Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице(Безработица и порядок признания лица безработным).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.[35]

Размер пособий начисляется либо в процентах от заработка, либо в утвержденном размере.

Политика стран ЕС в вопросах выплат пособий не едина. Специалисты французского еженедельного журнала Challenges  провели исследование десяти стран, приложив к нему список необходимых требований для получателя пособий по безработице.

Основным условием получения пособий во Франции является отчисление членских взносов. Они составляют 6,4 % (4% вносит наниматель, 2,4% рабочий). Размер пособия равен 57,4% от средней заработной платы. Пособия начисляются от 4 месяцев до 2 лет (если на момент увольнения рабочему было 50 и более лет, пособие выдается в течение 3 лет).

Безработный в Германии может рассчитывать на пособие, если в течение последних 12 месяцев из двух лет предшествующих увольнению, им производились отчисления в размере 3%. В этой стране безработный может рассчитывать на пособие в размере 60% от средней заработной платы и 67% для граждан с детьми. Государство поддерживает своих граждан в трудный период безработицы от 6 до 24 месяцев.

В Соединенном Королевстве безработный может рассчитывать только на 381 евро ежемесячно и эта выплата ограничивается шестью месяцами. При этом срок отчислений должен составлять один год.

В Италии сумма пособия зависит от сектора, в котором трудился рабочий до увольнения. Срок выплат ограничивается 240 днями. В случаях, если на момент увольнения рабочему было 50 лет и больше, срок содержания увеличивается до 360 дней максимум.

Срок содержания граждан в Испании от 4 месяцев до 2 лет.

Безработные граждане Дании могут рассчитывать на пособие по безработице в течение 2 лет.

В этом плане, Бельгия предоставляет более выгодные условия. В этой стране размер выплат составляет 65% от суммы последнего заработка. Через три месяца выплат пособие снижается до 60%.

Безработные Австрии могут рассчитывать на пособие, равное 55% от средней заработной платы. Срок выплат в некоторых случаях может достигать 9 лет.

В Нидерландах государство готово поддерживать своих граждан в трудный период от 3 месяцев до 3 лет.

Размер пособия в Швейцарии зависит от возраста просителя и срока отчислений взносов, сделанных до момента увольнения. Безработный может получать пособие в этой стране от 200 до 520 дней.


В России размеры выплат пособия на данный период времени остаются прежними. Минимальное пособие - 850 рублей в месяц, максимальное - 4900 рублей.

Взяв за основу среднее значение зарплаты и условия, при которых выплачивается пособие по безработице в некоторых странах, мною были составлены графики примерного среднего уровня пособий в России, странах СНГ и зарубежья (цифры указаны в долларах США) (см. прил.2).

Из графика очевидно, что среди стран зарубежья Дания имеет самый высокий уровень выплаты пособия. Страна занимает лидирующий уровень жизни. В среднем каждый датчанин платит за социальное страхование от потери работы около 650 долларов США. То есть он сам себя страхует. Именно благодаря этому он может рассчитывать на высокое пособие.

Поскольку цены и уровень жизни в этой стране связаны, возникает недостаток рабочей силы в лице граждан страны. Поэтому правительство Дании разработало план пособий по безработице, которая выплачивается людям только с датским гражданством.

Сегодня законодательно установленный размер пособия по безработице в России составляет 4900 рублей в месяц - около 17% от средней заработной платы, что меньше определенного государством прожиточного минимума для трудоспособного населения. Вместе с тем, как отмечают аналитики ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты» (далее – «ФБК», законодательно установленные нормы определения размера пособия по безработице практически во всех странах, в отличие от России, основываются на учете гораздо большего числа факторов, позволяющих в наибольшей степени соблюсти принцип социально справедливого установления размера пособия по безработице.

Как отметил директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: "В любом случае, пока место России в рейтингах говорит скорее о заниженном размере установленного размера пособия по безработице.

Поэтому то спокойствие, с которым в последнее время высокопоставленные государственные чиновники стали предупреждать россиян о росте безработицы в ближайшем будущем, удивляет и настораживает. Игорь Николаев напомнил, что Россия - страна, где социальный характер государства закреплен в Конституции. Однако размер установленного сегодня размера пособия по безработице не свидетельствует о выполнении конституционных требований. Тем не менее, и другая крайность - излишне высокий размер пособия по безработице - вряд ли оправдан, считает эксперт, так как формирует "иждивенческие настроения". [36]


Существует риск недобросовестности граждан, целью которых является получение пособия по безработице со стремлением сохранить статус безработного. Достаточно большая сумма пособия будет убеждать безработного в продлении своего статуса, а так же усиливать нежелание возможного поиска рабочего места. Для предотвращения такого рода проблемы рассматривается вопрос о том какого размера должно быть пособие по безработице, для того что бы оно выполняло свои функции, а так же стимулировало безработного гражданина на поиски рабочего места и обращение его внимания на затраты которые несет общество по его содержанию. В данной ситуации создано решение проблемы путем ввода ряда жестких ограничений, касающихся получения права на пособие, создавая, таким образом, стимул для скорейшего поиска рабочего места. [37]

Во многих странах существует модель индивидуальных накопительных счетов государственного социального страхования от безработицы.[38]

В подавляющем большинстве (в 80% с лишним) развитых стран с рыночной экономикой, финансирование пособий по безработице осуществляется через систему страхования по безработице. Суть ее состоит в создании индивидуального накопления на счет страхования занятости, на котором человек накапливает сумму от своего дохода, которая в дальнейшем способна оплатить пособие по безработице в случае утраты рабочего места.

