187 с.

. Селье Ганс«Стресс жизни». [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library

. Сельчёнок А.В.Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок; Под общ. Ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 2003. с116.

. Шереги Ф.Э.Основы прикладной социологии. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М.: «Academia», 1995- 215 с.

. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006.- с. 256

. Сайт «Психологос» Ст. Копинг-история - вопроса. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru

. Дисциплинарный устав вооруженных сил РФ, 2006г. с.20

. Закон РФ «О милиции». - М.: Проспект, 2009. - 40с.

Приложение «А»

Методика С. Бем

Описание

Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.

Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями - людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Обработка

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (M) в соответствии со следующими формулами.= (сумма баллов по фемининности): 20;= (сумма баллов по маскулинности): 20.

Основной индекс IS определяется как:= (F - M) x 2,322.

Ключ

Маскулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Остальные пункты - нейтральные.

Интерпретация

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до + 1, то делают заключение об андрогинности.

Если индекс меньше -1 (IS 1) - о фемининности. При этом, в случае когда IS +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.

ИНСТРУКЦИЯ: «Перед вами 60 утверждений. Вам не обходимо поставить «+» возле того утверждение которое по вашему мнению соответствует вам, и «-» если это утверждение вам не подходит».