Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса(Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Профессиональный рабочий стресс сказывается не только на производительности труда человека, но и влияет на его повседневную жизнь, он может изменять его психические и соматические состояния, может привести к проблемам различного рода, в том числе к трансформации личности.

Причинами данного стресса может стать рабочее место, условия труда, коллектив и многое другое. Данные причины очень привязаны к профессии человека и могут очень сильно варьироваться в зависимости от нее. Особенно тема стресса актуальна для людей, которые работают в экстремальных условиях, либо же в условиях приближенных к боевым действиям. Именно поэтому в разных профессиях выдвигаются различные требования к психическому и эмоциональному состоянию сотрудника. Повседневная трудовая деятельность оказывает на них влияние, развивая свои навыки и способности человек претерпевает характерологические изменения. В то же время, она способствует и различного рода деформациям личности.

Условия, в которых живут и действуют сотрудники органов внутренних дел с полным правом можно назвать экстремальными, стимулирующими развитие стресса, поскольку эта служба связана с многочисленными факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Различные нервно-психические перегрузки усугубляются нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности и вынужденным отказом от отдыха. Все эти факторы приводят к формированию определенных психозов личности, эмоциональной неустойчивости, фрустрации , появлению различного рода невротических реакций и психосоматических функциональных расстройств.

В связи с этим, сегодня, особый интерес для кадровой службы представляют гендерные аспекты профессионального стресса при подборе персонала и формировании отделов. Оптимальная расстановка кадров, все на своих местах, играет определяющую роль в компании, поэтому аспект гендерных различий стресса представляет большой интерес и является очень актуальным.


Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в зарубежной и отечественной психологии профессиональный стресс психология

1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению

Термин «стресс» использует великое множество дисциплин для характеристики определенного состояния, возникающие в ответ на внешние раздражения и ситуации. Изначально это понятие возникло для обозначения «неспецифической реакции организма»в ответ на какое то воздействие из вне – так называемый «общий адаптационный синдром» Г. Селье, который говорил, что это слово имеет разное значение для каждого отдельного человека и для каждой отдельной ситуации. Поэтому дать точное определение этого термина довольно сложно, однако, когда речь идет о стрессе, все прекрасно понимают, что это такое[1].

Стресс это определенное состояние организма, вызванное предъявленными к нему требованиями со стороны среды обитания. Другими словами, в результате воздействия из вне, наш организм реагирует определенным образом, но при этом он стремится приспособиться в этому состоянию. Эти функции независимы от специфического воздействия. Именно неспецифические требования и условия воздействуют на нас и вызывают стресс.

Исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье определил стресс у людей и животных, как специфическое состояния или реакцию, под влиянием чрезмерной физической нагрузки, высокой или низкой температуры, болевых стимулов, затруднения дыхания и т.п. По Г. Селье, «адаптационный синдром» имеет 3 стадии:

1. Стадия тревоги – возникает при первом контакте и снижает уровень сопротивления организма, затем включаются резервы и он пытается с этим справиться. Организм начинает приходить в нормальное состояние, большинство стрессов заканчивается именно на этой стадии;

2. Стадия сопротивления – она наступает если источник стресса долгое время воздействует на человека, ресурсы организма истощаются прямолинейно продолжительности воздействия;

3. Стадия истощения – отражает нарушение систем регуляции организма, возникает от чрезмерно долгого воздействия[2].

Стрессом стали описывать состояние человека, который находится в неблагоприятных психических, биологических и эмоциональных условиях.


Г. Селье, рассматривал стресс как однонаправленное взаимодействие организма и среды (стимул – реакция организма). Р. Лазарус рассматривал стресс как двунаправленное взаимодействие, индивид влияет на среду, а среда на индивида.[3]

Для того, чтобы объяснить механизм стресса была разработана модель, ядром которой являются различные типы когнитивных оценок, эмоции и процессы активного преодоления стрессора. Р. Лазарус рассматривал стресс психологический и физиологический, ставил эту проблему и предлагал рассматривать стресс в рамках взаимодействия среды и человека.

По его мнению, физиологический стресс это непосредственно реакция организма, которая сопровождается физиологическими сдвигами при воздействии различных внутренних и внешних стимулов физико-химической природы. Глубина физиологического стресса зависит от продолжительности воздействия на индивида.[4]

Особенностью психологического стресса является то, что он возникает под влиянием психологических факторов, которые наш организм оценивает как угрожающие. Развитие психологического стресса возможно и без близкого присутствия источника стресса - от того, что человек может предвосхищать события. Характер и интенсивность стрессовой ситуации определяется степенью расхождения между требованиями к индивиду в данной ситуации и его личностью, а также потенциалом человека.

