Файл: Учет поступления основных средств (на примере ГОЛХУ «Гомельский опытный лесхоз»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные средства поступают в организацию в результате приобретения за плату у других организаций и лиц, получение от других организаций и лиц безвозмездно, внесение учредителями в счет их вклада в уставный капитал, капитальных вложений, обмена на другое имущество[21].

Поступление, перемещение, выбытие и ликвидация основных средств оформляются первичными учетными документами.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету на основании акта о приеме-передаче основных средств, по форме согласно приложению 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 года № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов».

В нем отражают характеристику объекта, год выпуска, дату ввода в эксплуатацию, результаты испытания, заключение комиссии. Акт составляется на каждый инвентарный объект[22].

Для организации учета и контроля движения основных средств каждому объекту присваивается инвентарный номер, который указывается как на самом объекте, так и во всех первичных документах по учету основных средств. Аналитический учет основных средств ведется бухгалтерией организации в инвентарных карточках учета объектов основных средств.

Акт формы ОС -1 с приложенной технической документацией передают в бухгалтерию, где его проверяют по форме и существу, подписывает главный бухгалтер и утверждает руководитель.

Основные средства выбывают вследствие их безвозмездной передачи другим организациям, реализации за плату, а также при частичной или полной ликвидации ввиду физического или морального износа, аварий[23].

Безвозмездная передача или реализация основных средств оформляются актом о приеме-передаче объекта основных средств формы № ОС -1, к которому прилагаются технический паспорт и другие сопроводительные документы на передаваемый объект.

Для обеспечения сохранности основных средств необходимо периодически проводить их инвентаризацию. Инвентаризация основных средств – это проверка и документальное подтверждение фактического их наличия и технического состояния выявление отклонений от учетных данных и внесение изменений в данные бухгалтерского учета. Сроки инвентаризации определяются руководителем организации по согласованию с бухгалтером. Обычно ее проводят по состоянию на 1 октября или 1 декабря отчетного года.


Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой руководителем организации. Результаты инвентаризации записываются в инвентаризационную опись основных средств (форма № инв-1). Расхождение фактического наличия по данным описей с данными бухгалтерского учета заносят в сличительные ведомости. К ним прилагаются объяснения материально ответственных лиц. Инвентаризационная комиссия выясняет причины отклонений и выносит решение о принятии мер по ним. Выводы комиссии оформляются протоколом, в котором даются предложения по приведению данных бухгалтерского учета в соответствие с фактическим наличием.

Основные средства организации в процессе производства постепенно изнашиваются, т.е. под влиянием физических сил, технических факторов они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность.

Амортизация — процесс переноса по частям стоимости основных средств по мере их физического или морального износа на себестоимость производимой продукции (работ, услуг).

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов[24]:

– линейным способом;

– способом уменьшаемого остатка;

– способом списания по сумме чисел лет срока полезного использования.

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта (текущего, среднего, капитального), модернизации и реконструкции. Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

Ремонт — совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями действующих норм, определенных техническими нормативными правовыми актами, а также предотвращению их дальнейшего интенсивного износа без изменения технико-экономических характеристик и его ресурса[25].

При хозяйственном способе ремонтные работы осуществляются в организации в ремонтной мастерской, строительными бригадами и т. д.

При ремонте объектов основных средств, осуществляемом подрядным способом, все работы ведутся подрядной организацией, с которой заключается договор подряда. Затраты подрядчика состоят из фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ. Между заказчиком и подрядчиком могут осуществляться расчеты за выполненные работы по завершении конструктивных этапов или по завершении всего объема работ.


Фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены[26].

Вне зависимости от причин проведения ремонта в случае, когда он выполняется вспомогательным подразделением организации, затраты на него первоначально аккумулируются на счете 23 «Вспомогательные производства». Ремонт может выполняться собственными силами и при отсутствии специального ремонтного подразделения в организации, а также с привлечением сторонней подрядной организации. После окончания работ производственные затраты списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты» и др. с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» бухгалтерской записью.

При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность) объекта основных средств.

По итогам написания первой главы работы можно сделать следующие выводы.

Основные средства — это совокупность материально-вещественных объектов, которые многократно участвуют в процессе производства и в процессе эксплуатации переносят свою стоимость на себестоимость продукции. Для осуществления хозяйственной деятельности основные средства имеют большое значение, поскольку производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных средств — средств труда и материальных условий процесса труда.

