Файл: Авторское право (Субъекты авторского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главаㅤ 2.ㅤ Объектыㅤ авторскогоㅤ права

2.1.ㅤ Понятиеㅤ иㅤ признакиㅤ объектаㅤ авторскогоㅤ права

Вㅤ качествеㅤ объектовㅤ авторскихㅤ правㅤ согласноㅤ действующемуㅤ законодательствуㅤ рассматриваютсяㅤ произведенияㅤ науки,ㅤ литературыㅤ иㅤ искусстваㅤ независимоㅤ отㅤ достоинствㅤ иㅤ назначенияㅤ произведения,ㅤ аㅤ такжеㅤ отㅤ способаㅤ ихㅤ выраженияㅤ приㅤ условии,ㅤ чтоㅤ такиеㅤ результатыㅤ творчестваㅤ выраженыㅤ вㅤ объективнойㅤ форме,ㅤ допускающейㅤ возможностьㅤ ихㅤ восприятия.ㅤ Аналогичноеㅤ определениеㅤ объектовㅤ авторскогоㅤ праваㅤ содержитсяㅤ вㅤ п.ㅤ 1ㅤ ст.ㅤ 1259ㅤ ГК,ㅤ согласноㅤ которомуㅤ объектамиㅤ авторскихㅤ правㅤ являютсяㅤ произведенияㅤ науки,ㅤ литературыㅤ иㅤ искусстваㅤ независимоㅤ отㅤ достоинствㅤ иㅤ назначенияㅤ произведения,ㅤ аㅤ такжеㅤ отㅤ способаㅤ егоㅤ выражения:

-ㅤ литературныеㅤ произведения;

-ㅤ драматическиеㅤ иㅤ музыкально-драматическиеㅤ произведения,ㅤ сценарныеㅤ произведения;

-ㅤ хореографическиеㅤ произведенияㅤ иㅤ пантомимы;

-ㅤ музыкальныеㅤ произведенияㅤ сㅤ текстомㅤ илиㅤ безㅤ текста;

-ㅤ аудиовизуальныеㅤ произведения;

-ㅤ произведенияㅤ живописи,ㅤ скульптуры,ㅤ графики,ㅤ дизайна,ㅤ графическиеㅤ рассказы,ㅤ комиксыㅤ иㅤ другиеㅤ произведенияㅤ изобразительногоㅤ искусства;

-ㅤ произведенияㅤ декоративно-прикладногоㅤ иㅤ сценографическогоㅤ искусства;

-ㅤ произведенияㅤ архитектуры,ㅤ градостроительстваㅤ иㅤ садово-парковогоㅤ искусства,ㅤ вㅤ томㅤ числеㅤ вㅤ видеㅤ проектов,ㅤ чертежей,ㅤ изображенийㅤ иㅤ макетов;

-ㅤ фотографическиеㅤ произведенияㅤ иㅤ произведения,ㅤ полученныеㅤ способами,ㅤ аналогичнымиㅤ фотографии;

-ㅤ географические,ㅤ геологическиеㅤ иㅤ другиеㅤ карты,ㅤ планы,ㅤ эскизыㅤ иㅤ пластическиеㅤ произведения,ㅤ относящиесяㅤ кㅤ географии,ㅤ топографииㅤ иㅤ кㅤ другимㅤ наукам;

-ㅤ другиеㅤ произведения.

Кㅤ объектамㅤ авторскихㅤ правㅤ такжеㅤ относятсяㅤ программыㅤ дляㅤ ЭВМ,ㅤ которыеㅤ охраняютсяㅤ какㅤ литературныеㅤ произведения.

Такимㅤ образом,ㅤ помимоㅤ общегоㅤ определенияㅤ произведения,ㅤ охраняемогоㅤ авторскимㅤ правом,ㅤ вㅤ п.ㅤ 1ㅤ ст.ㅤ 1259ㅤ ГКㅤ даетсяㅤ примерныйㅤ переченьㅤ такихㅤ произведений.ㅤ Открытыйㅤ переченьㅤ охраняемыхㅤ авторскимㅤ правомㅤ произведенийㅤ обусловленㅤ тем,ㅤ чтоㅤ сㅤ развитиемㅤ новыхㅤ технологийㅤ появляютсяㅤ новыеㅤ объектыㅤ авторскогоㅤ права.