Р. Лазарус выделяет две личностные особенности при формировании стресса:

  • представления личности о мире и о себе, а также способностью брать на себя обязательства;
  • представления личности о своих способностях влиять на последствия.[5]

В.Э. Мильман высказывает идентичные представления ос стрессе, трактуя стресс, как функцию двух факторов: субъективной оценке вероятности достижения результата и степени потребности в достижении результата.

Такой субъективный подход в исследовании стресса можно трактовать как интеракционная проблема. Н. Эндлер, рассматривая стресс отмечал в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и окружающей средой. [6]

Сторонники объективного направления рассматривают стресс с точки зрения порожденного внешней ситуацией. Так, Л.М. Аболин, рассматривает стресс как реакцию на какое либо воздействие или же как само это воздействие.

Об этом можно долго спорить, но ясно лишь одно, необходимо учитывать, что внешний раздражитель является лишь потенциально приводящим к стрессу, но совсем не обязательно постоянно приводящим к нему.


Если обобщить все вышесказанное, то можно объяснить термин «стресс» как три составляющие:

- это могут быть любые стимулы из вне или же события, вызывающие у человека напряжение или возбуждение;

- это субъективная реакция, которая отражает внутренне состояние возбуждения или напряжения;

- это физическая реакция организма на определенные требования или воздействия из вне. Значимой функцией этой реакции является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.[7]

В науке до настоящего времени нет единой концепции стресса, поэтому существует много противоречий в определениях и категориях стресса. Однако, различные определения стресса во многом дублируются и пересекаются со сферами изучения таких понятий, как «личность», «способности», «адаптация», «дезадаптация» и пр.

Большинство из существующих концепций в своем исследовании реализуют классическую парадигму, они трактуют это явление в категориях адаптации и дизадаптации. В последнее же время наметилась тенденция к интегративным системным подходам.

Примерами моделей стресса являются:

1. Когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, ее основ составляет позиция рассмотрения стресса через когнитивные процессы;

2. Концепции профессионального стресса (А.Н. Занковский, Т. Сох, и др.);

3. Социально-психологические теории стресса (Р. Дарендорф и др.).

В современных исследованиях наблюдается тенденция к дифференциации понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации, в частности, рассматривают:

- межличностный психологический стресс, характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия и наличием конфликтов, угроз;

- профессиональный, или организационный стресс – он связан со сложностью и опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач;

- социальный или общественный психологический стресс – он связан с социальными и социально-экономическими проблемами, такими как, безработица, вредные привычки, войны и так далее;

- семейный психологический стресс – он включает все трудности и проблемы по содержанию семьи;

- внутриличностный психологический стресс – отражает «Я-конфликт», нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование;

-экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятной внешней средой, климатическими условиями[8].


Данные определения и их названия отражают главную причину стресса. К примеру, если доминируют социальные факторы – социальный стресс, личностные факторы – внутриличностный стресс, профессиональные факторы – профессиональный стресс и т.д.

Очень важно знать, что любой из видов стресса включает в себя характерные специфические черты от других видов стресса, а также те черты, которые присущи только этому виду. Принципиальное разделение идет только по внешним (ограничения во времени, объем нагрузки информационного характера, скученность и т.п.), и внутренним (субъективные), личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, особенности темперамента, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и пр.)[9]

Переживание психологического стресса, как полифакторного психического феномена представлено ниже в виде рисунка (рисунок 1.)

Рисунок 1. Факторы, обуславливающие возникновение стресса

Так как стресс стимулы могут оказывать на человека как негативное, так и позитивное влияние, различают деструктивный стресс (дистресс) и конструктивный стресс (эустресс). Как правило в большинстве исследований стресс рассматривается именно с точки зрения деструкции.

Ю.В. Щербатых полагает, что наиболее актуальное разделение стрессов выглядит следующим образом:

  • поведенческие,
  • интеллектуальные,
  • эмоциональные и физиологические проявления

Современное состояние изучения данной проблематики позволяет дать их общий и сравнительный анализ, на основе изменения основных физиологических процессов человека:

  1. Изменение физиологических параметров:
  • Пульс. При эустрессе – пульс до 90-100 ударов в минуту, при дистрессе

– свыше 100 ударов в минуту.

  • Артериальное давление. При эустрессе – давление умеренно

повышается, при дистрессе – давление резко повышается или понижается, в зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека.

  • Дыхание. Во время эустресса – умеренное учащение дыхания по

сравнению с обычным ритмом, при дистрессе происходит сильное учащение дыхания, которое напоминает одышку.

  • Реакция кожных покровов - для эустресса характерно покраснение

кожи, для дистресса – красно-белые пятна на коже, побледнение. Температурные изменения - эустресс сопровождается ощущением тепла или жара, для дистресса характерны озноб, холод, холодный пот.