С учетом того, что накопления будут функционировать в рамках обязательного социального страхования, расход средств будет производиться по действующему на территории государства законодательству о занятости. Из этого следует, что сумма накопления будет иметь ограничения в размере, поскольку выплата пособия имеет временные рамки.[39]

Государственная политика занятости в Российской Федерации до 2001 года проводилась в основном за счет средств государственного фонда занятости населения, который создавался за счет отчислений предприятий, незначительных штрафных санкций и финансовой поддержки некоторых регионов, которая была оказана службе занятости. [40]

До отмены в 2001 году в нашей стране обязательного социального страхования на случай наступления безработицы, стаж, являющийся одним из условий предоставления пособия по безработице в процентах от заработка, имел страховой характер. Это проявлялось в том, что в стаж включались только периоды работы по трудовому договору. Учитывая, что данным страхованием охватывались только наемные работники, фактически стаж представлял собой определенную продолжительность (не менее 26 календарных недель) периодов работы на условиях полного рабочего времени, связанных с уплатой страховых взносов. Поскольку в настоящее время защита от безработицы предоставляется в системе государственного социального обеспечения, указанный стаж следует рассматривать в качестве трудового. Его главная отличительная особенность состоит в том, что он представляет собой продолжительность трудовой деятельности, не связанной с уплатой страховых взносов.[41]


В феврале 2017-го года Министр труда предложил вернуть в России страхование от безработицы. Как пояснил  Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин в интервью для ЗАО "Росбизнесконсалтинг": «В министерстве труда делали расчеты, по которым вышло, что даже 1% отчислений из фонда зарплат было бы вполне достаточно, чтобы обеспечивать защиту тех, кто потерял работу». По словам М.А.Топилина, 1% страховых взносов с зарплат — это порядка 200 миллиардов рублей в год. А сейчас на пособия тратится около 42 миллиардов рублей. Значит, страховые пособия по безработице были бы существенно выше текущих, следует из слов министра.[42]

В начале лета 2016 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации подготовило законопроект, по которому пособие по безработице должно повыситься, но круг получателей сузится.[43]

Однако в ответ на законопроект профсоюзы выступили против сокращения круга получателей пособия, и закон не вошел в силу, оставив размер пособий на прежнем уровне.

Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов в одной из статей для газеты “Аргументы и Факты” утверждал, что пособие по безработице повышаться не будет и в последующие года.

Изначально идея пособия не препятствовала поиску работы, поскольку в конце 80-х годов было достаточное количество вакансий. Сейчас же количество достойных рабочих мест резко сократилось. Статистика обращений и реальных выплат, с одной стороны, говорит о низком запросе населения, то есть о якобы низком уровне безработицы. 

Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что около 38 миллионов человек работают вне официального оформления - вне реальной занятости, работы, безработицы и прочего. Повышение пособия по безработице на этих людях вообще никак не скажется.[44]

По общим правилам, пособие по безработице начисляется в день постановления на учет безработного гражданина в центре занятости. Однако есть ряд исключений, касающийся сотрудников, попадающих под увольнение по причине сокращения штатов, ликвидации предприятия в котором они работали или же прекращение трудовой деятельности предпринимателем, с которым заключался договор. На этих основаниях уволенный сотрудник не будет получать пособие, так как за ним сохраняется средняя заработная плата в течение 2-3 месяцев.
Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.


Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.[45]

Гражданин будет получать пособие не весь период постановления на учете в центре занятости, а только в определенный законодательством срок. Поскольку сроки выплаты пособия по безработице различны, можно составить две категории безработных граждан которые получают выплату в процентах от среднего дохода или получают минимальное пособие.

К первой категории относятся граждане, пособие которых начисляются в течение 12 месяцев, затем выплата приостанавливается на полгода. Если по окончанию этого периода времени гражданин так и не нашел рабочее место, то выплата пособия становится минимальной и продлевается еще на 12 месяцев. Так, общий период времени получения пособия для этой категории граждан составляет 24 месяца. [46]

Выплата пособия совершается в безналичной форме, переводом на банковские карты или лицевой счет.

Так же в законе о занятости населения в Российской Федерации сказано, что безработные граждане которые получают выплату сразу в минимальном размере, получают ее в течение 6-месячного периода. Далее в течение полугода пособие не выплачивается. Так же если в этот период гражданин не определяется с местом работы, наступает второй цикл выплаты пособия. В общей сумме продолжительность выплаты пособия для этой категории лиц составляет 12 месяцев. Если у безработного гражданина имеются лица, находящиеся у него на иждивении, то размер назначенного ему пособия увеличивается на 10% величины прожиточного минимума на каждого иждивенца. Но такое увеличение не будет превышать 30% от размера минимума пособия и не будет составлять менее 50 рублей в месяц за каждого иждивенца. Безработные граждане, имеющие стаж работы необходимый для назначения пенсии в счет пожилого возраста получают продление выплаты пособия по безработице. Срок выплаты будет увеличен на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж для назначения пенсии в счет старости.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты  к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.