Приㅤ этомㅤ вㅤ гражданскомㅤ законодательствеㅤ Российскойㅤ Федерацииㅤ вㅤ настоящееㅤ времяㅤ неㅤ закрепленоㅤ легальноеㅤ понятиеㅤ самогоㅤ произведения.ㅤ Понятияㅤ "произведения"ㅤ иㅤ "литературногоㅤ произведения"ㅤ былиㅤ выработаныㅤ толькоㅤ наㅤ уровнеㅤ юридическойㅤ доктрины.ㅤ Наибольшееㅤ распространениеㅤ получилоㅤ определениеㅤ произведенияㅤ В.И.ㅤ Серебровского.ㅤ "Произведение,ㅤ -ㅤ писалㅤ он,ㅤ -ㅤ этоㅤ совокупностьㅤ идейㅤ мыслейㅤ иㅤ образов,ㅤ получившихㅤ вㅤ результатеㅤ творческойㅤ деятельностиㅤ автораㅤ своеㅤ выражениеㅤ вㅤ доступнойㅤ дляㅤ восприятияㅤ человеческимиㅤ чувствамиㅤ конкретнойㅤ форме,ㅤ допускающейㅤ возможностьㅤ воспроизведения"[11].

Произведениямиㅤ литературыㅤ вㅤ юридическойㅤ наукеㅤ признаютсяㅤ художественныеㅤ произведения,ㅤ выраженныеㅤ вㅤ словеснойㅤ формеㅤ (включаяㅤ программыㅤ дляㅤ ЭВМ).ㅤ Вㅤ болееㅤ широкомㅤ смыслеㅤ понятиемㅤ "литературноеㅤ произведение"ㅤ охватываетсяㅤ "любоеㅤ произведение,ㅤ вㅤ которомㅤ выражениеㅤ мыслей,ㅤ чувствㅤ иㅤ образовㅤ осуществляетсяㅤ посредствомㅤ словаㅤ вㅤ оригинальнойㅤ композицииㅤ иㅤ посредствомㅤ оригинальногоㅤ содержания"[12].ㅤ Вㅤ этомㅤ значенииㅤ литературноеㅤ произведениеㅤ охватываетㅤ неㅤ толькоㅤ литературно-художественные,ㅤ ноㅤ иㅤ научные,ㅤ учебные,ㅤ публицистическиеㅤ иㅤ иныеㅤ работы.

Объектамиㅤ авторскогоㅤ праваㅤ выступаютㅤ лишьㅤ такиеㅤ произведения,ㅤ которыеㅤ обладаютㅤ предусмотреннымиㅤ закономㅤ признаками.ㅤ Такимиㅤ признаками,ㅤ какㅤ следуетㅤ изㅤ указанногоㅤ вышеㅤ определения,ㅤ являются:

1)ㅤ творческийㅤ характер;

2)ㅤ объективнаяㅤ форма;

3)ㅤ возможностьㅤ воспроизведенияㅤ темㅤ илиㅤ инымㅤ способом,ㅤ приㅤ которомㅤ возможноㅤ ихㅤ восприятие.

Вㅤ п.ㅤ 3ㅤ ст.ㅤ 1259ㅤ ГКㅤ конкретизируетсяㅤ понятиеㅤ объективнойㅤ формы.ㅤ Согласноㅤ указанномуㅤ пунктуㅤ авторскиеㅤ праваㅤ распространяютсяㅤ какㅤ наㅤ обнародованные,ㅤ такㅤ иㅤ наㅤ необнародованныеㅤ произведения,ㅤ выраженныеㅤ вㅤ какой-либоㅤ объективнойㅤ форме,ㅤ вㅤ томㅤ числеㅤ вㅤ письменной,ㅤ устнойㅤ формеㅤ (вㅤ видеㅤ публичногоㅤ произнесения,ㅤ публичногоㅤ исполненияㅤ иㅤ инойㅤ подобнойㅤ форме),ㅤ вㅤ формеㅤ изображения,ㅤ вㅤ формеㅤ звуко-ㅤ илиㅤ видеозаписи,ㅤ вㅤ объемно-пространственнойㅤ форме.

