Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице(Безработица и порядок признания лица безработным).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По методологии Международной организации труда, безработные — это лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

- не имели работу (доходного занятия);

- занимались поиском работы, использовали объявления в печати, обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;

- были готовы приступить к работе;

- обучались по направлению службы занятости;

- являлись учащимися, студентами, пенсионерами и инвалидами, занимающимися поиском работы и готовыми приступить к ней.

В составе безработных выделяют лиц, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными. [17]

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных в целях поиска работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.[18]

Доказательствами, подтверждающими статус нетрудоустроенного гражданина, являются отсутствие работы и заработка, записи о приеме на работу в трудовой книжке или отсутствие самой книжки как таковой. А так же регистрация гражданина в центре занятости населения.

Нельзя не заметить, что в ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – «ТК РФ») установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет.[19] Однако для отдельных категорий работников возраст поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет. Следовательно, законодательство признает трудоспособными лиц младше 16, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” в части признания трудоспособными лиц достигших 16 лет, вступает в противоречие со ст. 63 ТК РФ, которая при определенных обстоятельствах признает трудоспособность лиц достигших, а в некоторых случаях и не достигших возраста 14 лет. Это противоречие решается путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда. В связи с этим, трудоспособные граждане, не достигшие возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина.[20]


По данным Росстата, безработных в России 3,9 млн человек, а по данным Роструда — 800 тыс. В первом случае считали по методике Международной организации труда, которая учитывает всех граждан страны, не имеющих работы и находящихся в поиске. Во втором — по регистрации в центрах занятости.[21]

По данным исследований Бостонской консалтинговой группы более 80% трудоспособных россиян не имеют достойной квалификации для работы на современном рынке труда. Занятость в России остается унаследованной от СССР и стоит на уровне сырьевой колонии. Большая часть граждан способна работать низкоквалифицированным трудом. [22]

Таким образом, проблема безработицы сильно влияет на жизнь общества и не дает широкого развития политики занятости. Каждый человек, имеющий статус безработного, должен это понимать и принимать меры для стабилизации своего положения на рынке труда, т.к. каждый человек вносит своими действиями коррективы в развитие экономики страны.

Поскольку безработица считается постоянным спутником рыночной экономики, ее нельзя полностью искоренить, а можно лишь сводить к естественному уровню. К такой цели и должны вести действия государства.

Глава 2. Понятие пособия по безработице, его функции

Первоначально схемы материальной поддержки безработных граждан появились в западноевропейских странах в XIX-XX вв. Их целью было обеспечение страхования риска в связи с временной потерей заработка. В то время схемы пособия не предназначались для поддержки безработных граждан с постоянной потерей дохода, что имеет место на данный период времени в некоторых странах. В то время национальные системы страхования от риска безработицы были ориентированы в сторону именно материальной поддержки и отличались своей щедростью, почти не были направлены на активную помощь безработным в поиске занятости и создания стимула к этим поискам у безработных.

Таким образом, перед политиками возросли проблемы создания новой системы материальной поддержки безработных граждан и создание более точной национальной политики содействия занятости населения.

Законодательно считается, что безработица — это временное состояние (но по факту все наоборот, в России законы далеко не всегда отражают реальность), поэтому назначается это пособие на небольшой срок. При этом, мало кто вправе претендовать сразу на максимальный размер, многие начинают с минимального который меньше прожиточного минимума. Если бы пособие по безработице соответствовало прожиточному минимуму, то число желающих получить его увеличилось бы в тысячи раз, а может быть больше, что, естественно, не выгодно государству.


Общее представление пособия по безработице можно сформировать из таких признаков как предоставление государством периодических или многоразовых денежных выплат для граждан временно утративших заработок. Но такое представление не раскрывает в полной мере нюансов пособия как самостоятельной организационно-правовой формы социальной защиты граждан, не имеющих работу. Не смотря на то, что такой подход к пониманию имеет место в литературе, он не служит основой для выяснения сущности пособия по безработице.

Материальная поддержка безработных граждан является одним из самых важных элементов расхода при финансировании политики занятости. Ее оптимизация - это задача в первую очередь общенационального масштаба.[23]

Присутствует необходимость пересмотра политики занятости и определить ее стратегические ориентиры, что бы была возможность улучшить поддержку безработных граждан и повысить экономическую активность населения. Иначе в этой поддержке так и будет реализовываться остаточный принцип, который в условиях обостряющейся потребности в экономии бюджетных расходов получит дополнительный стимул.[24]

Пособие по безработице считается классическим направлением пассивной политики занятости на рынке труда. Это самый дешевый путь решения проблемы безработицы. Затраты на пособие не сопоставимы по своим размерам к примеру с инвестициями необходимые для создания рабочих мест для тех же безработных граждан.[25]

Конституция Российской Федерации признает за каждым право на защиту от безработицы. Гражданин, являющийся безработным, имеет право на получение финансовой помощи от государства.

Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.[26]

Пособие по безработице дается гражданам в целях предоставления материальных условий для поиска места работы, а так же как компенсация по случаю невозможности получения гражданином заработка.