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы.

Цель бухгалтерского учета основных средств — это обеспечение получения документально обоснованных данных о наличии и движении основных средств по местам нахождения и в разрезе ответственных лиц, правильного начисления их амортизации, затрат на ремонты и результатов выбытия объектов.


Глава 2. Состояния учета поступления основных средств и пути его совершенствования в ГОЛХУ «Гомельский опытный лесхоз»

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

Гомельское опытное лесохозяйственное учреждение «Гомельский опытный лесхоз» создано на основании приказа Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь от 05.05.2000 г. №105 и находится по адресу: 247004, д. Севруки ул. Ленинградская, 4.

Главной целью является сохранение и создание высокопродуктивных, качественных, биологически устойчивых, оптимального видового и возрастного состава лесов и лесных фаун, отвечающих экологическим, социально-экономическим потребностям общества и государство. Основная деятельность (управление лесом, учет охрана, защита и воспроизводство лесов) осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Организационная структура управления ГОЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» отражена в Приложении А. Организационная структура учреждения построена по линейно-функциональному признаку. Данная структура является оптимальной для учреждения, поскольку обеспечивает наилучшее распределение функций между сотрудниками отделов и контроль за исполнением ими своих обязанностей.

Директор ГОЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» назначается на должность Министром лесного хозяйства Республики Беларусь на условиях контракта сроком не менее одного года.

Главный инженер осуществляет текущий контроль за деятельностью участка по распиловке лесоматериалов, работы ремонтно-механических мастерских, мастерского лесозаготовительного участка погрузо-разгрузочных работ.

Бухгалтерия организует бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности и рациональный документооборот предприятия. Контролирует экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, сохранность его имущества, осуществляет контроль за бухгалтерским учетом в подразделениях и принимает их отчеты. Формирует учетную политику и проводит инвентаризацию имущества. Занимается обеспечением законности, своевременности и правильности оформления документов. Составляет бухгалтерскую отчетность и предоставляет ее в установленные сроки соответствующим органам. Осуществляет расчеты по заработной плате, исчисление и перечисление налогов и сборов, страховых взносов по государственному, социальному и иному страхованию. Разрабатывает и утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии.


ГОЛХУ «Гомельский опытный лесхоз», осуществляющее разностороннюю деятельность, состоит из различных производств, которые подразделяются на основные, вспомогательные, побочные и подсобные (Приложение Б).

ГОЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» наряду с лесовыращиванием, уходом за лесом и его охраной ведет в порядке промежуточное и главное пользование лесозаготовки, а также осуществляет переработку древесного сырья на различные виды продукции — пиломатериалы, мебельные заготовки, столярные изделия и т.п. Все эти производства составляют целевую задачу предприятия и по своей роли в совокупном производстве являются основными.

Деревообрабатывающее производство в ГОЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» представлено лесопилением, выработкой строительных деталей и мебельных заготовок, производством деревянной тары, поддонов и др. В настоящее время в отдельных лесхозах возникло лесохимическое производство, связанное с добычей живицы, заготовкой и переработкой пневого осмола, технической зелени и др.

Вспомогательные (или вспомогательно-обслуживающие) производства непосредственно не связаны с основным производством, но необходимы для его успешного функционирования. К таким производствам в ГОЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» относятся: ремонт и техническое обслуживание основных производственных фондов, обеспечение предприятия всеми видами энергии, изготовление технологической оснастки, транспортное обслуживание, обеспечение сырьем и материалами, содержание и ремонт дорог, обеспечение сбыта готовой продукции и др.

Подсобные производства не связаны с основными, но их развитие создает благоприятные условия для работы ГОЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» или способствует более рациональному использованию лесных ресурсов. В их состав входят: подсобное сельское хозяйство (выращивание фуражных культур, заготовка сена, откорм скота, пчеловодство), лесоохотничье и рыбное хозяйство, заготовка и переработка грибов, ягод, лекарственного и технического сырья и др. Организация подсобных хозяйств имеет большое значение для обеспечения работников лесхозов продуктами питания, а также служит дополнительным источником пополнения продовольственного фонда страны.

Продукцию ГОЛХУ «Гомельский опытный лесхоз», которая приносит непосредственный доход, можно подразделить на следующие группы:

– лесозаготовки (заготовка и вывозка древесины (балансы, балансы, дрова) из леса на переработку в цехах; вывозка древесины для реализации потребителям на внутреннем и внешнем рынках).