Существуютㅤ различныеㅤ точкиㅤ зрения,ㅤ относительноㅤ того,ㅤ чтоㅤ следуетㅤ пониматьㅤ подㅤ творческимㅤ характеромㅤ произведения.ㅤ Поㅤ мнениюㅤ О.С.ㅤ Иоффе,ㅤ творчествоㅤ являетсяㅤ интеллектуальнойㅤ деятельностью,ㅤ завершающейсяㅤ производящимㅤ актом,ㅤ вㅤ результатеㅤ которогоㅤ появляютсяㅤ новыеㅤ понятия,ㅤ образыㅤ иㅤ (или)ㅤ формыㅤ ихㅤ воплощения,ㅤ представляющиеㅤ собойㅤ идеальноеㅤ отражениеㅤ объективнойㅤ действительности[13].ㅤ Э.П.ㅤ Гавриловㅤ определяетㅤ творчествоㅤ какㅤ деятельностьㅤ человека,ㅤ порождающуюㅤ нечтоㅤ качественноㅤ новоеㅤ иㅤ отличающеесяㅤ неповторимостью,ㅤ оригинальностьюㅤ иㅤ уникальностью[14].


Такимㅤ образом,ㅤ творческийㅤ характерㅤ произведенияㅤ по-разномуㅤ толкуетсяㅤ российскимиㅤ юристами,ㅤ однакоㅤ наиболееㅤ распространеннымㅤ являетсяㅤ мнение,ㅤ поㅤ которомуㅤ творческойㅤ признаетсяㅤ самостоятельнаяㅤ деятельность,ㅤ вㅤ результатеㅤ которойㅤ создаетсяㅤ произведение,ㅤ отличающеесяㅤ новизной.[15]ㅤ Утверждениеㅤ оㅤ том,ㅤ чтоㅤ новизнаㅤ являетсяㅤ неотъемлемымㅤ признакомㅤ творческогоㅤ произведения,ㅤ неㅤ являетсяㅤ бесспорным.ㅤ Действительноㅤ вㅤ подавляющемㅤ большинствеㅤ случаевㅤ творческоеㅤ произведениеㅤ будетㅤ новым,ㅤ тоㅤ естьㅤ будетㅤ содержатьㅤ оригинальныеㅤ мысли,ㅤ идеи,ㅤ художественныеㅤ образы,ㅤ композиции,ㅤ которыеㅤ раньшеㅤ неㅤ существовали.ㅤ Произведениеㅤ будетㅤ рассматриватьсяㅤ вㅤ качествеㅤ творческиㅤ новогоㅤ иㅤ вㅤ томㅤ случае,ㅤ еслиㅤ по-новомуㅤ выраженыㅤ замыселㅤ иㅤ художественныеㅤ образы,ㅤ чтоㅤ имеетㅤ местоㅤ приㅤ переработкеㅤ повествовательногоㅤ произведенияㅤ вㅤ драматическоеㅤ иㅤ наоборот.ㅤ Наконец,ㅤ новымㅤ произведениеㅤ будетㅤ иㅤ вㅤ томㅤ случае,ㅤ еслиㅤ используетсяㅤ чужоеㅤ опубликованноеㅤ произведениеㅤ дляㅤ созданияㅤ новогоㅤ творческиㅤ самостоятельногоㅤ произведения.ㅤ Так,ㅤ например,ㅤ пьесаㅤ М.ㅤ Булгаковаㅤ "Полоумныйㅤ Журден"ㅤ повторяетㅤ основныеㅤ сюжетныеㅤ линииㅤ пьесыㅤ Мольераㅤ "Мещанинㅤ воㅤ дворянстве".

Вместеㅤ сㅤ темㅤ нельзя,ㅤ поㅤ крайнейㅤ мере,ㅤ теоретически,ㅤ исключатьㅤ такуюㅤ возможность,ㅤ когдаㅤ дваㅤ автораㅤ самостоятельноㅤ иㅤ независимоㅤ другㅤ отㅤ другаㅤ создадутㅤ дваㅤ абсолютноㅤ идентичныхㅤ произведенияㅤ (какㅤ поㅤ форме,ㅤ такㅤ иㅤ поㅤ содержанию).