При этом характерно, что пособие по безработице может быть направлено на компенсацию только второй из двух выше описанных форм материальной необеспеченности граждан. Поскольку только в этой ситуации оно выполняет присущие ему функции, предопределенные названными целями к которым относится поддержание уровня жизни безработного и его семьи в результате потери рабочего места, а так же стимуляция безработного для поиска нового места работы. Но указанные функции находятся в противоречии друг с другом, которое решается с помощью ограничения сроков выплаты пособия и постепенное снижение его размеров по мере продолжительности периода безработицы.[27]


В литературе по иному описывается понимание функций пособия по безработице.

А.Ю. Бондарь выделяет 4 функций пособия: обеспечительную, компенсационную, защитную и производственную.

Обеспечительная функция, с точки зрения автора, состоит в предоставлении достаточного уровня обеспечения безработным гражданам и членам их семей, а компенсационная – в возмещении гражданину потерянного заработка или дохода.

Поскольку эти функции схожи по своему характеру, это позволяет их объединить. При этом правильно будет в содержание обеспечительной функции пособия по безработице включить стабилизацию потребления, так как это позволит дать оценку уровню данного обеспечения.

Производственная функция, по описанию А.Ю. Бондарь, заключается «в положительном воздействии пособия по безработице на экономику. Это воздействие проявляется в стимулировании безработного гражданина к поиску работы». Производственная функция в пособие по безработице положительно влияет на экономику, так как обладает в большей степени макроэкономическим содержанием, которое влияет на потребительский спрос граждан во время поиска работы.

О защитной функции можно сказать, что она состоит из всех остальных функций вместе взятых, поскольку само пособие по безработице это уже социальная защита. [28]

Пособие по безработице не может являться видом заработка, поэтому оно должно применяться с целью помощи в поиске трудоустройства и обучении безработных граждан с целью повышения их квалификации с помощью службы занятости. [29]

С позиции российского законодательства о занятости, пособием по безработице являются выплаты, назначенные всем категориям безработных граждан, в том числе и тем, у кого отсутствует материальный доход и тем, кто изначально не имел рабочего места. В этом случае пособие по безработице начисляется в твердом размере, определяемом в кратном отношении к минимуму этого пособия. Можно сказать, что такой вид пособия не совсем является пособием по безработице, поскольку его роль ограничивается государственным оказанием материальной помощи, что сближает его с социальными пособиями, выплачиваемыми в системе государственной социальной помощи. Как отмечает директор по привлечению иностранных студентов НИУ ВШЭ Т.Я. Четвернина, «последние по своему социально-экономическому содержанию выполняют единственную функцию поддержания доходов». Об этом свидетельствует тот факт, что лица, которым было назначено пособие по безработице, не проявляют интереса к трудоустройству.[30]


Таким образом, государство признает право каждого гражданина на нормальные жизненные условия. Государство поддерживает безработного, взяв на себя ответственность за осуществление материальной помощи, такой как пособие по безработице. Указанное пособие выражает стремление государства обеспечить достаточный уровень жизни безработным гражданам и членам их семей, а также стимулирует безработного гражданина к улучшению своей материальной ситуации путем поиска работы.

Глава 3. Условия, размеры и сроки выплаты пособия по безработице

Право безработного на пособие по безработице имеют граждане, уволенные из организаций по любым основаниям. Не влияют на право безработного, на пособие по безработице продолжительность перерыва со дня увольнения до дня обращения в службу занятости и отсутствие определенного периода работы к началу безработицы.[31]

Условия обеспечения пособием по безработице устанавливает законодательство Российской Федерации. Основным различием выступает характер деятельности перед началом безработицы. Если гражданин был нанят по трудовому договору, то его пособие по безработице начисляется в проценте от его среднего заработка за последние три месяца работы. Так же к таким безработным относят два дополнительных пункта по начислению пособия: трудовой стаж и причина расторжения трудового договора. В остальных случаях пособие назначается в твердом размере минимальной суммы пособия.[32]

При создании размера пособия всегда встает вопрос, будет ли оно мотивировать или дестимулировать безработного в поисках работы. К этому вопросу можно привести пример: если уровень пособия будет высоким, то безработный будет ожидать и более высокой заработной платы при выходе на работу. Или же он может затянуть поиски работы вследствие незначительных потерь своего дохода, ожидая окончания срока выплаты пособия. [33]

На сегодняшний день политика стран не едина в вопросе выплат пособия. Исследование, проведенное в 10 странах Европейского экономического сообщества, выявило в 7 из них пагубное влияние пособия на безработицу. Противники слишком больших и продолжительных пособий считают, что такая система заставляет работодателей отказываться от долговременных отношений со своими сотрудниками. Что бы избежать больших затрат на социальные выплаты вышеописанного рода, работодатели предпочитают пользоваться услугами сторонних подрядчиков и временных рабочих. Такое положение дел еще больше осложняет ситуацию на рынке труда и в системе социальной защиты. [34]