Приㅤ решенииㅤ вопросаㅤ оㅤ том,ㅤ являетсяㅤ лиㅤ данноеㅤ произведениеㅤ объектомㅤ авторскогоㅤ права,ㅤ наㅤ практикеㅤ можетㅤ возникнутьㅤ вопросㅤ оㅤ том,ㅤ являетсяㅤ лиㅤ данноеㅤ произведениеㅤ творческиㅤ самостоятельным.ㅤ Установлениеㅤ указанногоㅤ фактаㅤ можетㅤ бытьㅤ осуществленоㅤ сㅤ помощьюㅤ специальнойㅤ экспертизы.ㅤ Приㅤ этомㅤ следуетㅤ иметьㅤ вㅤ виду,ㅤ чтоㅤ авторскоеㅤ правоㅤ охраняетㅤ произведениеㅤ какㅤ единоеㅤ целоеㅤ формыㅤ иㅤ содержания.ㅤ Обособленноеㅤ отㅤ формыㅤ содержаниеㅤ иㅤ вㅤ частностиㅤ идею,ㅤ тему,ㅤ сюжетㅤ произведенияㅤ оноㅤ неㅤ охраняет.ㅤ Неㅤ охраняютсяㅤ такжеㅤ концепции,ㅤ принципы,ㅤ методы,ㅤ процессы,ㅤ системы,ㅤ способыㅤ решенияㅤ технических,ㅤ организационныхㅤ илиㅤ иныхㅤ задач,ㅤ открытия,ㅤ факты,ㅤ языкиㅤ программированияㅤ (п.ㅤ 5ㅤ ст.ㅤ 1259ㅤ ГК).


Вㅤ мартеㅤ 2012ㅤ годаㅤ появилосьㅤ несколькоㅤ газетныхㅤ публикацийㅤ оㅤ том,ㅤ чтоㅤ авторомㅤ романаㅤ В.ㅤ Набоковаㅤ "Лолита"ㅤ следуетㅤ считатьㅤ Хайнцаㅤ фонㅤ Лихтеберга,ㅤ опубликовавшегоㅤ ещеㅤ вㅤ 1916ㅤ г.ㅤ (заㅤ 39ㅤ летㅤ доㅤ появленияㅤ романа)ㅤ наㅤ немецкомㅤ языкеㅤ рассказㅤ "Лолита",ㅤ сюжетㅤ которого,ㅤ судяㅤ поㅤ газетнымㅤ публикациям,ㅤ повторяетㅤ сюжетㅤ романаㅤ "Лолита".ㅤ Этотㅤ рассказㅤ являетсяㅤ "своеобразнымㅤ этюдомㅤ кㅤ всемирноㅤ известномуㅤ произведению"[16].

Вㅤ ответㅤ наㅤ этиㅤ обвиненияㅤ сынㅤ В.ㅤ Набоковаㅤ утверждал,ㅤ чтоㅤ авторㅤ рассказаㅤ неㅤ былㅤ вхожㅤ вㅤ домㅤ егоㅤ родителей;ㅤ чтоㅤ журналист,ㅤ которыйㅤ служилㅤ нацистам,ㅤ неㅤ могㅤ бытьㅤ приятелемㅤ егоㅤ отца,ㅤ чтоㅤ отецㅤ неㅤ могㅤ прочитатьㅤ этуㅤ новеллу,ㅤ опубликованнуюㅤ вㅤ 1916ㅤ году,ㅤ потомуㅤ чтоㅤ неㅤ читалㅤ по-немецки;ㅤ чтоㅤ "еслиㅤ иㅤ естьㅤ какие-тоㅤ совпаденияㅤ вㅤ этихㅤ несопоставимыхㅤ литературныхㅤ произведениях,ㅤ тоㅤ иначеㅤ какㅤ случайнымиㅤ ихㅤ неㅤ назовешь",ㅤ чтоㅤ замыселㅤ "Лолиты"ㅤ прослеживаетсяㅤ ещеㅤ вㅤ раннихㅤ произведенияхㅤ писателя,ㅤ иㅤ т.д.ㅤ Однакоㅤ посколькуㅤ сюжетㅤ являетсяㅤ юридическиㅤ безразличнымㅤ элементомㅤ литературногоㅤ произведения,ㅤ дажеㅤ еслиㅤ быㅤ В.ㅤ Набоковㅤ зналㅤ оㅤ существованииㅤ этогоㅤ рассказа,ㅤ этогоㅤ сюжета,ㅤ тоㅤ онㅤ всеㅤ равноㅤ остаетсяㅤ авторомㅤ романаㅤ "Лолита",ㅤ оригинальногоㅤ поㅤ своейㅤ форме.[17]

Формаㅤ объективногоㅤ существованияㅤ произведенияㅤ можетㅤ бытьㅤ связанаㅤ сㅤ каким-либоㅤ материальнымㅤ носителемㅤ (бумага,ㅤ пленка,ㅤ пластинкаㅤ иㅤ т.д.)ㅤ илиㅤ неㅤ связанаㅤ сㅤ нимㅤ (например,ㅤ устноеㅤ исполнение).ㅤ Вㅤ связиㅤ сㅤ тем,ㅤ чтоㅤ объектㅤ авторскогоㅤ праваㅤ нематериален,ㅤ аㅤ егоㅤ формаㅤ вㅤ большинствеㅤ случаевㅤ имеетㅤ материальныйㅤ характер,ㅤ возникаетㅤ проблемаㅤ соотношенияㅤ правㅤ наㅤ произведениеㅤ иㅤ наㅤ вещь,ㅤ являющуюсяㅤ егоㅤ носителем.ㅤ Этоㅤ разныеㅤ права,ㅤ иㅤ субъектыㅤ этихㅤ правㅤ могутㅤ неㅤ совпадать.ㅤ Собственникㅤ вещиㅤ можетㅤ иㅤ неㅤ иметьㅤ авторскогоㅤ праваㅤ наㅤ произведение,ㅤ материализованноеㅤ вㅤ этойㅤ вещи.ㅤ Особенноㅤ рельефноㅤ этоㅤ проявляетсяㅤ вㅤ отношенииㅤ картинㅤ иㅤ другихㅤ произведенийㅤ изобразительногоㅤ искусства.

Устнаяㅤ формаㅤ такжеㅤ являетсяㅤ разновидностьюㅤ объективнойㅤ формыㅤ однакоㅤ необходимо,ㅤ чтобыㅤ можноㅤ былоㅤ воспроизвестиㅤ такоеㅤ произведениеㅤ (магнитофоннаяㅤ запись,ㅤ стенограммаㅤ выступленияㅤ иㅤ т.д.).


Требованиеㅤ объективнойㅤ формыㅤ какㅤ условияㅤ признанияㅤ произведенияㅤ объектомㅤ авторскогоㅤ праваㅤ обусловленоㅤ тем,ㅤ чтоㅤ созданноеㅤ авторомㅤ произведениеㅤ доㅤ техㅤ пор,ㅤ покаㅤ оноㅤ неㅤ написаноㅤ наㅤ бумаге,ㅤ никомуㅤ неㅤ прочитаноㅤ иㅤ неㅤ опубликованоㅤ вㅤ печати,ㅤ известноㅤ одномуㅤ толькоㅤ автору.ㅤ Лишьㅤ послеㅤ того,ㅤ какㅤ произведениеㅤ будетㅤ выраженоㅤ авторомㅤ вовне,ㅤ отделившисьㅤ отㅤ автораㅤ каким-либоㅤ способом,ㅤ оноㅤ получитㅤ выражениеㅤ вㅤ объективнойㅤ форме.ㅤ Такимㅤ образом,ㅤ объективнаяㅤ форма,ㅤ какㅤ правило,ㅤ совпадаетㅤ сㅤ понятиемㅤ материальнойㅤ формы,ㅤ однако,ㅤ понятиеㅤ объективнойㅤ формыㅤ болееㅤ широкое,ㅤ чемㅤ понятиеㅤ материальнойㅤ формы.

Следуетㅤ такжеㅤ иметьㅤ вㅤ виду,ㅤ чтоㅤ вㅤ различныхㅤ видахㅤ произведенийㅤ значениеㅤ содержанияㅤ иㅤ формыㅤ дляㅤ ихㅤ правовойㅤ охраныㅤ неодинаково.ㅤ Так,ㅤ приㅤ созданииㅤ научныхㅤ произведенийㅤ цельюㅤ являетсяㅤ неㅤ эмоциональное,ㅤ аㅤ рациональноеㅤ воздействие.ㅤ Творчествоㅤ вㅤ основномㅤ концентрируетсяㅤ наㅤ содержанииㅤ произведения.ㅤ Чтоㅤ жеㅤ касаетсяㅤ формыㅤ произведения,ㅤ тоㅤ онаㅤ неㅤ обязательноㅤ должнаㅤ отличатьсяㅤ особойㅤ оригинальностью.ㅤ Вㅤ тоㅤ жеㅤ времяㅤ произведенияㅤ искусстваㅤ направленыㅤ наㅤ то,ㅤ чтобыㅤ оказывать,ㅤ преждеㅤ всего,ㅤ эмоциональноеㅤ воздействиеㅤ иㅤ творчествоㅤ вㅤ данномㅤ случаеㅤ направленаㅤ вㅤ большейㅤ степениㅤ наㅤ формуㅤ произведения.

Произведениеㅤ признаетсяㅤ объектамиㅤ авторскогоㅤ праваㅤ независимоㅤ отㅤ того,ㅤ обнародованоㅤ оноㅤ илиㅤ нет.

Конкретизацияㅤ категорийㅤ охраняемыхㅤ авторскимㅤ правомㅤ произведений,ㅤ очевидно,ㅤ вызванаㅤ тем,ㅤ чтоㅤ провестиㅤ граньㅤ междуㅤ произведениямиㅤ литературы,ㅤ наукиㅤ иㅤ искусстваㅤ бываетㅤ достаточноㅤ сложно.ㅤ Кㅤ произведениямㅤ литературыㅤ можноㅤ отнестиㅤ художественныеㅤ произведения,ㅤ выраженныеㅤ вㅤ словеснойㅤ форме,ㅤ кㅤ произведениямиㅤ наукиㅤ любыеㅤ произведения,ㅤ основноеㅤ содержаниеㅤ которыхㅤ состоитㅤ вㅤ выработкеㅤ иㅤ систематизацииㅤ объективныхㅤ знанийㅤ обㅤ окружающейㅤ насㅤ действительности,ㅤ включаяㅤ произведенияㅤ научнойㅤ литературы.ㅤ Кㅤ произведениямㅤ искусстваㅤ относятсяㅤ всеㅤ остальныеㅤ произведенияㅤ художественногоㅤ творчества,ㅤ включаяㅤ произведенияㅤ живописи,ㅤ архитектуры,ㅤ музыки,ㅤ декоративно-прикладногоㅤ искусстваㅤ иㅤ т.д.ㅤ Так,ㅤ статья,ㅤ посвященнаяㅤ проблемамㅤ генетики,ㅤ поㅤ своемуㅤ содержаниюㅤ должнаㅤ бытьㅤ отнесенаㅤ кㅤ произведениямㅤ науки.ㅤ Однакоㅤ поㅤ своейㅤ формеㅤ -ㅤ этоㅤ произведениеㅤ литературы,ㅤ посколькуㅤ выраженаㅤ вㅤ словеснойㅤ формеㅤ иㅤ вㅤ письменномㅤ виде.ㅤ Какㅤ былоㅤ отмеченоㅤ вㅤ литературе,ㅤ "частныеㅤ письмаㅤ могутㅤ бытьㅤ объектомㅤ авторскогоㅤ права,ㅤ хотяㅤ быㅤ отнесениеㅤ ихㅤ кㅤ произведениямㅤ науки,ㅤ литературыㅤ илиㅤ искусстваㅤ затруднительно.ㅤ Тоㅤ жеㅤ относитсяㅤ иㅤ кㅤ шахматнымㅤ иㅤ шашечнымㅤ задачамㅤ иㅤ композициям"[18]